Научная статья на тему 'Социальные факторы повышения качества оказания медицинских услуг в стационарном лечебно- профилактическом учреждении'

Социальные факторы повышения качества оказания медицинских услуг в стационарном лечебно- профилактическом учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СТАЦИОНАР / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ / ПРАВА ПАЦИЕНТА / PATIENT'S RIGHTS / MEDICAL CARE / PUBLIC HEALTH SERVICES / HOSPITAL / QUALITY OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипунов Д. А.

В статье проанализированы факторы повышения качества медицинской помощи в стационарном ЛПУ и сделан вывод о необходимости учета их социальной составляющей (психологические, юридические и экономические аспекты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FACTORS AFFECTING THE QUALITY OF HEALTH CARE IN THE HOSPITAL

The paper analyses the factors of improvement of quality of health care in a municipal hospital. The author concludes that social aspects of these factors (psychological, legal and financial issues) should be considered.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы повышения качества оказания медицинских услуг в стационарном лечебно- профилактическом учреждении»

ВЕСТНИК ВолГМУ I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I4

(24) 4

ЭКОЛОГИЯ, ГИГИЕНА, ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

УДК 614.2:614.21:362.11

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СТАЦИОНАРНОМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Д. А. Шипунов

МУЗ "Городская больница № 3" г. Волжский

В статье проанализированы факторы повышения качества медицинской помощи в стационарном ЛПУ и сделан вывод о необходимости учета их социальной составляющей (психологические, юридические и экономические аспекты).

Ключевые слова: медицинская помощь, здравоохранение, стационар, качество медицинской услуги, права пациента.

SOCIAL FACTORS AFFECTING THE QUALITY OF HEALTH CARE

IN THE HOSPITAL

D. A. Shipunov

Abstract. The paper analyses the factors of improvement of quality of health care in a municipal hospital. The author concludes that social aspects of these factors (psychological, legal and financial issues) should be considered.

Key words: мedical care, public health services, hospital, quality of medical services, patient's rights.

С развитием рыночных отношений проблема качества оказания медицинской помощи все больше трансформируется в проблему качества оказания медицинских услуг. Естественно, растет роль социальных факторов в данном процессе. Но далеко не все они и не всегда учитываются в системе контроля качества медицинской помощи (КМП) [2].

Социологические опросы населения, организуемые для определения степени удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием, были признаны одним из средств контроля КМП со стороны потребителей медицинских услуг [3].

Проведенный контент-анализ более 100 отечественных научно-практических журналов по социальным проблемам медицины, общетеоретическим и экономическим проблемам здравоохранения за 1995-2005 гг. показал, что в 87 % статьей, из числа тех, в которых были указаны использовавшиеся социологические методы,

применялись анкетные опросы [4].

Несмотря на рост количества публикаций, расширение предметного поля исследований, социологические методы используются недостаточно, выборка, достоверность, ошибка выборки, зачастую не рассчитываются или данные о них не приводятся, репрезентативность не обосновывается и т. д. [1]. Все это заставляет сконцентрировать особенное внимание на исследованиях КМУ в контексте социологии медицины.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Проанализировать работу стационарного ЛПУ как процесса интеракции социальных субъектов и выявить социально-психологические и организационные возможности повышения качества предоставления медицинских услуг в стационаре.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовательское поле - стационарные

4

ВЕСТНИК ВолГМУ

ЛПУ г. Волжского. Пациенты в возрасте от 18 до 65 лет, 1500 человек.

Исследование выполнялось с применением методов социологии медицины (контент-анализ медицинской документации, анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение). Программа авторская. Обработка данных компьютерная (SPSS).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам исследования оказалось, что наиболее оптимистично работу стационара оценивают главные врачи, что связано с особенностями "психологии управленцев". Самые критичные оценки дают врачи - непосредственные участники процесса оказания медицинской помощи, основывающиеся в суждениях на собственном опыте. Мнение пациентов о качестве медицинской помощи, технологическом уровне стационара более субъективно и зависит от многих факторов, связанных с конкретным случаем лечения в клинике, самочувствием и самооценкой здоровья в момент опроса, тяжестью течения заболевания, личным опытом предыдущих контактов с системой здравоохранения.

Для врачей очень важны личные качества коллег и администрации, межличностные взаимоотношения и психологический климат в коллективе, что связано с тендерными особенностями медицинских учреждений: преобладанием женщин (70,8 %), которым свойственно большее значение придавать эмоциональной сфере. Главные врачи ценят в своих коллегах и подчиненных, прежде всего, деловые качества, что объясняется с одной стороны статусом руководителя, с другой стороны - большим количеством мужчин (80,5 %) в числе опрошенных главных врачей.

У врачей и главных врачей очень высоко развито чувство причастности к своей социальной общности внутри организации. Восприятие взаимоотношений в коллективе, частоты возникновения конфликтных ситуаций, связано, прежде всего, с принадлежностью респондента к определенному уровню в социальной иерархии организации, а также со степенью его информированности.

Пациенты, оценивая свои взаимоотношения с врачами, руководствуются, прежде всего, своими впечатлениями, эмоциями. Поэтому очень важно, чтобы врач умел расположить пациента к себе, создать психологическую атмосферу, способствующую возникновению доверия и взаимопонимания. От этого в конечном итоге зависит удовлетворенность пациентов медицинской помощью и исход лечения.

Составляющими социального портрета стационарного ЛПУ являются социальные портреты главных врачей, медицинских работников и па-

циентов, которые в свою очередь включают в себя совокупность социально-демографических, медицинских, экономических и социологических оценочных показателей работы ЛПУ. Анализ полученных в ходе комплексного медико-социологического исследования данных позволил создать социальный портрет врача типичного стационара - это женщина в возрасте от 31 до 50 лет, состоящая в браке, обладающая квалификационной категорией, постоянно повышающая свой профессиональный уровень. Средняя заработная плата в 3,5 раза меньше, чем та, которая, по ее представлению, должна соответствовать имеющейся квалификации, практическому опыту, затратам времени и физической нагрузке. Работает в коллективе, где сложилась достаточно благоприятная атмосфера, ценит личные качества коллег выше профессиональных. Редко конфликтует со средним медицинским персоналом, в основном из-за распределения функциональных обязанностей. В работе не делает различий между пациентами, получающими помощь по ОМС, ДМС, на бюджетной и платной основе.

Социальный портрет главного врача клиники - мужчина, в возрасте 41-50 лет, со стажем работы более 25 лет, в должности главного врача или его заместителя работает менее пяти лет. Имеет высшую аттестационную категорию. Средняя заработная плата в 2,6 раза меньше желаемой. Считает общий технологический уровень стационара невысоким, морально-психологический климат в коллективах - благополучным, конфликты - редкими. В случае необходимости готов доверить выполнение своих обязанностей одному из заместителей, может положиться на ближайшее окружение. Выше ценит личные и деловые качества работников администрации, чем врачей. Профессиональные качества сотрудников ставит выше личных.

Типичный пациент стационара - это женщина в возрасте 40-49 лет, замужем, имеет детей. Будучи сотрудницей бюджетной организации с высшим образованием, располагает среднемесячным доходом на одного члена семьи немногим выше прожиточного минимума, поэтому пользуется в основном услугами государственных лечебно-профилактических учреждений, стараясь избегать обращений за платной медицинской помощью. Высоко оценивает технологический уровень стационара, вполне удовлетворена отношением медицинского персонала и сроками лечения, оценивает работу клиник на хорошо и отлично.

Применение социологических методов сбора и анализа информации (наряду с историческим, экономическим анализом) о деятельности основных участников лечебно-диагностического и организационного процессов в стационарных ЛПУ и выработка на этой основе практических рекомендаций будут способствовать принятию

ВЕСТНИК ВолГМУ

4

своевременных управленческих решений по гармонизации отношений изучаемых социальных групп, и, как следствие, повышению качества медицинской помощи, оптимизации структуры ЛПУ.

Результаты исследования явились основой для разработки рекомендаций руководителям ЛПУ по улучшению управления и организации взаимодействия между амбулаторными и стационарными лечебными учреждениями и основными субъектами, взаимодействующими в рамках стационарных лечебно-профилактических учреждений. Полученные данные способствовали обоснованию необходимости переноса акцента со стационарной на амбулаторно-поликлини-ческую помощь, более широкому внедрению стационарозамещающих технологий, созданию условий для повышения финансового обеспечения ЛПУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексное медико-социологическое исследование показало необходимость совершенствования планирования кадрового потенциала стационарных ЛПУ на основе разработки и использования нормативов численности персонала. Основными резервами повышения эффективности в данном направлении являются: устранение дублирования функций; перераспределение функций между профессиональными группами медицинского персонала; упорядочение должностной структуры медицинских учреждений; улучшение условий и повышение технической оснащенности труда.

Для оптимизации взаимодействия врача и пациента, а также повышения удовлетворенности больных лечебным процессом необходимо: информировать пациента о предлагаемых методах и средствах лечения, особенно при использовании методов, связанных с риском для его здоровья; обеспечить реализацию прав пациентов; прогнозировать потенциальную эффективность медицинских услуг; контролировать динамику заболевания путем последующих контактов с пациентом; разрабатывать превентивные меры по профилактике патологических состояний.

Улучшение работы и условий труда врачей возможно за счет: обеспечения мотивации у медицинских работников к достижению поставленных целей; установления системы оплаты труда с учетом объема, качества работы, профессионализма; укрепления трудовой дисциплины на всех уровнях; создания комнат психо-эмоцио-нальной разгрузки; обеспечения полноценного питания на рабочем месте и др.

Для разрешения выявленных в результате проведения исследования управленческих и организационных проблем, характерных для стационарных ЛПУ, необходимо: своевременное внедрение и совершенствование медико-экономических стандартов; внедрение принципов медицинского маркетинга для изучения спроса и предложения в целях обеспечения экономической стабильности стационарного ЛПУ; расширение использования социального менеджмента в ЛПУ, экономического и административно-правового регулирования хозяйственного механизма; обеспечение единого подхода к нормированию, стандартизации, лицензированию, медико-техническому оснащению ЛПУ как механизму повышения качества и эффективности использования ресурсов; повышение контроля объемов и качества оказываемой стационарной медицинской помощи на всех уровнях госпитализации.

Литература

1. Ефименко С. А. Социология пациента. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра социологич. наук. - Волгоград, 2007.

2. Линденбратен А. Л. Оценка качества и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений: метод. материалы. - М., 1996.

3. Юрьев В. К., Сажин В. Л. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 2000. - № 6. -С. 31-35.

4. Юрьев В. К., Сажин В. Л. // Проблемы оценки качества медицинской помощи. - СПб., 1998. - Вып. 2. -С. 324-326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.