Научная статья на тему 'Социальные аспекты образовательного процесса в современной России'

Социальные аспекты образовательного процесса в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / АДАПТАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярашева Азиза Викторовна

В настоящей статье анализируются процессы, происходящие в современном российском образовании. По мнению автора, при реформировании системы образования необходимо учитывать все специфические особенности социального развития страны.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article analyses the processes in modern Russian education. According to the author, in reforming the education system must take into account all the specific features of the social development of the country.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты образовательного процесса в современной России»

Мрсшлеба сЛ^и^а ^штьо^ю&нм

^(щшгль'нлме сктектьг (х/рафсЖатяъЛьшяо прющвсеа

4 сс^ежештИ ^России

В настоящей статье анализируются процессы, происходящие в современном российском образовании. По мнению автора, при реформировании системы образования необходимо учитывать все специфические особенности социального развития страны.

Образование, социальная политика, человеческий капитал, адаптация, высшая школа, социальный статус.

/" еобходимость и важность рассмотрения социальных аспектов процесса

[ /_в образования в нашей стране обусловлены, в первую очередь, необходимо-

V я ш стью встраивания национальной системы образования в международное ш ш информационное поле. Представители самых разных современных науч-кУ -I— ных направлений признают значимость образовательной сферы, вопросов ее организации и финансирования, качества и доступности образования, формирования отвечающих реалиям наших дней программ, методов и технологий передачи и сохранения знаний.

Полученное индивидуумом образование является каналом восходящей социальной и территориальной мобильности, важнейшим механизмом социализации и социокультурной интеграции, условием становления гражданского общества и правового государства, преодоления опасности отставания отдельных стран от главного направления общественного развития и перехода в зоны риска и неопределенности. Помимо этого, образование становится эффективным средством производства и накопления социального и человеческого капитала, который имеет особое значение для развития современного общества [1].

В данной статье образование рассматривается как один из важнейших социальных институтов, в развитии которого в нашей стране можно наблюдать ряд проблем. В качестве основной можно выделить непосредственный вклад существующей образовательной системы в воспроизводство социально-экономического неравенства. Здесь прослеживается взаимозависимость: высокий уровень образования может способствовать повышению качества жизни, и наоборот, увеличение доходов определенного слоя населения создает условия для получения необходимого образования.

Интересен факт, установленный исследователями: не выявлена сколько-нибудь значительная корреляция между субъективным благополучием и уровнем образования. Ученые [2] объясняют это тем, что, хотя образование служит важным ресурсом достижения более высокого социального статуса, оно одновременно повышает уровень притязаний и расширяет спектр возможностей, усиливая экзистенциальную тревогу, связанную с выбором и самореализацией.

В связи с тем, что наряду с социальной функцией образование имеет выраженный экономический потенциал, такие качества, как гибкость и адаптабельность, конкурентоспособность, индивидуализм (персонификация выбора и ответственности), сокращение дистанции власти (демократизация отношений между руководителем и исполнителем) ценятся на рынке труда и становятся краеугольным камнем всех образовательных программ. Результаты эмпирических исследований позволяют зафиксировать достаточно высокую значимость образования как социальной ценности [3].

Говоря об адаптационном потенциале российского населения, можно сделать вывод о взаимосвязи способности к мотивированной учебе с восприятием реформ в обществе. Те, кто выражает желание продолжать обучение в свободное время, положительно встречают социальные и экономические перемены и стараются им соответствовать [4].

Если рассматривать взаимосвязь между процессами модернизации и образования, то выводы можно представить в виде следующей таблицы, содержащей два основных типа транс-

формации - догоняющую и инновационную.

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов трансформаций, связанных с процессом образования

Тип трансформации Догоняющая Инновационная

Сущность Ориентирована на позднеиндустриальную экономику в условиях незавершенности индустриального развития Ориентирована на создание постиндустриальной национальной экономики, основанной на производстве инновационных продуктов со значительной интеллектуальной составляющей

Характеристика учебного процесса В основном процесс формализован, централизован, ориентирован не на все, а лишь на определенные социальные и возрастные группы В основном неформальные, внесистемные (не входящие в установленную институцию) образовательные практики, которые регулируются рыночными отношениями, а не государством и, следовательно, максимально диверсифицированы [5]. Более высокая изменчивость основных показателей, чем при догоняющей трансформации, связанная с большими расходами и повышенными рисками; ведет к развитию отраслей интеллектуального (нематериального) производства, при этом производство знаний воплощается в наукоемких технологиях, которые приобретают системообразующее значение

Конечная цель Создание стабильных, устоявшихся технологий преимущественно в материальном производстве, где содержание труда и требования к квалификации (компетенции) понятны и легко определяемы, а главное - неизменны в течение продолжительного периода Создание условий для производства и передачи инновационных знаний и наукоемких высокопроизводительных технологий людям с соответствующим (высоким) уровнем функциональной грамотности и профессиональной квалификации

На самом деле в каждой стране образование в целом представляет собой совокупность инновационных и догоняющих процессов. Это дополняющие друг друга практики, их соотношение в значительной степени определяется политическими и экономическими факторами в каждом конкретном государстве, принятыми задачами и целями.

В современной российской ситуации есть основания утверждать, что вектор системной трансформации направлен в сторону нематериального производства знаний и наукоемких технологий. При этом важно, что именно субъекты - производители (наука), распространители (образование) и носители этих знаний и технологий (персонал соответствующей квалификации) - задают данный вектор и характер общественного развития, а также соответствующий способ распределения благ [6, С. 33].

В основных документах, определяющих содержание и задачи преобразований [7], было отмечено, что именно высшая школа обеспечивает воспроизводство наиболее квалифицированных кадров для развивающихся рыночных экономик. Особое внимание уделялось качеству, доступности образования, децентрализации управления и повышению уровня самостоятельности (автономии) высших учебных заведений. Наряду с этим перед высшей школой в период трансформации, как показывает международный опыт, возникает необходимость в подготовке специалистов не только широкого профиля, но и с навыками для продолжения получения дальнейшего образования в соответствии с потребностями рынка труда в данной конкретной стране.

В российской действительности мы сталкиваемся с тем, что образование и, в частности, его доступность определяется существующей социально-экономической структурой конкретного общества и особенностями его воспроизводства. Таким образом, важной социальной проблемой в современном российском обществе выступает неравенство в образовании в виде ограничения (а иногда и принципиальной невозможности) доступа к качественному образованию. Специфика образовательных неравенств заключается в том, что они имеют кумулятивный (накопительный) характер - возникая на уровне детского сада и начальной школы, эти неравенства продолжают развиваться и затем закрепляются в старших классах средней школы.

Таким образом, социальная дифференциация происходит уже на тех уровнях образования, когда увеличение объема платных услуг и рост числа учебных заведений, предоставляющих услуги на коммерческой основе, выводят за рамки соревнования представителей малообеспеченных и низкодоходных семей. Специалисты убеждены в том, что несопоставимый с европейскими показателями рост социально-экономического неравенства фактически

привел к возникновению в России двух систем образования: для образованных и обеспеченных (преимущественно городских) и малообразованных небогатых (преимущественно сельских) семей [6, С. 39].

Данная тенденция наблюдается на всех уровнях общего и профессионального образования [8]. К категории значимых факторов доступности высшего образования, помимо доходов, относятся культурный капитал в форме образовательного статуса родителей, уровень урбанизации места жительства, успеваемость и качество школьной подготовки потенциального студента.

Таким образом, в нашей стране профессиональное образование становится частью процесса социального расслоения, фактором, не препятствующим, а способствующим нарастанию последнего. Одним из таких показателей является связь полученного образования и величины заработной платы.

Еще одной важной проблемой, которой необходимо уделить внимание, является ориентированность системы образования на воспроизводство самой себя и, лишь частично, на спрос потребителей ее услуг. Зачастую, последние плохо представляют объективную ситуацию на рынке труда и ее прогнозируемое состояние к моменту получения диплома об окончании учебного заведения.

В нашей стране плохо функционирующий механизм информирования о специфике спроса на труд приводит к тому, что люди выбирают профессии интуитивно, часто исходя из соображений популярности той или иной специальности или конкретного учебного заведения. Стремясь поступить на престижные факультеты известных вузов или просто получить диплом о высшем образовании, до сих пор воспринимаемый многими как «путевка в жизнь», абитуриенты и их родители часто не задумываются, нужно ли будет в их дальнейшей работе образование этого уровня и направления. Ведь не секрет, что сегодня в России наблюдается явный переизбыток специалистов с высшим образованием, особенно в экономической, управленческой и юридической сферах.

В отличие от накопления традиционного капитала, приобретение знаний, навыков и компетенций представляет собой интерактивный процесс, предполагающий не только инвестирование финансовых ресурсов, но, прежде всего, значительный вклад собственного труда студента-инвестора. Объем образовательного капитала, накопленного в процессе обучения, зависит не только от качества преподавания, но и от собственных трудовых усилий, мотивированности и природных способностей обучающихся [9].

Ученые-социологи обеспокоены тем, что национальная система профессиональной социализации малоэффективна, разбалансирована, функционирует в условиях отсутствия связей с потребностями общества. Дисбаланс между профессиональным выбором человека и возможностями его реализации затрудняет процессы формирования стабильных и устойчивых профессиональных групп, воспроизводства социальной структуры, а, в конечном счете, ведет к дезинтеграции общества, угрожает нарастанием экономической и социальной марги-нальности и нестабильности [6, С. 47-48].

Подводя итоги, следует отметить, что в той степени, в какой знания становятся всеобщим, конвертируемым товаром, образование получает статус социальной технологии, обеспечивающей распространение и существование этих знаний в том качестве и состоянии, которые необходимы для развития общества на данном этапе. Государство должно стремиться к тому, чтобы каждая социальная группа общества имела свой шанс на получение тех знаний и профессиональных навыков, в которых она нуждается.

Потребности рыночной экономики и социально-экономическая ситуация в нашей стране ставят перед обществом задачу, ориентированную на приведение существующей системы образования в соответствие с самыми современными требованиями: качество, доступность и эффективность применения полученных знаний на практике. Россия должна использовать все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, в первую очередь, человеческий капитал, для создания эффективной конкурентоспособной среды в сфере образования. Однако сложность заключается в том, что на данном этапе развития рыночных отношений недостаточно развита экономическая конкуренция, в рамках которой именно качество образования и умение применять полученные навыки играют первоочередную роль при достижении успеха - материаль-

бб

ного положения и социального статуса. Литература

[1 ] Горшков М. К., Кпючарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. - С. 5. См. также: Андреев А.Л. Российское образование. Социально-исторические контексты. - М.: Наука, 2008.

[2] Осипов Г.В. Измерение социальной реальности. Показатели и индикаторы. - М.: ИСПИ РАН, 2011. - С. 65.

[3] Данные ежегодного общероссийского мониторинга Института социологии РАН (2005-2010 гг.), Руководили М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова.

[4] См.: Адаптационные стратегии населения / Под ред. д.э.н. Е.М. Авраамовой, СПб., 2004. - С. 28-47.

[5] См,: Диденко Д.В. Теория модернизации и стратегии трансформации национальной интеллектуальной экономики II Международная экономики, 2010. Ноябрь.

[6] Горшков М. К., Кпючарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.

[7] «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» Приказ Министерства образования РФ №399 от 11.03.2002 г.

[8] См.: Доступность высшего образования в России II Отв, ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.

[9] Соболева И. Человеческий потенциал российской экономики: механизмы воспроизводства и вызовы для России II Вестник Института экономики РАН. - 2009. - №1. - С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.