Социальность государства в Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Научная статья на тему 'Социальность государства в Швейцарии' по специальности 'Государство и право. Юридические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 10 — Государство и право. Юридические науки
  • ВАК РФ: 12.00.00
  • УДK: 34
  • Указанные автором: УДК:342.7

Статистика по статье
  • 112
    читатели
  • 22
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
  • СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
  • ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
  • КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП
  • ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
  • WELFARE STATE
  • WELFARING OF THE STATE
  • CONSTITUTIONAL LAW
  • BASIS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM
  • CONSTITUTIONAL-LEGAL PRINCIPLE OF THE WELFARE STATE

Аннотация
научной статьи
по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — АРИСТОВ Е.В.

Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Швейцарии модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Швейцарии.The article investigates the features of model of the welfare state implemented in the Switzerland. The article shows the features of fixing of guarantees of the welfare state in legislation of Switzerland.

Научная статья по специальности "Государство и право. Юридические науки" из научного журнала "Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право", АРИСТОВ Е.В.

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Социальность государства в Швейцарии". Научная статья по специальности "Государство и право. Юридические науки"

УДК 342.7
СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ШВЕЙЦАРИИ WELFARING OF THE STATES IN THE SWITZERLAND
Е.В. Аристов E.V. Aristov
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Perm State University, 15 Bukireva St, Perm, 614990, Russia
E-mail: znakomyi72@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Швейцарии модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Швейцарии.
Resume. The article investigates the features of model of the welfare state implemented in the Switzerland. The article shows the features of fixing of guarantees of the welfare state in legislation of Switzerland.
Ключевые слова: социальное государство, социальность государства, конституционное право, основа конституционного строя, конституционно-правовой принцип, государство благосостояния.
Key words: Welfare State, welfaring of the State, Constitutional Law, basis of the constitutional system, constitutional-legal principle of the Welfare State.
Как отмечает Клаус Арминджен, в сравнении с другими странами швейцарское государство благосостояния можно определить как либеральное или так называемое остаточное [Armingeon: Institutionalising the Swiss welfare state, P. 145].
Некоторыми исследователями Швейцария определяется как наименее развитое государство благосостояния [Armingeon K., Bertozzi F., Bonoli G.: Swiss Worlds of Welfare, P. 23].
По мнению Ральфа Сэгалмэна, на 1986 год Швейцария во многих отношениях вообще не являлась государством благосостояния ввиду отсутствия национальной службы здравоохранения, а также отсутствия общенациональных гарантий минимального дохода для всех групп населения (кроме престарелых и нетрудоспособных), а также существенной местной автономии [Segalman: Welfare and dependency in Switzerland, P. 106].
И действительно, в период после Второй мировой войны Швейцария являлась отстающим государством благосостояния, однако в настоящее время это зрелое и щедрое либерально-консервативное социальное государство, устойчивость которого в немалой степени обеспечивается за счет высоких темпов экономического роста [Armingeon K., Linder W., Zohlnhöfer R.: Switzerland Report / The Sustainable Governance Indicators, P. 10].
Швейцарское государство благосостояния начало свое развитие сравнительно поздно по сравнению с другими странами Европы. Система социального обеспечения Швейцарии в период, когда в других государствах происходило расширение предоставляемых населению пособий, оставалась существенно ограниченной, зато в 1970-х - 1980-х годах, во время массового сокращения расходов на социальную сферу, в Швейцарии наоборот началось развитие системы обеспечения благосостояния населения [Kakpo N., Cattacin S.: Local welfare in Switzerland Housing, Employment and Child care. P. 4].
На настоящий момент, по мнению Вольфа Линдера, Клауса Арминджена и Раймута Цольн-хофера, государство благосостояния Швейцарии, корни которого уходят в индустриальную эпоху экономики, как и множество других континентальных государств благосостояния не было реформировано еще в достаточной степени для решения новых социальных проблем [Armingeon K., Linder W., Zohlnhöfer R.: Switzerland Report / The Sustainable Governance Indicators, P. 10].
Швейцарское государство благосостояния в достаточно серьезной степени ориентировано на свою систему социального обеспечения. Организация швейцарской системы обеспечения благосостояния населения основывается на широкой сети частных некоммерческих и контролируемых государством учреждений, функционирующих на местном, региональном или кантональном и федеральном уровнях [Kakpo N., Cattacin S.: Local welfare in Switzerland Housing, Employment and Child care. P. 4].
Как и большинство других федеративных государств, Швейцария разработала многоуровневую систему социальной защиты, в рамках которой финансирование, принятие решений и их реализация распределяются между разными уровнями власти. Реализация основных направлений социальной политики, таких, как, например, пенсионное обеспечение по старости, медицинское страхование или страхование по безработице, была передана со временем от кантональных органов публичной власти федеральным. При этом за кантонами сохраняется значительная свобода действий при реализации ряда иных важных направлений государственной социальной политики [Armingeon K., Bertozzi F., Bonoli G.: Swiss Worlds of Welfare, P. 23].
К специфическим чертам швейцарского государства благосостояния Натали Какпо и Сандро Каттачин относят субсидиарность, ввиду которой инициативы гражданского общества в значительно большей степени поощряются, чем инициативы, исходящие в данной сфере от государства. Так, в случае возникновения проблемы в общественной жизни, некоммерческие организации гражданского общества предлагают принятие программ для решения такой проблемы, и после начала их реализации эти организации могут получить финансирование от органов публичной власти. В соответствии с принципом субсидиарное™, первые средства, как правило, предоставляются на местном уровне, а после доказательств работоспособности таких программ, их реализация расширяется и финансирование осуществляется на региональном и федеральном уровнях [Kakpo N., Cattacin S.: Local welfare in Switzerland Housing, Employment and Child care. P. 4 ].
Принцип социальности государства закреплен в Швейцарии на конституционном уровне.
Так, в Преамбуле к Союзной конституции Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 14 июня 2015 года) [Constitution fédérale de la Confédération Suisse du 18 avril 1999] содержится указание на то, что «сила общества измеряется благосостоянием самого слабого из его членов».
Часть 2 статьи 2 Союзной конституции Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 14 июня 2015 года) устанавливает, что Конфедерация должна, в частности, содействовать общему благу, устойчивому развитию.
Также данный нормативно-правовой акт содержит иные достаточно широкие гарантии принципа социальности государства.
Согласно части 1 статьи 41 Союзной конституции Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 14 июня 2015 года), Конфедерация и кантоны, в дополнение к личной ответственности и частной инициативе, обязуются обеспечивать следующее:
- что каждый пользуется системой социального обеспечения;
- что каждый имеет возможность получать помощь, необходимую для его здоровья;
- что семьи, а также объединения взрослых и детей защищены и поощряются;
- что каждый в состоянии работать, чтобы обеспечивать свое существование, а также что выполнение им работы осуществляется в справедливых условиях;
- что каждый, находящийся в поисках жилья, мог найти для себя и своей семьи надлежащее жилье с приемлемыми условиями;
- чтобы дети и молодежь, а также лица трудоспособного возраста имели возможность получать начальную подготовку, а также повышение квалификации соответственно их способностям;
- поощрение детей и молодежи в том, чтобы становиться независимыми и социально ответственными лицами, а также поощрение их социальной, культурной и политической интеграции [Constitution fédérale de la Confédération Suisse du 18 avril 1999].
Согласно части 2 статьи 41 Союзной конституции Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 14 июня 2015 года), Конфедерация и кантоны гарантируют, что каждый застрахован от экономических последствий достижения пожилого возраста, инвалидности, болезни, несчастного случая, безработицы, материнства, сиротства и вдовства.
Согласно статье 108 (части 4) Союзной конституции Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 14 июня 2015 года), Конфедерация при проведении политики по поощрению жилищного строительства, учитывает интересы семьи, престарелых или нуждающихся.
В соответствии со статьей 111 Союзной конституции Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 14 июня 2015 года), Конфедерация принимает меры по пенсионному обеспечению престарелых, инвалидов и оставшихся без кормильца.
Часть 2 статьи 112 Союзной конституции Швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года (в ред. от 14 июня 2015 года) содержит принципы, которым должно соответствовать законодательство об указанном пенсионном обеспечении, к которым относится, в частности, положение о том, пенсия должна покрывать все жизненные потребности надлежащим образом [Constitution fédérale de la Confédération Suisse du 18 avril 1999].
Список литературы References
1. Armingeon K. Institutionalising the Swiss welfare state // West European Politics. - 2001. - Vol. 24. -Issue 2. - P. 145-168. - P. 145.
2. Armingeon K., Bertozzi F., Bonoli G. Swiss Worlds of Welfare // West European Politics. - 2004. -Vol. 27. - Issue 1. - P. 20-44. - P. 23.
3. Armingeon K., Linder W., Zohlnhofer R. 2014 Switzerland Report / The Sustainable Governance Indicators // URL:<http://www.sgi-network.org/docs/2014/country/SGI2014_Switzerland.pdf>. - 46 p. - P. 10.
4. Constitution fédérale de la Confédération Suisse du 18 avril 1999 (Etat le 14 juin 2015) //URL :<https://www.admin.ch/opc/fr/classified-compilation/19995395/index.html>.
5. Kakpo N., Cattacin S. Local welfare in Switzerland Housing, Employment and Child care / Welfare innovations at the local level in favour of cohesion // URL: <http://www.wilcoproject.eu/wordpress/wp-content/uploads/WILCO_WP2_Report_07_CH1.pdf>. - 2014. - 28 p. - P. 4.
6. Segalman R. Welfare and dependency in Switzerland / / National Affairs. - 1986, Winter. - № 82. - P. 106121. - P. 106.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх