Научная статья на тему 'Социальность государства в Аргентине'

Социальность государства в Аргентине Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1632
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП / ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аристов Евгений Вячеславович

Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Аргентине модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Аргентины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELFARING OF THE STATES IN THE ARGENTINA

The article investigates the features of model of the welfare state implemented in the Argentina. The article shows the features of fixing of guarantees of the welfare state in legislation of Argentina.

Текст научной работы на тему «Социальность государства в Аргентине»

2.3. СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В АРГЕНТИНЕ

Аристов Евгений Вячеславович, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Пермский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса. E-mail: znakomyi72@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей реализованной в Аргентине модели социального государства. Показаны особенности закрепления гарантий социальности государства в законодательстве Аргентины.

Ключевые слова: социальное государство, социальность государства, конституционное право, основа конституционного строя, конституционно-правовой принцип, государство благосостояния.

WELFARING OF THE STATES IN THE ARGENTINA

Aristov Evgeniy Vyacheslavovich, PhD at Law. Position: senior lecturer. Place of employment: Perm State National Research University. Department: Business law, civil and arbitration process chair. E-mail: znakomyi72@mail.ru

Annotation: The article investigates the features of model of the welfare state implemented in the Argentina. The article shows the features of fixing of guarantees of the welfare state in legislation of Argentina. Keywords: welfare state, welfaring of the state, constitutional law, basis of the constitutional system, constitutional-legal principle of the welfare state.

Аргентина является одним из наиболее известных государств благосостояния Латинской Америки.

По мнению Алексы Сегуры-Убиерго, Аргентина является достаточно относительно развитым государством благосостояния1.

В принципе, если говорить о классификации аргентинского государства благосостояния, то в классическую схему, предложенную Гёстой-Эспинг-Андерсеном, оно не совсем укладывается ввиду своей собственной специфики и ключевых характеристик, а также специфики латиноамериканских социальных государств в целом.

Как отмечает Джулиана Мартинез Франзони, первым применил и адаптировал классификацию государств благосостояния, предложенную Гёстой Эспинг-Андерсеном, к классификации государств благосостояния Латинской Америки исследователь Фернандо Филгуэйра, выделив три основные региональные модели (главным образом, на основе изучения латиноамериканских государств благосостояния в период 1970-х годов). Аргентина в рамках данной классификации принадлежит к модели стратифицированного универсализма с расширенной политикой по обеспечению благосостояния населения, но которая однако является сегментированной по профессиональной принадлежности бенефициаров данной системы. После 1980 года Аргентина пришла к модели государства благосостояния, ориентированного на рынок2.

1 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 320 p. - P. 15.

2 Martínez Franzoni J. Welfare Regimes in Latin America: Capturing Constellations of Markets, Families, and Policies // Latin American Politics and Society. - 2008. - Vol. 50. - № 2. - P. 67-100. - P. 69.

Как отмечают Розалия Кортес и Габиэль Келлер, социальное обеспечение населения в Аргентине в период 1950-х-1970-х годов (в период реализации так называемой политики импортозамещения) в целом основывалось на консервативно-корпоративистской модели государства благосостояния. Семьи играли достаточно незначительную роль в обеспечении благосостояния всего населения, в отличие от частных благотворительных и религиозных организаций, оказывавших поддержку бедному населению3.

Фернандо Филгуэйра указывает, что первой ключевой характеристикой государств благосостояния Латинской Америки, принадлежащих к модели стратифицированного универсализма, является то, что к 1970 году все население было так или иначе защищено системой социального обеспечения, кроме того, население получало услуги системы здравоохранения, а образование начального и среднего уровней также предоставлялось всему населению. Другая основная особенность таких государств благосостояния заключалась в достаточно значительной стратификации льгот, предоставлявшихся населению, условий доступа к таким льготам и диапазона обеспечиваемой защиты в сфере социального обеспечения и здраво-

4

охранения .

Вторая категория государств благосостояния Латинской Америки включает в себя так называемые остаточные государства благосостояния с практически отсутствующим государственным распределением ресурсов, такие как Сальвадор и Никарагуа. К третьей категории относятся Бразилия и Мексика, государства благосостояния, в которых сочетаются стратифицированный универсализм социального обеспечения в городских районах и социальная изоляция в сельских районах5

Непосредственно то, что Аргентина является государством благосостояния или социальным государством, на конституционном уровне не закреплено (то есть, в Конституции Аргентины (принятой в 1853 году, с изменениями от 1860, 1866, 1898, 1957 и 1994 годов) отсутствует непосредственно данная формулировка, однако ряд положений данного нормативно-правового акта содержит очевидные гарантии этого конституционного принципа.

Так, к примеру, Преамбула к Конституции Аргентины (принятой в 1853 году, с изменениями от 1860, 1866, 1898, 1957 и 1994 годов) содержит указание на то, что данный нормативно-правовой конституционный акт был принят, в том числе, в целях содействия всеобщему благосостоянию6.

Наиболее широкие гарантии конституционного принципа социальности государства закрепляет статья

<https://www.amherst.edu/system/files/media/0511/welfare%2520LA.

pdf>.

3 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/cortes kessler.pdf>. - 12 p. - P. 3.

4 Filgueira F. El nuevo modelo de prestaciones sociales en América Latina eficiencia, residualismo y ciudadanía estratificada // <http://www.inau.gub.uy/biblioteca/mofi.pdf>. - 23 p. - P. 7.

5 Martínez Franzoni J. Welfare Regimes in Latin America: Capturing Constellations of Markets, Families, and Policies // Latin American Politics and Society. - 2008. - Vol. 50. - № 2. - P. 67-100. - P. 69. <https://www.amherst.edu/system/files/media/0511/welfare%2520LA. pdf>.

6 Constitucion de la Nacion Argentina (sancionada en 1853 con las

reformas de los años 1860, 1866, 1898, 1957 y 1994) //

<http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/anexos/0-

4999/804/norma.htm>; <http://www.senado.gov.ar/deInteres>.

14 bis Конституции Аргентины (принятой в 1853 году, с изменениями от 1860, 1866, 1898, 1957 и 1994 годов), которая предусматривает следующее:

«Труд в его различных формах пользуется защитой законов, которые обеспечивают работникам: достойные и справедливые условия труда, лимитированный рабочий день; отдых и оплачиваемый отпуск; справедливое вознаграждение; гибкий прожиточный минимум; равную оплату равного труда; участие в доходах предприятий с обеспечением контроля за производством и осуществления сотрудничества в области управления; защиту от произвольного увольнения; стабильность государственной службы; свободную и демократическую профсоюзную организацию, признаваемую посредством простой регистрации в специальном реестре.

Профсоюзам гарантируется: право заключать коллективные трудовые соглашения; возможность обращения к примирению и арбитражу; право на забастовку. Представители профсоюзов имеют необходимые гарантии для осуществления управления профсоюзами и стабильности их трудовой деятельности.

Государство предоставляет гарантии социального обеспечения, которые имеют комплексный и обязательный характер. В частности, законы устанавливают: обязательное социальное страхование, за которое отвечают национальные или провинциальные предприятия, обладающие финансовой и экономической независимостью, управляемые заинтересованными лицами при участии государства, ... ; гибкое пенсионное обеспечение; всестороннюю защиту семьи; защиту благополучия семьи; семейные пособия и доступ к достойному жилью»7.

Согласно указанной статье, основной акцент обеспечения благосостояния населения в Аргентине делается на оказание поддержки семьям и защиту прав работников.

К основным особенностям аргентинской системы обеспечения благосостояния населения также относят следующие:

- обеспечение социальной защиты посредством реализации целевых социальных программ;

- значительная роль рынка в обеспечении благосостояния населения;

- значительная роль социальных субъектов в обеспечении благосостояния населения8.

Как отмечают Эвелин Хьюбер, Томас Мустилло и Джон Д. Стефенс, в настоящее время большая часть населения Аргентины охвачена системой социального обеспечения и имеет возможность получать достойное образование и медицинские услуги9.

Не так давно Всемирный банк определил Аргентину как «государство систем социальной безопасности» ввиду того, что данное государство в настоящее время тратит большее количество средств на социальное обеспечение, инвестируя наибольшие объемы средств

7 Constitución de la Nación Argentina (sancionada en 1853 con las reformas de los años 1860, 1866, 1898, 1957 y 1994) // <http://infoleg.mecon.gov.ar/infoleglnternet/anexos/0-4999/804/norma.htm>; <http://www.senado.gov.ar/delnteres>.

8 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/pro-ject/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. - P. 3.

9 Huber E., Mustillo T., Stephens J.D. Politics and Social Spending in Latin America // <http:// www.unc.edu/~jdsteph/documents/ com-mon/articles/JoP_10.07.pdf>. - 47 p. - P. 1.

по сравнению с размерами ВВП по сравнению с остальными государствами мира10.

Несмотря на указанную достаточно высокую оценку реализации конституционного принципа социальности государства в Аргентине, данную Всемирным Банком в настоящее время, история развития аргентинского государства благосостояния является достаточно долгой.

К началу двадцатого века Аргентина являлась не только самым богатым государством Латинской Америки, но и одним из наиболее богатых государств ми-

11

ра .

И Аргентина стала также первым государством в Латинской Америке, начавшим развивать свою систему обеспечения благосостояния населения с начала прошлого века. Это произошло, главным образом, из-за достаточно раннего развития социальных потребностей. Как и во всем остальном мире, первые меры, принимавшиеся государством в целях обеспечения развития социальной сферы, а также сферы благотворительности, были разработаны для того, чтобы оказать поддержку нуждающимся категориям населения12.

Так, на развитие системы обеспечения благосостояния в Аргентине достаточно существенное влияние оказало восходящее давление со стороны растущей критической массы работников промышленного сектора, и обеспечение функционирования наиболее ранних систем социального обеспечения было осуществлено изначально в качестве временной реакции патерналистских элит, стремившихся несколько ослабить агитационную деятельность рабочего секто-ра13.

Кроме того, как отмечает Алекс Сегура-Убиерго, государство благосостояния в Аргентине получило свое развитие, в том числе, благодаря экономическому развитию данного государства и рабочей власти в условиях отсутствия демократии и экономической откры-

14

тости .

Как указывает Хильбер Бренес-Камачо, вообще среди стран Латинской Америки политика обеспечения благосостояния населения была и является наиболее успешной в тех государствах, где зарождавшийся средний класс оказывал давление на сравнительно более демократические режимы, таких как Аргентина, Чили, Уругвай и Коста-Рика15.

Во второй половине девятнадцатого века в Аргентине были заложены основы создания политических институтов, цели которых и инструменты, которые применялись для их реализации, укладывались в современное понимание и видение национального государства. Тем не менее, государственная деятель-

10Staff I. World Bank Report Highlights Argentine Welfare State // <http://www. argentinaindependent.com/currentaffairs/newsfrom-argentina/world-bank-report-highlights-argentine-welfare-state/>.

11 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 320 p. - P. 59.

12 Estado de Bienestar / Centro de Ciencia, Educación y Sociedad // <http://www.cecies.org/articulo.asp?id=120>.

13 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - xix; 320 p. - P. 27.

14 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - xix; 320 p. - P. 49.

15 Brenes-Camacho G. The roles of family and the Welfare State in

reception of public and private support by the elderly in three Latin

American countries // <http:// ccp.ucr. ac.cr/ creles/ pdf/ brenes _

on_welfare_regimes_paper_may.pdf>. - 42 p. - P. 2.

ность в социальной сфере сохраняла традиционные черты благотворительности, и типичная стратегия вмешательства государства в данную сферу включала в себя сочетание ограничения прав, сегрегации и даже репрессий бенефициаров благотворительных систем. К концу девятнадцатого века некоторые социальные группы, находившиеся ранее в состоянии некоторой социальной изоляции, начали организовываться, что стало предпосылкой для изменения политического климата 6

После реформы избирательной системы Аргентины в 1912 году некоторые организованные группы населения укрепили свое давление на государственные учреждения, однако принятие программ социального страхования произошло позже. Так, в 1915 году было принято законодательство о предоставлении компенсаций в случае несчастных случаев на производстве, а также о пенсионном обеспечении железнодорожных рабочих частного сектора. В 1923 году также было принято законодательство о пенсионном обеспечении работников промышленного и торгового секторов, а также работников сферы услуг17.

До конца девятнадцатого века пенсионные пособия выплачивались в Аргентине только военным, работникам органов публичного управления в некоторых сферах, а также учителям. В 1904 году в данный перечень вошли все работники органов публичного управления, а в период с 1916 года по 1930 год действие системы пенсионного обеспечения было расширено, и в нее вошли работники сферы коммунального обслуживания, банковские работники и работники страховых компаний18.

Национальная система образования Аргентины была создана в 1884 году, а в 1905 году с принятием Закона Аргентины № 4.874 от 17 октября 1905 года, так называемого «Закона Лаинеза»19 национальным исполнительным органам публичной власти было предоставлено право учреждать школы на всей территории государства, был провозглашен принцип, согласно которому государственное образование является обязательным, светским и бесплатным, а также началось массовое строительство национальных средних и высших учебных заведений, что привело к значительному повышению уровня грамотности населения20.

Создание и развитие системы национального здравоохранения Аргентины осуществлялось на протяжении длительного периода с 1880 года21.

В 1919 году в Аргентине был принят Закон о занятости несовершеннолетних, а в 1924 году - законодательство, ограничившее детский и женский труд. В

1933 году был проведен Первый национальный конгресс по вопросам социального обеспечения22.

Как отмечает Алекс Сегура-Убиерго, в отличие от других развивающихся государств, в Аргентине, как и в других странах Латинской Америки, уже с 1920-х годов существовала система обеспечения благосостояния населения, смоделированная по европейскому образ-

цу23.

Развитие системы социального обеспечения в Аргентине в период до 1940-х годов совпало с общим изменением модели экономического развития24.

Алекс Сегура-Убиерго считает, однако, что до 1940-х годов Аргентина не являлась государством благосостояния в прямом смысле этого слова, лишь в 1940-х годах аргентинское государство благосостояния начало консолидироваться и существенно расширяться под руководством президента Хуана Перона, который стремился к созданию нового социального и трудового законодательства, а также к улучшению и обеспечению соблюдения существовавшего законодательства в сфере обеспечения благосостояния населения. В частности, основная стратегия, которой придерживался Хуан Перон, в качестве главной своей цели заявляла обеспечение социальной справедливости25.

Одной из наиболее важных мер, реализованных Хуаном Пероном для разработки всеобъемлющей системы обеспечения благосостояния населения Аргентины, было включение положений о необходимости социального обеспечения в Конституцию Аргентины в качестве прав работников. Данная мера явилась попыткой универсализации охвата системы социального обеспечения Аргентины, тем не менее, несмотря на то, что созданная Пероном система пенсионного и медицинского обеспечения охватывала достаточно широкий круг населения, она продолжала оставаться неоднородной, а также предполагала некоторое неравенство населения26.

В 1973 году в разгар тяжелого экономического кризиса Хуан Перон вернулся на пост президента и начал реализацию программы значительного реформирования системы обеспечения благосостояния населения, в цели которой, в частности, вошла универсализация данной системы для всего населения, расширение социальных льгот для того, чтобы охватить все социальные риски, а также стандартизация системы социального обеспечения. Однако данная программа не была завершена до конца в связи с политическими обстоятельствами .

В целях обеспечения социального страхования населения в 1944 году был создан Фонд для работников сферы коммерции, а в 1946 году - Фонд для работников сферы промышленности. В 1954 году в Аргентине

16 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 1.

17 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 1.

18 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 1.

19 Ley № 4.874 «Escuelas elementales, infantiles, mixtas y rurales en las provincias» // <http://www.bnm.me.gov.ar/giga1/normas/ 8394.pdf>.

20 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 2.

21 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 2.

22 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 3.

23 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - xix; 320 p. - P. 3.

24 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - xix; 320 p. - P. 60.

25 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - xix; 320 p. - P. 60.

26 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - xix; 320 p. - P. 61.

27 Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - xix; 320 p. - P. 61.

была учреждена программа пенсионного обеспечения работников сферы сельского хозяйства вместе с пенсионными фондами для самозанятых работников, специалистов и бизнесменов28.

По мнению Розалии Кортес и Габиэля Келлера, в целом, система социального обеспечения населения в Аргентине была консолидирована в период импорто-замещения (в течение примерно 1950-1970 годов). В период импортозамещения в Аргентине культивировалась идея об исключительности аргентинского государства благосостояния, которое произвело эгалитарное общество, весьма схожее с европейским и далекой от неравенства, превалировавшего в остальной части Латинской Америки29.

Кроме того, в период импортозамещения государством, нацеленным на обеспечение защиты благосостояния своего населения, осуществлялась защита стабильности положения и доходов работников, а также обеспечивалось функционирование системы социального страхования (в рамках которой выплачивались пенсионные и иные пособия) 30

Профсоюзам в данный период в Аргентине предоставлялись экономические выгоды в обмен на политическую поддержку, а также существовала система предоставления социальных услуг не наемным работ-никам31.

К 1980 году в Аргентине существовала довольно развитая система социального страхования, действие которой распространялось на всех работников (хотя исследователи отмечают, что охват работников был несколько ниже в определенных сферах и регионах). После перехода к демократии в 1983 году, реформирование системы социального обеспечения, в том числе, системы государственного пенсионного страхования, осталось на национальной политической повестке дня32.

При этом, как отмечают Розалиа Кортес и Габиэль Келлер, в период импортозамещения защитные возможности инструментов государственной социально политики заметно снизились, а военные реформы, долговой кризис 1980-х годов и гиперинфляция ослабили возможности государства вмешиваться в социальную сферу33.

Несмотря на то, что уровень государственных расходов в социальной сфере оставался стабильным, качество предоставления услуг снизилось, как и снизи-

28 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 5.

29 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/ project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -P. 3.

30 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/ project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -P. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/ project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -P. 3.

32 Dion M. Welfare and redistribution in Latin America: Toward a New Model? // <http://www.cccg.umontreal.ca/rc19/PDF/Dion-M_Rc192009.pdf>. - 25 p. - P. 7.

33 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection,

Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/

project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -

P. 4.

лась способность государства справляться с возраставшими социальными рисками34.

В 1990-х годах в Аргентине в данной сфере был проведен ряд реформ, направленных на рационализацию и сокращение государственных расходов на удовлетворение социальных потребностей. В частности, была подчеркнута важность повышения эффективности социальных расходов, а также ориентации таких расходов на обеспечение потребностей действительно нуждающегося населения. Такой изменение парадигмы социальной политики изменило и социальный дискурс по данному вопросу, что привело к постановке новых целей реализации социальных программ35.

Стоит отметить, что на 1995 год в Аргентине функционировала Национальная система социального обеспечения, в рамках которой осуществляется управление контроль над деятельностью трех пенсионных фондов: для самозанятых работников, для государственных служащих, а также для работников ча-

36

стного сектора .

В частности, были разработана новая категоризация населения для распределения более эффективного распределения социальных благ, основанная на учете индивидуальных особенностей населения, и в которую входили, например, такие социальные группы, как лица пожилого возраста, инвалиды, а также женщины с маленькими детьми, ведущие домашние хозяйства37.

В основном, такие целевые социальные программы в Аргентине были реализованы в течение трех следующих основных этапов:

- период с 1991 года по 1995 год, когда основной акцент был сделан на предоставлении основных необходимых товаров, в которые вошли продукты питания и школьные принадлежности, семьям, кроме того, на данном этапе были разработаны некоторые проекты строительства школ и программ обеспечения первой медицинской помощи. Также данный этап развития системы обеспечения благосостояния населения Аргентины после 1980-х годов был отмечен тем, что государство, как и благотворительные организации и коммерческий частный сектор выступали против предоставления денежных пособий напрямую бедному населению на том основании, что уязвимому населению, в основном, не хватало именно навыков для получения денежных ресурсов;

- второй этап реформирования системы социального обеспечения Аргентины начался в 1995 году, когда уровень безработицы и бедности населения достиг беспрецедентно высоких значений, и в течение данного периода Министерством труда Аргентины была разработана и реализована программа, направленная на стимулирование трудовой деятельности населения, которая предполагала предоставление эквивалента минимального размера оплаты труда безработным

34 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/ project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -P. 4.

35 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/ project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -P. 5.

36 Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/ DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p. - P. 13.

37 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/ project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -P. 5.

главам домохозяйств, которые должны были для получения таких указанных пособий участвовать в общественных работах (данная программа получила достаточно высокую оценку от Всемирного банка, однако одним из основных ее недостатков был низкий уровень охвата безработного населения);

- период, охвативший 1999-2001 годы, когда стратегия реализации социальной политики являлась несколько неустойчивой38.

Список литературы:

1. Brenes-Camacho G. The roles of family and the Welfare State in reception of public and private support by the elderly in three Latin American countries // <http: //ccp.ucr.ac.cr/creles/pdf/brenes_on_welfare_regimes_pap er_may.pdf>. - 42 p.

2. Constitucion de la Nacion Argentina (sancionada en 1853 con las reformas de los años 1860, 1866, 1898, 1957 y 1994) // <http://infoleg. mecon.gov.ar/infolegInter-net/anexos/0-4999/804/norma.htm>; <http://www.senado. gov.ar/deInteres>.

3. Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/project/etext/llilas/cpa/spring06/ welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p.

4. Dion M. Welfare and redistribution in Latin America: Toward a New Model? // <http://www.cccg.umontreal.ca/ rc19/PDF/Dion-M_Rc192009.pdf>. - 25 p.

5. Estado de Bienestar / Centro de Ciencia, Educación y Sociedad // <http:// www. cecies.org/articulo.asp?id=120>.

6. Filgueira F. El nuevo modelo de prestaciones sociales en América Latina eficiencia, residualismo y ciudadanía estratificada // <http://www.inau.gub.uy/biblioteca/ mofi.pdf >. - 23 p.

7. Huber E., Mustillo T., Stephens J.D. Politics and Social Spending in Latin America // <http://www.unc. edu/~jdsteph/documents/common/articles/JoP_10.07.pdf>

. - 47 p.

8. Martínez Franzoni J. Welfare Regimes in Latin America: Capturing Constellations of Markets, Families, and Policies // Latin American Politics and Society. - 2008. -Vol. 50. - № 2. - P. 67-100. - <https://www.am-herst.edu/system/files/media/0511/ welfare%2520LA.pdf>.

9. Segura-Ubiergo A. The Political Economy of the Welfare State in Latin America: Globalization, Democracy, and Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 320 p.

10. Staff I. World Bank Report Highlights Argentine Welfare State // <http://www. argentinaindependent. com/currentaffairs/newsfromargentina/world-bank-report-highlights-argentin e-welfa re-state/>.

11. Lo Vuolo R. The welfare state in contemporary Argentina: An Overview // <https://kellogg.nd.edu/publica-tions/workingpapers/WPS/DSPS02.pdf>. - 1995. - 82 p.

38 Cortes R., Kessler G. Argentina's Welfare Regime: Protection, Social Capital and Citizenship, 1991-2005 // <http://lanic.utexas.edu/ project/etext/llilas/cpa/spring06/welfare/corteskessler.pdf>. - 12 p. -P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.