Научная статья на тему 'Социальное здоровье молодежи как основа профилактики экстремизма в молодежной среде'

Социальное здоровье молодежи как основа профилактики экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1600
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / SOCIAL HEALTH / YOUTH SOCIAL HEALTH / MENTAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL HEALTH / MORAL HEALTH / HEALTHY WAY OF LIVING / SOCIAL INCLUSION / SOCIAL EXCLUSION / SOCIAL DISEASE / YOUTH SOCIAL DIS-EASE / SOCIAL RISKS / EXTREMISM / PREVENTION OF YOUTH ASOCIAL ACTIVITIES / PREVENTION OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Елена Владимировна

В данной статье анализируется одна из наиболее серьезных проблем российского общества — проблема социального здоровья молодежи. Одной из теоретических сложностей в социологии здоровья является определение самого понятия социального здоровья. Так, в статье рассматриваются различные подходы к определению данного понятия. С социологических позиций социальное здоровье представлено некоторыми учеными как форма социального взаимодействия и один из основных элементов социальной структуры общества, отражение отношения общества к человеку, результат включения человека в разнообразные социальные структуры. Автором предлагаются определения социального здоровья и нездоровья молодежи. В статье также рассматриваются понятия нравственного здоровья, здорового образа жизни, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. Акцентируется внимание на таких мерах в сфере профилактики экстремизма и формированию социального здоровья молодежи, как конструирование среды развивающейся личности, включение человека в различные среды, создание условий для позитивной личностной социализации, социальное развитие семьи. Автор делает вывод о том, что необходимым в формировании социального здоровья является эффективная государственная молодежная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth social health as a foundation of preventing extremism in the youth com-munity

This article analyzes one of the most serious problems of the Russian society — the prob-lem of social health. One of theoretical difficulties in sociology of health is the definition of so-cial health itself. Thus, different approaches to defining of this notion are considered in the arti-cle. From the sociological positions social health is presented by certain scientists as a form of social interaction and one of the fundamental elements of social structure of the society, the re-flection of attitude of the society to a human being, the result of the inclusion of a human being in different social structures. The author proposes the definitions of social health and social dis-ease of the youth. The notions of moral health, healthy way of living, prevention of youth asocial activities are being considered as well. Such measures of preventing extremism and forming of youth social health as constructing surroundings of developing personality, inclusion of a human being in different surroundings, creation of conditions for positive personal socialization, social development of family are emphasized. The author draws a conclusion that the essential thing in forming of social health is effective youth policy.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье молодежи как основа профилактики экстремизма в молодежной среде»

УДК 304+316.4.063.6+316.4.063.36

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 2

Е. В. Некрасова

социальное здоровье молодежи как основа профилактики

экстремизма в молодежной среде

В современном российском обществе значительную распространенность приобрело явление экстремизма в молодежной среде. Этнические, политические, религиозные проявления последнего имеют значительную социальную и личностную опасность, негативные последствия для формирования и развития молодого поколения. Антитезой молодежного экстремизма является социальное здоровье молодежи, которое выступает как основа и цель профилактики экстремизма в молодежной среде. Рассмотрению вопросов социального здоровья (и нездоровья) посвящена настоящая статья.

Согласно определению, данному Всемирной организацией здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1, с. 38].

При этом социальное здоровье представляет собой систему ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде, способность человека к общению с другими людьми в имеющихся условиях и присутствие личностных и межличностных отношений, приносящих удовлетворение. Под социальным здоровьем понимают соответствующий уровень совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного и репродуктивного здоровья населения [2, с. 254-255].

Следовательно, быть здоровым — это, помимо физических характеристик, умение сохранять и созидать. Разрушение же, чем и является экстремизм, предстает показателем социального нездоровья.

Социальное здоровье не сводится к одним лишь медицинским показателям, выступая в качестве социологической категории, интегрирующей комплекс статусных параметров социального субъекта. Проблема социального здоровья достаточно остро ставится в предметное поле социологии, социальной медицины, экономики и правоведения. Обеспечение социального здоровья становится сегодня главной стратегической целью института социальной работы [3, с. 4]. Решение проблем здоровья возможно лишь на основе политеоретического анализа социальных процессов.

Проблему здоровья сегодня следует рассматривать, как считает Л. Е. Савич, не только на телесном, психическом и социальном уровнях, но и на уровне мировоззренческом. Здоровье человека — это, прежде всего, диалектическая функция его мировоззрения, единство телесного, психического, социального и мировоззренческого здоровья, системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности. Здоровье становится интегративной характеристикой личности, отражающей наиболее значимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты бытия человека в мире, в соответствии с чем правомерно его рассмотрение в том числе с позиций культуры, философии, психологии, педагогики [4, с. 9].

Некрасова Елена Владимировна — канд. социол. наук, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

© Е. В. Некрасова, 2013

Кроме таких важных параметров, как качество и уровень жизни, социальное здоровье характеризуют динамика изменений уровня преступности (в том числе экстремизма), средней продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение принципов социальной справедливости [4, с. 16].

Согласно определению, данному А. А. Козловым, социальное здоровье — интегральная характеристика развития личности, группы, общности, взятая в единстве их социальных и биологических показателей и в контексте уровня и качества развития общества, находящие выражение в совокупности показателей жизненной удовлетворенности, соматического и психического здоровья и социальной активности [1, с. 37].

По мысли Л. А. Байковой и коллектива авторов, социальное здоровье человека — это состояние гармонии личностных смыслов, взаимоотношений его с другими людьми и деятельности, которая способствует не только самоактуализации личности, но и позитивному развитию других людей, социума, общества и культуры в целом [5, с. 15].

Одним из социологических подходов в изучении феномена социального здоровья является представление его как формы социального взаимодействия и одного из основных элементов социальной структуры общества. Для этого характерны четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля. Исходя из этого, социальное здоровье рассматривается А. С. Москвич как совокупность ролей и статусов индивида, предназначенных для удовлетворения особых социальных потребностей [6, с. 16].

Также следуя социологическому пониманию социального здоровья, можно сказать, что в самом общем виде оно представляет собой сложный социальный феномен, возникший в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающий уровень этого взаимодействия. Социальное здоровье обусловливается, с одной стороны, статусно-ролевыми и аксиологическими характеристиками самой личности, с другой — специфическим влиянием на нее ближайшего окружения и общества в целом (детерминированного существующим социальным укладом) [7, с. 26].

При этом большинство авторов сходятся во мнении, что социальное здоровье общества является важнейшим фактором развития цивилизации.

Применительно к проблеме экстремизма важной является категория «психическое здоровье», предстающее неотъемлемой частью здоровья социального. Анализируя тенденции современного общества, Б. С. Братусь утверждает, что для все большего числа людей становится характерным диагноз: «Психически здоров, но личностно болен» [5, с. 48-49].

По мнению Р. А. Зобова и В. Н. Келасьева, социальное здоровье может быть представлено как отражение отношения общества к человеку и реализуется через включение человека в разнообразные социальные структуры. Тем самым оно может рассматриваться как итог, результат такого включения. При этом под включением человека в среду, по мысли данных ученых, обычно понимается процесс направленного изменения, в ходе которого человек вырабатывает свойства, требуемые этой средой, что позволяет ему развиваться и удовлетворять свои потребности [8, с. 9].

Нормальным типом взаимоотношений человека и среды может считаться такой, при котором человек, гармонично включаясь в структуры социума, имеет возможность удовлетворять свои потребности, не разрушая и радикально не деформируя социум.

Но возможна и деградация, разрушение социальной среды под напором людей, стремящихся подчинить себе окружение и окружающих, а также деформация внутреннего мира человека при чрезмерном давлении на него социальной среды [8, с. 9-10].

Социальное здоровье конкретного человека выступает итогом совокупного действия многих факторов: включенности в профессиональную, образовательную, семейную среды, материальной обеспеченности, биологического здоровья и т. д. Социальное здоровье является индикатором отношения общества к человеку [9, с. 156].

Здоровье человека имеет комплексный характер. Его компоненты наполовину (50-52%) детерминируются образом жизни, определяются на 1/5 (20-22%) биологическим основанием (генетической программой), почти так же на 1/5 (18-20%) — средой обитания (экологией человека) и зависят от качества медицинских услуг (7-12%) и квалификации врачей [10, с. 168].

В настоящее время социологи разработали индикаторы развития негативных процессов, или так называемые факторы социального риска, которые разрушающе действуют на здоровье. Это безработица, увеличение разрыва в уровне доходов, ухудшение качества питания, деградация личности, рост алкоголизма, наркомании и др. [11, с. 35].

Выражением взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни является понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Все чаще утверждается точка зрения, согласно которой здоровый образ жизни — категория социальная. ЗОЖ представляет собой «сложную многофакторную динамическую систему позитивных проявлений деятельности человека, его духовности, стремления к самосовершенствованию. Иными словами, здоровый образ жизни связан с целенаправленным формированием сознания и поведения человека, соответствующим требованиям здоровья» [11, с. 49].

По мысли А. А. Козлова, если исходить из того, что образ жизни в самом общем виде есть совокупность существенных черт, типических видов, форм жизнедеятельности личности, социальных групп, общества в целом, причем обязательно взятых в единстве с условиями этой жизнедеятельности, то здоровый образ жизни выступает как совокупность количественных и качественных характеристик образа жизни, предполагающих и выражающих позитивную его определенность [1, с. 37-38].

Большое значение применительно к проблематике социального здоровья и нездоровья, экстремистского поведения молодежи имеет категория здоровья нравственного. Нравственное здоровье человека и нравственное здоровье общества неразрывно взаимозависимы. Как считают Н. И. Прилуцкий и Ю. М. Политова, нравственное здоровье личности — оптимальность, гармония нравственного сознания и нравственного образа жизни, морального отношения к себе и нравственного отношения к другим, к социуму. Нравственное здоровье — своеобразный показатель социальности человека, одна из форм его существования в качестве субъекта социальных взаимодействий, социальных отношений и социальной регуляции. Нравственный образ жизни личности — один из способов преодоления отчуждения. Формирование в ходе социализации нравственно здоровых людей позволяет им ощутить, что они не только приспосабливаются к миру, а интегрируются на равноправных началах в общечеловеческое событие. В понятии «нравственное здоровье» социальное здоровье обогащается особым ценностным наполнением, оценочными критериями и характеристиками [12, с. 74-75].

Важным является определение социального здоровья молодежи, которое представляет собой социально опосредованное позитивное физическое, психическое и ду-

ховно-нравственное состояние молодежи как особой социально-демографической группы, находящейся в процессе наиболее активного периода социализации.

Феноменом, по смыслу и содержанию противоположным социальному здоровью, является социальное нездоровье (болезнь). По мнению А. А. Козлова, «здоровье человека представляет собою гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными воздействиями, а болезнь — не что иное, как нарушение гармонии и данного диалектического единства» [1, с. 38].

Социокультурный символ «нездоровье» описывает образ человека, который сознательно или бессознательно не принимает системы ценностей (полностью или частично) конкретной социально-культурной общности и поэтому не может быть в ней успешным. Этот социокультурный феномен характеризует жизнедеятельность человека, которая «не вписывается» в социально-культурную деятельность общества [4, с. 35].

К социальному нездоровью приводит социальное исключение из среды или какой-либо её сферы. Исключение человека из среды, как полагают Р. А. Зобов и В. Н. Ке-ласьев, — это процесс, при котором человек теряет свойства, присущие этой социальной среде [8, с. 9; 9, с. 156].

Весьма масштабные формы исключения порождает социальная некомпетентность человека. Её начальная форма возникает уже на основе трудностей доступа значительного количества людей к современным формам образования, тех или иных форм неблагополучия в семье, определенных дефектов социализации, низкого уровня жизни, недостаточной социальной зрелости индивида, что в итоге приводит к его неспособности вписаться в сложную картину современного общества [9, с. 53-54].

Существуют структуры, препятствующие выходу из них, причем зачастую в весьма жестких формах. Это мафиозно-криминальные структуры, экстремистские организации, секты и т. д., что создает проблему исключения из других сфер жизни [9, с. 56].

Социальное здоровье современного российского общества можно без преувеличения оценить как патологическое. Наблюдается снижение показателей социального здоровья молодежи.

Что касается последствий влияния социальных рисков на современную молодежь, то в условиях риска происходят такие характерные проявления нарушения процесса развития молодежи, как нарушение воспроизводства жизненных сил, неопределенность возможностей самореализации молодежи, ценностно-нормативная неопределенность, а также неопределенность идентичности. Таким образом, ключевым фактором, определяющим жизненные стратегии молодежи в обществе риска, становится «неопределенность», которая оказывает непосредственное влияние на процесс социализации молодого поколения в этом обществе, делая его преимущественно случайным, вероятностным по своему характеру, определяя стиль мышления, поведения, жизненные стратегии, являющиеся отражением социального самочувствия и здоровья молодежи [13, с. 12-13].

Социальное нездоровье молодежи — это совокупность деструктивных тенденций в молодежной среде, влияющих на физическое, психическое и духовно-нравственное состояние молодежи как особой социально-демографической группы, деформирующих процесс её социализации.

Опрос молодежи «Социальное здоровье молодежи» (961 человек), проведенный в различных регионах нашей страны сотрудниками лаборатории исследования про-

блем молодежи НИИКСИ СПбГУ, демонстрирует агрессивные состояния как показатели социального нездоровья и экстремистских тенденций в молодежной среде [14, с. 47-49].

Исследование показывает, что характеристики респондентов по проявлению их агрессивности в отношении других людей распределяются следующим образом: постоянно испытывают состояния агрессивности 4% (так называемые «агрессоиды»), время от времени — 53% (типичное состояние для большинства), практически никогда — 43%. Именно на эти 4% приходится наиболее экстремистски настроенная часть молодых людей.

Серьезной является проблема профилактики молодежного экстремизма (как одного из видов асоциальных явлений и элементов социального нездоровья), формирования социального здоровья молодежи. При этом под экстремизмом с философско-со-циологической точки зрения, согласно определению, предложенному А. А. Козловым, понимается «социально-биологический и психологический феномен, в основе которого лежит превышение пределов допустимого при наличии злого смысла или умысла» [15, с. 13]. Профилактика экстремизма является составной частью профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, которую можно представить как систему организационных, социально-медицинских, педагогических, правовых, информационно-просветительских и иных мер, осуществляемых в молодежной среде в целях предупреждения возникновения и развития асоциального образа жизни молодежи.

Профилактика экстремизма как одного из видов асоциального поведения подразделяется на первичную и вторичную. Первичная профилактика — это работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов в экстремистские формирования, вторичная — профилактическая работа с участниками самих экстремистских формирований. Деятельность гражданских организаций сосредоточена преимущественно на первичной профилактике. Вторичная профилактика осуществляется государственными силовыми структурами и иными специализированными государственными органами (в том числе и контрпропагандистской направленности).

Проблематика профилактики экстремизма может быть также представлена в следующих двух измерениях: первое — воздействие на личность, второе — на среду формирования и обитания личности [15, с. 15]. Необходимыми в успешном осуществлении данной деятельности являются координация усилий различных структур и служб между собой и с властью, выработка единых стратегий.

Как полагает А. А. Козлов, применительно к деятельности государственных служб обеспечение социального здоровья и здорового образа жизни во многом определяется их способностью воздействовать на:

а) среду обитания формирующейся личности, в частности конструировать и формировать эту среду;

б) процесс формирования личности с точки зрения соответствия законам и этапам развития личности;

в) охрану (защиту) прав формирующейся личности;

г) создание системы целевой поддержки (помощи) развивающейся личности, формирование мотивации на здоровый образ жизни. Это возможно при наличии информационной базы и методологии. При этом речь идет не только о целенаправленном конструировании пространства формирования и обитания формирующейся личности, но и о применении мер прямого и косвенного управления, способствующих упро-

чению положения личности в социуме и уверенности в завтрашнем дне, обретению осмысленности жизни как части жизни общества и в определенной степени государства [1, с. 42].

Для обеспечения сохранения и поддержания социального здоровья, по мнению Р. А. Зобова и В. Н. Келасьева, важно выполнение ряда условий, касающихся человека, среды и регуляторов их взаимодействий [8, с. 30-31; 9, с. 154-156]:

— человеку, прежде всего, должен быть обеспечен доступ к различным средам;

— он при этом должен освоить соответствующие регуляторы включения в виде норм права, религиозных и других моральных ценностей (этические и правовые нормы при этом дополняют друг друга);

— многосторонность и социальная компетентность формируются в процессе приобщения человека к культуре как целому (к полноценной, а не деформированной культуре);

— современные системы образования и воспитания не формируют у людей многосторонности, приобщают их преимущественно к деформированной культуре, соответственно, возникает задача их переориентации на приобщение к культуре как целому, а не к отдельным её компонентам, чем они ограничиваются в настоящее время;

— одинаково негативно для социального здоровья как доминирование среды над человеком, так и человека над средой, поэтому необходимо добиваться их гармонии;

— условием формирования социального здоровья является определенный уровень согласия, толерантности в обществе и др.

Важным показателем социального здоровья общества является наличие привлекательных идеалов, принимаемых большинством людей.

По мысли А. С. Москвич, основными задачами по улучшению социального здоровья молодежи являются:

— улучшение психического здоровья — значительное сокращение распространенности и неблагоприятного воздействия психических расстройств;

— предоставление возможности справиться с жизненными обстоятельствами, вызывающими стресс [6, с. 28].

Социальное здоровье населения является фактором социальной безопасности. Согласно Концепции национальной безопасности РФ (принята Указом Президента № 24 от 10.01.2001 г.), к угрозам национальной безопасности относятся: социальная дифференциация общества; девальвация духовных ценностей; этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм отдельных общественных объединений; неконтролируемая миграция, которые способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, создают условия для возникновения конфликтов [16, с. 36]. Данные угрозы должны быть предотвращены и преодолены, в частности, посредством улучшения социального здоровья населения.

В настоящий момент весьма остро стоит проблема социального здоровья молодежи как фактора влияния на общественное развитие и необходимого условия обеспечения национальной безопасности России [17, с. 97].

Нормы социального здоровья выступают как регуляторы социального развития, сохраняющие устойчивое социальное функционирование (личность, группа, общ-

ность), адекватные возрасту и статусу социальные взаимодействия, социальную компетентность личности.

Данные нормы определяют ведущие направления технологизации социальной работы по развитию социального здоровья, которые должны быть ориентированы на:

— формирование здорового образа жизни населения (технологии мотивации, включения, социального закаливания и др.);

— реализацию условий для позитивной социализации личности, включая создание развивающей среды, способствующей самореализации личности, проявлению субъектности (технологии творческой самореализации);

— профессиональное сопровождение социального развития семьи;

— социальную поддержку и помощь лицам и группам в преодолении проблемных ситуаций [18, с. 112-113].

Таким образом, проблема социального здоровья (и нездоровья) является в высшей степени значимой для российского социума. Особенно это касается молодого поколения, в среде которого распространены алкоголизм, наркомания, различные виды антисоциального поведения, в том числе экстремизм. Для предотвращения дальнейшей эскалации негативного потенциала необходима действенная государственная молодежная политика, направленная на поддержание и развитие социального здоровья молодого поколения, преодоление деструктивных тенденций в среде российской молодежи.

Литература

1. Козлов А. А. Социальное здоровье молодежи // Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Ч. I. Опыт социолого-философского анализа / под ред. Р. А. Зобова и А. А. Козлова. СПб.: ХИМИЗ-ДАТ, 2004.

2. Первова И.Л. Социальное здоровье и подрастающее поколение. Гл. 21 // Молодежь и социальное здоровье / под ред. Р. А. Зобова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2006.

3. Большова Т. Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования института социальной работы: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 1997. 19 с.

4. Савич Л. Е. Социальное здоровье: культурологический подход: монография. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2011. 159 с.

5. Социальное здоровье: методология, теория и практика: монография / под ред. Л. А. Байковой. Рязань: Тигель, 2006. 185 с.

6. Москвич А. С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2008. 29 с.

7. Иванова Л. К. Социальное здоровье как ценность социальной работы // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по образованию и др. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 22-30.

8. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Методологические проблемы исследования социального здоровья в контексте социализации личности // Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Ч. I. Опыт социолого-философского анализа / под ред. Р. А. Зобова и А. А. Козлова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2004.

9. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальное здоровье и социализация человека / под общ. ред. В. Н. Кела-сьева: учеб. пос. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2005.

10. Молодежь и социальное здоровье / под ред. Р. А. Зобова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2006. 284 с.

11. Соколова Т. Б. Социальное здоровье в социологическом измерении: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. 125 с.

12. Прилуцкий Н. И., Политова Ю. М. Нравственное здоровье социально здорового человека (фило-софско-этический аспект) // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по образованию и др. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 60-75.

13. Зузуля И. В. Социальное здоровье российской молодежи в условиях рискогенности российского общества. Ростов-на-Дону: Антей, 2007. 16 с.

14. Козлов А. А. Социальное здоровье и агрессивные состояния // Актуальные проблемы исследования социального здоровья молодежи. Часть II. Информационно-аналитические материалы / под ред. Р. А. Зобо-ва: учеб. пос. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2005. 88 с.

15. Козлов А. А. Проблемы исследования и профилактики экстремизма // Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма. Мат-лы междунар. науч.-практ. конференции / под ред. А. А. Козлова. СПб., 2004. С. 11-17.

16. Куличенко Р. М. Социальное здоровье как фактор социальной безопасности в современной России // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по образованию и др. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 30-38.

17. Яковлев Е. В. Социальное здоровье молодежи и стабильное развитие общества // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по образованию и др. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 90-98.

18. Гарашкина Н. В. Технологии развития социального здоровья // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по образованию и др. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 106-113.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.