Научная статья на тему 'Социальное здоровье как потенциал современного учителя'

Социальное здоровье как потенциал современного учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье как потенциал современного учителя»

А.И. Анисимов, Н.Н. Киреева

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность во всем мире. В концепции ВОЗ «Здравоохранение для всех» декларируется, что здоровье не только цель существования человека, являющаяся основополагающим правом человека, а прежде всего благо и ресурс для повседневной жизни.

Темпы социальных изменений в условиях постиндустриального общества резко возрастают. Возникает много трудностей, так как людям приходится быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Неудивительно, что проблема здоровья привлекает внимание исследователей разнообразных профессий и ориентаций. Однако пока еще нет более или менее четкого определения понятия социального здоровья. Общим вектором исследований в этой области является определение здоровья, принятое ВОЗ: «здоровье - такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Открытым остается вопрос о взаимной связи общего здоровья человека и его социального здоровья. Понятие социального здоровья окончательно не сформулировано. Поэтому для нас актуально предложить рабочее определение социального здоровья, провести опе-рационализацию данного понятия, выделить критерии его оценивания (1).

Современный уровень исследований показывает, что социальное здоровье человека или социальной группы есть понятие интегративное, включающее такие компоненты, как физическое и психическое здоровье, ближнее и дальнее окружение, динамику их взаимодействия. Отдельные компоненты еще не позволяют судить о наличии или отсутствии социального здоровья. Скажем, вряд ли можно считать социально здоровым человека с отменным физическим и психическим здоровьем, включенного в криминальные структуры, т. п.

От социального благополучия, социального самочувствия, от качественных параметров жизнедеятельности человека во многом зависит и состояние его социального здоровья - одной из ключевых составляющих здоровья в целом. Социальное здоровье связано с полноценным выполнением человеком своих социальных функций и определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. ( Никифоров Г.С.)

Для укрепления социального здоровья огромную роль играет сущность и структура психики как важного параметра состояния социального здоровья человека. Чем лучше изучены и познаны социально-психологические характеристики и

личностно-психологические особенности социального поведения личности, тем успешнее может быть организована система целенаправленных воздействий, направленных на развитие потребности в здоровом образе жизни как базисном качественном показателе состояния социального здоровья.

Современные исследования убедительно показывают, что учителя, как профессиональная группа, отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в школе (3, 4). Установлено, что после 15-20 лет педагогической деятельности учитель оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной системы, проявляются симптомы деперсонализации и склонность занижать оценку своих профессиональных достижений и возможностей. К окончанию учебного года значительно нарастает риск возникновения у учителей профессионального выгорания, а значит, снижения их психологического благополучия и уровня социального здоровья.

В этом контексте особую актуальность приобретает исследование взаимосвязи неблагоприятных психоэмоциональных состояний учителей с уровнем их социального здоровья. Мы предположили, что учителя с высоким уровнем индивидуального социального здоровья в меньшей степени подвержены профессиональному выгоранию.

Цель исследования - изучение взаимосвязи уровня индивидуального социального здоровья и степени профессионального выгорания учителей.

Для реализации поставленной цели нами были обследованы учителя общеобразовательных школ СПб. Общая выборка составила 144 человека. В нее вошли женщины с высшим образованием от 22 до 57 лет.

В своем предыдущем исследовании мы апробировали на студенческой выборке позитивные интегральные критерии для оценивания индивидуального социального здоровья: гармоничность отношений личности с социальным окружением и социальная зрелость личности (2). Поэтому обследование выборки учителей осуществлялось с помощью надежно зарекомендовавших себя методик:

1) опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (Духновский С.В.), «Методика самоотношения» [ОСО] (Столин В.В., Пантилеев С.Р.) - для оценки уровня социального здоровья учителей по критерию «гармоничность отношений личности с социальным окружением»;

2) методика "Диагностика коммуникативной установки» (Бойко В.В.), опросник «Локус контроля» (Ксенофонтова Е.Г.), «шкала социального интереса» (Дж. Кренделл), опросник СЖО (Леонтьев Д.А.) - для оценки уровня социального здоровья по критерию «социальная зрелость личности».

Для оценки степени профессионального выгорания (ПВ) учителей использовалась известная методика Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.С.

Обработка эмпирических данных проводилась с помощью пакета статистических программ «БТАИБИСЛ 6.0».

С целью проверки гипотезы исследования о взаимосвязи состояния индивидуального социального здоровья со степенью ПВ были выделены 3 группы учителей с разным уровнем социального здоровья:

- в группу 1 вошли 62 учителей с высоким уровнем социального здоровья, у которых выявлены гармоничные отношения с социальным окружением и высоким уровнем социальной зрелости;

- во 2-ю группу включены 38 учителей с низким уровнем социального здоровья, показатели которых по нескольким методикам выходили за пределы нормативных значений (у них отмечается дисгармоничность отношений с социальным окружением и низкий уровень социальной зрелости).

Еще 44 учителей были отнесены к 3-й группе - «практически здоровых», у которых диагностировано либо наличие дисгармоничности отношений в сочетании с высоким уровнем социальной зрелости, либо комбинация гармоничности отношений с невысоким уровнем социальной зрелости. Результаты этой группы в дальнейшем сравнительном анализе не рассматриваются.

С целью проверки значимости различий по психологическим показателям между крайними группами по уровню индивидуального социального здоровья (1-й и 2-й) использовался статический критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.

Табл. 1. Сравнение групп с разным уровнем социального здоровья.

Яапк Бит 1 группа Яапк Бит 2 группа и Ъ р-1еуе1

ОЖ 372,0 124,0 33,0 34 0,001

Социальный интерес 318,0 178,0 87,0 1,2 0,230

Интернальность 370,5 125,5 34,5 33 0,001

Им 373,0 123,0 32,0 34 0,001

Напряженность 228,0 268,0 57,0 -2,4 0,016

Отчужденность 215,0 281,0 44,0 0,003

Конфликтность 210,0 286,0 39,0 -3,1 0,002

Агрессия 196,0 300,0 25,0 0,000

СОМО 196,5 299,5 25,5 -37 0,000

Завуалиров. жестокость 230,5 265,5 59,5 -2,3 0,021

Открытая жестокость 201,0 295,0 30,0 -35 0,000

Обоснован. негативизм 203,5 292,5 32,5 -34 0,001

Брюзжание 192,5 303,5 21,5 -38 0,000

Продолжение таблицы

Негативный опыт 176,0 320,0 5,0 -45 0,000

Толерантность 181,0 315,0 10,0 -4,1 0,000

Самоотношение 342,5 153,5 62,5 2,2 0,029

Самоуважение 340,0 156,0 65,0 21 0,037

Ожидаемое отношение 369,0 127,0 36,0 32 0,001

Выделены значения, по которым установлены значимые различия между группами (уровень значимости в последнем столбце).

По результатам статического сравнения установлены значимые различия между обследованными группами практически по всем показателям социального здоровья (за исключением показателя «социальный интерес»). Причем по главным показателям социального здоровья: осмысленности жизни, интерналь-ности, коммуникативной толерантности, гармоничности отношений, превосходство первой группы учителей над своими коллегами с низким уровнем социального здоровья достигает высокого уровня значимости (р<0,01).

Выделенные группы учителей со значимыми различиями в уровне социального здоровья сравнивались по показателям ПВ. Для сравнения использовался статический критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в табл. 2.

Табл. 2. Сравнение групп с разным уровнем социального здоровья по ПВ

Яапк Бит 1 группа Яапк Бит 2 группа и Ъ р-1еуе1

Эмоцион. истощение 198,0 298,0 27,0 -36 0,000

Деперсонализация 207,5 288,5 36,5 -32 0,001

Проф. достижения 359,5 136,5 45,5 2,9 0,004

Интегральный балл ПВ 205,5 290,5 34,5 -33 0,001

Выделены значения, по которым установлены значимые различия между группами (уровень значимости в последнем столбце).

Установлены значимые различия (р<0,01) между группами учителей с разным уровнем социального здоровья по всем показателям ПВ. Это означает, что учителя с более высоким уровнем социального здоровья гораздо в меньшей степени ощущают симптомы психического неблагополучия: эмоциональное истощение, деперсонализацию, значительно меньше проявляют склонность к принижению собственных профессиональных достижений.

Таким образом, у нас имеются достаточные основания сделать вывод о том, что учителя с высоким уровнем социального здоровья демонстрируют более низкую степень ПВ.

Результаты корреляционного анализа показателей социального здоровья и ПВ учителей.

Для уточнения взаимосвязи состояния социального здоровья и степени ПВ учителей был проведен корреляционный анализ эмпирических данных всей выборки учителей (п=144). Результаты корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) представлены в табл. 3.

Табл. 3. Корреляции показателей гармоничности отношений и ПВ.

Эмоциональное истощение Деперсонализация Профессион. достижения Интегральный показатель ПВ

Самоотношение -0,41 -0,44 0,15 -0,33

Самоуважение -0,47 -0,50 0,17 -0,48

Ожидаемое отношение -0,31 -0,51 0,13 -0,35

Напряженность 0,25 0,48 -0,06 0,34

Отчужденность 0,19 0,46 -0,18 0,40

Конфликтность 0,17 0,33 0,07 0,15

Агрессия 0,19 0,36 0,00 0,19

Итоговый СОМО 0,22 0,49 -0,07 0,33

Выделены значения, по которым установлены значимые взаимосвязи (р<0,05).

Установлены значимые взаимосвязи (р<0.05) между показателями гармоничности отношений учителей с компонентами ПВ:

1) «эмоциональное истощение» отрицательно коррелирует с показателями «самоотношение» и «самоуважение», что указывает на то, что чем менее позитивно учителя относятся к своей личности и в меньшей степени ощущают самоуважение, тем выше испытывают эмоциональное неблагополучие в условиях напряженной педагогической деятельности.

2) «деперсонализация» значимым образом связана со всеми показателями гармоничности отношений с социальным окружением, причем с показателями методики «Самоотношение» взаимосвязь отрицательная, а с показателями методики СОМО - положительная. Это может свидетельствовать о том, что нарушение гармоничности отношений учителей как в межличностных отношениях (повышение показателей по методике СОМО), так и с самим собой (снижение показателей по методике ОСО), сопровождается заметным нарастанием

негативных переживаний и ужесточением установок по отношению к тем людям, с которыми приходится взаимодействовать.

3) интегральный показатель ПВ заметно повышается у тех учителей, кто без достаточного уважения относится к своей личности и не склонен ожидать к себе положительного отношения со стороны других людей, кто испытывает напряженность, отчужденность, а главное дисгармоничность во взаимоотношениях с социальным окружением.

4) следует обратить внимание на то, что не выявлено корреляций между показателями «редукция профессиональных достижений» и гармоничности отношений, т.е. склонность обесценивать свои профессиональные успехи в напряженные моменты трудовой деятельности не связана с уровнем гармоничности отношений учителей с социальным окружением.

Далее проведен корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена) по показателям ПВ и социальной зрелости учителей. Результаты представлены в табл. 4.

Табл. 4. Корреляции показателей социальной зрелости и ПВ учителей.

Эмоциональное истощение Деперсонализация Профессион. достижения Интегральный показатель ПВ

Цели в жизни -0,30 -0,14 0,37 -0,28

Процесс жизни -0,42 -0,17 0,50 -0,36

Результативность -0,28 -0,19 0,35 -0,29

ЛК - Я -0,36 -0,25 0,43 -0,38

ЛК - Ж -0,44 -0,23 0,41 -0,37

ОЖ -0,63 -0,31 0,46 -0,52

Интернальность -0,34 -0,25 0,18 -0,27

Ж -0,31 -0,33 0,06 -0,26

Из -0,21 -0,34 0,17 -0,26

Завуал.жестокость 0,12 0,00 -0,11 0,08

Открытая жестокость 0,29 0,33 -0,38 0,29

Обосн. негативизм 0,51 0,46 -0,46 0,44

Брюзжание 0,50 0,58 -0,37 0,48

Негативный опыт 0,54 0,48 -0,36 0,53

Толерантность 0,47 0,43 -0,38 0,43

Выделены значения, по которым установлены значимые взаимосвязи (р<0,05).

Показатели «процесс жизни», «локус контроля Я», «ЛК - жизнь», «осмысленность жизни» (методики СЖО) и «общая интернальность» (опросника «Локус контроля») отрицательным образом коррелируют (р<0,05) с основным компонентом ПВ «эмоциональное истощение», что говорит о том, что чем меньше учителя чувствуют в себе способности управлять значимыми событиями своей жизни и чем меньше удовлетворены ее ходом, тем в большой степени они ощущают психическое неблагополучие, проявляющееся в равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Корреляции показателей методики СЖО с компонентом ПВ «редукция профессиональных достижений» указывают на то, что учителя, ощущающие свою жизнь как наполненную смыслом, удовлетворенные ее ходом и собственной самореализацией, в меньшей степени склонны обесценивать собственные профессиональные успехи в напряженных условиях педагогической деятельности.

Отрицательные корреляции показателей «процесс жизни», «ЛК-Я», «ЛК-жизнь», ОЖ, с интегральным показателем ПВ могут означать, что удовлетворенность процессом жизнедеятельности и готовность к реализации важных жизненных целей сочетаются с низкой степенью выраженностью симптомов ПВ учителей.

Установлены корреляции всех показателей методики «Диагностика коммуникативной установки» с показателями методики «Профессиональное выгорание». Это мы можем интерпретировать следующим образом. Происходит снижение толерантности учителей в напряженных условиях профессиональной деятельности, которое сопряжено с нарастанием у них эмоционального неблагополучия, негативных переживаний и установок по отношению к партнерам по общению, склонностью обесценивать свои профессиональные успехи и приуменьшать собственные возможности.

Следует обратить внимание на значимую отрицательную взаимосвязь показателя «открытая жестокость» (методики «Диагностика коммуникативной толерантности») с компонентом ПВ «редукция профессиональных достижений». Этот факт указывает на то, что склонность учителей к открытому проявлению негативных оценок и переживаний по поводу большинства окружающих сочетается с тенденцией отрицательно оценивать себя и свои профессиональные способности.

Таким образом, можно констатировать, что качества социально зрелой личности, диагностируемые в выборке учителей, отрицательным образом коррелируют с показателями их профессионального выгорания.

Выводы по результатам эмпирического исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Учителя с высоким уровнем социального здоровья демонстрируют более низкую степень профессионального выгорания, что соответствует гипотезе

нашего исследования. Значимые различия (р<0,01) по всем показателям ПВ, установленные по результатам сравнения групп учителей с разным уровнем социального здоровья, свидетельствуют, что учителя с высоким уровнем социального здоровья гораздо в меньшей степени ощущают симптомы психического неблагополучия: эмоциональное истощение, деперсонализацию, значительно меньше проявляют склонность к редукции собственных профессиональных достижений.

2. Дисгармоничность отношений личности с социальным окружением в условиях напряженной педагогической деятельности в высокой степени сопряжена с ощущаемым ею психологическим неблагополучием. На это указывают выявленные отрицательные корреляции показателей гармоничности отношений учителей с компонентами профессионального выгорания.

3. В момент резкого возрастания профессиональной нагрузки низкий уровень социальной зрелости личности (недостаточно развитые ответственность, коммуникативная толерантность, социальный интерес, а также низкая степень осмысленности жизни) заметно коррелирует с ощущением эмоционального неблагополучия, снижением оценки собственных возможностей и достижений, негативными переживаниями в адрес тех людей, с которыми приходится взаимодействовать.

4. Данное исследование позволило выявить 3 группы учителей с разным уровнем индивидуального социального здоровья. В первую группу вошли учителя с высоким уровнем социального здоровья (62 чел., 43%), у которых выявлены гармоничные отношения с социальным окружением и высоким уровнем социальной зрелости. Во вторую группу (44 чел., 30%) включены учителя, у которых показатели по одному из критериев (гармоничность отношений или социальная зрелость) недостаточно высокие. Такие учителя могут быть охарактеризованы как «практически социально здоровые», т.е. со средним уровнем социального здоровья. К третьей группе мы отнесли учителей с низким уровнем социального здоровья (38 чел., 26%), о чем свидетельствуют низкие показатели гармоничности отношений и степени социальной, т.е. с недостаточным потенциалом социального здоровья. В условиях напряженной профессиональной деятельности или при неблагоприятных жизненных обстоятельствах это провоцирует дисгармоничность отношений учителей с социальным окружением, профессиональное выгорание и личностные деформации.

В заключение можно констатировать, что лишь 43% обследованных учителей имеют достаточно высокий потенциал социального здоровья, что позволяет им сохранять работоспособность в напряженных условиях профессиональной деятельности.

Рекомендации по сохранению и укреплению социального здоровья

учителей

Особую актуальность приобретает задача по развитию потенциала социального здоровья обследованных учителей. В связи с этим нами сформулированы практические рекомендации по поддержанию и укреплению социального здоровья для учителей и администрации школ.

Представляется целесообразным рекомендовать учителям обследованных школ комплекс специальных психолого-педагогических мероприятий:

1. Расширить компетентность в области психологии здоровья путем повышения квалификации, предполагающего изучение расширенного курса по следующим дисциплинам: «Психология здоровья», «Социальная психология здоровья», «Психология межличностных отношений», «Психология здорового образа жизни», «Основы социальной медицины».

2. Принять участие в семинарских и тренинговых занятиях, направленных на личностный рост и развитие, повышение коммуникативной толерантности, совершенствование компетентности в сфере межличностных отношений.

Для учителей с признаками профессионального выгорания можно предложить несколько специальных психокоррекционных рекомендаций:

■ Разработайте систему приоритетов

■ Оцените реалистичность ожиданий по отношению к себе

■ Научитесь пользоваться поддержкой со стороны коллег

■ Овладевайте методами преодоления стресса

■ Научитесь говорить «нет»

■ Будьте внимательны к себе

■ Находите время на себя.

Для администрации школ, любезно предоставивших возможность проведения психодиагностического исследования, мы можем рекомендовать следующие психолого-педагогические мероприятия для поддержания и укрепления социального здоровья учительского состава:

1. Организовать систему повышения квалификации учителей в области «Психологии здоровья». Создать условия для прохождения учителями расширенного курса занятий по предметам «Психология здоровья», «Социальная психология здоровья», «Психология межличностных отношений», «Психология здорового образа жизни», «Основы социальной медицины».

2. Наладить систематическую работу и проведение семинарских и тре-нинговых занятий, направленных на личностное развитие, повышение коммуникативной толерантности, оптимизацию межличностных отношений учителей.

3. Обратить особое внимание на учителей с признаками высокой степени профессионального выгорания, находящихся в зоне риска. Такое явное психологическое неблагополучие может принимать хронические формы и приводить

к более серьезным нарушениям здоровья учителей. Поэтому для них важно как участие в психокоррекционных мероприятиях, так и обращение за помощью к специалистам.

Литература

1. Актуальные проблемы исследования социального здоровья: опыт социологического анализа: учеб. пособие для вузов/ под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. -СПб.: Химиздат, 2004

2. Анисимов А.И., Киреева Н.Н. Социальное здоровье студентов/ Вестник СПбГУ, серия 12: Психология, вып.1, - 2009. - 165-183с.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008

4. Психология профессионального здоровья: Учебник для вузов/ под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во Речь, 2006.

Ю.В. Башкирова

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,

Великий Новгород

Современное обучение в вузе предъявляет высокие требования к студентам, в том числе к состоянию их здоровья. Однако по данным статистических и социологических исследований, состояние здоровья учащейся молодежи в нашей стране постоянно ухудшается.

Студенчество является целевой социальной группой, основная функция которой - приобретение выбранного профессионального статуса. При этом, понятие ''статус'' включает в себя не только приобретаемые во время учебы знания и навыки, но и внешний вид, стереотипы поведения, образ жизни как таковой. Здоровье студентов с этих позиций необходимо рассматривать как единственное безальтернативное условие.

Одна из важнейших задач приобретения профессионального статуса заключается в обеспечении оптимальных условий для учебы, труда, досуга, быта, способствующих завершению формирования здорового организма и сохранению здоровья, а путь к ее решению - приобщение к здоровому образу жизни как норме социального поведения.

Данные социологических исследований, которые проводились в «Новгородском государственном университете» (НовГУ), показали весьма плачевную картину сотояния здоровья и не внушающую оптимизма парадигму здоровьеохранительного поведения студентов. Полученные результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.