Научная статья на тему 'Социальное здоровье детей: сущность и технологии сохранения'

Социальное здоровье детей: сущность и технологии сохранения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2674
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / SOCIAL WORK / SOCIAL HEALTH / SOCIAL HEALTH OF CHILDREN / TECHNOLOGIES OF PRESERVATION OF SOCIAL HEALTH OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дружинин Роман Олегович

В статье рассмотрено понимание социального здоровья детей с позиции социальной педагогики и социальной работы как междисциплинарных областей. Автором выделены группы технологий сохранения социального здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL HEALTH OF CHILDREN: ESSENCE AND TECHNOLOGIES OF PRESERVATION

In the article the understanding of social health of children from a position of social pedagogics and social work as interdisciplinary areas is considered. The author allocates groups of technologies of preservation of social health of children.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье детей: сущность и технологии сохранения»

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: СУЩНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ

Р. О. ДРУЖИНИН

В статье рассмотрено понимание социального здоровья детей с позиции социальной педагогики и социальной работы как междисциплинарных областей. Автором выделены группы технологий сохранения социального здоровья детей.

Ключевые слова: социальная работа, социальное здоровье, социальное здоровье детей, технологии сохранения социального здоровья детей.

Для современной превентивной модели социальной политики особое значение имеет понимание социальной работы как деятельности, направленной на позитивные социальные изменения, как механизма социальной безопасности государства, что ярко выражено в позиции Международной федерации социальных работников (Монреаль / Канада, июль 2000 г.): «Профессия «социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь».

Изменения современного человека и общества, ускорение темпов их развития потребовали новых подходов к осмыслению процесса техноло-гизации социума, устойчивости и эффективности его функционирования и развития, при этом принципиально учитывать риски для жизни современного человека и общества.

Технологии сохранения социального здоровья детей должны рассматриваться как перспективные в отечественной социальной работе.

Профессиональная социальная работа по своей сущности технологична. Малкольм Пейн рассматривает социальную работу как цепочку последовательных действий, звеньями которой является диагноз, интервенция (вмешательство) и завершение [5].

«Практика социальной работы представляет собой процесс выбора определенных действий из многообразия альтернатив. У нас всегда есть теория, которая помогает нам решать, во имя каких целей и каким образом осуществлять выбор, даже если мы не отдаем себе в этом отчет» (Хау,1987) [5, с. 18].

«Социальная работа создается в процессе повседневной деятельности социальных работников.

Мы называем этот процесс социальным конструированием ... Социальное конструирование - это цикличный процесс, в котором индивиды участвуют в формировании знаний через институализацию - легитимизацию в рамках социальной структуры общества. В свою очередь в результате включения индивидов в структуру общества создаются правила социального поведения. Можно увидеть спираль постоянной трансформации, создания и воссоздания социальных структур, которые вновь и вновь создают правила, являющиеся основой жизни людей (Бергер, Лукман,1971) [5, с. 23].

Концепт социального конструирования определяет политическое значение теории, идеологии социальной работы, а также технологий социальной работы.

Для концептуализации технологий важно определение дискурсивного поля социальной работы, в котором М. Пейн (2002) [5] выделяет три подхода с позиции политических взглядов:

- рефлексивно-терапевтический подход. Цель социальной работы - обеспечение благополучия индивидов, групп и микросоциальных групп в обществе через содействие личностному развитию и самореализации. Соответственно базовые технологии социальной работы направлены на индивидуальное и социальное развитие;

- социал-коллективистский подход. Цель социальной работы - обеспечение сотрудничества и взаимной поддержки в обществе, для того чтобы незащищенные и неблагополучные социальные группы могли обрести способность к самостоятельной жизни. Базовыми являются технологии социальной работы, способствующие установлению равенства и социальной справедливости;

- индивидуал-реформистский подход. Цель социальной работы - социальная защита, которую

индивидам предлагает общество. Базовые технологии социальной работы обеспечивают поддержание стабильности общества, личной свободы.

В настоящее время большинство отечественных и зарубежных исследователей склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые используются для обоснования различных социальных теорий, в том числе и технологий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Данные парадигмы являются основой технологий макроуровня социальной работы.

Психолого-ориентированные теории социальной работы (психодинамическая, гуманистическая, бихевиористическая модели, модель трансактного анализа, гештальт модель) позволяют внедрять технологии, направленные на помощь клиентам в оптимизации собственных усилий по решению социальной проблемы. Они наиболее распространены на микроуровне социальной работы.

Среди комплексно-ориентированных теорий социальной работы выделяют: ролевую, экологическую, социально-педагогическую и когнитивную.

Согласно нашему мнению, именно разработки в области технологий, направленных на сохранение социального здоровья населения, с позиции комплексной модели социальной работы гармонично сочетают в себе философское, социальное, психологическое, медицинское знание о сущности социального здоровья, в них ключ к решению многих проблем, связанных как с социальным здоровьем на индивидуальном уровне, так и на общественном. В целом данные теоретические разработки позволят изменить ситуацию в области общественного развития, являющегося, по сути, отражением состояния социального здоровья населения государства.

Интеграция теории и практики технологиза-ции в социальной сфере достаточно успешно решена социологами В. Н. Ивановым и В. И. Патрушевым, которые считают, что «в XXI веке начинается новый, второй этап развития социальных технологий. Утверждается принцип всеобщности социально-технологического знания, мышления, поведения. Социальные технологии становятся элементом бытия, культуры, науки, образования, производства, охватывают все сферы человеческой жизнедеятельности, облегчая общение, обучение, передачу информации, появление и использование инноваций, производство и обмен продуктами. XXI в. по праву может стать веком социально-технологической революции, где соци-

альная технология становится генератором человеческих жизненных сил, целостной физически и духовно здоровой личности» [3].

Согласно социо-технологического подхода, «социальные технологии (образовательные, воспитательные, трудовые, информационные, организационные, управленческие) преобразуют энергию природы в социальную, жизненную силу личности, коллектива, населения, этноса, религиозной общины, превращая ее в социальность -в человеческий культурно-исторический при-родно-гумусный плодородный слой, на котором в процессе социализации вырастают замечательные люди, душевные, открытые, жизнерадостные, гармонично целые, физически здоровые. Такие люди с малого возраста имеют ноосфер-ные знания, ноосферное мышление, ноосферное природосообразное поведение, ведут ноосферно-полезную деятельность и здоровый образ жизни, производят экологически чистые продукты питания, строят и поддерживают экологически чистое жизненное пространство. Такая эпоха в России уже наступает и называется она гуманный человекоцентричный ноосферизм» (А. И. Субет-то) [3, с. 18].

Технологии сохранения социального здоровья интегрируются в технологии позитивной социализации населения. Социализацию трактуем как развитие и саморазвитие личности в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящем во взаимодействии человека с обществом, со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями социальной среды на всех возрастных этапах.

В процессе проектирования специфического вида социальных технологий - технологий позитивной социализации населения, результатом которых является сохранение социального здоровья, - важно учитывать, что родовое понятие «здоровье» - это основная категория научного познания в медицине. Общепринято, что здоровье и болезнь - социально детерминированные состояния индивида. В то же время они имеют ярко выраженную медико-биологическую основу, ибо специфика человека состоит в том, что природа его биологична, а сущность социальна.

Благодаря междисциплинарным исследованиям установлена иерархия факторов, влияющих на здоровье человека: образ жизни (50-55 %), состояние окружающей среды (20-25 %), генетические факторы (15-20 %), деятельность учреждений здравоохранения (10-15 %, среди которых бесспорным лидером является такой фактор как образ жизни человека.

Медики, социологи, экономисты, исследователи в области социальной работы рассматривают здоровье населения как показатель благополучия нации и как системообразующий фактор, увязывающий такие общие категории как культура, экономика, экология, просвещение, политика, био- и ноосфера.

Социальное здоровье нации - это социальнопсихологическая характеристика общества, отражающая определенный уровень взаимной приемлемости, толерантности социальных групп, социальной идентичности, субъектности, которая обеспечивает комфортное безопасное существование. Очень похоже на то, что называют социальным капиталом (Л. А. Байкова) [1].

Исследователь в области социальной работы П. Д. Павленок рассматривает здоровье как:

1) состояние, противоположное болезни, полнота жизненных проявлений человека;

2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов;

3) естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;

4) состояние оптимальной жизнедеятельности индивида, общности, наличие предпосылок и условий их всесторонней и долговременной активности в социальной практике;

5) количественно-качественная характеристика состояния жизнедеятельности человека или социальной общности [1].

Следуя логике этого определения, для социальной работы особый интерес представляют социальное здоровье общности, группы, индивида.

Социальное здоровье общности, группы отражают следующие социально-демографические показатели: рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, уровень физического развития и др.

Социальное здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением целостности жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности. Интегрированный критерий социального здоровья личности ее субъектность в процессе социализации.

Социальное здоровье, по мнению экспертов ВОЗ, - это степень удовлетворения индивида своим материальным состоянием, питанием, жилищными условиями, социальным статусом в общест-

ве, его социальной политикой. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Состояние социального здоровья предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов социальное здоровье во многом определяется субъектным отношением человека к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.

Условиями сохранения социального здоровья, с позиции В. Н. Келасьева, являются: доступ к различным средам; освоение социальных норм; потребность в стабильности; включенность в многообразные социальные среды; социальная компетентность; соответствие человека среде; самореализация человека; согласие рациональных и иррациональных компонентов социального здоровья; удовлетворенность запросов среды (человека); толерантность в обществе [4].

Исследователь в области социальной работы В. Н. Ярская рассматривает понятие социального здоровья как состояние индивида, группы, общества, которые соответствуют норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Лишь устойчивость отдельных статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию группы или отдельной личности, в результате действия которой можно говорить о ее социальной норме, социальном здоровье и благополучии [1].

Психолог И. В. Кузнецова считает, что социальное здоровье личности - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать это взаимодействие [4, с. 36].

В исследовании социального здоровья личности детей в аспекте социальной педагогики, проведенном Е. Н. Приступой, здоровье рассматривается как гармоничное единство биологических, психических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям мик-

ро- и макросреды, а также вести продуктивную в социальном и экономическом планах жизнь; самореализация личности в образовательном процессе, в котором происходит воплощение ребенка по разработанному и принятому в социуме личностному образу. Она выделяет индивидуальное здоровье и здоровье населения (общественное, или социальное) и считает, что социальные нормы выступают регулятором, сохраняющим устойчивое оптимальное социальное функционирование, положительный характер социального взаимодействия.

Е. Н. Приступа отмечает, что в философии социальное здоровье человека рассматривается с позиций морали. Социальное здоровье личности характеризуется как ценностное содержание деятельности (Л. П. Буева); как практическая деятельность, направленная на отыскание конкретной истины, на самосозидание и самоопределение (В. П. Зинченко); «становление человеческого в человеке» (А. П. Лысков); как процесс, развернутый во времени через этапы эмоциональнообразного реагирования, активно-доверительной социализации, фрагментарного духовного самосовершенствования и духовного самоопределения (Н. А. Некрасова); ядро духовности - коммуникативно-личностные функции, вырывающие человека из ограниченного существования внутри собственной личности, предоставляющее возможность сопереживать и сочувствовать другому, независимо от качеств личности, пространства, времени (В. Я. Попов); нравственность - это сердцевина духовности выполнение общечеловеческих нравственных норм, самосовершенствование самого себя (А. А. Какурин); духовность - это преобладание высших духовных моральных интересов над материальными, наличие высоких гражданских, этических, эстетических идеалов (А. И. Подберезкин) [4, с. 38].

Учитывая, что в основе формирования социального здоровья ребенка находятся процессы социально-психологической адаптации, социализации и инкультурации, социального воспитания, социального развития, Е. Н. Приступа дает определение социальное здоровье школьника - это сформированность социально приемлемого, нравственно нормативного опыта взаимодействия ребёнка с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменившихся / изменяющихся условиях, чтобы прийти к согласию с самим собой и интеграции в социум. Социальное здоровье школьника является одним из главных факторов обеспечения социального благополучия детского населения, результатом влияния средовых и педагогических факторов [4, с. 127].

Основываясь на принципе функционального единства организма (П. К. Анохин), обуславливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех компонентов здоровья, Р. В. Овчарова делает вывод о необходимости организации комплексной работы по сохранению и укреплению социального здоровья личности детей. В качестве критериев оценки социального здоровья детей и подростков она выделяет следующие: адаптация в референтных общностях (семья, группа сверстников, друзья); овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная); уравновешенность процессов социализации и индивидуализации; выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств; общая средовая адаптация - интеграция в общество [2].

Данные подходы определяют ведущие направления технологизации социальной работы, ориентированные на сохранение социального здоровья детей, это, прежде всего:

- формирование у детей здорового образа жизни;

- реализация условий для позитивной социализации личности, включая создание развивающей среды, способствующей самореализации личности, проявлению субъектности;

- профессиональное сопровождение социального развития проблемных детей;

- социальная поддержка и помощь в преодолении кризисных ситуаций.

Как определено выше, технологии сохранения социального здоровья детей являются технологиями позитивной социализации. Они также предполагают прогнозирование, проектирование, управление во всех областях социальной сферы, влияющих на формирование здорового образа жизни ребенка.

В современных условиях актуальными стали технологии социальной работы, связанные не столько с формированием действенной социальной политики в отношении детства (макроуровень социальной среды), сколько с ее реальным воплощением в практику (мезо и микроуровнь социальной среды). Гуманизация социальной среды напрямую связана с деятельностью технологического плана: чем более совершенны, научно выверены методы управления, тем в большей степени социальные проекты и программы сориентированы на включение ребенка в позитивную социальную деятельность. Качество взаимодействия личности с социальной средой есть отражение качества социального управления и самоуправления, качества жизни населения.

Еще в 1932 г. Н. К. Рерих писал: «Стремясь к высшим формам цивилизации, дерзая мыслить даже о культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества действий» [3, с. 26]. Качество процессов взаимодействия социальной среды и личности относится к потребностям их развития и самовыражения.

Данная тенденция взаимовлияния социального здоровья среды и личности позволяет рассматривать в качестве базовых подходов технологий сохранения социального здоровья детей средовой и личностно-ориентированный.

Соответственно группы технологий социальной работы, влияющие на сохранение социального здоровья детей можно разделить по функциям на:

- диагностические (включая экспертизу, мониторинг социального положения детей),

- управленческие (воздействие на среду и личность),

- терапевтические,

- профилактические (в том числе, здоровьесберегающие технологии),

- реабилитационные,

- абилитационные и другие.

Литература

1. Гарашкина Н. В. Технология социальной работы. Тамбов, 2004.

2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. С. 183.

3. Патрушев В. И. Основы общей теории социальных технологий. М., 2008. С. 11.

4. Приступа Е. Н. Теоретико-методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография. М., 2007. С. 139.

5. Пэйн М. Социальная работа: современная теория. М., 2007. С. 11.

* * *

SOCIAL HEALTH OF CHILDREN: ESSENCE AND TECHNOLOGIES OF PRESERVATION

R. O. Druzhinin

In the article the understanding of social health of children from a position of social pedagogics and social work as interdisciplinary areas is considered. The author allocates groups of technologies of preservation of social health of children.

Key words: social work, social health, social health of children, technologies of preservation of social health of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.