Научная статья на тему 'Социальное воспитание обучающейся молодежи на традиционных ценностях отечественной культуры'

Социальное воспитание обучающейся молодежи на традиционных ценностях отечественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SPIRITUALITY / MORALITY / UPBRINGING / SOCIAL PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Ольга Алексеевна

В статье приводятся и обсуждаются результаты работы педагогического коллектива в реализации социальных проектов, в духовно-нравственном воспитании молодежи, а также представлен опыт реализации в образовательном учреждении социально-значимого проекта «Родные истоки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying youth social upbringing on Russian culture traditional values

Pedagogic collective work results in social projects realization, in youth spiritual-moral upbringing, and also realization socially significant project Own springs in educative institution experience is presented.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание обучающейся молодежи на традиционных ценностях отечественной культуры»

УДК 37.013

Воробьева Ольга Алексеевна

кандидат педагогических наук Советский педагогический колледж, Курская область

oa-vorobeva@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье приводятся и обсуждаются результаты работы педагогического коллектива в реализации социальных проектов, в духовно-нравственном воспитании молодежи, а также представлен опыт реализации в образовательном учреждении социально-значимого проекта «Родные истоки».

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, социальное проектирование.

Формируемые в современной противоречивой социокультурной ситуации ценностные ориентации молодого человека, с одной стороны, еще тяготеют к традиционной «русской духовности», характеризуемой доминированием альтруистических нравственных установок над материальными; ценностями гуманизма, человеколюбия, соборности - над социальным индивидуализмом и эгоизмом; вечного - над временным. Однако сегодня все сложнее и все менее успешно удается противостоять индивидуализму, приоритету материального, гедонистическим установкам молодежи, ее стремлению к «красивой жизни» любой ценой. Общественное сознание деформировано и дезориентировано в понимании важнейших, экзистенциальных вопросов человеческого бытия, духовных смыслов существования человека, понимании человеческого счастья, молодежь все более ощутимо утрачивает нравственные идеалы своих предшественников, рассеивая силу духовного, нравственного потенциала, который веками накапливал русский народ. Действительно, сбываются пророческие слова американского оракула, Аллена Даллеса, мечтавшего «подменить ценности» русского этноса, организовать «грандиозную трагедию гибели самого непокорного на Земле Народа».

Эта проблема особенно остро переживается педагогами, - теми, кто по сути своей социальной и профессиональной Миссии призван творить будущее, кто осуществляет важную социальную функцию - ретранслирует духовно-нравственные ценности вступающему в жизнь поколению молодежи. Известно, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Время такое, каким мы его делаем. Мы работаем с той молодежью, которая сегодня есть, которой предстоит продолжить культурную эстафету своего наро-

да, беречь и защищать свою Родину. Хотим мы этого или нет, нравится нам молодежь или не нравится, - мы должны заниматься социальным воспитанием, целенаправленно формировать духовный облик тех, кто придет нам на смену.

Понимая это, педагогический коллектив Советского педагогического колледжа разработал и реализует Программу «Духовно-нравственного воспитания студентов на 2006-2010 гг.». Воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении строится на сложившихся в отечественной практике традициях социального воспитания, на этических основах православной культуры, предполагает совместное с молодежью нравственное осмысление жизненных явлений, выработку устойчивых привычек социально одобряемого поведения, включение каждого студента в отношения социальной заботы, добротворчества, милосердия, со-страдания, со-пере-живания, со-участия.

Что для нас означает духовное и нравственное. Почему эти понятия стоят вместе? Нравственное - это характеристика поведения личности, проявляющее меру духовного в человеке. Это реальные ситуации нравственного выбора, в которых человек выбирает то, что соответствует общественным нравственным нормам и эталонам, что вписывается в логику социального бытия традиционного русского мира. В этом контексте «благо для меня лично» означает «благо для всех». И наоборот...

Под духовностью человека мы понимаем его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, образ жизни. Духовность -источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира. Соответственно, «нравственность» оценивается нами как «одно из измерений духовности человека» [7,

© Воробьева О.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

19

с. 335]. «Духовность - вершина социализации, стержень преемственности поколений, культура наследия: в отличие от любых других, духовные ценности нетленны» [3, с. 38].

Для педагогов нашего колледжа важно было определить критерии нравственности. После длительных дискуссий и педагогических консилиумов, после многочисленных встреч с учеными и религиоведами, мы пришли к согласованию и конкретизации нашего понимания таких критериев. Критериями нравственной личности, на наш взгляд, являются: социальная направленность активности личности; ее моральная устойчивость и результативность ее социально-нравственной деятельности. Показателями духовнонравственной воспитанности личности служат: осознание социальной значимости общественнополезной деятельности, включенность в процесс сохранения культурного, духовного наследия своей малой родины, устойчивое стремление к общественно-полезной деятельности.

Мы попытались выстроить целостную систему работы по духовно-нравственному воспитанию студентов, включению их в работу с жителями района, своими сверстниками, социальное проектирование. На наш взгляд, это возможно через возрождение народных традиций, славянской и православной культуры. Этим и объясняется разработка и реализация в нашем образовательном учреждении социально-значимого проекта «Родные истоки». В чем его суть?

Реализация открытого проекта «Родные истоки» предполагает ежегодное проведение Фестиваля научного и художественного творчества, который включает открытые мероприятия районного, областного и межрегионального масштаба. Среди них, например,

- мастер-классы народных умельцев «Слава нашей стороне! Слава русской старине!»;

- совместные творческие концерты, посвященные Дню Славянской письменности и культуры с представителями других студенческих коллективов;

- выставка промыслов «Народная мозаика»;

- конкурс «Родные истоки» на лучшую творческую работу (поэзия, проза);

- районный конкурс творческих работ детей и молодежи «Аз, буки, веди .»;

- фольклорный праздник «Как у наших, у ворот!», праздник народных традиций «Русские забавы»;

- культурно-туристические мероприятия «Дорогами памяти»;

- интеллектуальные игровые программы,

- вечера поэзии и вечера авторской песни, в которых участвуют местные поэты, композиторы, участники продюсерского центра;

- заседания круглых столов, семинары, где обсуждаются вопросы творчества наших земляков;

- открытые публичные лекции;

- научно-практические конференции.

Традиционная межрегиональная научнопрактическая конференция, посвященная Дню Славянской письменности и культуры стала одним из основных мероприятий Фестиваля научного и художественного творчества. В 2011 году в VIII межрегиональной научно-практической конференции приняли участие известные российские ученые, признанные отечественные специалисты, духовенство, преподаватели и студенты духовных и светских образовательных учреждений, аспиранты, учителя-практики из Курска, Ельца, Старого Оскола, Воронежа, Москвы, Вологды, Костромы, Ульяновска, Новосибирска, Липецка, Ельца, Шадринска и других регионов России.

Фестиваль научного и художественного творчества ежегодно проходит в рамках Недели славянской письменности и культуры, и проводится для привлечения широкого круга общественности, преподавателей, работающей и студенческой молодежи к решению актуальных задач духовнонравственного воспитания.

Проект получил одобрение и поддержку Администрации Советского района Курской области. Содержание и реализация этого проекта получили также одобрение и поддержку в Сочи, во время работы Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество». Наш проект вызвал интерес духовных и светских образовательных учреждений, что позволило расширить географию участников, пропагандировать опыт социального воспитания, сложившийся в нашем регионе.

Проект «Родные истоки» отмечен диплом областного конкурса социальных проектов программы «Арт-Профи-Форум». Советский педагогический колледж награжден дипломом первой степени за участие в областном конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

В рамках социального проекта «Родные истоки» появился ряд других проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи:

- в первую очередь речь идет о нашем земляке, скульпторе В.М. Клыкове и о социальном проекте «Сын земли Курской», отмеченный Благодарственными письмами Совета Федерации и Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки;

- проект «Пасхальный звон» стал победителем V Всероссийского конкурса «Свой мир мы строим сами»;

- проект «Дорогою добра» формирует у студентов устойчивые нравственные представления и нормы, гуманность и милосердие через практическое взаимодействие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- «Жить, чтобы жить!», «Учитель, краевед, селькор», «Моя гражданская позиция», «Школа лидера», «Школа молодежного актива» - проекты, отмеченные дипломами всероссийских и областных конкурсов, благодарственными письмами Совета Федерации.

Каковы оказались результаты работы нашего педагогического коллектива в реализации социальных проектов, в духовно-нравственном воспитании молодежи?

Во-первых, студенты нашего колледжа стали в большей степени ориентироваться на социальные ценности, осуществлять свой моральный выбор, руководствуясь идеалами добра, достоинства, чести, справедливости, ответственности, гуманности. По результатам анкетирования 2011 г. значение духовных ценностей для себя отмечают 26% опрошенных (в 2008 году их было лишь 18%), заинтересованность в судьбе своей Родины проявляют 22% респондентов (в 2008 году -только 16%), безразличное отношение к политике обнаруживают 46% опрошенных студентов, а в 2008 году - 64%. Основная категория студентов -81% - считают, что молодежь должна беречь традиции православных славянских народов, и почти столько же - 86% - ощущают потребность приобщения к ценностям культуры своего народа через традиционные праздники, что проявляется в увеличении мероприятий, акций и дел социально-нравственной направленности в наших планах воспитательной работы.

Мы выяснили отношение студентов к содержанию телевизионных программ. Студенты активно выступают за нравственный контроль на телевидении. При этом 72% молодых людей считают, что современные российские СМИ не способствуют формированию устойчивых духовно-

нравственных качеств детей и молодежи, а пропагандируют насилие и агрессию (61%), разврат (22%), власть денег (11%).

Результаты анкетирования свидетельствуют, что студенты осознают, кто и что влияет на них в процессе социализации. Вне конкуренции остается влияние родителей, затем с большим отрывом следуют друзья (24%), фильмы (19%), книги (15%), родственники (13%) и на последнем месте - преподаватели колледжа (12%). При этом в студенческих группах последнего года обучения родственники уже уступают влиянию преподавателей (соответственно 9% и 18%). Такая тенденция низкого рейтинга преподавателя отмечается нами в последнее время, что дает основание говорить о недостаточном внимании государства к статусу педагогов в обществе, социальному престижу профессии учителя.

Не менее важным показателем является работа наших выпускников, многие из которых продолжают народные традиции. Нельзя не отметить творчество некоторых из них - учителя технологии Нижнеграйворонской школы, автора Нижне-грайворонской глиняной игрушки Виктора Сергеевич Ишкова, местного художника Сергея Ларичева, народной мастерицы Ирины Атановой и др.

Как сами студенты относятся к участию в социальном проектировании? Какие произошли изменения в их сознании? Для кого-то участие в проекте - это «нравственное обогащение», «приближение к народным ценностям культуры», для других - это «возможность реализовать свои способности», «найти друзей по интересам», «расширить круг общения» (высказывания студентов в ходе анкетирования). Почти все студенты отметили, что узнали много интересного и нового о православных традициях славянских народов.

Результаты анкетирования свидетельствуют

о повышении роли нравственных ценностей в духовном мире молодежи, их растущей способности к морально-волевой саморегуляции.

Социальное проектирование - эффективный способ выражения идеи улучшения окружающей среды посредством конкретных акций и действий. Социальное проектирование оказалось продуктивной технологией социально-нравственного воспитания молодежи, педагогический смысл которой - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации - формировать свою Я-кон-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

21

цепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия.

Завершая обзор результатов реализации социальных проектов в Советском педагогическом колледже, считаем необходимым подчеркнуть: мы далеки от иллюзии, что в нашей работе все получилось. Колледж не может в полном объеме повлиять на изменение объективных факторов духовно-нравственного становления молодежи, сложившихся отношений в обществе, но повысить эффективность влияний факторов на уровне воспитательной системы колледжа, факторов субъективных - может - за счет усиления «адресности» воспитывающих воздействий, включения студентов в процесс разработки и реализации социальных проектов. Только тогда в жизнь выйдет гармоничная и духовно богатая личность, только тогда молодежь будет ориентироваться на максимальную реализацию своего созидательного потенциала, жить интересами общества, только тогда в отношениях между людьми исчезнут грубость, жестокость, агрессия, равнодушие к другому человеку, утвердятся подлинный гуманизм, милосердие, добротворчество, сострадание, сопереживание, сотрудничество.

Мы живем в великой стране с великой историей, это понимание позволяет нам чувствовать себя великой нацией. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытного российского общества на традиционных ценностях отечественной культуры. Возможно это только путем

восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала русского народа.

Библиографический список

1. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.

2. Булатников И.Е. Педагогическая поддержка духовно-нравственного развития личности студента в воспитательной системе колледжа // Современные проблемы социального воспитания молодежи в контексте взаимодействия семьи, школы и православной церкви: Материалы науч.-практ. конф. / под ред. И.Я. Булгаковой, О.А. Воробьевой, А.В. Репринцева. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. - С. 79-86.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Изд-во УРАО; 1999, 38-39.

4. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 144 с.

5. Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ 2002 - С. 41-55.

6. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2001. - 503 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.