Научная статья на тему 'Социальное воспитание детей с особыми потребностями'

Социальное воспитание детей с особыми потребностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2563
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL EDUCATION / SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / CULTURAL-AND-LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочетова Анна Павловна

В статье рассматриваются особенности социального воспитания и социализации детей с особыми потребностями и пути решения проблемы социального воспитания детей с особыми потребностями, проживающих в учреждениях интернатного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кочетова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social education of children with special needs

The article reveals the features of social education and socialization of children with special needs as well the ways of solving the problem of social education of such children who live in boarding schools

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание детей с особыми потребностями»

А. П. Кочетова

(Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье рассматриваются особенности социального воспитания и социализации детей с особыми потребностями и пути решения проблемы социального воспитания детей с особыми потребностями, проживающих в учреждениях интернатного типа

Детство - уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе с особыми потребностями, гарантированного права на образование с учетом его индивидуальных возможностей.

Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка с особыми потребностями - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, создания оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных школ. За последние пятьдесят лет увеличилось число детей с врожденными недостатками опорно-двигательной системы, с нарушениями в работе центральной нервной системы как вследствие нарушений внутриутробного развития, так и после родовых травм [11].

В России дети-инвалиды находятся преимущественно в домах-интернатах, которые распределены по стране крайне неравномерно. Дети оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников, от общества в целом, что предполагает затруднения в процессе социализации.

Процесс социализации детей с особыми потребностями требует гуманизации процесса воспитания. Новая гуманистическая парадигма, ставящая в центр внимания личность, требует особого отношения к вопросам воспитания социально здоровой личности, способной предельно реализоваться и самоут-

вердиться в соответствии с правилами, нормами и ценностями общества, оставаясь личностью свободной и независимой. Процесс социализации детей с особыми потребностями, обусловленными психофизическими особенностями, сопряжен с рядом трудностей, которые способно решить социальное воспитание.

Отечественные педагоги, занимающиеся социализацией человека, исследуют эту проблему в основном в двух аспектах. Во-первых, выявляется сущность социально контролируемой части процесса воспитания, его тенденции и перспективы развития, определяются его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, изучается общество как социализирующая среда, его воспитательные возможности в целях поиска способов использования и усиления позитивных влияний на человека, коррекции и компенсации негативных сторон (Н. В. Андреенкова, С. Г. Вершловский, В. З. Вульфов, Я. И. Гилин-ский, М. З. Ильчиков, М. С. Комаров, А. В. Муд-рик, Б. А. Смирнов, Д. И. Фельдштейн и др.].

А. Г. Асмолов подчёркивает, что от социальной позиции ребёнка зависят возможности выбора в процессе самоопределения [1], личностно-смысловые отношения к миру, к себе, к другим людям, что приобретает социальную направленность. Таким образом, в педагогическом процессе идёт социализация, но она направлена на формирование социального сознания в теоретическом аспекте. Ребёнку важен социально-нравственный опыт в разных видах деятельности.

В нашей работе мы разделяем точку зрения тех ученых, которые раскрывают сущность категории «социальное воспитание» через соотношение с понятием «социализация».

Так, согласно И. И. Фришману, социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и

направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, в игре, в учебной и общественно полезной деятельности [10].

Педагогический образ социального воспитания связан с необходимостью и возможностью объяснения и проектирования процесса социализации ребенка с особыми потребностями педагогическими средствами. Процесс социализации ребенка с особыми потребностями - это полная интеграция в общество.

В России проблема социализации детей с особыми потребностями привлекает все большее внимание исследователей (В. Гончарова, О. Громова, Р. Дименштейн, А. Зотова, С. Краснов, Е. Мартынова, А. Станевский, Л. Шипицына). Важное место в решении проблем инклюзии личности в общественные отношения принадлежит работам Л. С. Выготского, чьи идеи о связи социальной активности, социального окружения и индивидуального развития человека заложили методологические основы социально-образовательной интеграции детей с особыми нуждами.

Он придавал большое значение включению «дефективных детей» в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. В развитии «дефективного ребенка» Л. С. Выготский отмечал единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социальных целей и задач общей и специальной школ» [2] при различии их средств. Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималась не в биологическом, а в социальном аспекте: воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Процесс социализации, приспособления ребенка к требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегда проходит успешно. Для преодоления «социального вывиха» и приобретения «социальной полноценности» необходимо использовать «обходные пути» с целью компенсации дефекта и культурного развития ребенка. Согласно теоретическому положению Л. С. Выготского,

дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает личности в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности личность вступает в равноправный диалог с педагогом. Слабо успевающий по основным школьным дисциплинам учащийся или ребенок с ограниченными возможностями, включившись в образовательный процесс дополнительного образования, может оказаться в числе лидеров, четко сориентироваться на профессиональную сферу. Опыт взаимодействия образовательного процесса общего и дополнительного образования подтверждает, что такая интеграция перспективна с позиции реализации ведущих идей непрерывного образования [9, с. 360].

В целом в литературе определения социализации рассматриваются как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой - общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека. Будет ли ребенок, имеющий специфические особенности (в нашем случае, это дети с особыми потребностями], социальное развитие которого протекает столь же успешно, подчиняться общим закономерностям социализации или же будет иметь специфические особенности и трудности, преодоление которых возможно лишь при специальной организации его взаимодействия с социумом?

С точки зрения В. Р. Ясницкой, социальное воспитание определяется как «...относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее социализации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [9, с. 16].

М. А. Галагузова считает, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным «социальное». Автор считает, что «социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды

социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности» [3, с. 416]. С этой точки зрения, социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, особые категории людей.

Более конкретно эта тема определена А. В. Мудриком, который процесс развития ребенка с особыми потребностями определяет как социальное воспитание. Он подчеркивает, что социальное воспитание как часть процесса общей социализации включает в себя в качестве серьезного компонента самоиз-менение и саморазвитие личности [6, с. 51]. Социальное воспитание - это «процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет» [8, с. 13-14].

Определение «социального воспитания» А. В. Мудриком является, на наш взгляд, базовым при рассмотрении той части общей социализации личности, которая обозначена им как социальное воспитание с акцентом на включение тех детей с особыми потребностями в общество, которые наиболее часто и устойчиво имеют затруднения при вхождении в социум.

Большинство детей с особыми потребностями проживают в специализированных интернатах, которые в России в течение многих лет выполняют социально-педагогические функции, деятельность их профилирована и дифференцирована. Работа с детьми в условиях школы-интерната направлена на то, чтобы обогатить эмоциональные и личностные контакты со взрослыми и сверстниками, удовлетворить потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, в исследовании предметного мира, а также чтобы стимулировать психомоторное развитие [8, с. 139].

Однако в специфике детского дома-интерната для детей с особыми потребностями, его закрытости (организационной и психологической] проявляется противоречие между необходимостью социализации детей с особыми потребностями и их реальным образом жизни и его содержанием, характеризующимся бедностью жизненного пространства в

школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Насыщение содержания жизнедеятельности детей с особыми потребностями путем расширения сферы их культурно-досуговой деятельности является важным средством социального воспитания.

Человек становится полноценным членом общества, если усваивает социальные нормы и культурные ценности одновременно с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе.

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации, самореализации личности.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере досуга является существенная невостребованность культурноразвивающего потенциала социокультурной сферы (Л. А. Акимова, Н. Д. Вавилина, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев и др.].

Для детей с особыми потребностями особое значение имеет организация свободного времени, содержание и направленность которого во многом определяются ценностными ориентациями личности. Именно в свободное время реализуются запросы социального воспитания и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми-инвалидами. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательного наполнения свободного времени, повышения качества деятельности социокультурных институтов.

Современные подходы в организации досуговой деятельности детей с особыми потребностями должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области реабилитации детей с особыми потребностями, но и опыт, накопленный человечеством в области воспитания разных категорий детей.

Т. В. Гудина считает, что «культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, обладает способностью стимулировать процесс социализации,

инкультурации и самореализации личности» [4, с. 241].

Г. Р. Зиатдинова исследовала потенциал культурно-досуговой деятельности, которая, по ее мнению, в силу своего компенсаторного характера обладает значительными педагогическими ресурсами социализации личности ребенка-инвалида. Культурно-досуговая деятельность создает дополнительные по отношению к другим институтам условия личностного развития, оптимизирующие процессы социальной интеграции и личност-

ного становления; минимизирует сегрегационные условия жизнедеятельности личности ребенка с ограниченными возможностями [5, с. 132-136].

В нашем исследовании основной формой реализации социального воспитания в детском доме выступает досуговая деятельность детей с особыми потребностями. Именно досуговая деятельность способствует социализации ребенка в общество, развитию коммуникативных навыков и социальной активности ребенка с особыми потребностями.

Литература

1. Асмолов А. Г. Содействие ребёнку - развитие личности // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. - С. 39-45.

2. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. В 6-ти т. - Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. - М., 1983.

3. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 416 с.

4. Гудина Т. В. Досуговое творчество детей-инвалидов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. № 1. - С. 241-245.

5. Зиатдинова Г. Р. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2010. - Вып. 11 (91). - С. 132-136.

6. Мудрик А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. - 1996. - Вып. 6. -С. 51-56.

7. Мудрик А. В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 13-14.

8. Преодоление трудностей социализации детей-сирот : учеб. пособие / Л. В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысаева, М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во Ярослав. педагогич. ин-та, 1997. - 196 с.

9. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Н. М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. -М.: Академия,2004. - 394 с.

10. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. -М.: Академия, 2001. - 1 58 с.

11. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы // Российская газета. - 2 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html/ (дата обращения 25.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.