ходимым и значимым для анализа «плетения словес» на семантическом уровне, а также для описания ритмико -интонационных моделей.
Библиографический список
1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. М.: Гнозис, 1994.
2. Еремин И. П. Слово о полку Игореве // Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. М., 1957.
3. Коломейченко С.В. Роль «плетения словес» в смысловой структуре предложения (на материале «Жития Стефана Пермского») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1 (2). С. 56-60.
4. Преображенская М. Н. Служебные средства в истории синтаксического строя русского языка XI-XVII вв. (сложноподчиненное предложение). М., 1991. С. 61.
5. Робинсон А. Н. «Какие возникают задачи дальнейшего изучения Слова о полку Игореве»: Сб. ответов на вопросы по литературоведению. М., 1958. С. 44.
6. Русская грамматика: науч. труды / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова М., 2005. Т. II. С. 93.
7. Эпштейн М. Предлог «В» как понятие. URL: epst_v_concept1 .html УДК 316.33
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР УСИЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Л
Е.В. Лесниковская1
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Анализируются интеграционные процессы как процессы, определяющие новую парадигму гражданского общества. В качестве важного интегративного фактора рассматривается социальное творчество. Отмечается, что социальное творчество имеет два уровня интегративного воздействия на гражданское общество: уровень социальных аттитюдов и уровень межсекторного взаимодействия. Представлен анализ состояния развития практик социального творчества в Иркутской области, а также наличия благоприятных условий для их активизации. Кратко приводятся практические рекомендации и предлагаются пути активизации социального творчества в Иркутской области, полученные в результате экспертного опроса, проведенного в ходе исследования. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: гражданское общество; некоммерческие организации; социальное творчество; интеграция.
SOCIAL CREATIVITY AS A FACTOR TO ENHANCE INTEGRATION IN THE SPACE OF CIVIL SOCIETY E.V. Lesnikovskaya
Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The article analyzes integration processes as the ones that define a new paradigm of civil society. Social creativity is considered as an important integrative factor. It is noted that social creativity has two levels of integrative impact on civil society: the level of social attitudes and the level of inter-sector interaction. The author presents the analysis of the state of social creativity practices in the Irkutsk region, as well as the presence of favorable conditions for their activation. Brief practical recommendations are provided, and the ways to enhance social creativity in the Irkutsk region, resulting from the expert survey conducted during the study are offered. 1 table. 6 sources.
Key words: civil society; non-profit-making organizations; social creativity; integration.
Среди процессов, определяющих социальную реальность нашего времени, существенное значение имеют интеграционные процессы. Интеграционные процессы в контексте гражданского общества актуализируются сменой парадигмы функционирования в обществе третьего сектора, что впервые было отмечено Ф. Мишливетцем [2]. Если с конца 80-х по конец 90-х гг. XX века основной ролью общественного сектора являлось активное продвижение демократии, наряду с оказанием социальных услуг, то в XXI веке общественный сектор предстает саморегулирующимся,
рефлексирующим организмом. В связи с этим, гражданское общество предстает динамичной общностью, обладающей свойствами саморегуляции и самокоррекции. Менее жестко связанные между собой части гражданского общества соответствуют современному феномену фрагминтеграции (термин, предложенный Розенау), т.е. амбивалентному свойству, несущему одновременно и интеграцию, и фрагментацию, что актуализирует влияние интеграционных (равно как и дезинтеграционных) процессов на формирование гражданского общества в рамках современной пара-
1Лесниковская Екатерина Викторовна, преподаватель, соискатель кафедры социальной философии и социологии, тел.: 89148962145, e-mail: [email protected]
Lesnikovskaya Ekaterina, Lecturer, Competitor for a scientific degree of the Department of Social Philosophy and Sociology, tel.: 89148962145, e-mail: [email protected]
дигмы его функционирования. Следует заметить, что под интеграцией мы, прежде всего, будем понимать совокупность взаимодействий, согласованности, ско-ординированности в действиях между элементами общества, обеспечивающую его внутреннее единство, целостность, гармоничное функционирование, устойчивость и динамическую стабильность. Такое определение соответствует новому пониманию гражданского общества и новой парадигме функционирования общественного сектора в контексте гражданского общества. Новое понимание сущности гражданского общества требует поиска эффективной социальной платформы, способной обеспечить интеграцию гражданского общества.
В качестве такой социальной интеграционной платформы способны выступить практики социального творчества, реализующиеся в виде разнообразных конкурсов социальных проектов, множества социальных инициатив. Согласно результатам проведенного экспертного опроса, социальное творчество обладает интегративным воздействием на формирование гражданского общества. Интегративное воздействие социального творчества проявляется на двух уровнях -уровне социальных аттитюдов и уровне межсекторных коммуникаций (таблица).
Уровень социальных аттитюдов актуализируется рядом тенденций, среди которых выделим: 1) принцип прозрачности и подотчетности поскольку сегодня интеграция и согласованность выстраиваются на основе доверия, открытость и прозрачность, подотчетность гражданскому населению являются необходимыми условиями для функционирования общественного сектора; 2) принцип разделенной ответственности, когда все взаимодействующие стороны несут социальную ответственность за конструктивное изменение со-
циальной реальности, чем, по сути, и является социальное творчество; 3) принцип социальной ответственности бизнеса, рост которой на сегодняшний день связан, в первую очередь, с тенденцией транснационализации бизнеса и появлением органов наблюдения за деятельностью корпораций, так называемых «сторожевых собак», то есть независимых организаций, стоящих на страже интересов гражданского общества. Участие в практиках социального творчества позволяет изменить социальные аттитюды в сторону открытости, доверия, уверенности в эффективности своего гражданского действия. Отметим, что последнему особенно способствует локальная ориентированность практик социального творчества. Социальные инициативы, как правило, имеют региональный масштаб, что целесообразно по ряду причин: во-первых, автор проекта осведомлен о локальных проблемах лично, и предполагается, что, излагая проблему, он знает ситуацию «на месте» и способен предложить адекватное действительности решение. Во-вторых, местная локализация отвечает настроениям населения - исследования показывают, что люди выражают гораздо больший интерес именно к местным инициативам, проводимым в местном сообществе - особенно внутри городского социального пространства - свой район, двор, дом. Гражданские настроения уходят от следования идеализированным настроениям к прагматике - люди желают наглядно видеть результаты своей общественной активности. В-третьих, социальное проектирование предполагает высокий процент неопределенности. При региональной локализации социальных проектов есть возможность на практике проверить на одном из регионов жизнеспособность и эффективность конкретного социального проекта. Например, после успешной реали-
Интегративное воздействие социального творчества на формирование гражданского общества
зации местного социального проекта «Я - гражданин!» в Самарской области, было принято решение о запуске его во всероссийском масштабе. Рассмотрим более подробно, какое влияние оказывают на акторов гражданского общества, а также их взаимодействие практики социального творчества. Прежде всего, отметим, что в результате участия в практиках социального творчества населением усваивается проактивная гражданская позиция. Как правило, граждане, особенно молодежь, высокомотивированы к социальному творчеству: помимо наличия собственно потребности в социальном творчестве, для граждан - авторов проектов это возможность повышения социального статуса, приобретения полезных социальных связей, получения удовлетворения от творческой и гражданской самореализации. Очевидно, что личное участие влечет за собой высокую информированность о сфере общественно-полезной деятельности вообще, и НКО в частности.
Уровень межсекторной коммуникации актуализируется проблемами состояния коммуникативной среды и необходимостью выстраивания путей эффективного межсекторного сотрудничества. По результатам исследования, практики социального творчество могут оказать положительное влияние на следующие аспекты межсекторного сотрудничества: улучшение состояния коммуникативной среды, улучшение и увеличение числа коммуникационных каналов для эффективного взаимодействия населения с другими представителями гражданского общества, неконфликтное систематическое взаимодействие основных акторов гражданского общества. Отметим, что в гражданском обществе обычно выделяют четыре основных актора - некоммерческие организации (далее - НКО), государственный сектор, гражданское население, бизнес. Основные акторы нуждаются в повышении доверия, поскольку испытывают кризис кредита доверия, что подтверждается современными социологическими опросами. Необходимо выработать площадку, которая бы способствовала выстраиванию эффективных коммуникаций между основными акторами гражданского общества. Такая площадка должна соответствовать требованиям времени и быть эффективной в инновационном, информационном и интеграционном пространствах. «Неконфликтной зоной» для взаимодействия способны стать практики социального творчества, позволяющие а) найти точки соприкосновения
для продуктивного взаимодействия НКО с властью, бизнесом, населением; б) выстроить коммуникации между акторами; в) апробировать коммуникации посредством реализации социально значимых проектов.
Очевидно, что при рассмотрении формирования гражданского общества посредством активизации практик социального творчества необходимо учитывать региональный аспект. Отметим, что Иркутская область обладает рядом свойств, определяющих благоприятные условия для развития социального творчества в регионе. Во-первых, административный центр Иркутской области - город Иркутск является университетским городом, с развитой образовательной, научной, исследовательской, инновационной базой, что делает город привлекательным для людей с высоким творческим, интеллектуальным и гражданским потенциалом. Во-вторых, регион отличается достаточно высоким уровнем культуры и развитым духом творчества, что подтверждается наличием значительного числа как государственных культурных учреждений, так и общественных организаций творческой направленности. В-третьих, население региона обладает развитым духом предприни-мательства, в том числе социального предпринимательства. В-четвертых, на сегодняшний день уже существуют и успешно функционируют официальные площадки для межсекторного сотрудничества, в частности, Общественная Палата Иркутской области. Среди наиболее известных социальных конкурсов и инициатив, проводившихся в Иркутской области, можно отметить следующие: городской конкурс проектов «Я - гражданин России», конкурс социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области», городская ярмарка социальных инициатив, конкурс социальных проектов «социальная радуга» и др.
По результатам экспертного опроса, среди путей дальнейшей активизации практик социального творчества эксперты определили следующие: 1) популяризация социально значимых проектов и стимулирование развития НКО, формирование положительного имиджа проявления гражданской позиции, социального некоммерческой деятельности, волонтерского движения; 2) муниципальный грант и социальный муниципальный заказ; 3) модернизация техник административного ресурса, направленных на развитие социальных практик; 4) создание информационных порталов поддержки практик и др.
Библиографический список
1. Brown L.D. Civil society actors as catalysts for transitional social learning / L.D. Brown, V. Trimmer // Voluntas: International journal of voluntary and nonprofit organizations. 2006. № 3.
2. Miszlivetz, F. Democracy and civil society: outlines of a new paradigm. Электронный ресурс. URL: http://www.ises.hu/webimages/Democracy_and_Cicvil_Society.p df (дата обращения: 20.12.11).
3. Merkel W. Systemwechsel und Zivilgesellshaft. Welche Zivilgesellschaft braucht die Democratie? / W. Merlel, H. Lauth // Aus Politik und Zeitgeschichte. 1998. № 6 (7). С. 3-12.
4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской
Федерации / Обществ. палата Рос. Федерации, Межкомис. рабочая группа по подгот. доклада. М., 2009. 114 с.
5. Lillehammer, Giske C. State-NGO relationships in transitional democracies: The case of CPA-ONG-a government centre for the advancement of NGOs in Benin. URL: http:// www.undp.org/oslocentre/docsjuly03/GiskeC%20Lillehammer.pd f (дата обращения: 2.11.2011).
6. Clark, John. The relationship between the state and the voluntary sector. URL: http:// www.gdrc.org/ngo/state-ngo.html (дата обращения: 05.10.2011).