Научная статья на тему 'Социальное служение Русской Православной Церкви К. XX Н. XXI вв'

Социальное служение Русской Православной Церкви К. XX Н. XXI вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1243
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская православная церковь (РПЦ) / Священный Синод / Православие / Религиозное образование / вероисповедание

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евдокимов В. Ю.

В своей статье автор исследует историю Русской Православной Церкви на рубеже XX-XXI веков, рассматривает социальную деятельность РПЦ, а также проблемы, которые сопровождают социальное служение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное служение Русской Православной Церкви К. XX Н. XXI вв»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Евдокимов В. Ю.,

аспирант,

Русская Христианская Гуманитарная

Академия.

Evdokimov V.Y.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К. XX - Н. XXI ВВ.

Аннотация. В своей статье автор исследует историю Русской Православной Церкви на рубеже XX-XXI веков, рассматривает социальную деятельность РПЦ, а также проблемы, которые сопровождают социальное служение.

SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH K. XX - XXI CENTURIES N.

SUMMARY. In his article the author examines the history of the Russian Orthodox Church at the turn of XX-XXI centuries, examines the social activities the ROC, and the problems that accompany the social service.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь (РПЦ), Священный синод, православие, религиозное образование, вероисповедание.

Keywords: Russian Orthodox Church (ROC), the Holy Synod, Orthodox Christianity, religious education, religious affiliation.

В конце XX - начале XXI веков в России произошли кардинальные социально-экономического изменения, повлекшие за собой резкое снижение уровня жизни населения страны. Проблема бедности в семье приобрела устойчивый характер. Материальные трудности дополнились духовным кризисом - сменой господствующих мировоззренческих установок и крушением идейных ориентиров, игравших ведущую роль на протяжении многих лет. Общественные организации, которые могли бы смягчить сложившееся положение, пережили упадок, а новые еще не заслужили авторитет у общества. В подобных условиях существенна роль религиозных организаций и в первую очередь Русской Православной Церкви (далее - РПЦ).

Под социальным служением мы подразумеваем различные действия, направленные на различные социальные группы, требующие особого внимания и заботы: неимущие, малообеспеченные, попавшие в трудную жизненную ситуацию, склонные к девиантному поведению, а также на группы в целом более благополучные: это военнослужащие, дети и молодежь, служение ко-

торым имеет целью прежде всего патриотическое и духовно-нравственное воспитание1.

После интронизации Патриарха Алексия II (10 июня 1990 года) Священный синод принял решение об образовании двух важных для жизни Церкви синодальных отделов: по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. Организованы Всецер-ковное православное молодежное движение и Комиссия по делам монастырей. Позднее "открылись Богословская комиссия, Издательский совет, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерский отдел, Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам, Церковно-научный центр РПЦ "Православная энциклопедия", Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия"2, Синодальный информационный отдел, патриарший совет по культуре.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства. Но ещё раньше по Закону о свободе вероисповеданий3 религиозным объединениям и церквям было разрешено заниматься благотворительностью, что активизировало их социальную работу. Нормативной базой социальной деятельности выступает Федеральный Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" с "положением о том, что религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных фондов"4.

Социальная работа РПЦ проходит на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), образованный 1991 году.

Разрабатываемые в 90-е гг. экспертными группами ученых и специалистов разных областей знания "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" были приняты на Архиерейском соборе 2000 году. В 16 главах документа формулируется отношение Церкви к государству, политике, экономике, праву, науке, культуре, нравственности. «Основы» стали ответом Церкви на вызовы современного общества5. В дальнейшем в «Концепции миссионерской деятельности» РПЦ на 2005-2010 гг. была изложена обобщенная позиция с учётом опыта прежних лет, отражены современное состояние православной миссии и перспективы ее развития, где "сформированы общие принципы, цели и задачи миссионерского служения, которые могут

1 Антонова, О.И., Костина, Н.Б. Роль религиозных общностей в реализации социальной политики [Текст] / О.И. Антонова, Н.Б. Костина // Социологические исследования. - № 9. - 2009. - С. 92.

2 Вигилянский, В. Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы [Текст] / глав. ред. Александр Щипков; священник Владимир Вигилянский // «РЕЛИГИЯ и СМИ». -

26.12.2007.

3 О свободе вероисповеданий [Текст] : Закон РСФСР от 25 Октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 21. - Ст. 240; СЗ РФ. - 1995. - № 5. - Ст. 346.

4 Сергий. III (VIII) съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви [Текст] / Сергий, Митрополит Воронежский и Борисоглебский, Председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. - М., 2002.

5 Вигилянский, В. Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы [Текст] / глав. ред. Александр Щипков; священник Владимир Вигилянский // «РЕЛИГИЯ и СМИ». -

26.12.2007.

творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей"1.

Миссионерство, религиозное образование, катихизация, благотворительность, служение делу милосердия - вот неполный перечень забот, осуществляемый под непосредственным руководством священнослужителей и при служении мирян, объединенных для достижения целей социального служения.

Важным направлением в социальном служении РПЦ является помощь в рамках медицинских учреждений. В конце 1990 г. в Санкт-Петербурге рядом с Духовной академией открылась церковная благотворительная больница святой Ксении Петербургской2. Тогда же возродилась школа медсестер при Марфо-Мариинской обители. Позже открылась больница Московского Патриархата, с бесплатным обследованием и лечением. При Всероссийском центре психического здоровья Российской академии медицинских наук оказывается бесплатная психиатрическая помощь приходами Москвы, Московской области и других епархий. Через образованный Отдел благотворительности возможна госпитализация больных в 1-ю психиатрическую больницу им.

Н.А. Алексеева, где пастырское попечение о душевнобольных осуществляет настоятель больничного храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Обществом православных врачей, организованное в 1995 году на базе Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова возрождаются и создаются больничные храмы3. Также "в 1996 году по инициативе Отдела был образован Экспериментально-методический центр "Патронажная служба", 15-20 сотрудников которого обеспечивают постоянный уход за ранеными солдатами и несколькими десятками подопечных, находящимися в стационарах или дома"4.

Подписанное в марте 1997 г. Соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России дало возможности для расширения окормления пациентов клиник и для разработки совместных с медицинскими учреждениями благотворительных проектов.

В 1998 г. при "Центре психического здоровья" Российской академии медицинских наук создано Отделение особых форм психической патологии у больных с религиозным мировоззрением и при нём для студентов богословских учебных заведений был разработан лекционный курс "Пастырская психиатрия"5.

Приход святителя Митрофана Воронежского организовал Медикопросветительский центр "Жизнь", цель которого информировать россиян о вреде аборта. Существует и патронажная, окормляющая 8 тяжелобольных людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться. Активизи-

1 Принята Концепция миссионерской деятельности РПЦ [Электронный ресурс]. Официальный сайт Московского Патриарха. 27 марта 2007 г. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ . - Загл. с экрана.

2 Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы [Текст] // Журнал Московской патриархии. - 1997. - № 2. - С. 16-33.

3 Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года [Электронный

ресурс] // - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ . - 7.06.2008. - Загл. с экрана.

4 Церковь и медицина: вклад отдела по церковной благотворительности и социальному служе-

нию Московского Патриархата в развитие диалога и двусторонних отношений [Текст] / гл. ред. Анатолий Дмитриевич Степанов // Русская линия. Информационно-аналитическое агентство.

5 Там же.

рована благотворительная деятельность и братством святителя Филарета, митрополита Московского, при храме Всех Святых б. Новоалексеевского монастыря, готовящего открытие богадельни при данном приходе. "При поддержке доноров из Германии в 2002 г. в Москве образован Медико-социальный центр "Виктория", осуществляющий деятельность с оказанием многопрофильной помощи детям-инвалидам, для которых ежегодно производится до 500 ортопедических изделий и приспособлений"1. Сегодня сотни волонтеров объединены церковным движением "Милосердие" и опекают около 200 домов - многодетные семьи, престарелых и нуждающихся. "Осенью 2008 года в связи с экономическим кризисом создано общество "Друзья милосердия", каждый член которого жертвует на благотворительность сотую часть своего дохода"2.

Важное значение РПЦ придаёт детским программам. В школе-приюте имени преподобного Сергия Радонежского в Медведкове3 проживают, учатся и воспитываются более 70 детей из неблагоприятных семей, имеется часовня, в которой совершаются молебны, Таинство Крещения, проводятся катехизические беседы. С раннего возраста дети приучаются к оказанию помощи престарелым. Также создано общество помощи детям-сиротам и инвалидам во имя святых бессеребреников Косьмы и Домиана. В международном благотворительном центре преподобного Серафима Саровского проводится комплексная помощь в духовном воспитании, профессиональной подготовке воспитанников детских домов и социально незащищённых детей, а также создание материальной базы для начала их самостоятельной жизни. С 1993 года ведёт свою работу благотворительное Общество помощи детям-сиротам и инвалидам во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В 1995-1996 годах РПЦ сотрудничает со школой-интернатом для глухонемых детей и православной общиной глухих4

Проблема безработицы также находится в сфере внимания РПЦ. Совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла в Лефортове Отделом разработана программа по созданию рабочих мест5. Вопросы женской безработицы решает созданный при Отделе Координационный совет женских благотворительных организаций. Соглашение 20 декабря 2002 года о сотрудничестве РПЦ с Министерством социальной защиты направлено на решение ряда социальных проблем. Руководство РПЦ выступает и против мер правительства, которые расходятся с принципами социальной справедливости, когда фактически отменили льготы для пенсионеров и малоимущих под предлогом их монетизации, состоявшейся в начале 2005 г. Это выступление с политическим заявлением "можно воспринимать как попытку Церкви дистан-

1 Там же.

2 Религия и общество РПЦ активизирует социальное служение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: newsru.com. - 2.04.2010. - Загл. с экрана.

3 Климов, С.В. Христианский смысл милосердия [Текст] // Милосердие: учеб. пособие. [Горбунов В.В., Вихнових В.Л., Зуев С.В. и др.]; [Под ред. Мчедлова М.П.]; Рос. Независимый ин-т социал. и нац. пробл., Исслед. центр «Религия в современном обществе», Акад. социал. работы. - М.: Росспэн, 1998.

4 Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года [Электронный

ресурс] // - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ . - 7.06.2008. - Загл. с экрана.

5 Международная конференция "Роль религии в профилактики наркомании и превентивном

антинаркотическом образовании" // Журнал Московской патриархии. - 1996. - № 4-5.

цироваться от непопулярных действий Кремля"1. Решению ряда социальных проблем способствует подписанное в октябре 2006 года Соглашение о сотрудничестве РПЦ с Министерством социальной защиты.

Работа с беженцами, оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций стала особым направлением служения РПЦ. В 1995-1997 гг. "реализованы благотворительные проекты в республиках Северного Кавказа: Чечне, Ингушетии и Северной Осетии; в 1995 г. оказана помощь пострадавшим от землетрясения на о. Сахалин; в 1998 г. гуманитарную помощь получили жертвы террористических актов в Москве и Волгодонске; 60 тонн продуктов питания было направлено Отделом по церковной благотворительности в 2001 г. для распределения их в Якутске и Ленске среди пострадавших от наводнения; при поддержке Католической благотворительной организации "Реновабис" в 2002 г. оказана помощь жертвам наводнения в Краснодарском крае; родственникам погибших в столичном метро была оказана материальная помощь; в связи с террористическим актом в Беслане предоставлена гуманитарная помощь больницам и школам Северной Осетии и Государственному научному центру им. В.П. Сербского, где проходил курс реабилитации пострадавших; в октябре-ноябре 2006 г. РПЦ в г. Дамаске проводился сбор пожертвований для оказания помощи пострадавшим в результате военных действий в Ливане"2.

Сегодня в базе данных столичной комиссии по церковной социальной деятельности есть почти 330 церковных социальных объектов, подразделений и служб. Несмотря на экономический кризис, когда благотворительные взносы от фирм и предприятий уменьшились примерно на треть, "помощь постояльцам в домах престарелых, малышам в детских домах, больным и бомжам не прекращается, так как сегодня финансовая и моральная поддержка слабозащищенным слоям общества все больше оказывается частными лицами"3. Организованный сегодня автобус "Милосердие" в холодный период еженощно спасает от замерзания по несколько десятков бездомных, а летом оказывает им медицинскую помощь4.

РПЦ проводит также антиалкогольную программу по принципу "семейных общин трезвости". К 2000 году в России функционировало 25 семейных клубов трезвости и еще 8 были готовы к открытию, сегодня это число возросло. В Отделе юстиции города Москвы зарегистрировано общественное движение "На пути к трезвости", в Попечительский совет которого входят представители РПЦ5.

РПЦ работает и с людьми, преступившими черту закона. В октябре 1994 года в домодедовском Учебном центре состоялась конференция представи-

1 Петров, А. "Блаженны нищие..." Алексий II призвал российские власти обеспечить "безболезненный" переход к новой системе льгот для пенсионеров и малоимущих [Текст] / Александр Петров // Независимая газета религии. - 19.01.2005.

2 Церковь и медицина: вклад отдела по церковной благотворительности и социальному служе-

нию Московского Патриархата в развитие диалога и двусторонних отношений [Текст] / гл. ред. Анатолий Дмитриевич Степанов // Русская линия. Информационно-аналитическое агентство.

3 Религия и общество: Служение обществу проявиься во время кризиса, убеждены в РПЦ служение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: newsru.com. - 19.02.2009. - Загл. с экрана.

4 Религия и общество РПЦ активизирует социальное служение. служение [Электронный

ресурс] // - Режим доступа: newsru.com. - 2.04.2010. - Загл. с экрана.

5 Теория социальной работы [Текст] : учеб. пособие / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Ось-

мук, И.А. Скалабан и др.; под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. - Ч. II. - 112 с.

телей исправительных учреждений и Церкви, где говорилось о дальнейшей совместной работе в деле духовного просвещения и воспитания осужденных. В настоящее время более чем в 60 исправительно-трудовых учреждениях, изоляторах открыты православные храмы, часовни, молельные дома (например, в ИТР № 33 в Саратове в 1992 г. освящен храм блаженной Ксении Петербургской; в ИТР № 5 в Санкт-Петербурге самими заключенными построен новый храм во имя священномученика Вениамина Петроградского.)1.

В октябре 1995 г. образован Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Совместно с Федеральной пограничной службой утвержден перспективный план сотрудничества. Подписаны совместные заявления с пятью министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент, а также Соглашение о сотрудничестве с Министерством внутренних дел, где предусмотрен ряд мероприятий, основная цель которых - преодоление духовно-нравственного кризиса, укрепление правопорядка и законности. Готовится к подписанию подобное соглашение с Министерством обороны, где будет предусмотрено развитие отношений в вопросах патриотического воспитания, духовно-нравственного просвещения военнослужащих2. Следует упомянуть пастырскую поездку по погранзаставам в Армении и Грузии, начало богослужений в новопостроен-ных гарнизонных и войсковых храмах, в частности, в церкви преподобного Максима Исповедника в Нахабине под Москвой. Строится воинский храм святого великомученика Георгия Победоносца в Чехове. Есть свои храмы и у ракетчиков, и у космонавтов3.

С 1992 по 2002 в различных субъектах Российской Федерации распределено более 60590 тонн продуктов питания4. "В 2006 году в РПЦ на своем обеспечении было 113 церковных приютов, 1433 социальных учреждений. Церковью окормляются 2867 больниц, 1578 детских домов, 1892 иных социальных учреждений, 2072 воинских частей, 1198 исправительных учреждений»"5. Только на территории Московского Патриархата функционируют 2253 церковных социальных учреждения6. Более "успешными оказываются те социальные инициативы, которые базируются на православной традиции, находят отзвук в историческом опыте Церкви"7. Религиозные общности на рубеже ХХ-ХХ1 веков стали

1 Державин, Н. 250 лет Санкт-Петербургской епархии [Текст] / Н. Державин // Журнал Московской патриархии. Официальная хроника. - 1993. - № 10.

2 Писемский, В. [и др.] Православие и экономика [Текст] / В. Писемский // Журнал Московской патриархии - 1992. - № 9.

3 Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ . - 7.06.2008. - Загл. с экрана.

4 Там же.

5 Вигилянский, В. Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы [Текст] / глав. ред. Александр Щипков; священник Владимир Вигилянский // «РЕЛИГИЯ и СМИ». -

26.12.2007.

6 Церковь и медицина: вклад отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в развитие диалога и двусторонних отношений [Текст] / гл. ред. Анатолий Дмитриевич Степанов // Русская линия. Информационно-аналитическое агентство.

7 Государственное управление служение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://e-joumal.spa.msu.ru/images/File/grigorjeva.pdf// Электронный вестник. - Вып. № 6. - 10.08.2005. - С. 7-8. - Загл. с экрана.

реальным элементом социальной структуры современного российского общества, субъектом-участником решения социальных проблем1.

Значительный размах социального служения РПЦ сопровождается немалыми проблемами, которые признают и представители Церкви: "в целом число богаделен ничтожно мало"2; социальное служение Московской епархии остается на количественно и качественно низком уровне3. На заседании Епархиальной комиссии Москвы по церковно-социальной деятельности, состоявшемся 4 апреля 2003 г., отмечалось, что в Церкви процветает социальная работа, но её делают отдельные приходы, отдельные активные священники. Несмотря на вертикаль церковной дисциплины, в Церкви нет единого понимания того, как должна организовываться эта работа 4. Отдельные отчёты не соответствуют действительности: из отчётных 66 групп милосердия, 12 патронажных служб все в реальности не работают. Не выполнено и большинство декларированных задач и в сфере работы с молодежью.5

Регулярный созыв Поместного собора, введенного в 1988 г., не соблюдается уже многие годы. Одна из причин тому - его отмена в новом Уставе РПЦ 2000 г. Относительно регулярно созываются Архиерейские соборы - коллегии епископов РПЦ. Однако их организация фактически исключает возможность развернутой дискуссии. Реальная власть на высшем уровне церковного управления сосредоточена в руках узкой группы постоянных членов Священного Синода во главе с Патриархом при значительном влиянии чисто канцелярского органа - Управления делами6. Таким образом, Соборные органы общецерковного масштаба фактически действуют в ограниченной форме7. Всё это говорит о проблеме в системе управления и необходимой её модернизации.

Недочёты прослеживаются и в "Основах социальной концепции", где разные главы документа "писались разными авторами и оказались концептуально несогласованными", а во многих разделах содержится противоположные утверждения8. А последующие концепции не принесли ещё ожидаемых результатов. Сегодня Патриарх Кирилл призывает РПЦ заниматься делами милосердия "планово", тогда как пока этому уделяют время только "инициативные

1 Антонова, О.И. Социальное служение религиозных общностей в современной России: опыт социологического исследования [Текст] / Антонова Оксана Игоревна // автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. социологич. наук. - Екатеринбург, 2009.

2 Сергий. Доклад в рабочей группе о деятельности отдела в межсоборный период. Архиерей-

ский Собор Русской Православной Церкви [Текст] : доклад / Сергий, Митрополит Воронежский и Борисоглебский, Председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата // Журнал Московской патриархии. - 2004. - № 10.

3 Там же.

4 Полунов, А.Ю. Социальные проекты Русской Православной Церкви: перспективы и противо-

речия. Государственное управление // Электронный вестник. - Выпуск № 6. - 10 августа 2005. - С. 7. http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2005/polunov(2).pdf

5 Бажина, Е. Семинар "Социальное служение в современной РПЦ и стереотипы поведения пра-

вославных верующих в обществе" прошел в Центре Карнеги [Текст] / Елена Бажина // Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. - 26.01.2010.

6 Митрохин, Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы

[Текст] / Н. Митрохин. - М., 2004. - С. 76-91.

7 Полунов А.Ю. Социальные проекты Русской Православной Церкви: перспективы и противо-

речия. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 6. 10 августа 2005.С.9.

8 Игумен Вениамин (Новик) 2000. - С. 69.

священники"1. Прослеживается необходимость в систематизации работы Церкви, в упорядочении режима, изменении стереотипов существования субкультуры, но и в этих стремлениях нет согласованности в рядах РПЦ2. Установка Церкви на "церковно-общественную пользу" предлагает работать на совесть, не давая при этом никаких социальных гарантий3.

Наряду с этим существует и финансовая проблема. Вызванная экономической нестабильностью в затянувшемся периоде рыночных реформ, официальной политикой монетаризма с ее конфискационным налоговым законодательством, слабостью правоохранительной системы, в РПЦ имеет место "двойная бухгалтерия"4. Средства, собираемые на каждом уровне церковной структуры, в значительной степени остаются в руках того, от кого зависел сбор этих средств. Социальные центры не получают поддержки со стороны Церкви под предлогом отсутствия средств. "Это говорится уже в течение 20 лет, но сейчас, когда Церковь встроилась как институт в политику и в общество, говорить об этом некорректно"5 Так, внутрицерковная система перераспределения средств, зафиксированная в Уставе РПЦ, на практике не заработала6. Проблема слаборазвитой системы распределения этих денег остаётся актуальной и сегодня. Тем более, льготы в вопросах налогообложения и владения имуществом, предоставляемые государством РПЦ ранее, уходят в прошлое, а это ещё одна из причин насущности преобразования и своей финансовой структуры.

Всё сказанное выше не перечисляет всех заслуг и проблем социального служения РПЦ. Широкая по масштабам и успешная в различных направлениях деятельность социального служения имеет ряд серьёзных проблем, тормозящих прогресс в этой сфере. РПЦ ещё предстоит пройти большой путь улучшения системы социального служения, прежде чем она станет эффективным и передовым средством решения проблем общественной жизни. Но уже на современном этапе прослеживается хорошая динамика в развитии социального служения РПЦ и его немалый потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, О.И., Костина, Н.Б. Роль религиозных общностей в реализации социальной политики [Текст] / О.И. Антонова, Н.Б. Костина // Социологические исследования. - № 9. - 2009. - С. 92.

2. Бажина, Е. Семинар "Социальное служение в современной РПЦ и стереотипы поведения православных верующих в обществе" прошел в Центре

1 Религия и общество РПЦ активизирует социальное служение [Электронный ресурс] // -Режим доступа: newsru.com. - 2.04.2010. - Загл. с экрана.

2 Бажина, Е. Семинар "Социальное служение в современной РПЦ и стереотипы поведения православных верующих в обществе" прошел в Центре Карнеги [Текст] / Елена Бажина // Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. - 26.01.2010.

3 Там же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Полунов А.Ю. Социальные проекты Русской Православной Церкви: перспективы и противоречия. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 6. 10 августа 2005,.С.9..

5 Бажина, Е. Семинар "Социальное служение в современной РПЦ и стереотипы поведения православных верующих в обществе" прошел в Центре Карнеги [Текст] / Елена Бажина // Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. - 26.01.2010.

6 Митрохин, Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы [Текст] / Н. Митрохин. - М., 2004.

Карнеги [Текст] / Елена Бажина // Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. - 26.01.2010.

3. Вигилянский, В. Русская Православная Церковь: итоги 20-летия

религиозной свободы [Текст] / глав. ред. Александр Щипков; священник Владимир Вигилянский // «РЕЛИГИЯ и СМИ». - 26.12.2007.

4. Государственное управление служение [Электронный ресурс] // -

Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/grigorjeva.pdf//

Электронный вестник. - Вып. № 6. - 10.08.2005. - С. 7-8. - Загл. с экрана.

5. Державин, Н. 250 лет Санкт-Петербургской епархии [Текст] / Н. Державин // Журнал Московской патриархии. Официальная хроника. - 1993. - № 10.

6. Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе 1997 года [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ . - 7.06.2008. - Загл. с экрана.

7. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы [Текст] // Журнал Московской патриархии. - 1997. - № 2. - С. 16-33.

8. Климов, С.В. Христианский смысл милосердия [Текст] // Милосердие: учеб. пособие. [Горбунов В.В., Вихнових В.Л., Зуев С.В. и др.]; [Под ред. Мчедлова М.П.]; Рос. Независимый ин-т социал. и нац. пробл., Исслед. центр «Религия в современном обществе», Акад. социал. работы. - М.: Росспэн, 1998.

9. Международная конференция "Роль религии в профилактики наркомании и превентивном антинаркотическом образовании" // Журнал Московской патриархии. - 1996. - № 4-5.

10. Митрохин, Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы [Текст] / Н. Митрохин. - М., 2004. - С. 76-91.

11. О свободе вероисповеданий [Текст] : Закон РСФСР от 25 Октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 21. - Ст. 240; СЗ РФ. - 1995. - № 5. - Ст. 346.

12. Петров, А. "Блаженны нищие..." Алексий II призвал российские власти обеспечить "безболезненный" переход к новой системе льгот для пенсионеров и малоимущих [Текст] / Александр Петров // Независимая газета религии. -19.01.2005.

13. Писемский, В. [и др.] Православие и экономика [Текст] / В. Писемский // Журнал Московской патриархии - 1992. - № 9.

14. Принята Концепция миссионерской деятельности РПЦ [Электронный ресурс]. Официальный сайт Московского Патриарха. 27 марта 2007г. -Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ . - Загл. с экрана.

15. Религия и общество РПЦ активизирует социальное служение [Электронный ресурс] // - Режим доступа: newsru.com. - 2.04.2010. - Загл. с экрана.

16. Сергий. III (VIII) съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви [Текст] / Сергий, Митрополит Воронежский и Борисоглебский, Председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. - М., 2002.

17. Сергий. Доклад в рабочей группе о деятельности отдела в межсоборный период. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви [Текст] : доклад / Сергий, Митрополит Воронежский и Борисоглебский, Председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата // Журнал Московской патриархии. - 2004. - № 10.

18. Теория социальной работы [Текст] : учеб. пособие / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; под ред. М.В. Ромма. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. - Ч. II.

19. Церковь и медицина: вклад отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в развитие диалога и двусторонних отношений [Текст] / гл. ред. Анатолий Дмитриевич Степанов // Русская линия. Информационно-аналитическое агентство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.