Научная статья на тему 'Социальное самочувствие женщин в экономических условиях 2015 г. (на примере Вологодской области)'

Социальное самочувствие женщин в экономических условиях 2015 г. (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / ЗАПАС ТЕРПЕНИЯ / КРИЗИС / ЖЕНСКИЙ СОЦИУМ / ECONOMIC SITUATION / SOCIAL WELL-BEING / PURCHASING POWER / CONSUMER MOODS / MARGIN OF PATIENCE / CRISIS / FEMALE SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дементьева Ирина Николаевна

Исследуются особенности оценок социально-экономического положения и настроений женщин Вологодской области в условиях экономического кризиса 2015 г. Показано, что женщины являются одной из наименее защищенных категорий и, несмотря на более гибкий, по сравнению с мужчинами, адаптивный механизм, обусловленный природными особенностями женской психологии, чутко реагируют на негативные изменения социально-экономической ситуации. Сделан вывод о том, что в условиях кризиса динамика оценок женщин относительно экономической ситуации в стране и регионе, собственного материального положения имеет преимущественно негативный характер. Вместе с тем их социальное самочувствие зависит в первую очередь от социально-психологического климата в семье, от того, как складываются отношения с детьми, близкими родственниками, друзьями. Исследование проведено на основе данных мониторинга общественного мнения, осуществляемого Институтом социально-экономического развития территорий РАН в Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social well-being of women in economic conditions of 2015 (On the example Vologda region)

The article attempts to estimate economic and social situation of Vologda region in the conditions of 2015 economic crisis as well as closely connected with these issues mood of the region’s women. It is shown that women are one of the least protected categories. They are most vulnerable to negative changes of the social and economic situation. The conclusion is drawn that in the conditions of crisis the dynamics of women’s estimation of the economic situation in the country and the region as well as of their own financial position tends to be mainly negative. At the same time, their social well-being depends first of all on social and psychological climate within a family, on how the relations with children, close relatives, friends. The research is conducted on the basis of the public opinion monitoring data carried out by the Institute of the Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences in the Vologda region

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие женщин в экономических условиях 2015 г. (на примере Вологодской области)»

ББК 60.542.21-425

И. Н. Дементьева

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЖЕНЩИН В ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 2015 г. (На примере Вологодской области)

Исследуются особенности оценок социально-экономического положения и настроений женщин Вологодской области в условиях экономического кризиса 2015 г. Показано, что женщины являются одной из наименее защищенных категорий и, несмотря на более гибкий, по сравнению с мужчинами, адаптивный механизм, обусловленный природными особенностями женской психологии, чутко реагируют на негативные изменения социально-экономической ситуации.

Сделан вывод о том, что в условиях кризиса динамика оценок женщин относительно экономической ситуации в стране и регионе, собственного материального положения имеет преимущественно негативный характер. Вместе с тем их социальное самочувствие зависит в первую очередь от социально-психологического климата в семье, от того, как складываются отношения с детьми, близкими родственниками, друзьями.

Исследование проведено на основе данных мониторинга общественного мнения, осуществляемого Институтом социально-экономического развития территорий РАН в Вологодской области.

Ключевые слова: экономическое положение, социальное самочувствие, покупательная способность, потребительские настроения, запас терпения, кризис, женский социум.

DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.4

I. N. Dementyeva. Social well-being of women in economic conditions of 2015 (On the example Vologda region)

The article attempts to estimate economic and social situation of Vologda region in the conditions of 2015 economic crisis as well as closely connected with these issues mood of the region's women. It is shown that women are one of the least protected categories. They are most vulnerable to negative changes of the social and economic situation.

The conclusion is drawn that in the conditions of crisis the dynamics of women's estimation of the economic situation in the country and the region as

© Дементьева И. Н.., 2017

Дементьева Ирина Николаевна — младший научный сотрудник лаборатории исследования социальных процессов и эффективности государственного управления, Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Москва, Россия, irinika_74@mail.ru (Junior Researcher, Laboratory of Social Processes and Efficiency of Public Administration Studies, Institute of the Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia).

<N

I

TH

и

<N

90

к

TH

о <N

u

¡r

vo о

о a

u 'S

s

u u о

N

well as of their own financial position tends to be mainly negative. At the same time, their social well-being depends first of all on social and psychological climate within a family, on how the relations with children, close relatives, friends.

The research is conducted on the basis of the public opinion monitoring data carried out by the Institute of the Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences in the Vologda region.

Key words: economic situation, social well-being, purchasing power, consumer moods, margin of patience, crisis, female society.

Женский социум представляет собой большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. В общей численности населения Вологодской области женщины составляют 53,9 %, или 643,3 тыс. человек [Демографический ежегодник... , 2015: 20]. Женщины обладают большим демографическим, профессиональным и интеллектуальным потенциалом и выполняют значимые социальные функции для региона. Они заняты почти во всех сферах профессиональной деятельности, в государственном секторе экономики, в сфере индивидуального предпринимательства, а также в политической и общественной жизни. Современные женщины успешно совмещают работу по специальности и хозяйственно-бытовые функции в семье.

Основные показатели, характеризующие положение женщины в обществе: уровень социальной защищенности, охрана здоровья, характер и уровень рождаемости, образование, занятость, организация труда, участие в политической и общественной жизни, материальное благополучие и др., — дают оценки наиболее значимым аспектам уровня и качества жизни [Толок, 2016].

Кризисные процессы, происходящие в экономике России и Вологодской области, негативным образом повлияли на социально-экономическое положение женской части населения. Высокий уровень инфляции, безработица, рост задолженности по выплате заработной платы, снижение среднего размера оплаты труда [Иванова, 2010], безусловно, отражаются на материальном благополучии и социальном самочувствии женщин и влекут за собой ограничение их самореализации, ухудшение семейных отношений, изменение стратегии семейного поведения, усиление экономической зависимости от мужа, увеличение количества негативных социальных девиаций в женской среде и др. [Данилова, 2009].

В настоящей статье представлены результаты мониторинга общественного мнения, проводимого Институтом социально-экономического развития территорий РАН в Вологодской области1. Они характеризуют экономическое положение и социальное самочувствие женской части населения Вологодской области в условиях экономического кризиса.

1 Опросы проводятся 6 раз в год в городах Вологде и Череповце и в восьми районах области (Бабаевский, Великоустюгский, Вожегодский, Грязовецкий, Кирилловский, Никольский, Тарногский, Шекснинский). Метод опроса — анкетирование по месту жительства респондентов. Ошибка выборки не превышает 3 %. Объем выборочной совокупности — 1500 человек в возрасте 18 лет и старше. Выборка целенаправленная, квотная. Ее репрезентативность обеспечивается соблюдением пропорций между городским и сельским населением, между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города), половозрастной структуры взрослого населения области.

По данным социологических измерений, большинство вологжанок оценивают экономическое положение в России как «среднее» (в 2015 г. — 47 %) (табл. 1). Негативные суждения высказывают около трети женщин (35 %), и только 7 % считают экономическую ситуацию «очень хорошей и хорошей». Аналогичные оценки текущей ситуации в стране дают и мужчины.

Оценки женщин в отношении экономической ситуации в регионе менее благоприятны: более представительна доля негативных характеристик (45 %). Неудовлетворены экономической ситуацией в стране и регионе в основном женщины в возрасте от 30 до 55 лет (36 и 44 %), относящие себя к «бедным и нищим» (41 и 50 %), а также проживающие в сельской местности (47 и 55 %).

По сравнению с 2014 г. представления о текущей экономической ситуации в России и области как у женщин, так и у мужчин заметно ухудшились: доля негативных оценок возросла на 10 и 9 п. п.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы оценили экономическое положение в России и Вологодской области?», %, N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Оценка 2015 г. 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

В России

Очень хорошее и хорошее 7,0 9,3 9,8 6,5 -3 8,5 12,3 9,3 5,7 -4

Среднее 49,2 48,2 50,1 46,9 -3 46,6 46,2 48,9 46,1 -3

Очень плохое

и плохое 31,2 28,6 25,1 35,0 +10 32,7 29,5 27,0 36,1 +9

Затрудняюсь ответить 12,6 13,9 15,0 11,6 12,2 12,0 14,8 12,1

Всего 100 100 100 100 - 100 100 100 100 -

В области

Очень хорошее и хорошее 6,6 8,1 7,7 5,5 -2 7,6 9,2 7,1 4,9 -2

Среднее 47,3 44,3 44,1 40,8 -3 45,9 43,7 43,9 38,7 -5

Очень плохое

и плохое 33,8 35,8 35,8 45,2 +9 34,5 36,4 36,2 44,0 +8

Затрудняюсь ответить 12,3 11,8 12,4 8,5 12,0 10,7 12,8 12,4

Всего 100 100 100 100 - 100 100 100 100 -

В структуре наиболее актуальных проблем современной жизни, беспокоящих женщин в Вологодской области, лидирующие позиции занимает инфляция (71 %), причем по сравнению с 2014 г. значимость данной проблемы существенно возросла (на 11 п. п.) (табл. 2). На втором и третьем местах в списке самых острых проблем находятся неудовлетворительное качество инженерной инфраструктуры (39 %) и проблема жилищного обеспечения, низкой доступности жилья (35 %). Серьезную обеспокоенность у представительниц женской

части населения вызывает низкий уровень жизни, бедность (34 %). Женщины чаще, чем мужчины, указывают на недоступность здравоохранения, низкое качество медицинских услуг (32 и 26 %). Это связано с тем, что женщины более ответственно относятся к своему здоровью, чаще обращаются за консультацией к специалисту. Мужчинам обычно некогда заниматься здоровьем [Шабунова, Леонидова, 2011].

Таблица 2

«Какие проблемы современной жизни Вы считаете наиболее острыми для Вашей семьи?», %, N = 1500

Проблема Женщины Мужчины

Год Изменение 2015 г. к 2014 г. (+/-) Год Изменение 2015 г. к 2014 г. (+/-)

2010 2013 2014 2015 2010 2013 2014 2015

Инфляция (постоянный рост цен) 55,4 61,2 59,4 70,6 +11 54,9 59,0 59,1 69,3 +10

Неудовлетворительное качество инженерной инфраструктуры (ЖКХ, дороги, транспорт и др.) 28,0 40,2 39,4 39,3 0 31,0 41,1 41,8 41,8 0

Проблема жилищного обеспечения, низкая доступность жилья 32,6 39,1 36,9 34,9 -2 31,3 38,9 36,3 35,3 -1

Низкий уровень жизни, бедность 35,9 34,0 33,7 34,3 +1 32,5 30,1 31,3 34,1 +3

Недоступность здравоохранения, низкое качество медицинских услуг 33,5 32,2 32,2 32,2 0 25,3 26,1 27,4 26,4 -1

Примечания: 1. В анкете представлен список из 23 проблем, в таблице — первая пятерка.

2. Вопрос предполагал выбор нескольких вариантов ответа.

Оценки социально-экономической ситуации, складывающейся в условиях кризиса, оказывают непосредственное влияние на характеристики уровня и качества жизни женщин. Около трети жительниц области дают негативные отзывы о своем материальном благополучии (табл. 3). Причем по сравнению с 2014 г. оценки существенно ухудшились: доля позитивных характеристик снизилась на

3 п. п. (с 10 до 7 %), удельный вес отрицательных отзывов, напротив, возрос на

4 п. п. (с 28 до 32 %).

Негативно отзываются о своем материальном положении в основном женщины в возрасте от 30 до 55 лет (33 %), отличающиеся низкой оценкой своего экономического статуса («бедные и нищие» — 52 %). В зависимости от места проживания существенных различий не наблюдается: как «очень плохое и плохое» свое материальное положение оценивают 32 % городских и 33 % сельских женщин.

Таблица 3

«Как бы Вы оценили материальное положение Вашей семьи?», %, N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Оценка 2015 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

Очень

хорошее и хорошее 6,9 9,3 10,1 7,5 -3 9,7 12,1 12,4 8,2 -4

Среднее 50,3 52,8 54,4 49,6 -5 49,9 51,7 50,3 49,4 -1

Очень

плохое

и плохое 34,6 29,5 27,9 31,9 +4 30,7 26,4 28,3 30,3 +2

Затрудняюсь

ответить 8,2 8,4 7,6 11,0 - 9,7 9,8 9,0 12,1 -

Всего 100 100 100 100 - 100 100 100 100 -

В период с 2014 по 2015 г., по самооценкам женщин, наблюдался существенный рост дохода, «необходимого для нормальной жизни». В результате разрыв между «желаемым» и «фактическим» доходами вологжанок увеличился с 2,9 до 3,1 раза, в то время как у мужчин существенно не изменился (3,2 раза) (табл. 4).

Таблица 4

Среднемесячный фактический доход на одного члена семьи и доход, необходимый для нормальной жизни, руб., N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Вид дохода 2015 г. 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактический

доход 7812 10845 12169 12471 +302 8780 11915 13003 13303 +300

Необходимый

доход 25063 34103 35714 38387 +2673 28655 39200 41678 42805 +1127

Соотношение

необходимого

и фактического

доходов

(в разах) 3,2 3,1 2,9 3,1 +0,2 3,3 3,3 3,2 3,2 0

Большинство жительниц области в 2015 г. отличались средним уровнем покупательной способности доходов («денег достаточно для приобретения необходимых товаров» — 49%). При этом женщины чаще, чем мужчины, указывали, что имеющихся средств «хватает в лучшем случае на еду» (43 и 39 %), причем по сравнению с 2014 г. доля женщин с низким уровнем покупательной способности доходов существенно возросла (на 8 п. п., с 34 до 43 %) (табл. 5).

Низкие показатели покупательной способности доходов характерны в основном для женщин в возрасте от 30 до 55 лет (44 %) и старше (45 %), относящих себя к «бедным и нищим» (64 %), а также проживающих в сельской местности (51 %).

Таблица 5

«Какая из приведенных ниже оценок наиболее точно характеризует Ваши денежные доходы?», %, N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Оценка 2015 г. 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

Покупка

различных

товаров

не вызывает

трудностей 8,2 11,0 11,3 8,2 -3 12,5 14,0 13,9 10,6 -3

Денег

достаточно для

приобретения необходимых

продуктов 53,6 54,3 54,3 49,3 -5 54,7 56,5 53,8 50,2 -4

Денег хватает

в лучшем случае на еду 38,2 34,7 34,4 42,5 +8 32,9 29,5 32,3 39,2 +7

Всего 100 100 100 100 - 100 100 100 100 -

В структуре социальной самоидентификации женщин преобладает доля тех, кто идентифицирует себя с «бедными и нищими» (52 %). По сравнению с предыдущими периодами измерений она демонстрирует тенденцию к росту (табл. 6). К категории «бедных и нищих» чаще других относят себя женщины средней возрастной группы (30—55 лет) и старшей (старше 55 лет) (по 53 %), а также проживающие на сельских территориях (53 %).

Таблица 6

«К какой категории обеспеченности Вы себя относите?», %, N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Категория 2015 г. 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

Богатые,

люди

среднего достатка 41,0 43,0 43,8 38,3 -6 43,4 45,9 43,3 39,8 -4

Бедные

и нищие 47,9 48,3 49,2 51,7 +3 43,9 45,1 48,9 49,5 +1

Затрудняюсь

ответить 11,1 8,7 7,0 10,0 - 12,7 9,0 7,8 10,7 -

Всего 100 100 100 100 - 100 100 100 100 -

Одной из возможностей сбора оценок женщин в отношении экономической ситуации в стране и регионе, собственного материального положения является использование индекса потребительских настроений (ИПН)2.

ИПН представляет собой обобщенные оценки населением своего материального положения, экономической ситуации в стране в ближайшем будущем и долгосрочной перспективе, склонности к потреблению. ИПН дает ответ и на более общий вопрос — об уровне и динамике оптимизма в отношении экономического и социального развития в целом.

В 2015 г. сводный индекс потребительских настроений вологжанок составил 77,3 пункта (существенно ниже 100 пунктов), что свидетельствует о перевесе негативных характеристик материального положения. Потребительские настроения женщин стали менее благоприятными по сравнению с 2014 г. (на 10 пунктов) и остались ниже уровня 2010—2013 гг. (на 9— 13 пунктов). На негативную динамику ИПН оказало влияние ухудшение всех составляющих его частных индексов.

В 2015 г. индекс текущего личного материального положения женщин и индекс ожиданий его изменения снизились на 11 и 9 пунктов соответственно. Ухудшение оценок произошло за счет роста негативных характеристик (с 26 до 35 % и с 20 до 27 %) (табл. 7).

Индекс целесообразности приобретения товаров длительного пользования, по оценкам женщин, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. уменьшился на 16 пунктов (с 94 до 78) и установился на самой низкой отметке за весь рассматриваемый период. Снижение индекса целесообразности совершения крупных покупок произошло за счет уменьшения доли оценок позитивных (с 15 до 8 %) и увеличения доли негативных (с 21 до 30 %).

Заметно ухудшились и ожидания женщин относительно ближайших и долгосрочных перспектив развития экономики страны: соответствующие индикаторы снизились на 11 и 4 пункта. Это произошло за счет увеличения количества негативных прогнозов (с 27 до 36 % и с 17 до 21 % соответственно).

2 ИПН рассчитывается исходя из ответов на следующие вопросы:

1) материальное положение Вашей семьи лучше или хуже, чем было год назад? (Варианты ответов: «лучше», «хуже»);

2) сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы осуществлять крупные покупки для дома? (Варианты ответов: «хорошее», «плохое»);

3) через год Ваше материальное положение будет лучше или хуже, чем сейчас? (Варианты ответов: «будет лучше», «будет хуже»);

4) следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим или плохим временем? (варианты ответов: «хорошим», «плохим»);

5) следующие 5 лет будут для экономики страны хорошим или плохим временем? (Варианты ответов: «хорошим», «плохим»).

Для каждого вопроса рассчитываются частные индексы. Среднее арифметическое частных индексов дает совокупную величину — ИПН.

Таблица 7

Динамика частных индексов, входящих в структуру ИПН, N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Оценка 2015 г. 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

Материальное положение Вашей семьи лучше или хуже, чем было год назад?

Лучше, % 7,5 11,1 9,3 7,8 -2 6,8 12,0 9,6 7,1 -3

Хуже, % 34,7 25,4 25,8 35,4 +9 33,9 23,4 27,1 35,8 +9

Индекс текуще-

го личного мате-

риального положения, пункты 72,8 85,7 83,5 72,4 -11 72,9 88,6 82,5 71,3 -11

Через год Ваше материальное положение будет лучше или хуже, чем сейчас?

Будет лучше, % 8,0 8,2 7,4 5,2 -2 8,3 9,7 8,0 4,8 -3

Будет хуже, % 21,9 18,1 20,4 27,4 +7 22,2 17,4 20,1 28,1 +8

Индекс ожида-

ний изменения

личного матери-

ального положе-

ния, пункты 86,1 90,1 87,0 77,8 -9 86,1 92,3 87,9 76,7 -11

Сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы осуществлять крупные покупки для дома (мебель, холодильник, телевизор, другая бытовая электроника)?

Хорошее, % 10,1 13,5 15,1 8,2 -7 10,8 14,9 16,3 7,9 -8

Плохое, % 25,8 21,4 20,8 30,2 +9 23,0 20,1 21,8 28,6 +7

Индекс целесообразности приобретения това-

ров длительного

пользования,

пункты 84,3 92,1 94,3 78,0 -16 87,8 94,8 94,5 79,3 -15

Следующие 12 месяцев будут для экономики России хорошим или плохим временем?

Хорошим, % 17,5 17,4 14,3 11,4 -3 19,0 18,9 14,7 12,5 -2

Плохим, % 23,4 23,8 27,4 35,9 +9 24,4 26,2 28,0 36,6 +9

Индекс ожида-

ний развития

экономики страны в ближайший

год, пункты 94,1 93,6 86,9 75,5 -11 94,6 92,7 86,7 75,9 -11

Следующие 5 лет будут для экономики России хорошим или плохим временем?

Хорошим, % 5,9 4,6 4,0 4,1 0 7,8 4,6 4,9 4,1 -1

Плохим, % 14,1 17,2 17,4 21,4 +4 15,8 18,2 18,3 23,3 +5

Индекс ожида-

ний развития

экономики страны в ближайшие

5 лет, пункты 91,8 87,4 86,5 82,7 -4 92,0 86,4 86,6 80,8 -6

Примечание. Учитываются только те варианты ответов, на основании которых произведен расчет частных индексов ИПН.

Несмотря на негативное восприятие женской частью населения Вологодской области социально-экономических процессов, происходящих в стране и регионе, показатели социального самочувствия сохраняются на высоких отметках. В 2015 г. около 70 % женщин позитивно оценивали свое настроение («прекрасное настроение, нормальное, ровное состояние») (табл. 8). Отрицательные оценки давали в основном женщины в возрасте от 30 до 55 лет (29 %) и старше 55 лет (30 %), негативно оценивавшие свой экономический статус («бедные и нищие» — 35 %), проживавшие на селе (30 %). При этом по сравнению с 2014 г. эмоциональное состояние сельских женщин улучшилось (доля «испытывающих напряжение, раздражение, страх, тоску» снизилась с 34 до 30 %), а городских, напротив, стало менее оптимистичным (удельный вес негативных оценок вырос с 23 до 26 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8

«Что бы Вы могли сказать о своем настроении в последние дни?», %, N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Оценка 2015 г. 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

Прекрасное

настроение,

нормальное,

ровное состояние 60,2 67,5 69,8 68,0 -2 64,3 69,9 68,9 69,5 +1

Испытываю

напряжение,

раздражение, страх, тоску 35,2 28,0 25,3 27,2 +2 30,2 24,6 24,5 24,3 0

Затрудняюсь ответить 4,6 4,5 4,9 4,8 5,5 5,5 6,6 6,2

Всего 100 100 100 100 - 100 100 100 100 -

Около 80 % вологжанок демонстрируют высокий уровень запаса социального терпения («все не так плохо и можно жить; жить трудно, но можно и терпеть»). Отрицательные оценки («терпеть наше бедственное положение уже невозможно») дают в основном «бедные и нищие» (20 %) и сельские жительницы (19 %). При этом показатель запаса терпения у городских женщин в 2014— 2015 гг. ухудшается (табл. 9).

Сохраняющиеся высокие показатели социального самочувствия женщин могут быть обусловлены тем, что их настроение в большей степени определяется не материальными трудностями, а благоприятной обстановкой в семье, отношениями с близкими, друзьями. Как показали результаты опросов, в 2015 г. большинство жительниц региона были удовлетворены отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми (86 %), отношениями с детьми (80 %). Это еще раз подтверждает вывод о том, что роль женщины в современном обществе обусловлена выполнением ими репродуктивной функции и заключается в сочетании обязанностей семейных и внесемейных, материнских и трудовых [Силласте,

2000]. Причем благополучие в семье, здоровье, безопасность, успешность детей и близких являются доминирующими в формировании социального самочувствия женщины.

Таблица 9

«Как Вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний наиболее соответствует сложившейся ситуации?», %, N = 1500

Женщины Мужчины

Год Изменение Год Изменение

Оценка 2015 г. 2015 г.

2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-) 2010 2013 2014 2015 к 2014 г. (+/-)

Все не так плохо

и можно жить;

жить трудно,

но можно

и терпеть 71,9 79,5 81,8 79,3 -3 70,5 78,9 79,6 77,4 -2

Терпеть наше

бедственное

положение уже

невозможно 17,6 14,5 12,0 14,3 +2 17,4 13,9 13,2 14,7 +2

Затрудняюсь

ответить 10,5 6,0 6,2 6,4 - 12,1 7,2 7,3 7,9 -

Всего 100 100 100 100 - 100 100 100 100 -

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что вологжанки чутко реагируют на социально-экономическую ситуацию в стране и регионе.

В условиях кризиса динамика оценок женщин Вологодской области относительно экономической ситуации в стране и регионе, собственного материального положения, социального самочувствия имеет преимущественно негативный характер:

— по сравнению с 2014 г. увеличился удельный вес пессимистичных оценок изменения социально-экономической ситуации в стране (с 25 до 35 %) и регионе (с 35 до 45 %);

— ухудшились оценки собственного материального положения женщин (доля тех, кто считает его «плохим», увеличилась с 28 до 32 %);

— увеличилась доля вологжанок с низким уровнем покупательной способности доходов (с 34 до 43 %);

— ухудшились показатели социальной самоидентификации (уменьшилась доля «людей среднего достатка» — с 44 до 38 %, возросла доля «бедных и нищих» — с 49 до 52 %).

На фоне негативной динамики основных показателей, характеризующих качество жизни женщин, сохраняется ряд серьезных проблем:

— наблюдается высокая степень обеспокоенности жительниц области проблемами инфляции (71 %), неудовлетворительного качества инженерной инфраструктуры (39 %), жилищного обеспечения (35 %), низкого уровня жизни (34 %), недоступности здравоохранения, низкого качества медицинских услуг (32 %);

— только 6—8 % женщин положительно оценивают экономическую ситуацию в стране и области, собственное материальное благополучие;

— каждая вторая испытывает трудности с приобретением различных товаров;

— 52 % женщин считают себя «бедными и нищими»;

— наиболее негативные оценки дают представительницы женской части населения, проживающие в сельской местности.

Обращает на себя внимание тот факт, что по всем рассматриваемым показателям негативные оценки женщин области преобладают над позитивными (их больше в 2—3 раза).

В целом в условиях кризисных процессов, происходящих в современном обществе, женская социально-демографическая общность является одной из наиболее уязвимых социальных групп. С одной стороны, женщины более адаптированы к новым условиям среды в силу своих природных качеств (они более выносливы, терпимы, социально ответственны), с другой — существенными барьерами адаптации выступают проявления дискриминации по отношению к женщине (у них более высок риск потерять работу, меньше возможностей получения нового места, продвижения по службе) [Шабунова, Россошанский, 2013].

Женщины чутко реагируют на негативные изменения экономической ситуации. Вместе с тем их социальное самочувствие зависит в первую очередь от социально-психологического климата в семье, от того, как складываются отношения с детьми, близкими родственниками, друзьями. Однако, как отмечают эксперты, это не может длиться долго. Н. М. Римашевская утверждает, что ухудшение социально-экономического положения, низкая материальная обеспеченность и бедность женщин могут привести к дестабилизации внутрисемейных отношений, а затем — к гендерной асимметрии здоровья и к процессам депопуляции, иначе говоря, к ослаблению качества населения [Римашевская, 2006].

В этой связи одной из наиболее актуальных задач социально-экономической политики, которую предстоит реализовать руководству Вологодской области, является повышение показателей уровня и качества жизни населения, в частности представительниц женской его части.

Библиографический список

Данилова З. А. Женщина в условиях современного экономического кризиса // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 129—132.

Демографический ежегодник Вологодской области: статистический сборник. Вологда: Вологдастат, 2015. 81 с.

Иванова Л. Х. Действия профсоюзов по улучшению положения женщин на рынке труда в условиях кризиса // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2010. № 2 (6). С. 69—82.

Римашевская Н. М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений // Динамика гендерных стереотипов в современной России / ИСЭПН РАН. М., 2006. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16208971/ (дата обращения: 11.04.2016).

Силласте Г. Г. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 25—34.

Толок Е. С. Место и роль женщины в современном российском обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (66), ч. 2. С. 162—165.

Шабунова А. А., Леонидова Г. В. Человеческий капитал — индикатор устойчивого развития территории // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 5 (17). С. 101—115.

Шабунова А. А., Россошанский А. И. О гендерной дифференциации заработной платы на рынке труда // Проблемы развития территории. 2013. № 5 (67). С. 50—56.

References

Danilova, Z. A. (2009) Zhenshchina v usloviiakh sovremennogo ekonomicheskogo krizisa [The woman in the conditions of a modern economic crisis], Vestnik Buriatskogo gosu-darstvennogo universiteta, no. 6, pp. 129—132.

Demograficheskii ezhegodnik Vologodskoi oblasti: statisticheskii sbornik (2015) [Demographic year-book of the Vologda region: statistical collection], Vologda: Vologdastat.

Ivanova, L. Kh. (2010) Deistviia profsoiuzov po uluchsheniiu polozheniia zhenshchin na rynke truda v usloviiakh krizisa [Actions of labor unions for advancement of women in labor market in the conditions of crisis], Vestnik Bashkirskogo instituta sotsial'nykh tekhnologii, no. 2 (6), pp. 69—82.

Rimashevskaia, N. M. (2006) Gendernye stereotipy i logika sotsial'nykh otnoshenii [Gender stereotypes and logic of the social relations], in: Dinamika gendernykh stereotipov v sovremennoi Rossii, available from http://ecsocman.hse.ru/text/16208971/ (accessed 11.04.2016).

Sillaste, G. G. (2000) Sotsial'naia diskriminatsiia zhenshchin kak predmet sotsiologicheskogo analiza [Social discrimination of women as subject of the sociological analysis], Sotsi-ologicheskie issledovaniia, no. 5, pp. 25—34.

Shabunova, A. A., Leonidova, G. V. (2011) Chelovecheskii kapital — indikator ustoichivogo razvitiia territorii [The human capital — the indicator of a sustainable development of the territory], Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, no. 5 (17), pp. 101—115.

Shabunova, A. A., Rossoshanskii, A. I. (2013) O gendernoi differentsiatsii zarabotnoi platy na rynke truda [About gender differentiation of a salary in labor market], Problemy razvi-tiia territorii, no. 5 (67), pp. 50—56.

Tolok, E. S. (2016) Mesto i rol' zhenshchiny v sovremennom rossiiskom obshchestve [The place and role of the woman in modern Russian society], Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 4 (66), pt. 2, pp. 162—165.

Статья поступила 02.07.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.