УДК 332.021.8
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Реунова Людмила Валерьевна,
Майкопский государственный технологический университет
к.э.н., доцент,
геипоуа@гатЬ1ег. ги
Докумова Мулиэт Аслановна,
Майкопский государственный технологический университет
ст. преподаватель
Аннотация. В статье рассматриваются социальные и демографические проблемы Республики Адыгея, пути их решения на республиканском уровне. Приоритеты социальной политики в Адыгее можно оценить с помощью анализа бюджетных механизмов. Государственная политика занятости населения разрабатывается и реализуется с учетом экономических, социальных и национальных особенностей республики.
Ключевые слова: демографическая ситуация, социально-
демографические показатели, социально-трудовая сфера, социальная защита населения.
Адыгея относится к регионам с высокой демографической нагрузкой. Население старше трудоспособного возраста составляет 29,9% населения, что выше в 1,1 раза, чем по Северо-Кавказскому региону и в целом по России. Демографическая ситуация, сложившаяся в Республике Адыгея, характеризуется теми же негативными явлениями, которые происходят в целом в Российской Федерации. По основным показателям обеспеченности базовыми социальными услугами республика занимает среднее положение между областями и краями ЮФО и менее развитыми республиками. Стандартные показатели обеспеченности услугами здравоохранения - местами в больницах и амбулаториях, средним медперсоналом - ненамного отстают от российских, в условиях высокой безработицы занятость в сфере здравоохранения престижна. Однако обеспеченность врачами заметно ниже и составляет 37 на 10 тыс. чел. (при среднероссийской - 49; и среднеокружной - 43).
Социально-демографические показатели, отражающие состояние здоровья населения, противоречивы. С одной стороны, республика имеет относительно высокую по среднероссийским меркам ожидаемую продолжительность жизни (68,05 лет, при среднероссийской - 65,30), хотя на фоне других республик ЮФО это средний результат. В то же время в 1990-х гг. в республике сохранялся относительно высокий уровень младенческой смертности. В начале 2000-х гг. он резко снизился, достигнув уровня развитых регионов (11%о в 2005 г.), однако сильные погодовые колебания (в 2004 г. - до 14%) этого показателя свидетельствуют о проблемах в сфере здравоохранения. Кроме того, в Адыгее выше коэффициенты смертности от внешних причин (несчастные случаи, травмы, алкоголизм и др.) На них приходится более 11% смертей в
трудоспособном возрасте. Адыгея заметно опережает другие республики по уровню смертности от внешних причин.
Усиливается депопуляция населения за счет низкой рождаемости, распространения малодетности (1-2 ребенка в семье), высокой смертности. В 2011 г. в Адыгее впервые за долгое время появилась тенденция к снижению смертности, пока на 0,03% (с - 1,1% до - 0,88%).
Положительной динамике демографических показателей в республике способствуют как федеральные программы, так и успешная реализация комплекса организационных и лечебно-профилактических мероприятий на республиканском уровне. По последним данным, в этом году в Адыгее родилось 2360 детей, из них около 900 малышей появились на свет в Майкопе.
В конце мая 2011 г. на заседании республиканского парламента депутаты Госсовета-Хасэ Адыгеи одобрили предложение правительства республики о введении регионального материнского капитала и приняли законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея от 28 сентября 1994 года №117-1 «Об охране семьи, материнства и детства»».
Таким образом, с 1 января 2012 года при рождении третьего ребенка и последующих детей семьи из республиканского бюджета будут получать единовременную дополнительную выплату. Размер регионального материнского капитала составляет 50 тыс. рублей.
Как сообщали ЮГА.ру, по предварительным расчетам, принятие вышеназванного проекта закона республики с 1 января 2012 года потребует ежегодного выделения дополнительных средств из республиканского бюджета. По уточненным данным, эта сумма составит 48,3 млн. рублей (без учета индексации).
В решении этих проблем социальная политика Республики Адыгея направлена на поддержание физического, психологического и духовного здоровья общества при гарантии доступности медицинской помощи и лекарственных средств, обеспечении надежной защиты детства и материнства.
Приоритеты социальной политики в Адыгее можно оценить с помощью анализа бюджетных механизмов. Структура расходов консолидированного бюджета республики в наибольшей степени ориентирована на социальные цели по сравнению со всеми другими регионами ЮФО. Как правило, максимальная социальная ориентация бюджета - следствие недостатка бюджетных ресурсов, когда денег хватает только на самые необходимые расходы по выполнению обязательств государства. На фоне Чечни и Ингушетии, которые расходуют на социальные цели значительно меньшую долю своих бюджетов, политика властей республики Адыгея выглядит более ответственной.
Республика Адыгея имеет свою особенную историю развития экономики и социально-трудовой сферы. Сопоставительный анализ свидетельствует о том, что за 10 лет она сумела сохранить лидирующие позиции по некоторым социальным направлениям.
Работники службы занятости совместно с органами исполнительной власти разрабатывают и обеспечивают реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических, социальных и национальных
особенностей Республики Адыгея. В республике разработаны территориальные программы содействия занятости населения, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Содействуют занятости населения в республике организация профессиональной ориентации профессионального переобучения, организация общественных работ и временного трудоустройства, социальная адаптация граждан на рынке труда (программы «Клуб ищущих работу» и «Новый старт»), содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самозанятости.
Важным инструментом реализации мероприятий занятости населения и, особенно молодежи, является развитие общественных работ. Для расширения возможностей трудоустройства выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных, Департаментом утверждена целевая подпрограмма «Молодежная практика». В рамках ее реализации территориальные службы занятости поддерживают контакты с предприятиями и организациями, заключая с ними договоры на создание временных рабочих мест.
Социальная защита и уровень жизни населения обеспечивает социальную поддержку отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и республиканском бюджете Республики Адыгея соответствующий год:
-осуществляет поэтапное погашение задолженности по льготам за коммунальные услуги работникам образования и науки, здравоохранения, культуры и социального обслуживания в сельской местности и поселках городского типа, а также работникам учреждений в сельской местности республиканского подчинения;
-обеспечивает своевременную выплату отпускных педагогическим работникам;
-осуществляет контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из местных бюджетов;
-содействует погашению задолженностью заработной плате работникам производственной сферы;
-осуществляет мониторинг показателей уровня жизни населения Республики Адыгея на основании прожиточного минимума по четырем социально-демографическим группам;
-осуществляет разработку прогнозных показателей по труду;
-производит в соответствии законодательством Республики Адыгея индексацию заработной платы и своевременную ее выплату работникам учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Адыгея;
-осуществляет регулирование торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
-создает комбинаты школьного питания в городах Майкопе и Адыгейске;
-принимает меры к образованию в Майкопском районе лечебнооздоровительных территорий местного и республиканского значения;
-обеспечивает оплату проезда к месту работы медицинским работникам, проживающим в сельской местности и работающим в лечебнопрофилактических учреждениях города Майкопа;
-укрепляет материально-техническую базу государственных и муниципальных стационарных, полустационарных учреждений социального обслуживания населения;
-оказывает адресную социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;
-при подготовке исходно-разрешительной документации на строительство объектов недвижимости учитывает основные принципиальные подходы к решению проблем инвалидов при планировке и застройке, реконструкции жилых районов и проектировании объектов жилищно-гражданского строительства, предусматривает оборудование предприятий повседневного обслуживания населения и жилых домов специальными устройствами (пандусами, поручнями);
-укрепляет материально-техническую базу учреждений здравоохранения; -обеспечивает поэтапную замену устаревшей лечебно-диагностической аппаратуры и медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения;
В целях защиты прав и интересов потребителей и проведения единой государственной политики в области обеспечения населения высококачественными лекарственными средствами принимает меры по обеспечению гарантии качества лекарственных средств, реализуемых через аптечную сеть и используемых в лечебно-профилактических учреждениях Республики Адыгея:
-гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи населению в объемах и на условиях, предусмотренных Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в Республике Адыгея;
-заслушивает ежегодный Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Республики Адыгея»;
-принимает меры по сохранению и развитию сети образовательных учреждений с учетом образовательных потребностей населения Республики Адыгея;
-укрепляет материальную базу образовательных учреждений;
-оказывает социальную поддержку на всех ступенях общего и профессионального образования детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, детям с отклонениями в развитии, одаренным детям;
-развивает институт приемных семей в Республике Адыгея как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
-обеспечивает выявление детей школьного возраста, не посещающих общеобразовательные учреждения, принимает меры для получения каждым ребенком основного общего образования;
-организовывает летний отдых и оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий детей, нуждающихся -в социальной защите;
-обеспечивает контроль за выполнением коллективных договоров в образовательных учреждениях в части защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов работников образования.
-обеспечивает социальную поддержку отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Республики Адыгея в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и республиканском бюджете Республики Адыгея на соответствующий год;
-осуществляет поэтапное погашение задолженности по льготам за коммунальные услуги работникам образования и науки, здравоохранения, культуры и социального обслуживания в сельской местности и поселках городского типа, а также работникам учреждений в сельской местности республиканского подчинения;
-обеспечивает своевременную выплату работникам;
-осуществляет контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из местных бюджетов;
содействует погашению задолженности по заработной плате работникам производственной сферы;
Содействие занятости населения, развитие рынка труда продолжает реализацию Программы содействия занятости населения Республики Адыгея на 2010 год и периодически информирует членов трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Адыгея о ходе ее выполнения:
-в целях обеспечения временной занятости безработных граждан и незанятого населения организовывает общественные работы и финансирует их проведение в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на соответствующий финансовый год;
-постоянно организовывает профессиональное обучение и профориентацию безработных граждан;
-продолжает работу по квотированию рабочих мест для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
-обеспечивает широкое информирование населения и работодателей через средства массовой информации о положении на рынке труда Республики Адыгея, публикует статистические и информационные материалы о спросе и предложении на рабочую силу, профессиональной ориентации и социальнотрудовой реабилитации;
-в целях приобретения навыков, сокращения сроков поиска работы, смягчения последствий длительной безработицы продолжает работу по социальной адаптации граждан на рынке труда;
-оказывает содействие безработным гражданам и незанятому населению в
организации предпринимательской деятельности и самозанятости.
Республика Адыгея обладает высоким культурным потенциалом. Международные культурные связи Адыгеи и культурные контакты с регионами России расширяются и крепнут. Об этом свидетельствует участие художественных коллективов во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Расширению культурных связей и сохранению единого культурного пространства региона способствует то, что Республика Адыгея является координатором деятельности в сфере культуры северокавказского региона.
Список литературы:
1. В Адыгее за третьего и последующих детей будут давать по 50 тысяч рублей [Электронный ресурс]. ООО «ЮГА.ру». Режим доступа: http://www.yuga.ra/news/229339/, свободный - Загл. с экрана. - рус. яз.
2. В Адыгее снизилась смертность населения [Электронный ресурс]. ООО "ЮГА.ру". Режим доступа: http://www.yuga.ra/news/230312/, свободный - Загл. с экрана. - рус. яз.
3. Доктрина регионального развития РФ Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [Электронный ресурс] Режим доступа: www.rasrand.ru, свободный - Загл. с экрана. - рус. яз.
4. Движение регионов России к инновационной экономике под ред. А. Г. Гранберга, С. Д. Валентея; Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2009.
5. Доклад Совета Федерации Федерального собрания РФ 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» под общ. ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2007. С. 38.
6. Мамедов О. Ю. Юг России в координатах глобализации и регионализации // Северный Кавказ в национальной стратегии России / под ред. В. А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008.