Научная статья на тему 'Социальное развитие молодежи в реформируемом обществе'

Социальное развитие молодежи в реформируемом обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1235
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трахтенберг Ольга Леонидовна

Рассматриваются современные тенденции социального развития молодежи, возникшие под воздействием социально-экономических трансформаций. Характеризуется положение молодежи в сфере образования, занятости и др. социальные показатели. Приводятся данные социологического исследования по проблемам молодежи Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие молодежи в реформируемом обществе»

О.Л.Трахтенберг

Социальное развитие молодежи в реформируемом обществе

Становление молодого поколения на рубеже XX-XXI веков в реформируемой России происходит в сложных социально-экономических условиях формирования новых социальных структур и отношений, развития рыночной экономики, перехода к либерально-демократическим ценностям.

Изменения в экономическом и культурном пространстве России за последние десятилетия стали основой для появления новых тенденций в социальном развитии молодежи, в естественном процессе смены поколений, Молодежь всегда рассматривалась как важнейший ресурс общества, основа роста человеческого капитала, особенно сегодня в условиях демографической ситуации в России, характеризующейся как депопуляция,

В последнее десятилетие наблюдается тенденция сокращения количества молодых людей, что ведет к "старению" общества и снижению доли молодежи в социальной структуре общества в целом. На сокращение удельного веса молодежи в составе населения России наибольшее влияние оказывают такие факторы, как снижение рождаемости, рост смертности среди молодых возрастов, сокращение количества браков и рост числа разводов, а также ориентация молодежи на однодетную семью, Эти негативные явления стали следствием социально-экономического кризиса.

Молодежь может сыграть важную роль в дальнейшей реализации курса реформ. Поэтому обеспечение правовых и иных гарантий для социального развития и социализации молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества становится стратегической задачей всего общества. А изучение изменения ценностных установок молодежи, анализ изменения традиционных стереотипов молодежного сознания, выявление отношения молодежи к происходящим в обществе переменам, к новым жизненным стандартам, к своей будущей профессии, семье становится особенно актуальным, приобретает особую значимость,

Интегрирование молодежи в социальную структуру общества происходит в процессе социализации, что позволяет воспроизводить общественные отношения и сохранять социальную структуру общества, Под социальным развитием молодежи принято понимать процесс изменения молодыми людьми своего социального статуса в результате идентификации с определенными референтными группами, получения образования, развития своих способностей, самореализации в различных видах жизнедеятельности, способствующих дос-

тижению социальной зрелости. При этом следует отметить, что этот процесс может быть как позитивным (участие в общественно-значимых видах деятельности), так и деструктивным (девиация, криминализация и др.).

Социальное развитие молодежи обусловливается ее социальным и материальным положением, стремлением занять достойное место в обществе, активной деятельностью по реализации своих жизненных планов. Социальные перемещения молодежи оказывают заметное влияние на динамику социальной структуры общества, В свою очередь, изменение социальной структуры российского общества в последнее десятилетие заметно сказалось именно на положении и жизнедеятельности подрастающих поколений.

Формирование и развитие молодежи в модернизируемом российском обществе мало прогнозируемо и связано с множеством трудностей и проблем. Среди них заметную роль играют и общемировые тенденции современности: ускорение темпов развития общества, переход к информационному обществу, глубокие структурные изменения в сфере занятости, кризис традиционных институтов социализации, усложнение условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов, возникновение и рост глобальных проблем.

Отсутствие четких и ясных представлений о дальнейших путях развития, размытость традиционных прежних ценностей, плюрализм идеологических установок, увеличение социального расслоения не могли не отразиться на динамике сознания молодых людей, их социальном развитии, которое все больше приобретает спонтанный, стихийный характер, обусловленный адаптацией и выживанием. Проблемам адаптации новых поколений к быстроменяющимся социокультурным процессам современности уделяется серьезное внимание исследователями современной молодежи. Перемены в обществе и новый образ жизни привели к тому, что процесс социального развития молодежи не имеет определенной направленности и устойчивости, мало связан с традициями, носит преимущественно стихийный характер.

Нельзя не отметить, что в современном обществе существенно расширилась сфера самоопределения и самоутверждения молодых россиян, появились новые возможности для проявления инициативы и свободы (экономической, политической, вероисповедания и т.д.). Однако фактически реализация этих возможностей затруднена имущественной дифференциацией. Благополучие и преуспевание незначительной части

молодежи связаны не с их личными заслугами, а определяются в основном их социальным происхождением и близостью к различного рода элитам.

Важнейшим институтом, выполняющим функции обучения и обеспечивающим социализацию молодежи в обществе, является система образования. С помощью образования обеспечивается преемственность социального опыта. Образование всегда было одним из основных средств вертикальной мобильности, возможностью движения наверх для нижних слоев и поэтому его доступность для всех слоев показывает уровень развития общества, его социальную политику. Высшее образование способствует профессиональному росту, дает возможность на обретение более высокого статуса в обществе, успеху в жизни.

Реалии сегодняшнего дня наглядно демонстрируют изменения социального состава студенчества, где основную часть составляют дети государственных служащих, руководителей, чиновников, интеллигенции. За последние десять лет среди студентов значительно уменьшилась доля выходцев из семей рабочих и крестьян. Одновременно наблюдается рост доли представителей таких новых социальных слоев как предприниматели, коммерсанты, бизнесмены. Подавляющая часть студентов дневных отделений (около 80%), по данным многих социологических исследований, поступила в вузы после окончания школы. И весьма незначителен процент тех, кто поступил после обучения в училище, нескольких лет работы на производстве, службы в российской армии.

Претерпел изменения и состав студентов по признаку относительно их местожительства. Сегодня около 80% студентов - это молодежь, проживающая в областных и крупных вузовских центрах, близлежащих городах. Численность иногородних студентов значительно сократилась. В традиционных вузовских центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах студентов из малых городов и сельской местности становится все меньше.

Вследствие резкого сокращения молодежной миграции в большие города и вузовские центры соответственно сокращается миграция молодежи из столиц в регионы, в том числе это произошло за счет отмены государственного распределения выпускников. Кроме того, многие столичные вузы в рыночных условиях конкуренции создали свои филиалы в различных, главным образом богатых и бездотационных регионах России, где обучение ведется исключительно на платной основе. Среди главных причин резкого сокращения молодежной миграции в большие города - общее сокращение численности молодежи, низкий уровень материального достатка большинства семей, платность образования.

Таким образом, явно прослеживается тенденция к созданию регионально замкнутой системы образова-

ния, что обедняет интеллектуальный потенциал общества в целом.

Другая тенденция сегодняшнего дня - все более широко распространяющееся платное высшее образование. Это можно видеть на примере сведений, приводимых в государственном докладе о положении молодежи по Иркутской области. В 2000 году на условиях полного возмещения затрат на обучение в Иркутской области обучалось 30,2 тыс. студентов или 36% их общего числа (в 1996 - 10%, в 1997 - 15%, в 1998 - 19%, в 1999 - 27%). На начало 2000-2001 г. действовало 11 государственных высших учебных заведений и 11 филиалов, в них обучалось 82,9 тыс. студентов, в том числе 48,4 тыс, на дневных отделениях ]1]. Негосударственные вузы в своей деятельности ориентируются на подготовку специальностей, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда - менеджмент, финансы и кредит, мировая экономика, юриспруденция, психология и т.п. Увеличивается число студентов, вынужденных подрабатывать, растет число заочников (за 1995-2000 гг. оно увеличилось на 74,1%), студентов вечерней формы обучения и ускоренной на базе среднего специального образования (на 20,1%) [1].

При существующих трудностях финансового характера резко снижается отсев неуспевающих студентов, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов. Таким образом, социальный состав студенчества определяют не способности молодых людей, а социальный статус их родителей, их материальное положение. Подобные негативные тенденции социализации в молодежной среде ограничивают социальную базу для формирования интеллектуальной элиты, воспроизводят социальное неравенство.

Социально-экономические трансформации отразились и на положении молодежи в сфере труда. На российском рынке труда за последние десять лет конкурентоспособность молодежи достаточно низка по сравнению с другими категориями населения. Такая ситуация может оцениваться как напряженная и неблагополучная. Так, с 1995 года, согласно данным статистики, молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных, а в 1998 году молодые люди в возрасте до 30 лет составляли почти 40% всех официально учтенных безработных. За последние годы доля молодежи в составе безработных несколько уменьшилась, но продолжает оставаться в среднем на уровне 35%. Так, по данным Иркутского областного комитета государственной статистики, удельный вес молодых безработных (16-29 лет) составил в 1998 г. - 31,8%, в 1999 г. - 33,9%, в 2000 г. - 34,5%. [3].

При составлении отчетности о положении молодежи на рынке труда российские статистические органы относят к молодежи лиц в возрасте от 16 до 29 лет (по международной статистике максимальной границей молодежного возраста является 25 лет). Однако ос-

новные показатели молодежного рынка труда на данный возрастной интервал не адекватны реальности. Так, возрастная категория от 25 до 29 лет уже фактически близка к взрослому населению по статусу занятости и вовлеченности в сферу трудовых отношений, а подростки от 14 до 16 лет, вынужденные искать работу в силу тяжелого материального положения, еще не могут быть официально признаны безработными. При этом, так как шансы трудоустроиться через службы занятости крайне низки, часть молодежи вообще не прибегает к их услугам. Поэтому, как считают некоторые специалисты, доля молодежи в официальной статистике занижена и искажает реальную картину молодежной безработицы,

Анализ молодежного рынка труда затруднен также и по причине отсутствия соответствующих данных статистики. С 1997 года в статистических документах Федеральной службы занятости перестали приводиться данные о занятости молодежи, доходах, показатели региональных уровней молодежной безработицы. В них приводятся данные только о численности зарегистрированной безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, ее доле в общей численности официальных безработных, а также длительности безработицы. Средняя продолжительность молодежной безработицы колеблется от 6 до 11 месяцев.

Уровень безработицы среди молодежи отличается сильной дифференциацией по регионам, В Москве, С-Петербурге и других крупных городах, где высоки возможности относительно быстро найти работу, в том числе престижную и высокооплачиваемую, молодежная безработица значительно ниже, чем в среднем по России. В депрессивных регионах безработных молодых людей гораздо больше.

С исчезновением всеобщей занятости государство перестало быть единственным монопольным работодателем, когда для каждого предприятия был регламентирован численный и профессионально квалификационный состав работников, в том числе и по возрастному признаку. Потребность в трудовых ресурсах в советский период удовлетворялась молодыми кадрами из числа выпускников школ и ПТУ, которые принимались на бронированные рабочие места, а из вузов и техникумов молодые специалисты распределялись на вакансии с обязательным условием работы в течение трех лет. Переход государственных предприятий в руки частных собственников путем акционирования, общий спад и кризис производства привели к сокращению рабочих мест, ужесточению требований к профессионализму работников и наличию трудового стажа при приеме на работу. Кроме того, усилению напряженности на рынке труда способствовало расширение права руководителей в вопросах найма и увольнения работников.

Среди объективных причин невостребованности молодежи в сфере трудовых отношений можно отме-

тить общий кризис производства, отсутствие достаточной квалификации после окончания учебного заведения, отсутствие опыта работы, нежелание работодателей нести финансовые и другие расходы, связанные с профобучением и переобучением работников, нежеланием предоставлять молодым работникам льготы, предусмотренные КЗОТом,

К субъективным причинам, мешающим социальной адаптации, можно отнести идеалистические представления о жизни и работе, завышенные требования к условиям труда и первоначальному размеру заработной платы, недостаток информации о рынке труда, инфантилизм и иждивенчество молодых людей.

Согласно выборочному опросу Российской академией предпринимательства 487 студентов ряда московских вузов в 2002 г. в целях выявления их жизненных ценностей и трудовой мотивации, выбор профессии в значительной степени определяется ее предполагаемой "доходностью" и тем, насколько быстро она позволит достичь материального благополучия. Благополучие как жизненную основную ценность студенты отмечают в два раза чаще, чем профессию и интересную работу (80% и 43% соответственно). У современной молодежи профессиональная самореализация уступает место социальному статусу. Для половины юношей вуз - это возможность получить отсрочку от службы в армии. Для трети респондентов важен характер профессии, позволяющий найти работу, соответствующую личным качествам и желаниям, 32% рассчитывали, что выбранная специальность обеспечит материальное благополучие, 45% - успех в жизни, для 27% - это попытка оттянуть время жизненного самоопределения, отсрочить решение проблемы трудоустройства [4].

Реформы в области труда и занятости сохранили за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан и ликвидировали квотирование рабочих мест для молодежи. Таким образом, лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально-незащищенными.

Ряд перечисленных факторов приводит к тому, что показатели социальной мобильности российской молодежи неуклонно снижаются и происходит значительное увеличение низко статусных ее групп. "В соответствии с результатами исследований в 1999 году вдвое больше работающей молодежи пополнило низкостатусные группы, чем в начале реформ (1991 г.), при этом только за период с 1997 по 1999 г их прирост составил около 60%" [2, с. 187].

С 1997 года государственный сектор перестал преобладать в структуре занятости молодежи. Решая свои проблемы, молодежь перемещается в сферу негосударственной экономики и пытается интегрироваться и реализовать себя в ней. Но, "за годы рыночных реформ заполнение экономических ниш состоялось, поэтому большая часть молодежи в данной сфе-

ре (85,4%) выступает лишь как наемная рабочая сила" [2, с. 194].

В борьбе за выживание часть молодежи устраивается на работу в коммерческие и теневые структуры на должности, не требующие серьезных профессиональных знаний, с тяжелыми условиями труда и режимом работы, без перспектив роста и каких-либо гарантий на труд. Постепенно теряются и исчезают социальная ценность труда, социальные приоритеты, стираются границы понятий "престижная работа" и "высокий доход", падает престиж ряда важных для общества профессий.

Длительное пребывание молодых людей в состоянии безработных и в низко статусных группах, по существу, означает их перемещение на так называемое "социальное дно" или в криминальные слои. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный образ жизни (алкоголики, бомжи, нищие, проститутки). Растет криминализация молодежи, наркомания, суициды.

Так, как отмечается в Государственном докладе о положении молодежи в Иркутской области, значительная часть преступлений в области совершается молодыми людьми. Доля молодежи в общем составе лиц, совершивших преступления, оставалась в 1995-1998 гг. примерно одинаковой на уровне 54-57%, а в 1999-2000 гг, снизилась до 47-48%. В структуре подростковой преступности преобладают тяжкие и особо тяжкие виды преступлений [1, с. 13].

Снижение качества жизни ведет к неуклонному ухудшению здоровья молодых граждан. Статистические данные указывают на постоянный рост заболеваемости, особенно молодых возрастов. "В 2000 г. показатель общей заболеваемости по сравнению с предшествующим годом вырос у детей на 37,9%, подростков - на 26,4%, взрослых на 12,6%, Особое беспокойство вызывает ситуация с распространением ВИЧ-инфекции. В 1999 г. было выявлено более 3000 случаев, при этом удельный вес молодежи составил около 90%, а к концу 2000 г. число ВИЧ инфицированных достигло почти 8 тыс. чел. Распространенность ВИЧ-инфекции и СПИДа в Иркутской области составила 302 случая на 100 тыс. чел. населения. Это второй показатель по России (после Калининградской области) и в 5,3 раза больше, чем в среднем по стране. Распространение ВИЧ-инфекции происходит в большинстве случаев при употреблении наркотиков" [1, с, И].

Одним из ведущих институтов гражданского общества и социализации молодежи является семья. Девальвация семейного образа жизни, разрушение и деградации семьи как социального института и другие негативные явления за последние десятилетия указывают на кризис института семьи в традиционном понимании. Современное общество размывает семей-

ные ценности, ставя в конечном счете под угрозу свое

собственное существование,

В семейно-бытовой сфере находят свое наглядное отражение многие проблемы современного российского общества. Сложное социальное положение, отсутствие у большинства молодых семей экономической самостоятельности, профессионального статуса, материальные трудности, отсутствие жилья и другие проблемы приводят к тому, что современные браки крайне неустойчивы и более половины из них распадается, о чем свидетельствует высокий уровень разводов. Происходит увеличение числа гражданских браков, растет количество матерей-одиночек, падает рождаемость.

По данным Иркутского областного комитета госстатистики в Иркутской области на 1000 заключенных браков приходится в 1997 году 527 разводов, в 1998 г.

- 557 разводов, в 1999 г. - 572 развода, а в 2000 г. -уже 700 разводов. В 2000 г. число зарегистрированных браков сократилось по сравнению с 1990 г на 41%. Если в 1990 г. число детей, рожденных матерями одиночками, составляло 11% от общего числа родившихся, то в 2000 г, - уже 19%. В 2000 г, суммарный коэффициент рождаемости составил 1,31 против 2,14

- 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения области [3].

Условия реформируемого российского общества, в которых происходит социальное развитие молодежи, существенным образом сказываются на отношении молодежи к реалиям современной жизни, на жизненных установках, приоритетах и целях. Это видно из данных социологического исследования, проведенного автором статьи по проблемам современной молодежи с апреля 2002 г. по май 2003.

Объектом исследования стали молодые люди в возрасте 18-24 лет, обучающиеся в различных высших учебных заведениях Иркутской области. В анкетировании приняли участие 304 человека - студенты 2 и 4-го курсов Иркутского государственного университета, Иркутского государственного технического университета, Ангарской государственной технической академии и одного негосударственного вуза - Сибирского института права экономики и управления. Среди них 39% юношей, 61% девушек.

В нашем исследовании среди факторов, которые способствуют самоутверждению молодежи, на первом месте у респондентов находится образованность -62,8%, далее следует предприимчивость - 44,7% и волевые качества - 41,4%. Молодежи свойственно не только полагаться на собственные силы и способности, но и надеяться на полезные связи - 31,3% опрошенных, стартовый капитал - 27,6% и удачу в жизни -25,75% (табл. 1).

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос "Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют самоутверждению молодежи?" (в % к числу опрошенных)

№ п/п Варианты ответов % Ранг предпочтений

1 Способности 35,9 4

2 Образованность 62,8 1

3 Профессионализм 31,6 5

4 Связи 31,2 6

5 Стартовый капитал 27,6 7

6 Волевые качества 41,4 3

7 Удача (везение) 25,7 8

8 Предприимчивость 44,7 2

9 Участие в политике 4,3 9

10 Свой вариант 1,6 10

11 Не ответили 1,0 11

Лишь незначительный процент опрошенных (4,3%) назвали участие в политике среди факторов, способствующих самоутверждению в жизни, Это говорит о равнодушии молодежи к политике и политической жизни страны, о том, что политические свободы молодые люди не относят к важным жизненным ценностям.

Одним из важных факторов социального развития молодежи является выбор профессии как одного из компонентов социализации.

Таблица 2

Результаты ответов на вопрос "Чем Вы руководствовались при выборе профессии?" (в % к числу опрошенных)

N° п/п Варианты ответов % Ранг предпочтений

1 Интересом к профессии 57,2 1

2 Способностями 24,7 4

3 Материальными возможностями семьи 16,4 6

4 Хорошим заработком 34,2 3

5 Общественной значимостью 12,2 7

6 Престижностью 20,4 5

7 Семейной традицией 3,3 8

8 Возможностью карьеры 40,1 2

9 Льготной пенсией 1,3 11

10 Свой вариант 2,0 10

11 Не ответили 3,0 9

Как видно из табл. 2, среди основных факторов, повлиявших на выбор профессии, на первом месте стоит интерес к профессии - 57,2% опрошенных. На втором - возможность карьеры - 40,15%, на третьем -хороший заработок - 34,2% и на четвертом и пятом месте - способности - 24,7% и престижность - 20,4%. Вместе с тем следует отметить, что при выборе про-

фессии лишь незначительная часть молодежи придает значение общественной значимости своей будущей профессии - 12,2%, а семейные традиции практически не берутся во внимание, так как на них указало всего 3,3%.

Как можно заметить, молодежь руководствуется при выборе профессии прежде всего интересом к содержательной стороне профессии. Во- вторых престижностью выбираемой профессии, востребованностью ее со стороны общества и теми возможностями, которые раскрываются перед молодежью в плане личной карьеры. Все это говорит о том, что молодежь стремится занять достойное место в обществе, учитывая общественные потребности социума и ..свои собственные личные интересы.

В-третьих, важным фактором, влияющим на выбор профессии, является стремление к повышению своего материального благосостояния, что вполне понятно, так как в сознании и поведении молодежи усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку. Поэтому мотив "больших зарплат" определяет во многом профессиональную ориентацию и выбор места работы. Неслучайно, низкооплачиваемые профессии бюджетных сфер мало популярны в среде молодежи. Все это говорит о том, что социальное положение и ценностные ориентации молодежи в сравнительно короткий срок претерпели существенные изменения.

Отвечая на вопрос "Что, на Ваш взгляд, нужно для уменьшения криминализации и деградации в среде молодежи?", студенты не остались равнодушными к трудностям своего поколения: ответ "ничего, пусть живут как хотят и могут" составил всего 1,6%. Они считают, что в первую очередь необходима помощь государства и общественных фондов (рабочие места, кредиты, субсидии, лечение и т.п.) - 59,5% опрошенных. Воспитанию отдают предпочтение 53,9%, развитию культуры - 43,7% (табл. 3).

Таблица 3

Результаты ответов на вопрос "Что, на Ваш взгляд, нужно для уменьшения криминализации и деградации в среде молодежи?" (в % к числу опрошенных)

№ Варианты ответов % Ранг

п/п предпочтении

1 Ничего, пусть живут как хотят и могут 1,6 5

2 Помощь государства и общественных фондов (рабочие места, кредиты, субсидии, лечение и т.п.) 59,5 1

3 Развитие культуры 43,7 3

4 Воспитание 53,9 2

5 Ужесточить законы 32,6 4

6 Свой вариант 2)0 6

7 Не ответили 0,0

Только треть респондентов полагают, что для уменьшения криминализации и деградации в молодежной среде необходимо ужесточить законы - 32, 6%.Это свидетельство того, что молодые люди, несмотря на обеспокоенность проблемами своей безопасности, наркомании др., в решении этих проблем отдают приоритет гуманизму и либеральным способам воздействия на личность, а не жестким силовым методам. Ответы молодых людей свидетельствуют о недостаточном внимании государства и общества к проблемам молодежи, об отсутствии своевременной помощи молодым гражданам.

Анализ социального положения и развития молодежи за период социально-экономических реформ позволяет сделать выводы о:

общей сокращении численности молодых людей,

изменении социального статуса молодежи, усилении дифференциации ее групп, неопределенном и неустойчивом экономическом и социальном положении в обществе,

наибольшей социальной незащищенности,

невостребованности молодежи во многих сферах жизни общества,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

существовании целого ряда специфических молодежных проблем.

Поэтому так необходима действенная государственная молодежная политика по созданию правовых, экономических и организационных условий для успешного социального развития молодежи.

Библиографический список

1. Государственный доклад о положении молодежи в Иркутской области. Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области. - Иркутск, 2001.

2. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект II" Социально-гуманитарные знания, - 2000, - № 2.

3, Иркутская область на рубеже веков, Статистический сборник, Госкомстат РФ, Иркутский областной комитет государственной статистики, - Иркутск, 2001,

4, Лясникова Ю. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи II Человек и труд, -2003. - № 4.

Б.Н.Гудков

Проблема социальной идентичности и формы пространственного самоопределения человека

Проблема пространственного самоопределения человека чрезвычайно сложна и пока еще не получила своего завершенного научного разрешения, Вместе с тем, процесс обретения социальной идентичности немыслим без обретения человеком пространственной определенности и, как видно из исследований философов, социологов и психологов, характер и формы этой определенности часто бывают весьма далеки от традиционных и общепринятых представлений,

Здравый смысл привык оперировать категориями так называемого физического пространства, хотя очевидно, что представление о нем - это лишь один из возможных способов пространственного самоопределения человека в этом мире.

В традиционной научной картине мира пространство есть объективное условие и способ существования материи, и в каком бы виде ни выступало материальное образование, оно существует в пространстве, имеет пространственную определенность [1,с,141], Определение пространства как формы существования материи предполагает, что, в принципе, невозможно встретиться ни с одним явлением, которое бы существовало вне пространства, Отсюда следует, что социальная реальность также подпадает под детерминанты физического пространства.

Однако в последнее время все большей популярностью пользуются концепции, последователи которых, напротив, полагают, что социальное пространство является специфическим образованием и подчиняется своим собственным внутренним закономерностям. Более того, само появление позитивистских научных представлений о пространстве, например, в виде концепций Декарта и Ньютона социально детерминировано и отвечает, как считает, например, З.Тоффлер, определенной цивилизационной парадигме [2, с. 185-191], Становится все более очевидным, что существенными началами, определяющими жизнь человека, является .социальная система пространственных координат. Человек может, не перемещаясь в физическом пространстве, занимать все более и более значимые позиции в пространстве социальном. Например, индивид может в физическом смысле постоянно находиться в одном и том же месте, в то время как в социальном топосе его позиция может измениться от лаборанта до нобелевского лауреата. Впечатляющим примером преодоления физического пространства является распространение Интернета, Если в 19 веке, для того чтобы доставить почту из Петербурга в Сибирь, требовалось несколько месяцев, то теперь можно отправить информацию в любую точку земного шара за несколько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.