Научная статья на тему 'Социальное проектирование в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи'

Социальное проектирование в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ТИПЫ ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТ «ЕСТЬ ТАКОЙ ПРАЗДНИК»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалдышкина Наталья Николаевна

Статья посвящена актуальной и недостаточно изученной сфере науки и практики - организации социального проектирования в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В статье рассмотрены научно-методические основы социального проектирования, методология социального проектирования. Раскрываются: понятие социального проектирования, субъекты и объекты социального проектирования, сущность социального проектирования, типы проектов, технология разработки социального проекта, требования к социальному проекту, план действий и этап практических шагов. Теоретически обосновывается содержательный потенциал технологии социального проектирования. Приводятся примеры социальных проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи. Подробно описан проект «Есть такой праздник», его актуальность, цель, задачи, сущность, возможности для продолжения его реализации. В статье указывается, что в настоящее время в молодежной среде наблюдается недостаточно повышенный интерес к истории Отечества, содержанию и значимости государственных и негосударственных праздников. Также отмечается важность создания условий для духовно-нравственного воспитания молодежи, повышения уровня гражданского самосознания. Это побудило к разработке и реализации данного проекта. Характеризуются волонтерские акции ко Дню народного единства и Дню Победы, организованные в рамках реализации проекта. Отмечаются действия волонтеров - членов Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» - в образовательных организациях с благополучателями (обучающимися и студентами, с жителями города) в период проведения волонтерских акций. Делается вывод о значимости социального проектирования для достижения целей и задач в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чалдышкина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social design in the field of spiritual and moral education of children and youth

Article is devoted to the actual and insufficiently studied sphere of science and practice organization of social planning in the field of spiritual and moral education of children and youth. The article describes the scientific and methodological foundations of social planning, methodology of social planning. The study reveals a number of concepts, such as social planning, subjects and objects of social planning, essence of social planning, types of projects, technology of social project development, requirements to a social project, plan of action and stage of practical steps. The substantial potential of social planning techniques is justified in theory. The study gives examples of social projects aimed at the spiritual and moral upbringing and development of children and youth. The article describes the project “There is a Holiday”, its relevance, purpose, objectives, nature, and opportunities to continue its implementation. The article states that nowadays youth shows low interest in the history of the country, in the importance of state and non-state holidays. It is also noted the importance of creating conditions for the spiritual and moral education of young people, raising civic awareness. This prompted the development and implementation of the project. The study characterized voluntary actions dedicated to the Day of National Unity and Victory Day, organized in the framework of the project. The article notes the actions of volunteers members of the Club of Orthodox Youth “While the candle burns” in educational institutions to beneficiaries (trainees and students, with the inhabitants of the city) during the period of voluntary actions. The study makes the conclusion about the importance of social planning to achieve the goals and objectives in the field of spiritual and moral education of children and youth.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»

Н. Н. Чалдышкина

55

УДК 37.013.42

Н. Н. Чалдышкина

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена актуальной и недостаточно изученной сфере науки и практики - организации социального проектирования в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В статье рассмотрены научно-методические основы социального проектирования, методология социального проектирования. Раскрываются: понятие социального проектирования, субъекты и объекты социального проектирования, сущность социального проектирования, типы проектов, технология разработки социального проекта, требования к социальному проекту, план действий и этап практических шагов. Теоретически обосновывается содержательный потенциал технологии социального проектирования. Приводятся примеры социальных проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи. Подробно описан проект «Есть такой праздник», его актуальность, цель, задачи, сущность, возможности для продолжения его реализации. В статье указывается, что в настоящее время в молодежной среде наблюдается недостаточно повышенный интерес к истории Отечества, содержанию и значимости государственных и негосударственных праздников. Также отмечается важность создания условий для духовно-нравственного воспитания молодежи, повышения уровня гражданского самосознания. Это побудило к разработке и реализации данного проекта. Характеризуются волонтерские акции ко Дню народного единства и Дню Победы, организованные в рамках реализации проекта. Отмечаются действия волонтеров - членов Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» - в образовательных организациях с благополучателями (обучающимися и студентами, с жителями города) в период проведения волонтерских акций. Делается вывод о значимости социального проектирования для достижения целей и задач в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Ключевые слова: социальный проект, социальное проектирование, субъекты социального проектирования, объекты социального проектирования, типы проектов, проект «Есть такой праздник».

В настоящее время активное развитие происходит в направлении социального проектирования. Также стало возможным осуществлять социальное проектирование в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Научно-методическую основу вопроса составляет методология социального проектирования (Н. Г. Алексеев, В. И. Курбатов, О. В. Курбатова, С. А. Домрачева, И. А. Фархшатова, А. А. Смирнов, Т. В. Виноградова, М. А. Белашова и др.).

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать, имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции [3; 5; 8; 16; 11; 15].

Социальный проект - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого

является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению [2; 13].

По мнению В. И. Курбатова, О. В. Курбатовой, социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений [8]. Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объекты социального проектирования: человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений; разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные

© Чалдышкина Н. Н., 2015

56

Педагогические науки

группы, трудовые коллективы); разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейнобытовые, межличностные, эстетические).

Современное социальное проектирование -это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц - одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов значительно повышает гражданскую активность населения.

Выделяют разнообразные типы проектов: по характеру проектируемых изменений (инновационные; реставрационные или поддерживающие проекты), по направлению деятельности (образовательные; научно-технические; культурные), по особенностям финансирования (инвестиционные; спонсорские; кредитные; бюджетные; благотворительные), по масштабам (микропроекты; малые проекты; мегапроекты), по срокам реализации (краткосрочные - 1-2 года; среднесрочные -3-5 лет; долгосрочные - 10-15 лет).

И. А. Фархшатова предложила технологию разработки социального проекта, описала основные требования к проекту [15]. План действий и этап практических шагов (от «проекта» к «продукту») несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) - проблематизация информации -преобразование социального объекта. Следование данной логике поможет специалисту или команде специалистов в целом максимально избежать возможных рисков в дальнейшей реализации проекта.

Основные требования к проекту - ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т. д.), целостность, последовательность и связность, объективность и обоснованность, компетентность автора и персонала, жизнеспособность и наличие перспектив развития проекта в дальнейшем.

Достижение задач духовно-нравственного воспитания детей и молодежи возможно в процессе разработки и внедрения проектов, в том числе с участием студентов.

Студенты Института педагогики и психологии МарГУ участвуют в разработке и реализации проектов под руководством ведущих преподавателей кафедр института. В 2014 году Управлением образования г. Йошкар-Олы проводился конкурс культур-

ных и социальных проектов по развитию молодежной политики в городском округе «Город Йошкар-Ола» при поддержке администрации города.

Нами совместно с О. В. Кузнецовой, студенткой Института педагогики и психологии МарГУ, А. А. Норкиным, священником, руководителем Отдела по работе с молодежью Йошкар-Олинской и Марийской Епархии Русской православной церкви, на данный конкурс в номинации «Культурная среда» была представлена проектная работа «Есть такой праздник» [16, с. 103].

Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается недостаточно повышенный интерес большинства населения и молодежи, в частности, к истории Отечества, содержанию и значимости государственных и негосударственных праздников. Уровень их культурного просвещения сводится чаще всего к проведению культурно-развлекательных мероприятий, часто транслирующих ценности западной культуры [9; 6; 13]. В связи с этим актуальным является вопрос о поиске инновационных технологий и форм работы с молодежью для информирования ее об истории своей страны, повышения интереса к государственным и негосударственным праздникам, формирования духовно-нравственных ценностей, повышения уровня гражданского самосознания, привлечения человеческого потенциала (деятельность волонтеров) и потенциала масс-медиа.

Описание проекта. Проект «Есть такой праздник» направлен на повышение уровня информированности молодежи г. Йошкар-Олы о государственных праздниках, а также праздниках, не относящихся к категории государственных, при этом несущих в своей основе глубокий исторический и духовно-нравственный смысл, их значимости в жизни общества, об истории Отечества. Работа в рамках проекта реализуется путем организации и проведения мероприятий, направленных на сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей, духовно-нравственного воспитания молодежи, повышение уровня гражданского самосознания. При разработке проекта авторы опирались на ключевые идеи Всероссийского проекта «Есть такой праздник» Международной православной молодежной программы «Вера и дело» [10].

Цель проекта - популяризация государственных и негосударственных праздников среди молодежи г. Йошкар-Олы посредством волонтерской деятельности представителей Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» Института педагогики и психологии МарГУ.

Н. Н. Чалдышкина

57

Задачи проекта:

1. Способствовать информированию молодежи г. Йошкар-Олы об истории Отечества, содержании и значимости государственных и негосударственных праздников (День православной молодежи; Светлое Христово Воскресение. Пасха; День Победы. День Георгия Победоносца; День славянской письменности и культуры; День семьи, любви и верности; День народного единства. День Казанской иконы Божией Матери), значимости их в жизни общества посредством волонтерских акций и медиаресурсов для популяризиризации гражданских и духовно-нравственных ценностей.

2. Создавать условия для духовно-нравственного воспитания молодежи, повышения уровня гражданского самосознания, привлечения человеческого потенциала (деятельность волонтеров) и потенциала массмедиа.

3. Активизировать студенческую молодежь -представителей Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» Института педагогики и психологии Марийского государственного университета - к участию в волонтерской деятельности, направленной на сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей.

4. Распространить 1500 открыток среди жителей г. Йошкар-Олы, в том числе в подростковой и молодежной среде.

5. Разместить информацию о проведении мероприятий в массмедиа г. Йошкар-Олы (официальный сайт Управления образования городского округа «Город Йошкар-Ола» - портал http://yola.edu12.ru, официальный сайт ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» - портал http://marsu.ru, Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной церкви - портал http://www.mari-eparhia.ru/) и т. д.

Проект носит характер «повторяемости» и «воспроизводимости», поэтому возможна его реализация на протяжении нескольких лет при условии расширения тематики акций, согласующейся с ключевой целью и задачами проекта.

Проект вошел в число победителей конкурса и был поддержан Администрацией г. Йошкар-Олы. Осенью 2014 года в МарГУ, а также в образовательных организациях «Средняя общеобразовательная школа № 7», «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина», «Г имназия № 26 им. А. Мальро» и других. В рамках реализации данного проекта проводилась волонтерская акция, приуроченная к празднику «День народного единства. День Казанской иконы Божией Матери» [15].

Этот праздник установлен в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Под предводительством К. Минина и Д. Пожарского народные ополченцы штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа.

Волонтеры - активные участники Клуба православной молодежи Института педагогики и психологии «Пока горит свеча» МарГУ - вручали тематические открытки, рассказывали о празднике, предлагали одаряемым (благополучателям) подписать открытку и подарить ее друзьям, родственникам, знакомым, сопровождая дарение информацией о празднике.

Весной 2015 года проводилась волонтерская акция, приуроченная ко Дню Победы и Дню свя-щенномученика Георгия Победоносца. В акции в рамках проекта «Есть такой праздник» в качестве благополучателей приняли участие более 500 человек - обучающиеся образовательных организаций, жители города. Они заинтересовались новой информацией, некоторые отметили, что мало знали об этих праздничных датах и готовы поделиться ею со своими родными, друзьями. Отчеты о проведении акций в соответствии с реализацией проекта размещены на сайтах МарГУ и епархии.

Таким образом, социальное проектирование в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи является важной технологией, позволяющей достигать поставленных целей и задач в условиях образовательных организаций.

________Ш__________

1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2.

2. Введение в социально-гуманитарное проектирование: хрестоматия / авт.-сост.: А. В. Лаптева, В. С. Ефимов. Красноярск, 2007. 258 с.

3. Георгиевцы! URL: http://opmd.ru/about/ (свободный).

4. Викторова Т. Б. Социальное проектирование - социальное действие // Дополнительное образование. 2006. № 1.

5. Домрачева C. А. Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2012. 106 с.

6. Есть такой праздник - День святого великомученика

Георгия Победоносца. URL: http://www.eparhia.ru/

mari_news/?id= 150679&print= 1 (свободный).

7. Коротков С. Г., Крылов Д. А. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 26-30.

8. Курбатов В. И., Курбатов О. В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. 416 с.

58

Педагогические науки

9. Лоскутова Р. Р., Чалдышкина Н. Н. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи (из опыта работы Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»): монография. М., 2012. 274 с.

10. Православная молодежь - Вера и Дело. URL: http://vk.com/veraidelo/ (свободный).

11. Смирнов А. А., Виноградова Т. В., Белашова М. А.

и др. Программа межшкольного ресурсного центра «Духовнонравственное воспитание в системе муниципального образования». URL: http://kabmetodist.ru/programma/programma-

mezhshkolnogo-resursnogo-zentr/ (свободный).

12. Социальное проектирование. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/ (свободный).

13. То, что помогает сохранить традиции. URL: http://www. mngz.ru/vse-obo-vsem/L255098-to-chto-pomogaet-sohranit-tradicii. html (свободный).

14. Фархшатова И. А. Социальное проектирование в системе дополнительного образования детей. URL: http://www.orenipk. ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_proekt.html (свободный).

15. Чалдышкина Н. Н., Кузнецова О. В. Акция «Есть такой праздник». URL: http://marsu.ru/news.php?ELEMENT_ro =39982 (свободный).

16. Чалдышкина Н. Н. Основы работы социального педагога по духовно-нравственному воспитанию: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2015. 144 с.

1. Alekseev N. G. Proektirovanie i refleksivnoe myshlenie // Razvitie lichnosti. 2002. № 2.

2. Vvedenie v social'no-gumanitamoe proektirovanie: hrestoma-tija, avt.-sost.: A. V. Lapteva, V S. Efimov. Krasnojarsk, 2007. 258 s.

3. Georgievcy! URL: http://opmd.ru/about/ (svobodnyj).

4. Viktorova T. B. Social'noe proektirovanie - social'noe dejst-vie. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2006. № 1.

5. Domracheva C. A. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie: uchebnoe posobie. Joshkar-Ola, 2012. 106 p.

6. Est' takoj prazdnik - Den' svjatogo velikomuchenika Georgija Pobedonosca. URL: http://www.eparhia.ru/mari_news/?id=150679& print=1 (svobodnyj).

7. Korotkov S. G., Krylov D. A. Osobennosti organizacii pro-izvodstvennoj praktiki budushhih bakalavrov professional'nogo obuchenija. Vestnik Maiijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 1 (16). Pp. 26-30.

8. Kurbatov V. I., Kurbatov O. V. Social'noe proektirovanie: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2001. 416 p.

9. Loskutova R. R., Chaldyshkina N. N. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studencheskoj molodezhi (iz opyta raboty Instituta peda-gogiki i psihologii FGBOU VPO «Maiijskij gosudarstvennyj univer-sitet»): monografija. M., 2012. 274 p.

10. «Pravoslavnaja molodezh' - Vera i Delo». URL: http:// vk.com/veraidelo/ (svobodnyj).

11. Smirnov A. A., Vinogradova T. V., Belashova M. A. i dr. Programma mezhshkol'nogo resursnogo centra «Duhovno-nravstven-noe vospitanie v sisteme municipal'nogo obrazovanija». URL: http:// kabmetodist.ru/programma/programma-mezhshkolnogo-resursnogo-zentr/ (svobodnyj).

12. Social'noe proektirovanie. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ (svobodnyj).

13. To, chto pomogaet sohranit' tradicii. URL: http:// www.mngz.ru/vse-obo-vsem/1255098-to-chto-pomogaet-sohranit-tradicii.html (svobodnyj).

14. Farhshatova I. A. Social'noe proektirovanie v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej. URL: http://www.orenipk.ru/ rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_proekt.html (svobodnyj).

15. Chaldyshkina N. N., Kuznecova O. V. Akcija «Est' takoj prazdnik». URL: http://marsu.ru/news.php?ELEMENT_ID=39982 (svobodnyj).

16. Chaldyshkina N. N. Osnovy raboty social'nogo pedagoga po duhovno-nravstvennomu vospitaniju: uchebnoe posobie. Joshkar-Ola, 2015. 144 s.

Статья поступила в редакцию 22.11.2015 г.

N. N. Chaldyshkina

Mari State University, Yoshkar-Ola

SOCIAL DESIGN IN THE FIELD OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

Article is devoted to the actual and insufficiently studied sphere of science and practice - organization of social planning in the field of spiritual and moral education of children and youth. The article describes the scientific and methodological foundations of social planning, methodology of social planning. The study reveals a number of concepts, such as social planning, subjects and objects of social planning, essence of social planning, types of projects, technology of social project development, requirements to a social project, plan of action and stage of practical steps. The substantial potential of social planning techniques is justified in theory. The study gives examples of social projects aimed at the spiritual and moral upbringing and development of children and youth. The article describes the project “There is a Holiday”, its relevance, purpose, objectives, nature, and opportunities to continue its implementation. The article states that nowadays youth shows low interest in the history of the country, in the importance of state and non-state holidays. It is also noted the importance of creating conditions for the spiritual and moral education of young people, raising civic awareness. This prompted the development and implementation of the project. The study characterized voluntary actions dedicated to the Day of National Unity and Victory Day, organized in the framework of the project. The article notes the actions of volunteers - members of the Club of Orthodox Youth “While the candle burns” - in educational institutions to beneficiaries (trainees and students, with the inhabitants of the city) during the period of voluntary actions. The study makes the conclusion about the importance of social planning to achieve the goals and objectives in the field of spiritual and moral education of children and youth.

Keywords: social project, social design, subjects of social design, objects of social design, types of projects, There is Such Holiday project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.