Научная статья на тему 'Социальное проектирование как средство развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза'

Социальное проектирование как средство развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DESIGN / SOCIAL DESIGN / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONALITY / DEVELOPMENT / VOLUNTEERS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ВОЛОНТЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ищенко Т.Н., Акимова М.О., Бардаков А.В., Вчерашняя О.Э.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность, с одной стороны, представляет средство развития мышления, творческих способностей, а с другой обретение опыта разработки и решения проблем, связанных с социумом. Социальные проекты в условиях экономического кризиса, социальных перемен в обществе и обновления ФГОС ВО позволяют помочь обучающимся ориентироваться в социальной среде и осуществлять ответственный выбор в различных социальных ситуациях. Социальное проектирование можно рассматривать как механизм и средство развития личности обучающихся. Разработка и реализация проектов становится мощной нравственной и благотворительной основой волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ищенко Т.Н., Акимова М.О., Бардаков А.В., Вчерашняя О.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESIGNING AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY

Involvement of students in project activities, on the one hand, is a means of developing thinking and creative abilities, and on the other, gaining experience in developing and solving problems related to society. Social projects in the context of the economic crisis, social changes in society and the renewal of the Federal State Education Standards of Higher Education help students to find their bearings in the social environment and make responsible choices in various social situations. Social design can be considered as a mechanism and means of developing the personality of students. In the context of volunteering, the development and implementation of projects becomes a powerful moral and charitable foundation.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как средство развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза»

Вопрос о том, какое подразделение в полиции на Ваш взгляд является наиболее престижным был задан как сотрудникам, так и гражданам, не находящимся на службе. Большинство граждан в двух соответствующих группах опрашиваемых выбрало подразделение предварительного расследования. На наш взгляд, и здесь немалую роль сыграл имидж. Так, в большинстве телевизионных передач показывают именно следователей, что на подсознательном уровне закрепляется в сознании людей. Еще один аргумент - это словоупотребление. Так, Уголовный кодекс КНР на родном языке именуется ФФАЙ&ЙИЙЖ хтдй, где ФФАЙ&ЙИ zhбnghuarënmíng6nghëgu6 - КНР, а Й® - уголовный кодекс, и предварительное расследование, которое переводится: х^^ЬГюп^а

(дословно: уголовный розыск, однако, содержанием понятия охватывается именно деятельность органов предварительного расследования). В часто употребляемом словосочетании «уголовный кодекс» и словосочетании «предварительное расследование» используется одно и то же слово. Это также, на наш взгляд, является одним из способов формирования определенного отношения к тому или иному явлению. Вероятно, что ряд опрошенных граждан даже не знают о специализации каждого подразделения, и их выбор был сделан в пользу того, название которого они слышали чаще всего.

Фактические результаты деятельности полиции также оценены на высоком уровне: 70% опрошенных считают себя защищенными от преступных посягательств. Такой результат обеспечен высоким профессионализмом сотрудников полиции.

На сегодняшний день, граждане КНР действительно заинтересованы в деятельности МОБ и неравнодушно относятся к ее результатам. Это подтверждает и тот факт, что в процессе опроса не оказалось лиц, отказавшихся принять в нем участие, а также затруднившихся ответить на тот или иной вопрос.

Несмотря на то, что основной причиной, по которой граждане поступают н службу в полицию является ее стабильность и высокие социальные гарантии, тем не менее, у них сохраняется очень серьезное отношение к службе и желание карьерного роста, что обеспечивает высокий самоимидж сотрудника МОБ КНР

Подводя итоги, отметим, что категория «имидж» сложна и многогранна, так как направлена на все стороны жизнедеятельности человека.

Библиографический список

В Китайской Народной республике вопрос о престиже самой профессии - сотрудник полиции, решен на высоком уровне. Возможность прохождения службы сотрудником полиции не только в МОБ КНР, но еще и в иных правоохранительных органах, таких как тюрьмы, народные суды, органы прокуратуры, увеличивает численность полицейских, тем самым влияя на их авторитет в целом, показывает незаменимость, необходимость и универсальность сотрудников это профессии. Это наглядно показывает действие одного из законов диалектики: переход из количества в качество, и наоборот.

Во-вторых, на законодательном уровне определены морально-нравственные качества, предъявляемые к сотруднику полиции. Несомненно, это прямо указывает на то, каким государство хочет видеть сотрудника. Но нормативно-правовое регулирование данного вопроса в значительной степени также влияет на восприятие сотрудника обществом. Так, граждане, которые обращающиеся к Закону КНР «О народной полиции» от 28 февраля 1995 г, уже на подсознательном уровне воспринимают сотрудника полиции с теми качествами, которые идеально предписал ему законодатель. Таким образом, определение качеств сотрудника полиции на уровне закона является еще одним из очень важных путей формирования имиджа сотрудника полиции, а соответственно и оценки сотрудника и его деятельности гражданами.

В-третьих, материально-техническое обеспечение правоохранительной деятельности, в частности - униформа сотрудника полиции - это то, на что в первую очередь обращает свое внимание общество. Законодательное урегулирование этого вопроса запрещает использование соответствующих атрибутов частными лицами. Это придает большую значимость и повышает авторитет сотрудника полиции на эмоциональном уровне. Прежде всего - восприятие сотрудника отдельно взятым гражданином, и отсутствие у последнего сомнений в том, что перед ним действительно лицо, уполномоченное на ношение форменного обмундирования, а соответственно - действительно сотрудник полиции. А также, самовосприятие сотрудника - осознание не только собственной важности и возможности реализации прав, которые недоступным другим членам общества, но и степени ответственности за принятие решений, которая налагается в связи с тем, что тебе дается право ношения форменного обмундирования.

1. Каданцева Н.П., Гейжан Н.Ф. Формирование имиджа сотрудников органов внутренних дел в образовательном процессе вуза: методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2012.

2. Закон КНР «О народной полиции» от 28 февраля 1995 г. Available at: http://www.law.uglc.ru/police.htm

3. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 2004 г.). Available at: http://www.chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution

4. Си Цзяиньпин. Китайская Мечта - народная мечта, её реализация полностью опирается на народ и направлена на повышение уровня благополучия народа. Available at: http://www.dipcomment.com/expert.php7watchFl69

5. Внуков В.И., Кайргалиев Д.В. Организация и управление деятельностью полиции Китая. Available at: http://wwweurasialawru/index.php?option=comj contentplus&view =article&id=7955:2016-01-18-10-39-31&catid=512:2016-01-18-09-54-18&Itemid=215

References

1. Kadanceva N.P., Gejzhan N.F. Formirovanie imidzha sotrudnikov organov vnutrennih del v obrazovatel'nomprocesse vuza: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2012.

2. Zakon KNR O narodnojpolicii" ot28 fevralya 1995 g. Available at: http://www.law.uglc.ru/police.htm

3. Konstituciya KNR 1982 g. (s izm. 2004 g.). Available at: http://www.chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution

4. Si Czyain'pin. Kitajskaya Mechta - narodnaya mechta, ee realizaciya polnost'yu opiraetsya na narod i napravlena na povyshenie urovnya blagopoluchiya naroda. Available at: http://www.dipcomment.com/expert.php7watchFl69

5. Vnukov V.I., Kajrgaliev D.V. Organizaciya i upravlenie deyatel'nost'yu policii Kitaya. Available at: http://www.eurasialaw.ru/index.php7option=com_j contentplus&view=article& id=7955:2016-01-18-10-39-31&catid=512:2016-01-18-09-54-18&Itemid=215

Статья поступила в редакцию 22.11.18

УДК 37.06

Ishchenko T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: tatlana-dial@mall.ru_

Akimovs M.O, senior teacher, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: beauiful__.girl@mail.ru

Bardakov A.V., Director, Bishop Educatonal Center, Krasnoyarsk Diocese of the Russian Orthodox Church, (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: kerpc@mail.ru

Vcherashnaya O.E., Director, Boarding School № 1 n.a. V.P. Sinyakova, (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: tatiana-dial@mail.ru

SOCIAL DESIGNING AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY. Involvement of students in project activities, on the one hand, is a means of developing thinking and creative abilities, and on the other, gaining experience in developing and solving problems related to society. Social projects in the context of the economic crisis, social changes in society and the renewal of the Federal State Education Standards of Higher Education help students to find their bearings in the social environment and make responsible choices in various social situations. Social design can be considered as a mechanism and means of developing the personality of students. In the context of volunteering, the development and implementation of projects becomes a powerful moral and charitable foundation.

Key words: design, social design, educational process, personality, development, volunteers.

Т.Н. Ищенко, канд. пед. наук, доц. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск,

E-mail: tatiana-dial@mail.ru

М.О. Акимова, ст. преп. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск,

E-mail: beauiful__girl@mail.ru

А.В. Бардакое. директор, Архиерейский образовательный центр Красноярской епархии РПЦ, г. Красноярск, E-mail: kerpc@mail.ru

О.Э. Вчерашняя, директор школы-интерната № 1 им. В.П. Синякова, г. Красноярск, E-mail: tatiana-dial@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Статья издаётся по результатам реализации федерального проекта «Территория добрых инициатив» (Приказ Федерального агентства по делам молодёжи от 05.07.2018 № 186 «Об утверждении списка победителей Всероссийского конкурса молодёжных проектов среди образовательных организаций высшего образования и среди физических лиц 2018»).

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность, с одной стороны, представляет средство развития мышления, творческих способностей, а с другой - обретение опыта разработки и решения проблем, связанных с социумом. Социальные проекты в условиях экономического кризиса, социальных перемен в обществе и обновления ФГОС ВО позволяют помочь обучающимся ориентироваться в социальной среде и осуществлять ответственный выбор в различных социальных ситуациях. Социальное проектирование можно рассматривать как механизм и средство развития личности обучающихся. Разработка и реализация проектов становится мощной нравственной и благотворительной основой волонтерской деятельности.

Ключевые слова: проектирование, социальное проектирование, образовательный процесс, личность, развитие, волонтеры.

Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития адаптационного потенциала личности, выражения собственной активной позиции в общественной жизни и реализуется в создании некоммерческих проектов в социальной сфере, решающих актуальные проблемы конкретного сообщества. Для современного общества проектирование, метод проектов представляют неотъемлемую часть жизни, его характерную особенность. Проектный метод как способ системной организации деятельности, направленной на достижение конкретного результата, активно внедряется в различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе важное место занимает в сфере образования. Проектная деятельность рассматривается как один из видов деятельности, подлежащих освоению, по требованиям ФГОС ВО и ФГОС ООО. В современных условиях образовательного процесса проектная деятельность представляет форму учебной работы, способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности и особое значение - для воспитательной деятельности университета.

В ряде научных исследований выявляются: потенциал проектной деятельности как предпосылки и условия развития образовательных организаций; роль проектной деятельности как совместной целенаправленной деятельности, направленной на достижение конкретных результатов; вклад проектной деятельности в развитие способностей мыслительных, способностей прогнозирования, управленческих способностей; возможность овладения различными компетент-ностями в проектировании и др. [1; 2; 4]. Однако рассмотрение проектной деятельности как средства развития личности обучающихся в условиях реализации социальных проектов и их самостоятельной разработки изучено недостаточно.

Образовательному процессу вуза свойственны противоречия между характером предметного содержания и способами его освоения субъектами; между необходимой устойчивостью системы образования и, в то же время, её развитием, развитием личности обучающихся; между овладением обучающимися различными видами деятельности, в том числе проектной, компетенциями и недостаточной разработанностью теоретико-педагогических и психологических основ формирования компетентности студентов в проектной деятельности. Формальному подходу к освоению в проектной деятельности конкретных компетенций свойственна подмена сути проектной деятельности, сути проектов, особенно социального характера, что влияет на профессиональное становление обучающихся.

В этом контексте проектная деятельность может стать средством и механизмом развития личности. Что же понимается под проектом? Каким образом проектная деятельность влияет на развитие личности обучающихся? Почему социальные проекты являются средством развития нравственной, мыслящей личности? Поиск ответов на эти вопросы осуществлен авторами в данной статье.

Определим ключевые понятия и идеи в этой области. «Проектом является любая задача, имеющая определенный срок начала и конца своего осуществления и требующая использования одного или более ресурсов в каждом отдельном, но взаимозависимом действии, которые должны быть завершены для достижения целей, ради которых задание (проект) было инициировано» [1, с. 18].

Социальный проект представляет сконструированное инициатором или группой разработчиков нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, имеющее пространственно-временные и ресурсные границы [2, с. 7 - 11]. Такое рассмотрение социального проекта направлено на создание для конкретных групп людей благоприятных условий развития, оказания помощи и имеет при этом положительное социальное значение. Социальное проектирование является одним из эффективных методических приемов не только для активизации деятельности обучающегося, но также и как средство социализации [3, с. 74]. Способность к проектированию может быть рассмотрена как антипод способности приспосабливанию, адаптации к определяющим факторам внешнего мира.

Рассмотрим понятия «проектирование» и «социальное проектирование». Проектирование - деятельность, которая дает начало целенаправленному изменению объектов, систем, явлений и в процессе которой происходят отслеживание хода спроектированных изменений и внесение корректив, необходимых для безусловного достижения цели проектирования (составление проектов) [4]. Способность к проектированию позволяет нам себя реализовать, а в условиях реа-

лизации проекта с участием волонтеров это приобретает решающее значение для развития обучающихся как в формировании целесообразности разрабатываемых социальных проектов, так и при участии в мероприятиях проекта, направленных на изменение объекта. Под социальным проектированием понимается научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью [5]. В этом контексте социальное проектирование представляет средство развития способностей прогнозирования результатов волонтерской деятельности.

Цель социального проектирования заключатся в привлечении внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам общества и включение их в реальную практическую деятельность по разрешению проблем своими силами. Социальное проектирование развивает навыки критического мышления, способности к анализу, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения и др. Данная форма вовлекает обучающегося в практическую деятельность, он становится непосредственным участником правовых отношений. В проекте важно не только выделять острые социальные проблемы, но и предлагать реальные пути их решения [2, с. 13].

В разработке проекта совместно с группой осуществляется прогностическая функция, позволяющая предвидеть предполагаемые результаты проекта. Если рассматривать социальное проектирование как средство развития личности обучающихся в вузе, то проектирование становится ведущим видом деятельности в ходе реализации проекта в образовательном процессе вуза и за его пределами. Вовлечение студентов в волонтерскую, проектную деятельность служит не только освоению этих видов деятельности, а и созданию социальной ситуации развития для респондентов (благополучателей), с которыми они работают. Организация и реализация мероприятий проекта позволит обучающимся создавать для других развивающую и поддерживающую среду, тем самым приобретать новые компетенции и формировать свою социальную позицию в условиях проекта, например, осуществления помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям с ограниченными возможностями здоровья.

По Л.С. Выготскому, становление сознания является наиболее существенной линией развития человека. Главным источником развития ученый определил изменяющуюся социальную среду, для описания которой Л.С. Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [6, с. 244 - 268]. А поскольку это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе, то волонтерская деятельность в работе с детьми и подростками ориентируется на различные проявления этого отношения.

По Б.Г Ананьеву, личность - «субъект общественного поведения и коммуникации», «сознательный индивид» [7]. В этом емком определении личности в контексте волонтерской деятельности особую значимость приобретает развитие обучающегося как субъекта, способного к сознательной организации мероприятий, выстраиванию содержательных коммуникаций с соблюдением социальных норм и, в то же время, субъекта познания и освоения компетенций в рамках социальных проектов.

Если рассматривать в структуре личности характеристики уровней: эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический и духовный, то это позволит выявлять «проблемные точки и осуществлять управление развитием, разрабатывать систему мероприятий, содержание которых направлено на преобладание гуманистического и духовного уровней формирования личности» [8, с. 231].

Так, реализация федерального проекта «Территория добрых инициатив» предусматривала вовлечение обучающихся университета в проектную деятельность посредством освоения программы подготовки волонтеров «Идея. Добро. Творчество», тренингов командообразования, семинаров «Как работать в группе?», участие в мероприятиях проекта и последующую самостоятельную разработку социальных проектов с целью профилактики вредных привычек у подростков, развития у них психоэмоциональной и интеллектуальной сфер.

Первый этап работы «Познай себя, открой свои способности» с волонтерами направлен на самопознание и подготовку их к работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и детьми с ОВЗ (умение выстраивать коммуникации, умение работать с группой, в команде и прочее). Данный этап способствует раскрытию личностного потенциала обучающихся (волонтеров), творческих способностей и направлен на самопознание и овладение различными компетенциями для работы с группой подростков.

В реализации этого этапа состоялся круглый стол «Я - волонтер территории добрых инициатив», в ходе которого обсуждались ключевые понятия и идеи волонтерской деятельности в России, направления деятельности благотворительного характера в рамках указанного проекта. Тренинг командообразования был направлен на создание командного духа, единого круга ценностей, а также специфику использования ресурсов членов команды и проработку слабых сторон, что способствовало раскрытию личностных качеств и формированию команды. Девиз тренинга - «Мы растем, преодолевая трудности. Каждое препятствие или ограничение - точка роста». В работе с волонтерами практикующими психологами реализовывались арт-терапевтические технологии по созданию команды. Волонтеры, объединившиеся в команды, выявляли отрицательные (деструктивные) и позитивные (конструктивные) качества и определяли социальные сферы для эффективной реализации функционала каждой команды.

На втором этапе - «Создание социальной ситуации развития для детей и подростков» - совместная деятельность волонтеров и специалистов проекта в социальных центрах, инклюзивной школе-интернате и детском доме. Этот этап предусматривает встречи и участие в проведении практико-ориентированных занятий «Умные игры» с детьми указанной категории, направленными на развитие воображения, мышления, выстраивания отношений ребёнка со средой, снятие коммуникативных барьеров.

Третий этап - совместная организация разработки социальных проектов с обучающимися - «Территория возможностей. Инициирую проект» предусматривал разделение на команды по разработке социально-ориентированных проектов по предпочтениям волонтеров, выявленных ими проблем и проведенного предпроектного исследования. Последующая защита проектов и начало их реализации были направлены на осмысление и доработку проектов. Кроме того, постижение истории «Добровольчество в России», обсуждение фильмов о проблемах подростков, молодёжи, детей с ограниченными возможностями здоровья или попавших в трудную жизненную ситуацию, формируют видение проблем в социальном, культурном и нравственном контекстах.

Проекты «Дети Солнца» (поддержка детей с ОВЗ и совместное проведение мероприятий с центром и родителями детей, например, совместный велопробег

Библиографический список

и др.), «Культура - наш дом» (вовлечение молодёжи в культурные мероприятия и раскрытие творческих способностей), «Миром правит парламент?» (профилактика никотиновой зависимости среди подростков и молодёжи) и другие свидетельствовали о социальном выборе волонтеров и желании самим многое постичь и оказать помощь детям, обучающимся разных категорий в осуществлении «выхода за пределы зависимостей», открытия себя.

Сотрудники кафедры совместно с обучающимися - бакалаврами и магистрантами - в реализации данного проекта также обретают новые навыки в организации отношений между волонтерами, целевой группой проекта, создании ситуации развития для всех обучающихся.

Таким образом, современное понимание проектирования связано не только с разработкой проекта (формированием образа будущего), но и с организацией самой деятельности по реализации проекта, выбором направлений проектной деятельности и инициированием их осуществления.

Вовлечение обучающихся в социальное проектирование позволяет запустить психолого-дидактические условия, при которых, во-первых, студент становится субъектом познания, проявляющим активную мыслительную деятельность. Во-вторых, установление отношений «преподаватель - студент», «студент - студент», «студент - дети и подростки, нуждающиеся в общении, построении отношений со взрослыми» в образовательном процессе происходит на принципах сотрудничества, обратной связи, содержательных коммуникаций [9, с. 68]. В-третьих, посредством участия в мероприятиях проекта и самостоятельной разработке социальных проектов преобразуется природа обучающегося. Проектирование тем самым становится целесообразным. В процессе реализации проекта и в результате анализа того, что в этом процессе происходит, корректируются, совершенствуются исходные идеи и решения проекта, т.е. происходит его непрерывное становление, посредством преобразований. В этих условиях срабатывает закон сохранения времени, экономии ресурсов, а самое главное - становление позиции неравнодушного человека, способного оказать помощь тем детям, подросткам, кто имеет особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья. Участвуя в реализации проекта, учимся принимать и понимать Другого, а тем самым раскрывать себя, свои способности, увеличивать круг общения, творить добро, любить. Совместная реализация проекта «Территория добрых инициатив» с обучающимися в образовательном процессе вуза и за его пределами, разработка и защита социальных проектов командами волонтеров с последующей реализацией представляют мощный ресурс развития способностей обучающихся, овладения навыками проектной деятельности. Разработка и реализация социальных проектов является средством развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза.

1. Дитхелм Г Управление проектами: в 2 т. Перевод с немецкого. Санкт-Петербург: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2009; Т. 1.

2. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Моск. гуманит.-социальн. академии «Флинта», 2003.

3. Асакаева Д.С. Условия и алгоритм эффективного педагогического проектирования в школе. Научное мнение: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург, 2017: 72 - 75.

4. Мазур И.И. Управление проектами: справочное пособие. И.И Мазур, В.Д. Шапиро [и др.]. Москва: Высшая школа, 2001.

5. Антонюк Г. А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск: Наука и техника, 1978.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Москва: Педагогика, 2013.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1980; Т. 1.

8. Ищенко Т.Н., Мельникова Е.В., Поважнюк Е.А., Томилова С.А. Формирование духовно-нравственных ценностей молодёжи при реализации социальных проектов: организационные аспекты. Мир науки, культуры, образования, 2017; 1 (62): 229 - 233.

9. Ищенко Т.Н. Дидактика и дидактогения: психолого-дидактический и духовный аспекты. Научное мнение: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург, 2017: 64 - 72.

References

1. Dithelm G. Upravlenie proektami: v 2 t. Perevod s nemeckogo. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom «Biznes-pressa», 2009; T. 1.

2. Lukov V.A. Social'noe proektirovanie: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Mosk. gumanit.-social'n. akademii «Flinta», 2003.

3. Asakaeva D.S. Usloviya i algoritm 'effektivnogo pedagogicheskogo proektirovaniya v shkole. Nauchnoe mnenie: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2017: 72 - 75.

4. Mazur I.I. Upravlenie proektami: spravochnoe posobie. I.I Mazur, V.D. Shapiro [i dr.]. Moskva: Vysshaya shkola, 2001.

5. Antonyuk G.A. Social'noe proektirovanie: nekotorye metodologicheskie aspekty. Minsk: Nauka i tehnika, 1978.

6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6-ti t. T.4. Moskva: Pedagogika, 2013.

7. Anan'ev B.G. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1980; T. 1.

8. Ischenko T.N., Mel'nikova E.V., Povazhnyuk E.A., Tomilova S.A. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej molodezhi pri realizacii social'nyh proektov: organizacionnye aspekty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2017; 1 (62): 229 - 233.

9. Ischenko T.N. Didaktika i didaktogeniya: psihologo-didakticheskij i duhovnyj aspekty. Nauchnoe mnenie: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2017: 64 - 72.

Статья поступила в редакцию 22.11.18

УДК 378

Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

STRATEGIC QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY. The article discusses the basics of a phenomenon of quality of education. The necessity of changing the quality management methods of higher education is justified. An innovative form of quality management training based on strategic management is proposed. The characteristics of the principles of strategic management are given: the strategic unity of the university; continuous improvement; the relationship of strategic planning with the process and the results of quality assessment; formation of the ability of the university to change. The article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.