Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса'

Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1354
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / STUDENTS / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Р. Ф.

В работе рассматриваются теоретические вопросы социального предпринимательства и формирования у студен-тов мотивации к предпринимательской деятельности. Предлагается модель проведения молодежного форума «Моло-дежное предпринимательство в сфере культуры и искусства. Социальное предпринимательство» на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTERPRENEURSHIP AND PROBLEMS OF BUILDING UP OF STUDENTS' MOTIVATION TO STARTING SOCIAL BUSINESS

In this article theoretical aspects of social enterpreneurship and building up of student's motivation to starting social business are described. New model of organization of Youth forum Youth entrepreneurship at sphere of culture and arts. Social enterpreneurship in Kemerovo State University of Culture and arts is proposed.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса»

УДК 378:351.851

Р. Ф.Лопатина

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОТКРЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА

В работе рассматриваются теоретические вопросы социального предпринимательства и формирования у студен-тов мотивации к предпринимательской деятельности. Предлагается модель проведения молодежного форума «Моло-дежное предпринимательство в сфере культуры и искусства. Социальное предпринимательство» на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Ключевые слова: студенчество, предпринимательство, социальное предпринимательство.

Roza Fagimovna Lopatina social enterpreneurship and problems of building up of students'

motivation to starting social business

In this article theoretical aspects of social enterpreneurship and building up of student's motivation to starting social business are described. New model of organization of Youth forum "Youth entrepreneurship at sphere of culture and arts. Social enterpreneurship " in Kemerovo State University of Culture and arts is proposed.

Key words: students, entrepreneurship, social entrepreneurship.

В настоящее время социальное предпринимательство все чаще признается экспертами новым перспективным направлением развития и интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для решения социальных задач. Находясь на уровне становления, данный вид предпринимательской деятельности нуждается в укреплении своих институтов, разработке нормативно-правовой базы, формировании положительного общественного мнения, а также профессиональной подготовке потенциальных предпринимателей. В связи с этим особо актуальной в содействии решению указанных задач признается роль университета культуры и искусств как центра подготовки специалистов в области творчества, социально-культурной деятельности.

Г. Диз утверждает, что размывание межсекторных границ является отличительной чертой социального предпринимательства [1]. К пересмотру границ прибыльной и неприбыльной деятельности обязывает само понятие социального предпринимательства, которое предполагает объединение особенностей бизнеса с чертами некоммерческой неприбыльной организации.

Несмотря на то, что преимущества, которые дает социальное предпринимательство, ясны очень многим, его реальное значение и специфика недостаточно исследованы. Данное явление различными категориями людей воспринимается по-разному. Это обусловлено как относительной новизной термина, так и разнообразием социальных инициатив, которые различаются по масштабам, целевым группам и странам. Для значительной части аудитории социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо доходные предприятия. Другие понимают под социальным предпринимательством непременно неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры [1]. По мнению Роджера Мартина и Салли Осберг, в связи с ростом популярности термин «социальное предпринимательство» приобрел в последние годы такой широкий круг значений, что стал употребляться практически в любом контексте, как только речь заходит о социально полезной деятельности [2].

Наиболее часто цитируемое определение социального предпринимательства принадлежит Грегори Дизу, который выделил пять факторов, определяющих социальное предпринимательство:

1) принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);

2) выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;

3) осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;

4) решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;

5) высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности — как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [1, р.4].

Многие исследователи принимают его определение. При этом они стремятся его дополнить проработкой отдельных характеристик из тех, которые названы. Так, согласно Альтеру социальное предпринимательство — это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий — предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе [3, p. 12].

Данный подход позволил исследователям выделить несколько основных черт указанного явления:

- первенство социальной миссии над коммерцией, что означает — предприятие предназначено для решения реальной социальной проблемы либо существенного уменьшения ее остроты, при этом социальный эффект является не побочным продуктом деятельности, как в предпринимательстве, а прямым целенаправленным результатом;

- существование устойчивого коммерческого эффекта, обеспечивающего самоокупаемость и конкурентоспособность предприятия (наилучшей гарантией этого служит получение дохода преимущественно от продажи товаров и услуг, а не грантов и благотворительности, которые в качестве дополнительных финансовых ресурсов, однако, не исключены);

- новаторство, с которым комбинируются социальные и экономические ресурсы, — без которого невозможны ни устойчивость социальной миссии, ни экономическая устойчивость, коль скоро организация взяла на себя задачу решения нерешенной социальной проблемы, т.е. преобразование существующего нежелательного социального порядка в более благоприятный [4, с. 15-16].

В основном в существующих классификациях социальные предприятия подразделяются на следующие:

- встроенные: бизнес-деятельность организована специально и непосредственно для реализации определенной социальной программы;

- интегрированные: бизнес-деятельность организуется не столько для осуществления социальной миссии, сколько как механизм финансовой поддержки социальной программы организации;

- экстернализированные: бизнес-деятельность не связана с социальными программами и миссией организации [3, р.18].

Появление организаций, осуществляющих такой вид деятельности, как социальное предпринимательство, связано, в первую очередь, с расширением социальных потребностей населения, прежде всего развитых стран, как по величине, так и по разнообразию, а также с коммерциализацией сферы общественных услуг. Данные тенденции ведут к росту числа некоммерческих организаций и конкуренции между ними за ресурсы государства и благотворительных фондов. В России социальное предпринимательство культивируется в сферах высококвалифицированной профессиональной деятельности с низкой ценой труда - культура, социальная работа, отдельные сферы образования и пр.

[5].

В России, по аналогии с западными странами, термин «социальное предпринимательство» неустойчив и используется в разных контекстах. Частично это связано с тем, что данный вид предпринимательской деятельности в России находится в становлении и отношение к нему общества и государства еще формируется.

В 2008 году Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» был проведен всероссийский опрос «Восприятие населением понятия «Социальное предпринимательство». Показательно, что респонденты узнали о социальном предпринимательстве в ходе опроса - 62 % опрошенных не имели никаких представлений о том, что это такое. В целом, население ассоциирует социальное предпринимательство с целым рядом коннотаций - благотворительные виды деятельности, разные сферы бизнеса, социальные службы. Наиболее распространенными были представления о социальном предпринимательстве, как «социально ответственном бизнесе» [6].

В целом, в настоящее время действующие социальные предприниматели осознают свою общественную миссию и прилагают все усилия к консолидации. 1-2 июля 2012 г. в г. Омске прошел Первый форум социальных предпринимателей России, по итогам которого была принята резолюция из 7 пунктов. Ключевыми пунктами резолюции следует считать рекомендации - п. 2. «Государственной Думе ФС РФ: разработать и принять нормативно - правовую базу о поддержке социального предпринимательства и социального инвестирования» и п. 3. «Общественной Палате РФ: создать постоянно действующую рабочую группу по систематизации опыта развития социального предпринимательства в мире, выявлению лучших практик и их тиражированию». Участниками Форума также было отмечено, что «свобода социального предпринимательства, ответственность институтов гражданского общества, представителей власти и бизнеса перед обществом - ключевые принципы, способные обеспечить высокие темпы социально-экономического развития России» [7].

В Кемеровской области в настоящее время уделяется большое внимание вопросам НКО и социального предпринимательства, их взаимодействию со СМИ, организационным и правовым аспектам их деятельности, а также социальной ответственности бизнеса [8].

Студенты университета культуры и искусств - потенциальные социальные предприниматели и в связи с этим возникает несколько ключевых вопросов, решение которых позволит обеспечить студентам КемГУКИ условия для успешного развития бизнеса.

На наш взгляд, одной из основных проблем развития молодежного предпринимательства среди студентов и выпускников университета является отсутствие мотивации. Мотивацию связывают с

потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей [9], [10].

Мотивация студентов на организацию бизнеса, формирование положительного имиджа предпринимателя в большей степени зависит от заинтересованности вуза в дальнейшем развитии своих выпускников. Следует отметить, что руководство вуза может получить не просто моральное удовлетворение и повышение собственного рейтинга от увеличения количества предпринимателей среди выпускников, но и потенциальных спонсоров, членов попечительского совета университета, коими могут стать успешные и социально ориентированные специалисты.

Возможно, именно слабая мотивация является латентным катализатором недостаточной информированности о возможности развития предполагаемого бизнеса, порождает проблемы отсутствия финансовых средств, развития предпринимательских качеств и др.

Мотивация, как отмечает В.А.Иванников, это решение частных задач, протекающее не только линейно, но и с циклическими возвращениями к предыдущим задачам [10]. Согласно схеме укороченной мотивации Е. П. Ильина (Схема 1), можно говорить о формировании у человека с опытом мотивационных схем (аттитюдов, поведенческих паттернов), т.е. знания о том, какими путями и средствами можно удовлетворить данную потребность, как вести себя в данной ситуации. Репертуар мотивационных схем тем богаче, чем больше опыт человека Мотивационные схемы являются составляющей мотивационной сферы человека [11].

Схема 1. Схема, отражающая параллельное формирование потребности и цели в процессе укороченной мотивации (по Е. П. Ильину, 2000, рис. 5-3)

С целью повышения уровня мотивации студентов КемГУКИ к занятию предпринимательской деятельностью, а также их информированности о существующих в настоящее время в Кемеровской области возможностях и направлениях предпринимательской деятельности, льготах и формах поддержки молодых предпринимателей, в Кемеровском государственном университете культуры и искусств был проведен форум «Молодежное предпринимательство в сфере культуры и искусства. Социальное предпринимательство». Для участия в форуме были отобраны студенты КемГУКИ -начинающие предприниматели или планирующие открыть собственное дело.

Модель проведения форума была разработана с учетом обозначенных нами проблем слабой мотивации и информированности, а также с учетом возможности прохождения студентами схемы «укороченной мотивации» в рамках форума. Структура форума предполагала следующие смысловые

блоки:

1) общая информация о системах поддержки молодых предпринимателей, грантах, конкурсах, существующих общественных организациях, чья деятельность направлена на поддержку малого бизнеса («ощущение», «понимание причины и нужды», «понимание пути (действия) устранения нужды»);

2) общение с приглашенными молодыми предпринимателями, «история одного бизнеса» («ощущение», «оценка значимости желания», «побуждение к внешней активности»);

3) теоретический курс «10 шагов к успеху» («ощущение», «понимание пути действия», «понимание абстрактного средства удовлетворения потребности»);

4) экспертная гостиная, предполагающая обсуждение и оценку экспертами бизнес-идей и проектов, представленных студентами («переживание ощущения», «желание», «формирование намерения достичь цели», «побуждение к внешней активности»).

В ходе проведения форума были сделаны первые шаги, направленные на решение вышеуказанных проблем повышения уровня мотивации и информированности студентов, определены дальнейшие пути работы в данном направлении: тесное взаимодействие с региональными и общественными организациями, административными структурами, а также действующими предпринимателями. Также большую роль в решении указанных вопросов, на наш взгляд, играет интеграция предпринимательской, учебной и творческой деятельности. Модель проведения форума, разработанная нами, кажется наиболее оптимальной и может систематически внедряться в учебный процесс.

Литература

1. Dees J.G. The meaning of financial entrepreneurship. - Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.)

2. Martin, R.L., Osberg, S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition. Stanford Social Innovation Review. Spring. - 2007.

3. Alter, S. K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. Nov.27 (revised vers.). - 2007.

4. Социальное предпринимательство в России и в мире. Практика и исследования. - Москва:ГУ ВШЭ,

2011.

5. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. - Москва:ГУ-ВШЭ, 2008.- Препринт WP-1/2008/02. Серия Институциональные проблемы российской экономики».

6. Восприятие населением понятия «социальное предпринимательство». Краткий аналитический отчет по результатам всероссийского опроса населения. - Группа Циркон. - Москва, 2008.

7. НКО в Кузбассе № 6 (117) ноябрь-декабрь, 2011

8. Ресурсный центр общественно-активных школ Омской области. Резолюция Первого Форума социальных предпринимателей России. 01-02 июля 2011 г. г. Омск. - http ://oash-omsk.org/news117.html (дата последнего посещения - 27.02.2012)

9. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.

10. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 с.- С. 7-9.

11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб:«Питер», 2000. - 502 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.