УДК 33
Попов А.Ю.
студент магистратуры 2 курса ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Аннотация. Совсем скоро Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации планируется принятие во втором чтенье Федерального Закона (О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие). Именного его и хотелось бы обсудить.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, бизнес, малое и среднее предпринимательство.
Начнем с того, что в предпринимательском праве действует принцип справедливости. Справедливость невозможна без социального аспекта. В обществе постоянно поднимается проблема развития социального предпринимательства.
Мировой опыт и набирающая быстрый тем интеграция Российской Федерации (далее РФ) в глобальное экономическое общество особо обращает внимание на социальное предпринимательство как способ социально-экономической деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Пообщавшись с большим количеством предпринимателей (далее - субъектов МСП), в процессе написания статьи, я пришел к выводу, что для субъектов МСП огромную роль играет именно социальная составляющая их деятельности (т.е. моральный стимул).
Теперь подробнее остановимся на законопроекте, который в ближайшее время будет принят ГД ФС РФ, так как первое чтение он уже прошел, и скорее всего до принятия не потерпит серьезных и масштабных корректировок.
Законопроект содержит определение понятий «социальное предпринимательство» и условия отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям:
- субъект МСП обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники детских домов в возрасте до 23 лет, пенсионеры и лица предпенсионного возраста и т.д.) (далее - социально уязвимые категории граждан). При этом доля таких работников должна составлять не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
Далее выделяются критерии, действующие в увязке с ограничением по доле доходов, которая должна быть получена от осуществления такого вида деятельности, а также по направлению определенной доли прибыли на социальную цель предприятия:
- субъект МСП реализует производимые социально уязвимыми категориями граждан товары (работы, услуги);
- субъект МСП осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг), ориентированных на социально уязвимые категории граждан и их доступность для них в целях преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
- субъект МСП осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества в целом (деятельность по оказанию услуг в области физической культуры и массового спорта, культурно-просветительская деятельность, деятельность по охране окружающей среды и т.д.).
Порядок признания субъекта МСП социальным предприятием определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса. Указанный порядок будет основан на сложившейся практике субъектов Российской Федерации по подтверждению деятельности, отнесенной к социальному предпринимательству (в том числе перечень документов, необходимых для подачи субъектами МСП в уполномоченный региональный орган).
Сведения о принадлежности субъектов МСП к социальным предприятиям будут вноситься в единый реестр субъектов МСП.
Также законопроектом предусмотрена отдельная статья, определяющая виды поддержки социальных предприятий органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Такая поддержка может оказываться органами государственной власти и местного самоуправления путем развития специализированных организаций инфраструктуры поддержки социальных предприятий, оказания финансовой и имущественной поддержки социальным предприятиям, содействия в развитии межрегионального сотрудничества, организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников социальных предприятий.
Закрепление понятий «социальное предпринимательство» и «социальные предприятия» создаст возможность для:
- разработки мер поддержки социальных предприятий в рамках отраслевых федеральных законов;
- совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в таких сферах общественной жизни, как образование, культура, социальная защита, в целях развития социального предпринимательства;
- обеспечения условий для доступа социальных предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для нужд государственного сектора экономики;
- развития практики поддержки социальных предприятий финансово-кредитными организациями, в том числе в рамках программ стимулирования кредитования МСП.
В целом законопроект направлен на снятие информационных, имущественных и организационных ограничений для развития малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства.
Список использованных источников
1. Проект N° 620203-7 Федерального Закона (О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».
2. Гришина Я.С. О нереализованных достоинствах народного предприятия как одной из организационно-правовых форм социального предпринимательства // Юрист. 2014. N 15. С. 43 - 46; Коновалова К.С. Особенности трудовых отношений работников с индивидуальными предпринимателями // Юрист. 2013. N 1.
3. Коновалова К.С. Особенности трудовых отношений работников с индивидуальными предпринимателями // Юрист. 2013. N 1. С. 18 - 21.
4. Андрианов А.Ю. Социальное предпринимательство как эффективный инструмент управления // Креативная экономика. 2013. N 11.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".