Научная статья на тему 'Социальное партнерство в сфере труда как категория зрелой рыночной экономики'

Социальное партнерство в сфере труда как категория зрелой рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
562
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в сфере труда как категория зрелой рыночной экономики»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Социальное партнерство в сфере труда как категория зрелой рыночной экономики

59.

Аннотация: В статье раскрывается специфика социального партнерства, его место в современной системе правового регулирования труда работников в Российской Федерации.

Ключевые слова: социальное партнерство, работники, работодатели, органы государственной власти, представители, конфликты, коллективный договор, бипартизм, трипартизм.

Rashidova A.I. Social partnership in the work sphere as category of mature market economy

The article deals with the specifics of social partnership and its place in the current system of legal regulation of labor in Russia.

Key words: social partnership, workers, employers, public authorities, representatives, conflicts, collective agreement, bipartisanship, tripartisanship.

Социальное партнерство в широком смысле - это совместно распределенная деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции. Социальное партнерство - это путь построения гражданского общества. Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия. Государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.) один из первых попытался провести системный анализ социальных конфликтов и способов воздействия на них. Макиавелли считал, что на конфликт нужно уметь правильно воздействовать, и это должно делать государство.

Социальное партнерство - категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения социального партнерства можно считать создание Международной организации труда, строящей свою работу на принципах трипартизма. В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РСФСР № 212 от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Позднее на его базе был принят Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально -трудовых отношений», в соответствии с которым была создана и начала функционировать трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать «социальный диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в РФ). Спецификой становления отношений социального партнерства на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение[3, 48].

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)[4] - первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимо-

Рашидова Асель Ибрагимовна

зам. декана юридического факультета РГПУ им. А.И. Герцена

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале действия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).

Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ) [4]. Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, принято именовать «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом». Органы государственной власти, органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства: 1) когда они выступают в качестве работодателей или их представителей; 2) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений.

Современный коллективный договор все более явно приобретает черты нормативного правового акта локального характера, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Коллективный договор как правовой акт социального партнерства регулирует трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, имеет договорную природу и носит представительский характер: он порождает права и обязанности не только у заключивших его лиц, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). При этом основной круг прав и обязанностей возникает именно у представляемых лиц.

Сущность коллективного договора построена на двух началах: на идее автономии организации в сфере социально-трудовых отношений, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного представителя интересов работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками [2, с. 35]. На сегодняшний день ТК закрепляет модель «единого коллективного договора»: в организации (у индивидуального предпринимателя) независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данного работодателя.

Такой подход полностью соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников [1]. Отношение работодателя к своим работникам характеризуется, прежде всего, созданием для них хороших условий труда, в том числе достойной заработной платы, комфортных и безопасных условий на рабочем месте, обеспечения оздоровительных мероприятий работнику и членам его семьи и других социальных льгот и гарантий. В общем, всего того, что позволит заинтересовать работника в качественном и высоко производительном труде. В рыночных условиях, когда государственное регулирование социально-трудовых отношений минимизировано, только за счёт социального партнёрства между работодателем и работником можно договариваться и на взаимовыгодных условиях достичь высокого экономического результата.

Литература:

1. Куренной А.М. Взаимодействие работодателя и его социального партнера на уровне организации // СПС КонсультантПлюс. 2010;

2. Куренной А.М. Трудовое право России. - М.: Правоведение, 2004. - С.35;

3. Лушников, М.В. Очерки теории трудового права. Монография /А.М. Лушников, М.В. Лушников. - М.: Юридический центр Пресс, 2006. - С.48;

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011) // Консультант Плюс: Версия Проф [Электрон. ресурс] - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.