Научная статья на тему 'Социальное партнерство в профессиональном хореографическом образовании'

Социальное партнерство в профессиональном хореографическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / EMPLOYMENT OF GRADUATES / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / EFFICIENCY IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султан Р.Г., Костюк Н.В.

Актуальность статьи заключается в анализе имеющихся материалов по проблематике государственно-частного партнерства. Цель работы поиск дальнейших векторов исследования в области хореографического профессионального образования. Материалы для написания были взяты из авторефератов диссертаций по данному вопросу. Использованы такие теоретические методы, как аннотирование, составление библиографии, реферирование и др. В результате были выявлены актуальные направления в партнерстве с рынком труда в сфере профессионального образования. Изучены особенности социального партнерства в области профессионального образования: влияние спроса на количество бюджетных мест и направлений подготовки студентов, составление новых государственных стандартов для увеличения показателя конкурентоспособности учебного заведения, присутствие непосредственно представителей рынка труда и потенциальных партнеров, которое влечет за собой хорошую и тщательную подготовку студентов к концертам и выступлениям. Исследование направлений работы с рынком труда в области профессионального хореографического образования показало необходимость: разработки совместных проектов с городской администрацией или с представителями рынка труда, где лучшие из участников получат трудоустройство или стажировку, набора определенных профильных курсов под социальный заказ культурных учреждений города и кураторства их на протяжении всего срока обучения с дальнейшим предоставлением рабочих мест выпускникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султан Р.Г., Костюк Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Partnership in Professional Choreographic Education

The relevance of article consists in the analysis of the available materials on a perspective state-private partnership. A research objective is identification of further vectors of a research in the field of choreographic professional education. Materials for writing have been taken from abstracts of theses relevant at the moment on the matter. Theoretical methods, such as annotation, drawing up the bibliography, summarizing and others are used. As results relevant referrals in partnership with labor market in the sphere of professional education have been obtained. Features of social partnership in the field of professional education are revealed: influence of demand for the number of the budgetary places and the directions of training the students, drawing up the new state standards for increase in an indicator of competitiveness of educational institution, direct presence of representatives of labor market and potential partners involves good and thorough training the students to perform at concerts. Development of the areas of work with roar of work in the field of professional choreographic education conclude this article: development of joint projects with the city administration or with representatives of labor market where the best of participants will receive employment or training, a set of certain profile courses under the social order of cultural city institutions and their coaching throughout all term of training with further granting jobs to graduates.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в профессиональном хореографическом образовании»

7. Proyekt «CLASS ACT: Vostok-Zapad» [The project "CLASS ACT: East-West"]. (In Russ.). Available at: http:// islam.in.ua/en/novosti-v-strane/proekt-class-act-vostok-zapad-obedinil-molodezh-s-vostoka-i-zapada-ukrainy (accessed 01.22.2018).

8. Peterburgskiy teatral'nyy zhurnal № 3 [73], 2013 goda. Nikola Makkartni CLASS ACT: Teoriya i praktika [Petersburg Theater Magazine № 3 [73], 2013 Nikola McCartney CLASS ACT: Theory and Practice]. (In Russ.). Available at: http://ptj.spb.ru/archive/73/theatre-leader-school-73/class-act-teoriya-ipraktika/ (accessed 01.02.2018).

9. Sotsial'nyy teatr i ego imena [Social Theater and its names]. Teatr: zhurnal o teatre [Theater: Theater Magazine], 2016, no. 24-25. 165 p. (In Russ.).

10. Federal'nyy zakon Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [FederalLaw on Education in the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 18.02.2018).

11. Forum-teatr. Interaktivnaya tekhnika gruppovoy raboty [Forum-theater. Interactive technique of group work]. (In Russ.). Available at: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401509 (accessed 01.02.2018).

12. Chubarov I.M. Teatralizatsiya zhizni kak strategiya politizatsii iskusstva [Theatricalization of life as a strategy for the politicization of art]. Sovetskaya vlast'i media [Sovietpower and media]. St. Petersburg, 2006, pp. 281-295. (In Russ.).

13. Shuttsenberger A.A. Psikhodrama [Psychodrama]. Mosocw, Psikhoterapiya Publ., 2007. 448 p. (In Russ.).

14. Schechner R. Performance Studies: An Introduction. London, Routledge Publ., 2013. 376 p. (In Engl.).

УДК 378

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Султан Румия Гарифулаевна, магистр, преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sultanrumiyagarifulaevna@mail.ru

Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, директор НИИ межкультурной коммуникации и социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kostuk1978@mail.ru

Актуальность статьи заключается в анализе имеющихся материалов по проблематике государственно-частного партнерства. Цель работы - поиск дальнейших векторов исследования в области хореографического профессионального образования. Материалы для написания были взяты из авторефератов диссертаций по данному вопросу. Использованы такие теоретические методы, как аннотирование, составление библиографии, реферирование и др. В результате были выявлены актуальные направления в партнерстве с рынком труда в сфере профессионального образования. Изучены особенности социального партнерства в области профессионального образования: влияние спроса на количество бюджетных мест и направлений подготовки студентов, составление новых государственных стандартов для увеличения показателя конкурентоспособности учебного заведения, присутствие непосредственно представителей рынка труда и потенциальных партнеров, которое влечет за собой хорошую и тщательную подготовку студентов к концертам и выступлениям. Исследование направлений работы с рынком труда в области профессионального хореографического образования показало необходимость: разработки совместных проектов с городской администрацией или с представителями рынка труда, где лучшие из участников получат трудоустройство или стажировку, набора определенных профильных курсов под социальный заказ культурных учреждений города и кураторства их на протяжении всего срока обучения с дальнейшим предоставлением рабочих мест выпускникам.

Ключевые слова: социальное партнерство, профессиональное образование, трудоустройство выпускников, рынок труда, эффективность в образовании.

SOCIAL PARTNERSHIP IN PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC EDUCATION

Sultan Rumiya Garifulaevna, Master, Instructor of Department of National Dance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: sultanrumiyagarifulaevna@mail.ru

Kostyuk Natalya Vasilyevna, Dr in Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of Academy of Pedagogical and Social Sciences, Director of Scientific Research Institute of Cross-cultural Communication and Socio-cultural Technologies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kostuk1978@mail.ru

The relevance of article consists in the analysis of the available materials on a perspective state-private partnership. A research objective is identification of further vectors of a research in the field of choreographic professional education. Materials for writing have been taken from abstracts of theses relevant at the moment on the matter. Theoretical methods, such as annotation, drawing up the bibliography, summarizing and others are used. As results relevant referrals in partnership with labor market in the sphere of professional education have been obtained. Features of social partnership in the field of professional education are revealed: influence of demand for the number of the budgetary places and the directions of training the students, drawing up the new state standards for increase in an indicator of competitiveness of educational institution, direct presence of representatives of labor market and potential partners involves good and thorough training the students to perform at concerts. Development of the areas of work with roar of work in the field of professional choreographic education conclude this article: development of joint projects with the city administration or with representatives of labor market where the best of participants will receive employment or training, a set of certain profile courses under the social order of cultural city institutions and their coaching throughout all term of training with further granting jobs to graduates.

Keywords: social partnership, professional education, employment of graduates, labor market, efficiency in education.

На современном этапе происходит коренное изменение в подходе к профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования к будущей профессиональной деятельности. Происходящие изменения связаны, прежде всего, с необходимостью обеспечения эффективного трудоустройства выпускников по окончании обучения. Особую роль в данном подходе играет взаимодействие образовательных организаций, рынка труда, общественных организаций на условиях, выгодных для каждой из сторон. Поэтому феномен социального или государственно-частного партнерства вошел в число приоритетных в рамках проблемного поля профессионального образования, а механизмы взаимодействия социальных партнеров в системе профессионального образования постоянно оптимизируются.

Проблема качества профессионального образования и качества подготовки выпускников вузов, которые обеспечат их конкурентоспособность в сфере профессиональной деятельности,

для образовательных организаций сферы культуры и искусств также актуальна, как и для организаций иных профилей (технического, гуманитарного, экономического и т. д.). Одновременно с этим для ряда творческих профессий, связанных, например, с музыкальным, изобразительным, хореографическим искусством, характерно явление «ранней профессионализации», что должно обуславливать специфику социального партнерства в подготовке профессионалов сферы искусства.

Таким образом, целью исследования, представляемого в данной статье, является анализ подходов к изучению проблемы социального партнерства, анализ актуального состояния взаимодействия системы профессионального (включая высшее) образования с рынком труда, государственной поддержки этих отношений, а также определения путей по увеличению эффективности работы всех партнеров. Выявленные на этой основе общие теоретические положения будут заложены в основу решения научного вопроса

о специфике и эффективности социального партнерства в профессиональном образовании в области хореографического искусства.

Первым шагом для нас стал анализ имеющихся на данный момент научных трудов, в которых представлена разработка проблематики социального партнерства. Будучи перспективным и быстро набирающим обороты, это направление мало изучено, особенно в сфере интересующего нас хореографического искусства в высших учебных заведениях, появляются новые направления в данном аспекте. На данном этапе изучения литературы происходит осмысление полученной информации и нахождение векторов в дальнейшем изучении социального партнерства в вузах культуры на факультетах хореографии.

Переход в сфере образования к рыночной экономике направлен на максимальное соответствие потребностям рынка и предложениям у работодателей. Это дало толчок для формирования новой системы взаимоотношений между институтами образования, подготавливающими трудовые ресурсы, и службой занятости с их базой предлагаемой работы, а также с конкретными работодателями.

Макропартнером в данной системе отношений выступает государство. Отношения с другими партнерами определяются политикой государства в сфере образования, которая в настоящее время нацелена на повышение эффективности профессионального образования, достижение качественного показателя востребованности выпускников на рынке труда, их дальнейшее трудоустройство, длительность работы на одном месте и качество условий, предлагаемое работодателем.

Проблему социального партнерства в профессиональном образовании исследовали А. В. Борилов, М. А. Ковалева, О. В. Зубакина, Т. В. Манец, А. В. Фаломкин, Е. В. Суворова, Н. В. Тюкалова и др.

Сравнительно-правовой анализ социального партнерства в Республике Узбекистан, Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляет в своих работах А. И. Сайдахмедов. Как институт регулирования социально-трудовых отношений в современном Вьетнаме социальное партнерство рассматривает Т. Х. Нгуен.

Социальное партнерство также было рассмотрено на нескольких уровнях образования. Как фактор повышения качества начального образо-

вания оно изучено Н. В. Тюкалиной. Педагогическая эффективность социального партнерства в среднем профессиональном образовании нашла отражение в трудах Е. В. Суворовой, а в начальном профессиональном образовании - в работах А. В. Фаломкина.

Н. Б. Хомерики занималась изучением государственно-частного партнерства в сфере услуг. М. В. Матягина рассматривала его с точки зрения возможности использования зарубежного опята в России.

Рассмотрим важные аспекты в имеющихся авторефератах диссертаций для понимания структуры социального партнерства и механизмов его работы, а также взаимоотношения с учреждениями профессионального образования. Данный анализ необходим для проведения параллелей со сферой высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

В своей работе О. В. Зубакина рассматривает проблемы невыстроенного механизма социального партнёрства школ и высших учебных заведений, сложность в самоопределении старшеклассников в дальнейшем профессиональном обучении. В настоящее время, как отмечает автор, отсутствует государственный заказ по подготовке и профессионально-ориентированной работе со старшими классами школ. Рассмотрены предпосылки эффективности социального партнерства как фактора педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. Соотношение спроса рынка труда и потребностей выпускников, на основе взаимной заинтересованности, паритетности между участниками социального партнерства для повышения готовности школьников к профессиональному самоопределению. Поэтапный процесс поддержки, преимущественно использующий интерактивные формы и методы (тренинги, деловые, или ситуационно-ролевые игры, е-1еагт^ и т. д.), приводящий к взвешенному решению в выборе будущей профессии. Также обоснованы принципы, ключевые направления и содержание, ресурсы реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. Автором разработаны организационно-функциональная модель и методическое обеспечение социального партнерства вузов и школ [2].

Борилов А. В. в свою очередь отмечает, что стратегическая направленность, а также соответствие категориям социального и человеческого капитала - это ведущие идеи социального партнерства. Им разработана система социального партнерства ОГКОТСиТ как индикатора качества среднего профессионального образования. Данный подход увеличил конкурентоспособность учебного заведения. Также реализован ряд целевых программ: «Формирование интереса к профессии», «Одаренные дети», «Надежда». Создание и апробация учебно-методических комплексов, авторских программ, учебных планов. Делая выводы, он заостряет внимание на том что, философия межличностных отношений всех участников партнерства, система со стратегическим характером развития, инструмент согласования спроса и предложения на рынке труда - все это тенденции развития социального партнерства [1].

А. В. Фаломкин в своей работе проводит анализ зарубежной практики, обобщение опыта социального партнерства в России, которые создают основу для новых эффективных методов в профессиональном образовании. Как и Е. В. Суворова, А. В. Борилов, он отмечает, что отношения, выстроенные между учебными заведениями и рынком труда, имеют ряд противоречий: между спросом и предложениями на рынке труда; отсутствие профессионально важных качеств личности в сложившейся экономической ситуации у молодежи; между необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и отсутствием механизма связи с работодателями. Автором разработаны и апробированы система производственного обучения и практики, состоящая из трех курсов, ежегодная экспресс-диагностика абитуриентов с участием социальных партнеров [10].

Анализ стабилизации экономики в Москве, сделанный Е. В. Суворовой, показал более полное использование ресурсов человека. Разработана экспресс-диагностика абитуриентов на этапе поступления с участие социальных партеров в лице работодателей и заинтересованных лиц. Анализ государственной статистики объема профориен-тационной работы показал малозатратность и популярность этого направления у населения. Необходимо создание единого профориентационного центра повышения квалификации специалистов,

а также увеличение рабочих мест для консультантов и психологов. Автор предлагает оптимизировать государственные налоговые службы с целью повышения квалификаций своих сотрудников, а также принять «Закон о квалификации» [8].

В своей работе Н. В. Тюкалова рассматривает социальное партнерство как возможность учебного заведения быть активной стороной во взаимодействии с другими партнерами, в отличии от шефства, спонсорства и попечительства. Чтобы образовательное учреждение показало высокий уровень качества образования, необходимо использовать возможности государственных структур, субъектов рынка, преподавателей, родителей и учащихся. Социальное партнерство является основополагающим фактором, влияющим на качество профессионального образования, делая образовательное учреждение конкурентоспособным. Также автором разработана и апробирована модель социального партнерства [9].

Следующая работа написана на основе анализа материалов зарубежных ведомств, министерств и международных организаций, средств массовой информации, докладов конференций на тему «Государственно-частное партнерство» в России и за рубежом Матявиной М. В. Опыт в России и за рубежом показал, что предприятия бизнеса не более эффективны и результативны по сравнению с государственными организациями, но государству на данный момент времени выгодно сотрудничество с частным сектором. Она предлагает создать специальный институт, где инвестором будет выступать не одно частное лицо, а кооперация нескольких частных компаний по примеру зарубежных стран [6].

Рассматривая государственно-частное партнерство как фактор социального развития региона, Хомерики Н. Б. отмечает, что актуальное положение социальной сферы в России не соответствует международным стандартам, не обеспечивает развитие потенциала человека в полной мере. Разработан организационно-экономический механизм управления партнерством между государством и частными предприятиями по развитию гаражной инфраструктуры в регионах России [11].

Манец Т. В. рассматривает социальное партнерство как сеть институциональных соглашений, регулирующих межличностные, межсубъектные и другие отношения между партнерами,

выстроенную вертикально и горизонтально. Выделены три институциональные модели: либеральная, государственная и неокорпоративная. Эволюция социального партнерства в сфере профессионального образования движется именно к неокорпоративной модели. Автором предложен алгоритм построения контрактов по партнерству с содержанием механизмов регулирования взаимообязательств [5].

Соколова С. В. в своих исследованиях делает акценты на нескольких моментах. Специфика социального партнерства среднего профессионального образования с рынком труда заключается в высокой роли региональных уровней власти и системы профессионального образования. Необходима профессиональная адаптация студентов, формирование у них дальнейшей перспективы у работодателей, системы отношений, соответствующей будущей деятельности на предприятиях. Организация консультирования и обучения преподавателей в вопросах социального партнерства обеспечит более эффективную профессиональную адаптацию студентов в нынешней сложившейся экономической ситуации на рынке труда [7].

Эффективный путь развития сферы образования на сегодняшний день, как утверждает С. И. Кубицкий, это взаимодействие трех сторон: студента, учебного заведения и предприятий. Необходимо на всем пути обучения поддерживать связь рынка труда и образования для получения конкурентоспособных и высококвалифицированных работников. Но не маловажную роль играет государство: ряд вопросов должны быть решены на федеральном уровне [4].

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет провести параллель с представлением о социальном партнерстве организаций высшего образования в сфере хореографического искусства и сделать следующие выводы.

Во-первых, именно рынок труда и спрос у работодателей является главным индикатором того, какие профили подготовки будут набраны, сколько их будет и количество бюджетных мест в студенческих группах.

Во-вторых, в связи с желанием увеличения качества образования и подготовки высококвалифицированных кадров в сфере хореографического искусства, государство подготавливает новые образовательные стандарты, что влечет за собой

написание новых программ рабочих дисциплин преподавателями и повышением их профессиональной подготовки. Все это, в свою очередь, нацелено на рост главного показателя качества образования в конкретном вузе - трудоустройство выпускников по профилю подготовки.

В-третьих, на момент поступления в учебное заведение абитуриент просматривает возможные пути самореализации после получения диплома, связь и поддержка с потенциальными работодателями на этом моменте очень важна. Конкурентоспособен вуз тогда, когда может предложить множество вариантов дальнейшего развития своих студентов. И желание увидеть у себя студентов конкретного учебного заведения - вот над чем должен работать рынок образования.

В-четвертых, присутствие потенциальных работодателей на концертных мероприятиях и практических показах, проводимых на культурных площадках города, имеет огромное значение для выпускников. Подготовка к данным мероприятиям со стороны института хореографии ведется очень тщательно и основательно.

В-пятых, прохождение практики студентов на базе работодателей с целью понимания практиканта рабочего процесса в конкретном коллективе, дальнейшей его работы над проблемными местами и усовершенствованием достоинств профессиональной подготовки; возможность выбора будущего работника работодателем.

В качестве перспектив развития более плотных и взаимовыгодных отношений между партнерами в подготовке профессиональных хореографов возможно выделить минимум два приоритетных направления:

- набор определенных профильных курсов в институте как специальных социальных заказов. Речь идет о подготовке конкретного курса для культурных учреждений города. Например, театры оперы и балета, профессиональные коллективы, колледжи культуры, культурные площадки города и др. Это будет способствовать более основательной профильной подготовке со стороны института хореографии, уверенности в трудоустройстве со стороны студентов, контролю качества профессионального образования со стороны работодателей путем присутствия на контрольных показах, аттестациях и государственных экзаменах;

- осуществление совместных проектов с ального партнерства для образовательных орга-

администрацией города или с конкретными ра- низаций сферы искусства. В высокодинамичных

ботодателями (социальными партнерами), где современных условиях необходимо разрабаты-

финишной прямой для победителей будет трудоу- вать и воплощать новые подходы, направления

стройство в государственные или частные учреж- и усиливать работу с социальными партнерами

дения. Это вполне осуществимо в рамках город- для увеличения конкурентоспособности вуза,

ского конкурса «Молодое лицо», введя новую факультетов, а в конечном итоге - выпускников.

номинацию «Творец-хореограф», где возможно Дальнейший профессиональный успех каждого

участие обучающихся выпускного курса факуль- обучающегося - это показатель того, насколько

тета хореографии. образовательная организация конкурентоспо-

Подводя черту под всем вышесказанным, собна в современных социально-экономических

необходимо отметить возрастающую роль соци- условиях.

Литература

1. Борилов А. В. Социальное партнерство как индикатор качества среднего профессионального образования: на примере Омск. гос. колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск: Омск. гос. пед. ун-т, 2007. - 20 с.

2. Зубакина О. В. Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Ин-т содержания и методов обучения Рос. акад. образования, 2008. - 26 с.

3. Костюк Н. В. Формирование готовности выпускников учреждений профессионального образования к инновационной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2013. - 425 с.

4. Кубицкий С. И. Социальное партнерство субъектов рынков образования и труда в современной России: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М.: Акад. труда и соц. отношений, 2007. - 58 с.

5. Манец Т. В. Социальное партнерство в системе профессионального образования как институциональное соглашение: автореф. дис. ... канд экон. наук. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2009. - 22 с.

6. Матявина М. В. Государственно - частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: Финансовая акад. при Правительстве РФ, 2008. - 24 с.

7. Соколова С. В. Социальное партнерство ссузов с предприятиями-работодателями как средство адаптации студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2011. - 22 с.

8. Суворова Е. В. Педагогическая эффективность социального партнерства в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Науч.-исслед. ин-т развития проф. образования г. Москвы, 2008. - 21 с.

9. Тюкалова Н. В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2010. - 21 с.

10. Фаломкин А. В. Педагогическая эффективность социального партнерства в начальном профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Науч.-исслед. ин-т развития проф. образования г. Москвы, 2008. - 23 с.

11. Хомерики Н. Б. Государственно-частное партнерство как фактор социального развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: Москов. гос. ун-т технологий и управления, 2011. - 22 с.

References

1. Borilov A.V. Sotsial'noe partnerstvo kak indikator kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya: na primere Omskogo gosudarstvennogo kolledzha otraslevykh tekhnologiy stroitel 'stva i transporta: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social partnership as indicator of quality of secondary professional education: on the example of the Omsk state college of branch technologies of construction and transport. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Omsk, Omsk State Pedagogical University Publ., 2007. 20 p. (In Russ.).

2. Zubakina O.V. Sotsial'noe partnerstvo vuza kak faktor realizatsii pedagogicheskoy i informatsionnoy podderzhki professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socially partnership of higher education institution as factor of realization of pedagogical and information support of professional self-determination of seniors. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Moscow, Institute of Content and Methods of Teaching of the Russian Academy of Education Publ., 2008. 26 p. (In Russ.).

3. Kostyuk N.V. Formirovaniye gotovnosti vypusknikov uchrezhdeniyprofessional'nogo obrazovaniya k innovatsionnoy deyatel'nosti: dis. dokt. ped. nauk [Formation of readiness of graduates of institutions ofprofessional education for innovative activity. Dr. ped. sci. diss.]. Velikiy Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2013. 425 p. (In Russ.).

4. Kubitskiy S.I. Sotsial'noe partnerstvo sub"ektov rynkov obrazovaniya i truda v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. kand. sotsiolog. nauk [Social partnership of subjects of the markets of education and work in modern Russia. Author's abstract of diss. PhD in sociology]. Moscow, Academy of Labour and Social Relations Publ., 2007. 58 p. (In Russ.).

5. Manets T.V. Sotsial'noe partnerstvo v sisteme professional'nogo obrazovaniya kak institutsional'noe soglashenie: avtoref. dis. ekon. nauk [Social partnership in the system of professional education as institutional agreement. Author's abstract of diss. PhD in economics]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University Publ., 2009. 22 p. (In Russ.).

6. Matyavina M.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubezhnyy opyt i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v Rossii: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [State - private partnership: foreign experience and possibilities of his use in Russia. Author's abstract of diss. PhD in economics]. Moscow, Financial Academy under the government of the Russian Federation Publ., 2008. 24 p. (In Russ.).

7. Sokolova S.V. Sotsial'noe partnerstvo ssuzov spredpriyatiyami-rabotodatelyami kak sredstvo adaptatsii studentov k professional'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social partnership of average educational institutions with the enterprises - employers as means of adaptation of students to professional activity. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2011. 22 p. (In Russ.).

8. Suvorova E.V. Pedagogicheskaya effektivnost' sotsial'nogo partnerstva v srednem professional'nom obrazova-nii: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical efficiency of social partnership on average professional education. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Moscow, Research Institute for the Development of Vocational Education in Moscow Publ., 2008. 21 p. (In Russ.).

9. Tyukalova N.V. Sotsial'noe partnerstvo v obrazovatel'noy praktike kak faktor povysheniya kachestva nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis kand. ped. nauk [Social partnership in educational practice as factor of improvement of quality of primary professional education. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2010. 21 p. (In Russ.).

10. Falomkin A.V. Pedagogicheskaya effektivnost' sotsial'nogo partnerstva v nachal'nom professional'nom obrazova-nii: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical efficiency of social partnership in primary professional education. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Moscow, Research Institute for the Development of Vocational Education in Moscow Publ., 2008. 23 p. (In Russ.).

11. Khomeriki N.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak faktor sotsial'nogo razvitiya regiona: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [It is state - private partnership as a factor of social development of the region. Author's abstract of diss. PhD in economics]. Moscow, Moscow State University of Technologies and Management Publ., 2011. 22 p. (In Russ.).

УДК 37.01:39+069

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

Сергеева Елена Фаритовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музейной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: faritowna@mail.ru

Моисеенко Роман Николаевич, старший преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: m-ms@bk.ru

В статье рассматриваются подходы к практико-ориентированному обучению на основе практик по направлению подготовки «Хореографическое искусство». Обосновывается, что организация и проведение совместных мероприятий направлены на формирование профессиональных компетенций, а также на выполнение трудовых функций, необходимых для востребованных специалистов. Акцен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.