Научная статья на тему 'Социальное партнерство в правоохранительной сфере'

Социальное партнерство в правоохранительной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1106
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / FIELD OF LAW ENFORCEMENT / MANAGEMENT AND LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреев Н.А., Коробов В.Б.

В статье обосновывается идея о необходимости рассмотрения социального партнерства в правоохранительной сфере как вида общественных отношений и специфического по формам реализации способа совместной деятельности правоохранительных и иных социальных субъектов в целях разрешения проблем противодействия преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андреев Н.А., Коробов В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership in law enforcement

The article explains the need to consider the idea of social partnership in the field of law enforcement as a kind of public relations and the specific implementation of the method according to the forms of joint activity of law enforcement and other social actors in order to solve the problems of fighting crime.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в правоохранительной сфере»

I_

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

Н.А. АНДРЕЕВ,

профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор

В.Б. КОРОБОВ,

начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

доктор социологических наук, профессор (Академия управления МВД России)

N.A. ANDREEV,

professor of the department of theory and sociology management bodies of internal affairs,

doctor of social sciences, PhD, professor

V.B. KOROBOV,

head of the department of theory and sociology of management enforcement bodies,

doctor of social sciences, professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 316.334

Социальное партнерство в правоохранительной сфере

Social partnership in law enforcement

В статье обосновывается идея о необходимости рассмотрения социального партнерства в правоохранительной сфере как вида общественных отношений и специфического по формам реализации способа совместной деятельности правоохранительных и иных социальных субъектов в целях разрешения проблем противодействия преступности.

Правоохранительная сфера, социальное партнерство, управление, правоохранительные органы.

The article explains the need to consider the idea of social partnership in the field of law enforcement as a kind of public relations and the specific implementation of the method according to the forms of joint activity of law enforcement and other social actors in order to solve the problems of fighting crime.

Field of law enforcement, social partnership, management and law enforcement.

Сегодня как учеными, изучающими закономерности развития правоохранительной сферы, так и практиками правоохранительной деятельности все больше осознается тот факт, что именно социальное партнерство является тем ключевым звеном, «потянув» за которое, можно решить целую цепь проблем в деле борьбы с преступностью [5].

Для проникновения в сущность социального партнерства как явления следует использовать понятия социального управления, социальных отношений, социального взаимодействия, социального института, социального процесса.

Так, в социологической литературе социальное взаимодействие исследуется в качестве фундаментальной категории [3, 1, 6]. На взаи-

модействии строится общество, формируются общественные отношения между людьми, социальными группами и их организациями, внутри организаций и сообществ разных масшта-бови видов.

П.А. Сорокин, разрабатывая понятийно-категориальный аппарат социологии, выделял в социальном взаимодействии такие элементы, как субъекты взаимодействия, их ожидания от совместной деятельности, целевые установки каждого из участников, стимулы социального взаимодействия. По его мнению, в процессе взаимодействия между социальными субъектами осуществляется обмен материальными благами, идеями, информацией, полномочиями, а также различными видами деятельности и т. д. [7].

Т. Парсонс изучал взаимодействие социальных субъектов с позиции координации и интеграции поведения индивидов в социальных действиях. Им сделан вывод, согласно которому социальное взаимодействие реализуется в соответствии с базовыми культурными ценностями и стандартами, а последние либо задаются людям извне, либо формируются образуемыми ими системами [6].

В рамках социального взаимодействия в середине прошлого столетия западными учеными стала разрабатываться категория «социальное партнерство», отражающая парадигму проводимых государством социальных реформ, целью которых выступала потребность государственных органов в урегулировании социальных и экономических противоречий общественного развития. Внимание ученых к названной проблематике было вызвано доминированием в производственно-экономической сфере конкурентных отношений, стремлением отдельных индивидов и различных групп соревноваться и доказывать свое превосходство. Поэтому данный феномен социологами анализировался в идеологическом, политическом, экономическом и социальном аспектах. Но во всех случаях предметное поле ограничивалось исследованием отношений между предпринимателем и наемным работником.

Социологический анализ литературы, посвященной проблемам взаимодействия в социальной сфере, свидетельствует о существовании различных научных подходов к изучению этого явления.

В частности, В.А. Михеев исследует социальное партнерство как форму цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающих согласование и защиту интересов всех участников совместной деятельности, органов государственной власти и управления, муниципальных образований через заключение соглашений, направленных на достижение общей цели социально-экономического и политического развития [4]. Согласно этому кри-

терию социальное партнерство может изучаться применительно к какой-либо конкретной социальной сфере (гражданское общество, безопасность населения, государственная молодежная политика и т. д.), а анализ осуществляться в рамках конкретной сферы и определенной предметной деятельности. С этой позиции социальное взаимодействие, методы и технологии партнерства должны направляться на решение практических разноуровневых, но схожих по содержанию задач в определенной области жизнедеятельности общества.

Такой подход может являться методологической базой для выработки системы социального партнерства в правоохранительной практике, моделей координации деятельности социальных субъектов в противодействии преступности (например, в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи).

Авторы другой концепции (В.Н. Якимец и другие) рассматривают социальное партнерство не как взаимодействие социальных субъектов в определенном сегменте жизнедеятельности общества, а как конструктивную деятельность представителей различных секторов общества: государства, предпринимательского сообщества, структур гражданского общества, выгодную каждой из сторон в отдельности и населению территории, где она осуществляется, в целом [12]. Такая трактовка социального партнерства, хотя и пригодна для изучения механизмов управления правоохранительной сферой, но является слишком узкой. В частности, авторы рассматривают его лишь в границах взаимодействия социальных субъектов, представляющих интересы различных секторов социума и сотрудничающих между собой лишь по поводу социальных проблем. Это обстоятельство помешало авторам концепции раскрыть сущность понятия «общественный сектор».

Так называемая универсальная концепция, сформировавшаяся в рамках социологии управления (В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и другие), наиболее полно отражает сущностные признаки социального партнерства. В соответствии с представлением универсалистов данный феномен рассматривается как социальный институт, на базе которого реализуется определенный тип социальных отношений, направленных на развитие согласованных действий, а также как процесс, направленный на достижение положительного результата в совместной деятельности партнеров этого взаимодействия. В их представлении сущность социального партнерства сводится к отношениям постоянного согласования повседневной практической деятельности, основной целью которой является решение общих задач [8].

29

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

30

Исходя из представленных точек зрения, можно сделать следующий вывод. Социальное партнерство представляет собой вид общественных отношений между большими социальными группами, между государством, структурами гражданского общества, предпринимательским сообществом для достижения определенных целей. Система социального партнерства и его механизмы создают предпосылки для решения проблем управления в различных сферах социальной жизнедеятельности общества путем достижения взаимного согласия и уравновешивания интересов различных социальных групп общества.

Между тем анализ специальной литературы, изучение правоохранительной практики показывают, что исследованию социального партнерства в правоохранительной сфере уделяется недостаточное внимание, несмотря на существование целого ряда проблем в совместной деятельности социальных субъектов по противодействию преступности. Причин такого положения дел несколько.

Во-первых, отношениям правоохранительных структур свойственны устойчивые признаки соперничества, которые зачастую носят конфликтный характер.

Во-вторых, к различным социальным субъектам (структуры гражданского общества и предпринимательские сообщества) не пришло осознание базовой потребности общества в безопасности от угроз, которые создает преступность.

В-третьих, государство, органы власти и управления сегодня не в полной мере готовы эффективно координировать работу в данной области общественных отношений.

Для выяснения уровня взаимодействия социальных субъектов при планировании и реализации правоохранительной деятельности в 2013 г. нами была опрошена группа экспертов (34 человека) — руководителей органов внутренних дел федерального, межрегионального и регионального уровней управления.

Большинство экспертов (75,4 %) отметили, что на организацию социального взаимодействия в деятельности по противодействию преступности существенно влияют процессы, связанные с расколом общества, продолжающимся его социальным расслоением, культивированием индивидуализма и эгоизма у людей, устойчивым стремлением социальных групп к доминированию.

Также 46,4 % опрошенных заявили, что в современных условиях функции обеспечения безопасности общества от криминальной угрозы, борьбы с преступностью и правонарушениями должны быть возложены на правоохранительные структуры, а ставить вопрос об аккумуляции совместных усилий государства, граж-

данского общества и предпринимательского сообщества преждевременно. При этом 31,9 % экспертов отметили, что тенденция разобщенных действий правоохранительных структур в борьбе с преступностью объясняется тем, что правоохранительные ведомства стремятся занять в административно-политической системе самостоятельное место.

На основании изложенного можно утверждать, что сущность социального партнерства в механизме управления правоохранительной сферой состоит в совокупности взаимообусловленных социальных действий всех заинтересованных в борьбе с преступностью субъектов. В этом аспекте социальное взаимодействие в правоохранительной сфере должно играть роль ключевого механизма системы управления правоохранительными процессами.

В этом смысле немаловажным является то, что все 34 эксперта подчеркнули в качестве условия координации действий социальных субъектов, интеграции их в единую взаимодействующую систему, способную обеспечивать необходимый уровень безопасности общества от угроз преступности, наличие разделяемых большинством участников ценностных, культурных и правовых стандартов. Именно последние позволяют субъектам взаимодействия правильно оценивать правоохранительную обстановку в стране и ее регионах. Причем 23 эксперта (66,7 %) остановили свой выбор на правовых нормах, а 7 специалистов (20,3 %) подчеркнули необходимость использовать в том числе и другие социальные императивы.

Действительно, в основе социального партнерства должны лежать базовые мировоззренческие ценности субъектов, определяющие потребность общества в желаемой системе безопасности. Но условием взаимодействия в этой деятельности социальных субъектов не обязательно должно быть только законодательство. Это могут быть морально-нравственные и другие установления, культивируемые обществом.

Раскрывая содержание социального партнерства, нельзя обойти вопрос о различии понятий «взаимодействие» и «партнерство», «взаимодействие» и «координация». Эти понятия смешивались почти каждым вторым экспертом. Представляется, что совместная деятельность социальных субъектов в правоохранительной сфере — необходимый, но не достаточный признак. Партнерство может отличаться от взаимодействия. В частности, взаимодействие характеризуется распределением трудовых функций между сотрудниками, статусами и ролями сотрудников правоохранительной организации, взаимодействием, регламентированным и обусловленным спецификой разделения и интеграцией их труда. Уникальность же совмест-

ной деятельности при социальном партнерстве, в отличие от взаимодействия, определяется особым способом и специфическими формами реализации совместной деятельности в целях противодействия преступности.

Для определения места координации в системе социального партнерства в правоохранительной сфере продуктивной представляется точка зрения Р.У. Эшби, Л. Берталанфи, А. Богданова и других ученых, которые при разработке общей теории системного подхода рассматривали координацию в контексте обеспечения устойчивости системы и структуры во взаимодействии со средой [2, 11, 9]. Основываясь на их выводах, можно утверждать, что координация является элементом системы социального партнерства, одной из ее функций наряду с целепо-лаганием, организацией, планированием.

Еще одной проблемой социального партнерства, определяющей его содержание, является выяснение содержательной стороны совместной деятельности социальных субъектов по противодействию преступности, занятых в отличных от правоохранительной сферы областях деятельности, а также о совместных действиях социальных субъектов, функционирующих в разных территориальных точках страны (пространственный аспект). На эти проблемы эксперты смотрят по-разному. В частности, каждый третий эксперт подчеркнул, что социальное партнерство может осуществляться лишь в прямом контакте социальных субъектов (речь не идет о контакте случайном и кратковременном), 14 экспертов (40,6 %) высказали мнение, что социальное взаимодействие может осуществляться как в непосредственном контакте, так и на расстоянии, когда социальные субъекты находятся на разных территориях. Во втором случае их действия должны быть скреплены целевой программой или стратегическим планом.

Еще одним признаком, характеризующим социальное партнерство в правоохранительной сфере, является временной фактор. Девятнадцать экспертов (55,1 %) рассматривают социальное партнерство в правоохранительной сфере лишь с позиции его непрерывности (постоянное), шестеро (17,4 %) полагают, что социальное партнерство может осуществляться в периодическом режиме, в зависимости от возникающих проблем, пятеро (14,5 %) считают, что социальное партнерство может быть и однократным.

В процессе анализа феномена социального партнерства проявляется проблема, обсуждаемая в специальной литературе, — добровольность. Некоторые авторы полагают, что добровольное взаимодействие отличается от взаимодействия, обусловленного правовым установлением, т. е. соответствующими нор-

мативными правовыми актами. Здесь важно, чтобы социальный потенциал реализовывался в интересах общества, на основе базовой потребности в безопасности и общей заинтересованности социальных субъектов. Отвечая на вопросы, связанные с добровольностью в социальном партнерстве в правоохранительной сфере, лишь трое экспертов (8,7 %) поддерживают точку зрения, согласно которой добровольность не считается обязательным элементом социального партнерства в правоохранительной сфере.

Итак, социальное партнерство в правоохранительной сфере можно определить как вид общественных отношений и специфический по формам реализации способ совместной деятельности правоохранительных и иных социальных субъектов в лице структур гражданского общества, бизнес-сообщества и муниципальных образований в целях выявления и разрешения проблем противодействия преступности и обеспечения желаемого уровня безопасности общества от криминальных угроз.

Предложенное определение выполняет аксиологическую функцию, так как позволяет на научной основе изучать специфику проявления социального партнерства в правоохранительной сфере как в системе других «сотруднических» процессов, так и в многообразных проявлениях самого феномена социального партнерства с учетом временного и пространственного факторов.

Для изучения отдельных форм, через которые проявляются сущностные признаки рассматриваемого феномена, можно применять метод классификации в соответствии с критериями, разработанными А.Ю. Ховриным и пригодными для исследования социального партнерства в механизме управления правоохранительными процессами [10].

1. По признаку взаимодействующих субъектов можно выделить межгрупповое, многостороннее партнерство, в котором могут принимать участие от двух и более социальных субъектов.

2. В соответствии с характером инициирования организации социального партнерства можно выделить инициативное и нормативно предписанное взаимодействие.

3. По характеру целей можно изучать социальное партнерство в правоохранительной сфере с позиции конструктивного и нейтрального подходов. В первом варианте социальное партнерство направлено на кардинальное решение правоохранительных проблем. Во втором случае — на нейтрализацию факторов, способствующих асоциальному и антисоциальному поведению социальных групп.

4. Социальное партнерство можно анализировать согласно социальной однородности

31

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

32

участников партнерства, которые могут иметь равный или различный социальный статус.

5. По признаку принадлежности субъектов к социальным сферам можно изучать партнерство, осуществляемое внутри сферы и между сферами.

6. По признаку отнесенности субъектов может выделяться как взаимодействие внутри секторов, так и межсекторное.

7. В соответствии с количеством реализуемых функций социальное партнерство может подразделяться на монофункциональное и полифункциональное взаимодействие.

8. Временной признак классификации позволяет выделить несколько видов социального партнерства в правоохранительной сфере: не-

Список литературы

1. Аверьянов А.И. Социальное взаимодействие: зарубежный опыт исследования проблем. М., 2000.

2. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М., 2003.

3. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. соч. М., 1990.

4. Михеев В.А. Основы социального партнерства. М., 2001.

5. Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом. ОБСЕ, 2008. URL: http://www.osce.org/policing.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

7. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1.

прерывный (постоянный), периодически повторяющийся и однократный.

9. Согласно масштабу проявления социальное партнерство в правоохранительной сфере может осуществляться на местном, региональном, межрегиональном или общенациональном уровнях.

Следует подчеркнуть, что описанные варианты не охватывают все возможные виды взаимной деятельности социальных субъектов по противодействию преступности. Вместе с тем они могут быть использованы при решении научных и практических задач по организации и управлению системой безопасности общества от угроз преступности, стоящих перед государственными органами и обществом в целом.

8. Теория управления: социально-технологический подход // Энциклопедический словарь / под ред. В.И. Иванова, В.И. Патрушева. М., 2004.

9. Уемов А.И. Л. фон Берталанфи и параметрическая общая теория систем // Системный подход в современной науке. М., 2004.

10. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство: сущность и классификация // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5.

11. Эшби Р.У. Введение в кибернетику. М., 2005.

12. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М., 2004.

Тел.: 8 (499) 150-34-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.