Научная статья на тему 'Социальное партнерство и клиенто-ориентированные технологии'

Социальное партнерство и клиенто-ориентированные технологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова К. Н.

Рассмотрен вопрос общественного участия в управлении системой социальной защиты, в рамках реализации программ и проектов социально-экономического развития с применением клиенто-ориентированных технологий. Раскрыты принцип, механизм социального партнерства и определена его роль в решении социальных проблем общества на зарубежном, российском и республиканском опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство и клиенто-ориентированные технологии»

К. Н. Новикова

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КЛИЕНТО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рассмотрен вопрос общественного участия в управлении системой социальной защиты, в рамках реализации программ и проектов социальноэкономического развития с применением клиенто-ориентированных технологий. Раскрыты принцип, механизм социального партнерства и определена его роль в решении социальных проблем общества на зарубежном, российском и республиканском опыте.

Участие общества в социальном управлении является важной составляющей для повышения его эффективности.

Решение жизненно важных для жителей проблем, среди которых адресность в оказании социальной помощи, реабилитация инвалидов, адаптация к новым условиям пожилых людей и семей с детьми, результаты, достигнутые при решении этих вопросов должны вырабатываться во взаимодействии с гражданским обществом.

Это является одним из факторов, позволяющих успешно реализовывать программы социально-экономического развития, достигнуть гармоничных социальных отношений в обществе.

Поэтому не случайно свое развитие социальное партнерство получило в социальной сфере, и. прежде всего, в системе социальной защиты.

Основой успешности социальной политики, как показывает опыт, является:

- привлечение к обсуждению и экспертизе социальных программ населения, представителей некоммерческих организаций, бизнес сообщества, средств массовой информации;

- гласность и открытость процесса разработки и принятия социальных программ.

Целевые программы в сфере социальной политики должны разрабатываться органами государственной власти самостоятельно на основе предложений населения, профессиональных сообществ, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций бизнес сообщества. С этой целью органы государственной власти обязаны проводить изучение общественного мнения, включая социологические исследования, экспертные опросы и опросы населения, консультации, круглые столы, общественные слушания, обсуждения в прессе, использовать иные формы взаимодействия с указанными субъектами правотворческой инициативы.

Важной составляющей общественного участия в управлении социальной зашитой населения является взаимодействие с общественными организациями.

Во многих странах общественные организации берут на себя содержание социальных учреждений. В таких странах как Испания, Северная Ирландия при каждом социальном ведомстве функционирует Общественный Совет по делам отрасли, который с одной стороны сопровождает деятельность отрасли (информирование населения о деятельности, разъяснение нормативно-правовых документов по социальной защите различных категорий населения, отстаивание интересов отрасли в органах власти), а с другой защищает население от недоработок отрасли (издержек в деятельности), что способствует регулированию деятельности отрасли за счет четкой обратной связи с населением.

368

В республике действуют республиканские общественные организации ветеранов и пожилых людей: Совет общественных организаций ветеранов (пенсионеров) Республики Татарстан, Комитет ветеранов (пенсионеров) войны и военной службы Республики Татарстан, Общество жителей и защитников блокадного Ленинграда, Совет бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, Общественно-благотворительная организация инвалидов - жертв политических репрессий, Организация участников Великой Отечественной войны «Последний военный призыв», общественные организации инвалидов и др.

В Республике Татарстан, как и в других регионах Российской Федерации, сложилась определенная система взаимодействия государственных структур с общественными организациями ветеранов, инвалидов и пенсионеров.

Основой построения взаимодействия между органами государственного управления и общественными организациями стало подписание соглашений, определяющих цели и задачи, разграничивающих полномочия, между Министерством социальной защиты Республики Татарстан и республиканскими общественными организациями в области социальной защиты ветеранов, инвалидов и пожилых граждан. На сегодняшний день, подписано 6 подобных Соглашений: с 3 ветеранскими, 2 инвалидными и 1 афганской организациями.

С целью осуществления духовного патроната над пожилыми людьми и инвалидами, проживающими в домах-интернатах, заключено соглашение между Министерством, Духовным управлением мусульман РТ и Казанской епархией русской православной церкви.

Совместная деятельность в рамках действующих Соглашений осуществляется в части разработки и реализации совместных социальных программ, подготовки и проведения пленумов, отчётно-выборных конференций организаций с участием руководителей республики, проведения совместных коллегий, обмена методическими и аналитическими материалами, представляющими взаимный интерес, организации и проведения мероприятий, посвященных памятным датам. Кроме этого, общественные организации участвуют в разработке нормативных правовых актов, в разъяснительной работе среди населения, связанной с введением в действие новых законодательных актов, затрагивающих интересы и проблемы населения. В целях совершенствования и эффективности этой работы при Министерстве создан Совет по социальному партнерству, Общественный совета по делам службы, в состав которых включены представители общественных организаций и органов местного самоуправления. При министерстве функционирует Совет старейшин.

Участие общества в решении социальных проблем во многих зарубежных странах имеет немаловажное значение. Без него невозможно было бы функционирование общества благоденствия. Во многих странах общественные организации берут на себя содержание социальных учреждений. Значительно число граждан занимающихся волонтерством и добровольчеством. За рубежом существуют разветвленные структуры, которые стихийно и долгое время формировались как институт мобилизации средств для расширения социальных задач без отвлечения крупных ресурсов из экономики. Имеются в виду социальные движения и значительная часть организаций третьего сектора, где граждане действуют добровольно.

Добровольчество - уникальное социальное явление, когда человек: без

принуждения затрачивает своё время, талант и энергию, чтобы помочь другим, чтобы построить здоровое, устойчивое общество; когда человек делает работу без вознаграждения. Мы сегодня должны согласиться с утверждением, что добровольчество должно рассматриваться как составляющий элемент социальной политики, участвующий в достижении определённых социальных целей и являющийся фундаментом гражданского общества.

369

Добровольческая деятельность направлена на:

- решение вопросов социальной защиты населения, не входящих в компетенцию государства;

- вовлечение населения в деятельность местных властей, разработку программ социальных инноваций;

- усиление ответственности органов государственной власти за счет мониторинга, осуществляемого добровольными организациями;

- обеспечение баланса сил между социальными группами;

- обеспечение важных социальных функций в распространении новых ценностей (свобода выбора, чувство общности, гражданская активность и ответственность, бескорыстие и благотворительность).

Неприбыльные (некоммерческие) организации, составляющие его основу, более гибки, а их лидеры склонны к непосредственной деятельности. В большинстве случаев они имеют дело с проблемами, о которых государству еще не известно или еще по ним не приняты решения. Кроме того, они имеют возможность индивидуально обслужить малые группы клиентов; они разнообразнее по структуре и типам услуги, могут удовлетворить гораздо больший спектр потребностей, чем государственные учреждения, ограниченные законодательством.

Развитие волонтерских и добровольческих организаций - безальтернативная возможность сохранения государства благоденствия в условиях новых реформ. Добровольческая деятельность является признанной на самом высоком международном уровне. Международное добровольческое движение состоит из множества крупнейших организаций, таких как Армия спасения, Красный крест, Волонтеры ООН и других. Например, в IAVE (International Association for Volunteer Effort) - международную ассоциацию добровольческих усилий входит более 90 стран Европы, Азии, Африки, Австралии и обеих Америк. Эти крупные организации имеют своих представителей в большинстве стран мира, включая Россию.

На 15-й Всемирной конференции, которая прошла в августе 1998 г. в Канаде, присутствовало более 3000 человек из 89 стран. С делегатами активно работал премьер-министр Канады, другие видные политические деятели мирового масштаба. Основным вопросом конференции явился вопрос интеграции добровольчества в местные сообщества и о признании его лидерами ведущих государств мира. Особым признанием заслуг добровольчества стало решение 52-й сессии Организации Объединенных наций объявить 2001 год - всемирным Годом добровольцев. Что же позволило добиться этого? С одной стороны, это результат следования многих организаций Всеобщей декларации добровольцев, а с другой - этому способствовали многочисленные успешные примеры добровольческой помощи в разных уголках земного шара.

У добровольческого движения в России хорошая история, настоящее и будущее. У нас в стране много «скрытого добровольчества», когда люди выполняют добровольческую работу, не думая о социальной важности своего труда. Более 40% опрошенных россиян выразили свою готовность безвозмездно помогать ближним. В стране работают более тридцати добровольческих центров. Только в некоммерческий сектор вовлечено около 2,5 млн. человек, треть из которых, по оценкам МОФ СЦПОИ, являются добровольцами. Проходят массовые акции с участием добровольцев.

Существует законодательная база, регулирующая добровольческую деятельность. На данный момент это Закон «О благотворительности и благотворительных организациях». В декабре 2001 года в Государственной Думе Российской Федерации прошли Парламентские слушания, посвященные добровольным гражданским инициативам населения.

370

Наработанный на них материал дал возможность активизировать деятельность добровольцев и сотрудничающих с ними организаций.

Россия активно включилась в работу по проведению Международного года добровольцев (МГД), решением Правительства от 22 января 2001 года создан Национальный Комитет по проведению МГД в России.

Везде значительную часть работы выполняют добровольцы на бесплатной или почти бесплатной основе, это огромный экономический эффект.

Рассматривая состояние развития добровольчества в Республике Татарстан, можно оценить его словосочетанием «имеет значительный потенциал». К сожалению, отсутствие республиканского координационного центра, региональных добровольческих ресурсных центров, нормативной базы не позволяет в полной мере раскрыть потенциал даже тех организаций, которые работают в этой области уже много лет. К ним можно отнести Набережно-Челнинский детский орден милосердия, известный далеко за пределами республики активной работой с детьми, межрайонную общественную организацию «Свободное образование», активно занимающуюся пропагандой добровольчества. В следующем году отметят своё пятилетие елабужские добровольцы, доказавшие социальную значимость и необходимость своей работы с пожилыми людьми и детьми-инвалидами.

Несмотря на отсутствие организационно-правовых норм, с каждым годом возрастает общественный резонанс, экономический эффект и признание государством

важной роли _____добровольчества. В России, и в Республике Татарстан, проходят

добровольческие акции при активном участии десятков тысяч молодых людей, сотен детских, молодёжных организаций в партнёрстве с органами государственной власти, бизнес-сообществом и СМИ. Добровольцы привлекаются как к работе в государственных социальных учреждениях, так и к осуществлению социальных проектов некоммерческих организаций. Таким образом, интеграция молодёжи в социально-значимую деятельность осуществляется через оказание помощи престарелым людям, детям-инвалидам, организацию экологических, культурно-массовых и общественных мероприятий и т. д.

Сегодня добровольческое движение стало массовым и охватывает 28 районов и городов республики. Эффективно работают добровольческие отряды Казани, Зеленодольска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Чистополя, Балтасинского, Алькеевского районов. Почти 45 тысяч добровольцев приняли активное участие в акции «Весенняя Неделя Добра» 2005 года, приуроченной к празднованию Дня Победы, организованной под патронажем Кабинета Министров Республики Татарстан во всех районах и городах республики.

В рамках акции 2006 года силами 160 тыс. добровольцев, в том числе школьников, рядовых граждан, студентов средних образовательных учреждений, вузов и другие категорий было реализовано более 800 мероприятий. Участниками и получателями услуг стали около 100 тыс. человек, в том числе дети, дети-инвалиды, сироты, пенсионеры, ветераны ВОВ, труженики тыла и другие социально уязвимые категории населения.

Сложившиеся в республике традиции добровольчества, позитивные тенденции в развитии волонтёрского движения последних лет требуют законодательного оформления добровольческой деятельности. В связи с этим, Министерством социальной защиты Республики Татарстан совместно с представителями добровольческих объединений разработан проект Закона Республики Татарстан «О добровольческой деятельности в Республике Татарстан», предусматривающий определение правового статуса добровольца, меры социального страхования при оказании услуг добровольца, механизмы взаимодействия добровольческих объединений с органами государственной власти.

371

Особая роль в решении социальных проблем общества на правах социального партнера отводится социально ответственному бизнесу.

Социально ответственный бизнес (или «корпоративное гражданство») подразумевает неразрывность экономических принципов существования компании и ее социальной ответственности перед обществом. На практике это означает выделение компаниями различных ресурсов на поддержку социально значимых областей с целью формирования среды для развития бизнеса и создания благоприятного общественного мнения о компании.

По данным большинства западных исследований, корпорация в своей благотворительной деятельности преследует не финансовую выгоду, а улучшение корпоративного имиджа и рост доверия к компании. Но такой неосязаемый фактор, как имидж, имеет вполне определенные экономические «последствия» для компании. При этом компании решают две задачи - содействуют стабилизации общества и улучшают имидж в глазах потенциальных потребителей.

Подобные тенденции существуют и в нашем обществе. Например, это реализация «Социальной программы Российского бизнеса», основными целями которой являются:

- представление на независимой площадке социальных программ ведущих российских компаний;

- распространение передовых примеров управления социальными программами;

- формирование рекомендаций по приоритетным направлениям участия российского бизнеса в реализации социальной политики страны.

Для российских компаний, стремящихся стать корпорациями мирового класса, использование подобного инструмента для улучшения своего имиджа на международной арене становится осознанной необходимостью. В качестве примера участия социально ответственного бизнеса в решении социальных вопросов можно обозначить ХК «ИНТЕРРОС», куда входит РОСБАНК, ГМК «Норильский никель», а также РАО «ГАЗПРОМ».

В последние годы в России, как и во всём цивилизованном мире, расширение социальной функции бизнеса постепенно становится устойчивой тенденцией. Участие предпринимателей в решении социальных проблем в настоящий момент рассматривается как одно из важнейших условий успешного развития бизнеса в долгосрочной перспективе.

Сегодня социально ответственный бизнес - это:

- ответственный работодатель, соблюдающий нормы трудового права, заботящийся об условиях труда и социальном благополучии своих работников;

- ответственный деловой партнёр, соблюдающий правила цивилизованного бизнеса;

- ответственный гражданин, уплачивающий установленные законодательством налоги;

- благотворитель, инвестирующий денежные средства в социальную сферу и предоставляющий возможность сотрудникам кампании заниматься волонтёрской деятельностью.

Становится традицией участие бизнеса в разработке и апробации новых социальных технологий, работе в различных попечительских советах, коллегиальных органах, создаваемых при социальных службах. Подобная работа расширяет горизонты деятельности, дает новые направления в развитии бизнеса.

История России знает немало примеров успешного сотрудничества властных структур и бизнеса. Так, на рубеже XIX - XX веков возник «тройственный союз» государства, частного капитала и благотворительных организаций, связанный общими задачами решения социальных проблем. Распространённой формой социального партнёрства в названный период было трёхстороннее участие указанных выше институтов в создании и содержании благотворительных заведений г. Казани. Инициаторами открытия того или иного заведения, как правило, выступали общественные, благотворительные организации. Под-

372

держивая общественную инициативу, городской голова зачастую возлагал на себя функции хозяйственного обеспечения заведений. Крупные промышленники, предприниматели, зажиточные мещане обеспечивали богадельни и приюты продовольствием, одеждой, медикаментами, ремонтировали помещения.

Например, известный казанский хлеботорговец и глава старообрядческой общины Яков Филиппович Шамов, участвовавший во многих благотворительных подписках, остался в памяти казанцев как инициатор создания прекрасной и современной по тем временам больницы, которая сегодня сохранила в обиходе своё первоначальное название - шамовская.

Социально-экономические преобразования начала XXI века повлекли за собой модификацию моделей и форм социальной помощи, переосмысление приоритетов государственной системы социального обеспечения и социальной защиты, перераспределение групп нуждающихся и их потребностей.

В связи с этим, претерпевают изменения значение и задачи социального инвестирования. Под социальным инвестированием подразумеваются различные формы финансовой помощи, выделяемой бизнес структурами на реализацию совместных социальных проектов и программ, направленных на снижение социального напряжения и повышение уровня жизни различных слоев общества.

Ярким, масштабным национальным проектом Правительства Республики Татарстан, благодаря инвестициям крупных промышленных предприятий, банков, предпринимательских структур, явилась республиканская программа ликвидации ветхого жилья.

За девять лет действия программы было построено 1763 жилых дома общей площадью 2 миллиона 672 тысячи квадратных метров. Для переселения татарстанцев из ветхого жилья сдано 48576 квартир.

Известно, что решить жилищную проблему без помощи государства могут немногие. Поэтому в республике была разработана программа социальной ипотеки и принят Закон «О государственной поддержке жилищного строительства в РТ». Программа даст возможность самым широким слоям населения республики улучшить свои жилищные условия и уже в прошлом году более 6 тысяч семей получили благоустроенное жильё. На 2006 год по программе также запланировано обеспечение жильём не менее 6,5 тысяч семей. Социальные инвестиции в этом году составят более 4 млрд. рублей.

Приоритетно, 55% от общего объема, жильё будет предоставляться работникам бюджетной сферы, культуры, науки, СМИ, социально уязвимым категориям населения. Одним из важных положений программы социальной ипотеки является поддержка молодых семей - молодая семья, поставленная на учет, при рождении ребенка получает условную субсидию 18 квадратных метров жилья, и квартира обходится ей дешевле на стоимость этих метров.

Также совместными усилиями органов государственной власти и крупного бизнеса (ООО «Таттрансгаз») в республике была осуществлена программа газификации, общая стоимость которой составила 335 млн.рублей. В результате выполнения программы Республика вышла на одно из первых мест в России по уровню газификации. За время реализации программы построено более 19 тыс. км. газопроводов, газифицировано более 356 тыс. домов и квартир. Уровень газификации в сельской местности по сравнению с показателем 1997 года возрос с 35 до 97%. Городские населённые пункты республики к настоящему времени газифицированы практически на 100%.

Благодаря инвесторам, крупным акционерным обществам «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Татэнерго», «Таиф» в республике быстрыми темпами развивается сеть спортивных и культурных комплексов. Только за 2005 год было построе-

373

но 6 современных спортсооружений, 5 Ледовых Дворцов и Международный конноспортивный комплекс в г. Казани.

На протяжении последних пяти лет в республике успешно проходит конкурс социальных проектов «Общественная инициатива», объединяющий усилия органов государственной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций в решении социальных проблем.

В ходе реализации проектов-победителей были апробированы и получили дальнейшее распространение такие социальные технологии, как «дома ветеранов малой вместимости», «добровольческая социальная клиника», «социальное такси для пенсионеров и инвалидов», «служба милосердия при специализированном отделении социально-

медицинского обслуживания на дому», и др. Среди позитивных тенденций конкурса следует отметить:

- ежегодный рост количества социальных партнёров (от 104 в 2002 г. до 137 в 2006 г.);

- улучшение качества и повышение значимости представляемых социальных проектов (средний балл в 2002 году составлял 14,3, к 2005 году он вырос до 16,2);

- рост привлечённых дополнительных инвестиций в социальную сферу. По итогам четырёх конкурсов привлеченная сумма внебюджетных средств составила более 150 миллионов рублей.

Успешность социальных проектов, значительный объем средств, привлеченных в социальную сферу, являются подтверждением эффективности конкурсных механизмов финансирования социальных технологий.

Руководители многих предприятий понимают, что социальное инвестирование -это не только решение социальных вопросов, но и мощный инструмент создания позитивного имиджа компании, укрепления репутации, повышения её инвестиционной привлекательности.

Важным рычагом для развития социального инвестирования, пропаганды идей благотворительности, социального гуманизма и милосердия, является также республиканский конкурс на звание «Человек - золотое сердце», который проводится в республике более 10 лет. В рамках проведения последних четырёх республиканских конкурсов, участие в которых приняли более 250 представителей бизнеса, общая сумма средств, внесённых в развитие социальной сферы, составила 692 миллиона рублей, а по итогам районных конкурсов сумма многократно выше. Среди многих лауреатов конкурса особо выделяется частный предприниматель Галимзянов Асгад Галимзянович, который за огромную благотворительную помощь, оказанную детским домам, приютам удостоен золотой медали им. Льва Толстого «За выдающийся вклад в дело защиты детства».

Среди активных участников благотворительности много рядовых граждан, чьи собственные доходы не значительны.

Большое значение имеют и добровольческие акции, благотворительные аукционы, главной целью которых является привлечение внимание общественности и социально ответственного бизнеса к проблемам социально уязвимых категорий населения и оказания им практической помощи.

Не менее важным и эффективным механизмом социального инвестирования является институт попечительства, который также имеет в республике давние традиции. Традиционно в каждом районе республики к учреждениям социального обслуживания прикрепляются попечители из представителей крупного бизнеса.

Новым импульсом для развития попечительства в республике стала встреча Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева с благотворителями и руководителями социальных учреждений в канун празднования Дня

374

народного единства в 2005 году, на которой было принято решение о создании попечительских советов при всех учреждениях социальной сферы. Основной задачей советов является оказание содействия в привлечении внебюджетных средств для улучшения культурно - бытового и социально - медицинского обслуживания граждан, финансирование инновационных технологий, но главное - это человеческое участие в жизнедеятельности и жизнеустройстве обеспечиваемых в социальных учреждениях.

На сегодняшний день попечительские советы созданы при 83% социальных учреждений в 34 муниципальных образованиях, в работе которых принимают участие более 500 человек. За 2006 год благодаря их деятельности в социальную сферу привлечено дополнительно более 130 млн. рублей.

Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии благотворительности и формировании модели социального инвестирования, нам необходимо сконцентрировать усилия на:

- развитии диалога органов государственной власти и коммерческих организаций, установлении прозрачных и чётких правил осуществления благотворительной деятельности, снижения административных барьеров, ущемляющих свободу компаний в выборе приоритетов и форм благотворительности;

- определении приоритетных направлений участия республиканского бизнеса в социальной политике республики;

- внедрении неэкономических механизмов развития социальной активности бизнеса;

- организации освещения положительного опыта конструктивного взаимодействия в социальной сфере между государственными и коммерческими структурами и формирования положительного общественного мнения.

Конструктивное и успешное социальное партнерство позволяет расширить рынок и повысить качество предоставляемых социальных услуг, привлечь альтернативные источники финансирования социальной помощи, обеспечить эффективное использование государственных средств, направляемых на нужды социальной защиты.

Важным неэкономическим механизмом развития социальной активности бизнеса стали в республике социальные конкурсы на региональном и районном уровнях, рейтинги благотворителей, публикуемые в СМИ, проведение совместных круглых столов, семинаров, конференций.

Благотворительность на современном этапе является крайне необходимым и важным фактором развития гражданского общества, эффективным инструментом и стабилизирующем дополнительным ресурсом проводимой государством социальной политики, способствует решению социально-значимых проблем - бедности, безработицы, экологической безопасности, наркомании в молодёжной среде, сиротства, одиночества, насилия в семье и т. п. Поэтому этой проблеме придается значение на самом высоком уровне.

16.10.2006г. в г.Казани состоялся Форум «общество, власть, бизнес: объединение усилий в развитии благотворительной деятельности» Приволжского федерального округа. На Форуме была принята Резолюция, которой был предложен ряд конструктивных мер в части совершенствования законодательного и нормативного правового регулирования благотворительной деятельности, ее информационного освещения, формирования и развития инфраструктуры благотворительной деятельности. В частности, Министерству социальной защиты Республики Татарстан совместно с другими министерствами и ведомствами социальной сферы предложено рассмотреть вопрос создания координационного совета добровольческих объединений Республики Татарстан.

375

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники Форума поддержали решение руководства Республики Татарстан о создании Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности (который согласился возглавить Президент республики М.Ш.Шаймиев), а также объявлении 2007 -Годом благотворительности в Республике Татарстан.

Одной из задач программы социально-экономического развития нашей республики до 2010 года и на перспективу до 2015 года является совершенствование механизмов привлечения социально ответственного бизнеса к решению социальных проблем.

Для развития сотрудничества коммерческого и некоммерческого сектора в области социальной защиты населения, консолидации усилий различных слоев общества предполагается принятие республиканской комплексной программы «Развитие социально ответственного бизнеса в Республике Татарстан».

На перспективу до 2015 года предусматривается, что:

- 20% объёма услуг по социальному обслуживанию будет предоставляться учреждениями негосударственной формы собственности;

- объём средств, направляемых бизнесом на цели социальной защиты, будет составлять ежегодно до 25% от объёма бюджетных средств, направляемых на эти цели.

Кроме этого, в республике сегодня разрабатываются социально-значимые программы «Пожилые люди Татарстана», «Трудовое долголетие», «Здоровая семья» и «Интеграция инвалидов в общество», в реализации которых государство и бизнес предполагаются быть равноправными и равноответственными партнёрами.

И в этом залог социальной стабильности и благоденствия общества.

© К. Н. Новикова - канд. социол. наук, министр социальной защиты Республики Татарстан

37б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.