Научная статья на тему 'Социальное обслуживание в России: законодательные новации'

Социальное обслуживание в России: законодательные новации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9838
1152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / SOCIAL SERVICES / ELIGIBILITY CRITERIA / PROVISION OF SOCIAL SERVICES / APPLICATION FOR SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слиткова А.Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением правового регулирования отдельных аспектов осуществления социального обслуживания в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Изменения затронули такие ключевые положения, как порядок обращения за предоставлением социального обслуживания, основания признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, предоставление социальных услуг бесплатно и за плату и виды социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Services in Russia: New Legislation

The article reviews changes of legal regulation of certain aspects of providing social services recently enforced by federal law in the Russian Federation. Changes affected such key issues as the procedure for applying for the provision of social services, a list of social services, eligibility criteria, providing free and paid social services.

Текст научной работы на тему «Социальное обслуживание в России: законодательные новации»

А.Н. Слиткова*

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВАЦИИ**

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением правового регулирования отдельных аспектов осуществления социального обслуживания в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Изменения затронули такие ключевые положения, как порядок обращения за предоставлением социального обслуживания, основания признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, предоставление социальных услуг бесплатно и за плату и виды социальных услуг.

Социальное обслуживание, основания и порядок оказания социальных услуг.

1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»1 (далее — Закон 2013 г.). Он пришел на смену ранее действовавшим федеральным законам от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — Закон об основах социального обслуживания) и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Закон о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов).

Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, социальным обслуживанием ежегодно охватывается более 34 млн человек — пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По мнению авторов законопроекта, модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях законов, принятых в 1995 г., уже не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Поэтому был необходим единый интегрированный законодательный акт, регулирующий отношения в области социального обслуживания населения, обеспечивающий развитие системы социального обслуживания в стране, повышение его уровня, качества и эффективности.

* Аспирантка Института государства и права РАН (e-mail: an.slitkova@mail.ru).

** Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Г.С. Скачковой.

1 СЗРФ. 2013. №52(ч. 1). Ст. 7007.

Следует отметить, что итоговый текст Закона 2013 г. в значительной мере отличается от первоначального текста законопроекта, внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания РФ2. Закон содержит ряд нововведений3, одним из которых является четкое разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания.

При этом следует отметить, что система социального обслуживания дополнилась двумя новыми элементами: уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, и уполномоченным органом субъекта РФ.

Из содержания ст. 7 Закона 2013 г. можно сделать вывод, что на федеральном уровне осуществляется право на установление рамок, минимальных требований к объемам оказываемых социальных услуг. Например, это касается утверждения примерного их пе-

4 „

речня по видам , примерной номенклатуры организации социального обслуживания5, рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания6, примерного порядка предоставления социальных услуг7.

I

* См.: Социальная карта Российской Федерации // URL: http://socka-rt.ru/nonprofit_ organizations/public examination/? ELEMENT_ID=1040129 (дата обращения: 20.02.2016).

См.: Закон о социальном обслуживании граждан: лучше прежнего? // URL: http://www.osoboedetstvo.ru/ post/2014/02/zakon-o-socialnom-obsluzhivanii-grazhd-an- luchshe-prezhnego (дата обращения: 20.02.2016).

См.: постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // СЗ РФ. 2014. № 48. Ст. 6872.

5 См.: приказ Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» // Российская газета. 2014. 4 июня.

6 См.: приказ Минтруда России от 30 июля 2014 г. № 505н «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

7

См.: приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 935н «Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Российская газета. 2014. 29 дек.

На субъекты РФ возложена обязанность реализовывать социальное обслуживание не ниже установленных нормативов, с предоставлением им права на уровне регионального законодательства предусматривать более высокий уровень требований, который отвечает ситуации в регионе и соответствует сложившимся в нем социально-экономическим, географическим, демографическим условиям. В частности, они вправе предусматривать дополнительные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ч. 3 ст. 31 Закона 2013 г.).

В ст. 3 Закона 2013 г. конкретизируется содержание ряда основных понятий. Помимо ранее используемых введены такие новые понятия, как «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «стандарт социальных услуг», а также «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании».

Существенное изменение претерпело определение социальной услуги. В Законе об основах социального обслуживания под ней понимались действия по оказанию отдельным категориям граждан, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной данным Законом, а под клиентом социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

В Законе 2013 г. закреплено, что предоставление социальной услуги гражданам не является самоцелью социального обслуживания.

Оказание социальных услуг, предоставляемых гражданину в рамках социального обслуживания в виде постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, должно привести к улучшению условий его жизнедеятельности и (или) расширению его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 3 Закона об основах социального обслуживания) в Законе 2013 г. понятие «трудная жизненная ситуация» не употребляется. Теперь в нем (ст. 15) говорится о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. При этом перечень обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, содержащийся в п. 8 ч. 1 указанной статьи, является открытым: регионы, приняв соответствующий нормативный правовой акт, могут его дополнить.

Такой возможностью воспользовался ряд субъектов РФ.

Так, в постановлении Администрации Курской области от 27 октября 2014 г. № 681-па «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан»8 к таким обстоятельствам отнесены: 1) нахождение несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении; 2) нахождение несовершеннолетнего (детей) в трудной жизненной ситуации; 3) недостатки в физическом и (или) в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания социальных условий. Следует отметить, что в данном постановлении содержатся определения социально опасного положения несовершеннолетнего, социально опасного положения семьи, а также закрытый перечень категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 31 октября 2014 г. № 828-п «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан»9 помимо предусмотренных ч. 1 ст. 15 Закона 2013 г. признаны ухудшающими условия жизнедеятельности гражданина следующие обстоятельства:

1) наличие проблем, связанных с социализацией, у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

2) причинение ущерба здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм) вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц;

3) утрата жилого помещения или имущественные потери в жилом помещении в результате пожара, наводнения, стихийного или иного бедствия, произошедших в жилом помещении (жилом доме, части жилого дома, квартире, части квартиры, комнате), если зая-

8 URL: http://adm.rkursk.ru, 28.10.2014 (дата обращения: 15.02.2016).

9 Оренбуржье. 2014. 13 нояб.

витель был зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в указанном жилом помещении на момент происшествия;

4) необходимость проезда к месту лечения за пределами Оренбургской области по направлению или рекомендации органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и (или) несения расходов на оплату проезда и проживания лица, сопровождающего заявителя, при условии, что среднедушевой доход заявителя (его семьи) не превышает 200% от величины прожиточного минимума, установленной в Оренбургской области на душу населения, а также при отсутствии права на государственную социальную помощь как в натуральной, так и в денежной форме в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»1".

Постановлением Правительства Белгородской области от 27 октября 2014 г. № 396-ПП «Об утверждении Перечня иных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан, для признания их нуждающимися в социальном обслуживании» введены два дополнительных обстоятельства:

1) наличие противоправного поведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми;

2) временная утрата трудоспособности одиноко проживающих граждан на срок более одного месяца.

Как видим, отдельные регионы с учетом местных условий сами определяют, какие обстоятельства, помимо перечисленных в Законе 2013 г., могут ухудшать условия жизнедеятельности граждан.

Таким образом, Закон 2013 г. закрепляет индивидуальный подход к вопросу о предоставлении социального обслуживания конкретному гражданину11, в основе которого лежит признание гражданина нуждающимся в предоставлении социального обслуживания и составление индивидуальной программы. При этом положения индивидуальной программы являются существенными

10 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

11 См.: Социальное обслуживание граждан — новые правила // URL: http:// provincialynews.ru/publ/zakony/grazlidanskoe zakonodatelstvo/socialnoe obslu zhivanie_grazhdan_novye_pravila/23-1-0-312 (дата обращения: 10.02.2016).

условиями договора о предоставлении социального обслуживания, заключаемого между получателем социальных услуг и их поставщиком12.

Составление индивидуальной программы также является нововведением в социальном обслуживании. До 2015 г. социальное обслуживание предоставлялось на основании договора, в котором перечислялись виды социальных услуг. Если ранее в зависимости от категории граждан такой договор мог носить бессрочный характер, то теперь согласно ч. 2 ст. 16 Закона 2013 г. индивидуальная программа должна пересматриваться не реже чем один раз в три года в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах и с учетом реализации этой программы.

Такие изменения в подходе к осуществлению социального обслуживания свидетельствуют о том, что законодатель принял решение поменять вектор социального обслуживания, заменив поддержку социально незащищенных слоев населения, оказываемую в целях недопущения ухудшения их положения, адресной помощью, которая позволит им преодолеть трудную жизненную ситуацию, иными словами, перейти от выплаты гражданам социальных пособий к самообеспечению ими своих жизненных потребностей.

Безусловно, вышеизложенное касается не всех получателей социального обслуживания, а несовершеннолетних, безработных граждан, малообеспеченных и неблагополучных семей, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, отдельных категорий инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Отметим также, что у получателей социальных услуг впервые появилось право выбирать, с кем из поставщиков социальных услуг заключать договор об их предоставлении. Это будет способствовать созданию конкурентной среды на формирующемся рынке предоставления социального обслуживания, а значит, и повышению качества предоставляемых услуг.

С этой целью в каждом субъекте РФ создан реестр поставщиков социальных услуг. Любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальные пред-

12

См.: приказ Минтруда России от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» // Российская газета. 2015. 12 янв.

приниматели, осуществляющие социальное обслуживание, имеют право быть включенными в данный реестр. На практике для негосударственных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, включение в реестр означает следующее.

Во-первых, появляется возможность финансового обеспечения своей деятельности: 1) в виде предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ; 2) при участии в проведении закупок социальных услуг; 3) за счет средств получателей социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Во-вторых, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщиков, которые включены в реестр, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), возникает право на выплату компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Изменился и подход к стандартизации социального обслуживания.

Закон об основах социального обслуживания (ст. 6) предусматривал, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. С учетом этого были разработаны ГОСТы (например, ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», ГОСТ Р 53061-2008 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» и др.). При этом в ч. 2 ст. 6 предусматривалось установление государственных стандартов социального обслуживания в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно Закону 2013 г. стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг. К компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти относится, в частности, утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг (п. 8 ч. 2 ст. 7), который, помимо прочего, содержит стандарт социальной услуги, а к компетенции органов госу-

дарственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания отнесено утверждение порядка предоставления социальных

13

услуг поставщиками социальных услуг .

Указанный порядок устанавливается по каждой форме социального обслуживания и должен предусматривать наименование социальной услуги, ее стандарт, правила предоставления (бесплатно либо за плату), требования к деятельности поставщика, а также перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, и может содержать и иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.

Законом 2013 г. (ч. 3 ст. 27) установлены требования к содержанию стандарта социальной услуги. Он должен включать: 1) описание социальной услуги, в том числе ее объем; 2) сроки ее предоставления; 3) подушевой норматив финансирования социальной услуги; 4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги; 5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия ее доступности для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

Порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками последних.

Формы социального обслуживания (на дому, полустационарная и стационарная) установлены ст. 19 Закона 2013 г.

Примечательно, что Закон об основах социального обслуживания не содержал разделения социального обслуживания по формам. А Закон о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в качестве форм социального обслуживания предусматривал: 1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); 2) полустационарное социальное об-

1 -э

См., например: постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве» (вместе с Порядком предоставления гражданам социальных услуг в городе Москве, Регламентом межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан в городе Москве, Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы поставщикам социальных услуг в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. № 1.

служивание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); 4) срочное социальное обслуживание; 5) социально-консультативную помощь.

Социально-консультативная помощь в соответствии со ст. 23 Закона о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов была направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Если обратиться к перечню видов услуг в Законе 2013 г., то увидим, что социально-консультативная помощь преобразована в самостоятельный вид услуг — услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. Срочное социальное обслуживание также было преобразовано в отдельный вид услуг.

В отличие от законов о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов и об основах социального обслуживания населения, ст. 20 Закона 2013 г. содержит перечень видов социальных услуг, при этом данный перечень является закрытым. Так, предусмотрены восемь видов социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги, направленные на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, и срочные социальные услуги.

Следует отметить, что утверждение примерного перечня социальных услуг по их видам законодатель отнес к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания, предоставив субъектам РФ право утверждения перечня социальных услуг, дополняющих примерный перечень.

Еще один вопрос, в свое время широко обсуждавшийся в средствах массовой информации, касается платности предоставления услуг.

Закон об основах социального обслуживания устанавливал порог платности предоставления социальных услуг на уровне одного прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ. Но это правило действовало только в отношении граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход. При этом граждане, находившиеся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, и несовершеннолетние дети, находившиеся в трудной жизненной ситуации, не должны были подтверждать уровень дохода для получения социальных услуг на бесплатной основе.

Закон 2013 г. сохранил бесплатность всех форм предоставления социального обслуживания только для несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Законодатель отнес отсутствие работы и средств к существованию к обстоятельствам, являющимся лишь основанием для предоставления социального обслуживания. При этом нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Так, постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 827-ПП14 утвержден дополнительный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в городе Москве.

На получение бесплатных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания получили право:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны; супруг (супруга) погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны, не вступивший (не вступившая) в повторный брак;

супруг (супруга) военнослужащего, погибшего на войне с Финляндией, Великой Отечественной войне, войне с Японией, не вступивший (не вступившая) в повторный брак;

14 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. № 1. ТРУДЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН 3/2016

лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

участники обороны Москвы в период Великой Отечественной войны;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Право бесплатного получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания предоставлено инвалидам с детства. Для лиц, подвергшихся насилию, предоставляются бесплатно социальные услуги в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания.

Таким образом, в Москве еще девять категорий граждан получили право получать бесплатно социальные услуги.

Согласно ст. 31 Закона 2013 г. социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно при условии, что на дату обращения за предоставлением социального обслуживания среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ. При этом размер предельной величины среднедушевого дохода не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения.

Закрепление уровня дохода в размере 1,5 прожиточных минимумов имеет принципиальное значение. С одной стороны, размер прожиточного минимума на протяжении многих лет остается на очень низком уровне. С другой стороны, все пенсионеры в нашей стране получают социальную доплату к пенсии до уровня одного прожиточного минимума, установленного в регионе для данной категории граждан. Если бы законодатель сохранил требование об

уровне дохода в один прожиточный минимум, как это устанавливалось Законом 1995 г. об основах социального обслуживания, часть пенсионеров была бы вынуждена платить за предоставление социальных услуг.

Следует иметь в виду, что для определения среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются доходы супруга (супруги), родителей и несовершеннолетних детей15.

Также впервые на федеральном уровне закреплен предельный размер взимания платы за предоставление социальных услуг. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, предоставляемых за плату или частичную плату в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50%-ной разницы между фактической величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и 1,5 прожиточных минимумов данного дохода. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Проведенный анализ ряда положений Закона 2013 г. позволяет сделать вывод, что содержащиеся в нем нормы обеспечивают поступательное развитие системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Вместе с тем в ряде регионов у практических работников по-прежнему возникают вопросы, связанные с реализацией положений указанного Закона, касающихся, в частности, осуществления социального сопровождения получателей социальных услуг, разграничения социальной помощи и срочных социальных услуг и т.д. Поэтому Минтруду России предстоит продолжить методическую и нормативную работу по надлежащему применению социальных инструментов для решения задач, стоящих перед социальной политикой.

15 См.: постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» // СЗ РФ. 2014. № 43. Ст. 5910.

БИБЛИОГРАФИЯ

Закон о социальном обслуживании граждан: лучше прежнего? // URL: http://www.osoboedetstvo.ru /post/2014/02/ zakon-o-socialnom-obsluzhivan-ii-grazhdan-luchshe-prezhnego.

Социальная карта Российской Федерации // URL: http://sockart.ru/ nonprollt_organizations/pubhc_examination/?ELEMENT_ID= 1040129.

Социальное обслуживание граждан — новые правила // URL: http:// provincialynews.ru/publ/zakony/ grazhdanskoe_zakonodatelstvosocialnoe_ obsluzhivanie_ grazhdan_novye_pravila/23-1-0-312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.