Научная статья на тему 'Социально-психологический портрет современной приёмной семьи'

Социально-психологический портрет современной приёмной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
533
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ / ORPHANS / FOSTER PARENTS / SOCIAL CONDITIONS / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FOSTER FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асламазова Л.А., Юрина А.А.

В статье анализируются результаты мониторингового исследования социальных условий и психологических особенностей семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлённого на базе региональной службы сопровождения замещающих семей. Результаты мониторинга позволили выделить ряд проблем: воспитательную усталость и неуверенность приёмных родителей; трудности в установлении и поддержании эмоциональной привязанности с приёмными детьми; отсутствие одобрения и положительного отношения к приёмной семье со стороны ближайшего окружения и др. В качестве варианта решения проблемы авторы предлагают организацию системы специальной психологической подготовки будущих родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Асламазова Л.А., Юрина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A MODERN FOSTER FAMILY

The article analyzes results of monitoring study of social conditions and psychological features of foster families. The research organized by the service support for foster families. The results of the monitoring allowed us to identify a number of problems: educational fatigue and insecurity of adoptive parents; difficulties in establishing and maintaining emotional attachment with foster children; lack of acceptance and positive attitude toward a foster family with their immediate environment etc. As possible solutions, the authors propose the organization of the system of psychological training of future parents, in which it is necessary to create conditions for the preservation of a bloodline of their residents, establishing reasonable restrictions and prohibitions for foster children, pupils determine the feasible range of duties, the correction of the system of educational measures.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический портрет современной приёмной семьи»

УДК 159.9

Aslamazova L.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Educational Psychology, Adygei State

University (Maikop, Russia), Е-mail: lilyanima@mail.ru

Yurina A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Educational Psychology, Adygei State

University (Maikop, Russia), Е-mail: lilyanima@mail.ru

A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A MODERN FOSTER FAMILY. The article analyzes results of monitoring study of social conditions and psychological features of foster families. The research organized by the service support for foster families. The results of the monitoring allowed us to identify a number of problems: educational fatigue and insecurity of adoptive parents; difficulties in establishing and maintaining emotional attachment with foster children; lack of acceptance and positive attitude toward a foster family with their immediate environment etc. As possible solutions, the authors propose the organization of the system of psychological training of future parents, in which it is necessary to create conditions for the preservation of a bloodline of their residents, establishing reasonable restrictions and prohibitions for foster children, pupils determine the feasible range of duties, the correction of the system of educational measures.

Key words: orphans, foster parents, social conditions, psychological characteristics of foster family.

Л.А. Асламазова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогической психологии, Адыгейский государственный

университет, г. Майкоп, Е-mail: lilyanima@mail.ru

А.А. Юрина, канд. филол. наук, доц. каф. педагогической психологии, Адыгейский государственный университет,

г. Майкоп, Е-mail: lilyanima@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

В статье анализируются результаты мониторингового исследования социальных условий и психологических особенностей семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлённого на базе региональной службы сопровождения замещающих семей. Результаты мониторинга позволили выделить ряд проблем: воспитательную усталость и неуверенность приёмных родителей; трудности в установлении и поддержании эмоциональной привязанности с приёмными детьми; отсутствие одобрения и положительного отношения к приёмной семье со стороны ближайшего окружения и др. В качестве варианта решения проблемы авторы предлагают организацию системы специальной психологической подготовки будущих родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, приёмные родители, социальные условия, психологическая характеристика приёмной семьи.

Безусловным правом каждого ребёнка является право жить и воспитываться в семье. В 2012 году указом Президента Российской Федерации была принята национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. [1]. Одним из направлений данной стратегии является всесторонняя поддержка и развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие института замещающей семьи ведёт к существенному увеличению числа граждан, принимающих на воспитание детей из интернатных учреждений. В Республике Адыгея (РА) количество детей в приемных семьях в 2011 году составляло 300 человек, в 2012 году - 308, в 2013 году -372 ребёнка [2]. Увеличилось и количество приёмных семей: со 114 в 2011 г. до 150 в 2014 г. В 2015 г. число граждан, желающих усыновить или взять под опеку детей-сирот, увеличилось почти в два раза. Сегодня в республике 89,5% всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, находятся под опекой или в приёмных семьях [3].

Наше исследование посвящено изучению мнений родителей, создавших приёмные семьи, и детей, находящихся в них, о специфике и социально-психологических проблемах подобных семей. Опрос методом анкетирования был проведён в январе-апреле 2015 года на базе Службы сопровождения замещающих семей ГБОУ РА «Центр диагностики и консультирования». В исследовании приняли участие 44 приёмных родителя, представляющие 41 приёмную семью, и 102 приёмных ребенка в возрасте от 7 до 17 лет. Все дети проживают в приёмных семьях более 3-х лет.

Анализ социальных условий воспитания детей-сирот в приёмных семьях Республики Адыгея показал следующее. Большинство семей, принявших участие в исследовании, - это полные (83%), многодетные (78%), с количеством приёмных детей от четырех и более человек, проживающие в сельской местности (73%) семьи. 70% воспитателей отметили, что имеют низкий экономический доход, 52% родителей не работают (часть из них вышли на пенсию), занимаются домашним хозяйством, воспитанием детей. Высшее образование имеют 32% приёмных родителей, 61% имеют среднее техническое образование, 5% - среднее. Все приёмные семьи, принявшие участие в исследовании, являются социально благополучными.

Работа в качестве приёмных родителей полностью удовлетворяет 95% опрошенных воспитателей, не вызывает желания отказаться от воспитательной деятельности (82%) и разделяется

со вторым супругом (89%). При этом 18% опрошенных указали, что периодически размышляют об отказе от воспитания приёмных детей, т. к. выбранная деятельность оказалась сложной и не оправдывающей ожиданий. Примечательно, что большинство приёмных родителей (84%) считают приёмное родительство стилем своей жизни, тогда как 16% опрошенных будут работать приёмными родителями только до тех пор, пока им не представится другая, более оплачиваемая, работа. Вместе с тем, на вопрос «Планируете ли вы взять ещё ребенка в семью?» только 45% воспитателей ответили положительно, другие 55% - либо не хотят, либо сомневаются в необходимости такого шага. Подавляющее большинство приёмных родителей (95%) выразили готовность воспитывать приёмных детей до их совершеннолетия. 61% опрошенных отметили, что отношение близких и соседей к ним улучшилось после приёма детей-сирот в их семьи, при этом 39% не заметили таких позитивных изменений.

Только 43% опрошенных родителей признались, что им полностью хватает материальных средств, выделяемых государством, на содержание приёмных детей. 27% приёмных родителей не удовлетворены объемом материальных выплат и считают их крайне недостаточными. У 59% родителей доход был менее 40 тысяч рублей в месяц до создания приёмной семьи. 91% приёмных родителей отметили, что решение о принятии детей-сирот в свою семью они бы приняли в любом случае, несмотря на высокий доход, при этом 8% полагают, что если бы их экономическое состояние было стабильным и достаточным, то они бы не решились воспитывать детей-сирот. 30% опрошенных отметили, что для них материальная сторона воспитания приёмных детей в своей семье не имеет большого значения.

Большинство родителей указали, что отношения в их семьях совершенно не ухудшились после приема детей (93%), они уверены, что справляются со своими родительскими обязанностями в полном объеме (86%), и полагают, что приёмные дети испытывают эмоциональную привязанность к ним (89% опрошенных). При этом 14% воспитателей сомневаются в том, что являются хорошими родителями и справляются со своими обязанностями, 11% респондентов не уверены в эмоциональной привязанности приёмных детей к ним.

Кроме того, приёмные родители назвали факторы, которые сделали бы их работу в качестве воспитателей более эффективной. К таковым они отнесли следующие: изменить мнение окружающих о приёмной семье в положительную сторону (48%

опрошенных); соблюдать законы морали и нравственности в приёмной семье (27%); чаще проводить обучающие семинары для приёмных родителей (23%); поощрять материально работу успешных родителей (18%); более строго отбирать кандидатов в приёмные родители (11%); повысить ответственность приёмных родителей за свою работу (11%). Воспитатели приёмных детей выразили такие пожелания: обеспечивать медицинское лечение приёмных детей по итогам диспансеризации; предоставлять возможность семейного отдыха в оздоровительных учреждениях, чтобы не разлучать приёмных детей с родителями; оказывать помощь и содействие семьям в приобретении многоместного транспорта; предоставлять отпуск родителям один раз в год; увеличить материальные средства на содержание приёмных детей.

Таким образом, приёмные родители нуждаются в социальной, медицинской, образовательной и экономической поддержке и помощи, которую они рассчитывают получить от государства и учреждений, его представляющих. Помимо опроса воспитателей, нами были опрошены приёмные дети. Подавляющее большинство воспитанников жизнь в семье и качество ухода за ними (качество пищи, одежды и т. д.) полностью устраивают (95% опрошенных). У 87% приёмных детей никогда не возникало мыслей покинуть приёмную семью, они хотят поддерживать отношения с приёмными родителями, когда станут взрослыми, считают, что им повезло попасть в приёмную семью, в которой они воспитываются. Однако 13% респондентов отметили, что время от времени думают о смене семьи, и не хотят продолжения связи со своей приёмной семьей в будущем. 89% детей полагают, что у них установились хорошие отношения с приёмными родителями, что в семье их уважают и любят, однако 11% воспитанников считают, что это не так. 75% приёмных детей отмечают, что в их семьях приёмные родители не унижают, не оскорбляют и физически не наказывают за плохое поведение. При этом 25% воспитанников признались, что в их семьях нередко практикуется применение физического наказания, криков, оскорблений и других дисциплинарных воздействий в ответ на неудовлетворительное поведение. 79% детей указали, что родители часто их хвалят, при этом 21% слышат похвалу крайне редко либо вообще такого не случается.

75% опрошенных свободно пользуются бытовой техникой и средствами коммуникации (телевизором, компьютером, телефоном, магнитофоном и т. д.) в своей приёмной семье. Однако 25% респондентов признались, что им лишь с позволения и под присмотром родителей разрешено это делать. 94% детей считают, что приёмные родители их понимают. У 93% воспитанников есть персональное пространство в семье (комната или место для сна и приготовления уроков), однако у 7% детей нет своего личного пространства. Все дети (100%) отметили, что проживают в хорошо освещённом помещении. 82% приёмных детей имеют домашние обязанности в виде мытья посуды, уборки, поливки цветов и т. д., при этом 18% не имеют таких обязанностей. 93% приёмных детей родители не заставляют делать тяжелую работу, однако 7% регулярно привлекают к тяжелой работе по хозяйству.

69% приёмных детей периодически встречаются со своими кровными родственниками, 31% никогда этого не делают. 84% детей отметили, что перенесли бы воспитательный опыт приёмных родителей в свои семьи, 16% детей не стали бы поступать со своими детьми так же, как приёмные родители поступают с ними.

70% приёмных детей отметили, что их друзья могут свободно приходить к ним в гости, при этом 30% воспитанников не встречаются со своими приятелями на территории приёмной семьи, т. к. родители не одобряют этого.

92% воспитанников признались, что ладят с другими детьми в приёмной семье, 8% испытывают в этом трудности, при этом лишь 58% приёмных детей отметили, что скучают по другим детям в семье, когда их долго не видят, 42% не скучают и не чувствуют связи с ними. 72% приёмных детей отметили, что не часто ссорятся с другими детьми в семье, при этом 28% респондентов признались, что ссорятся с другим детьми с завидной регулярностью. 87% воспитанников не хотели бы воспитываться в единственном числе в приёмной семье, однако 13% мечтают быть одним единственным ребенком в семье. 78% приёмных детей считают, что приёмные родители любят их также, как и других детей в семье, однако 22% уверены, что их недолюбливают в

отличие от других воспитанников. 86% детей легко находят общий язык с другими детьми в семье, 14% испытывают трудности с этим. 69% детей редко злятся на других детей в семье, однако 31% злятся довольно часто по самым разным поводам. 77% воспитанников имеют много общих интересов с другими детьми в семье, при этом 23% детей признались, что у них крайне мало общих интересов. 73% детей практически никогда не кричат на других детей в семье, однако 27% кричат на других воспитанников довольно часто. 67% детей предлагают совместные игры другим детям в приёмной семье, 33% практически никогда этого не делают. 95% детей отметили, что им комфортно жить в их приёмных семьях. 55% воспитанников признались, что хотели бы воспитываться с другими своими братьями и сёстрами в приёмной семье, однако 45% не хотят, чтобы у них были другие братья / сёстры.

Проведённое исследование позволяет сформулировать некоторые выводы. Большинство приёмных родителей, как и многие приёмные дети, удовлетворены совместным проживанием в семье, оно приносит им радость, комфорт и приятные чувства. Многие воспитатели и их воспитанники уверены в том, что между ними существует эмоциональная связь. Дети отмечают, что им повезло воспитываться в приёмной семье. Вместе с тем, стоит обратить внимание на некоторые проблемы, выделенные в ходе мониторингового исследования. Итак, в группе приёмных родителей можно говорить о существовании таких проблем, как: несоразмерность физических и психологических вложений и получаемой материальной выгоды, следствием которых являются воспитательная усталость и неуверенность; трудности в установлении и поддержании эмоциональной привязанности с приёмными детьми; отсутствие одобрения и положительного отношения к приёмной семье со стороны ближайшего окружения. В группе приёмных детей были выявлены следующие актуальные проблемы: наличие трудностей у части детей в установлении отношений привязанности с приёмными родителями, что приводит к желанию поскорее покинуть семью, избеганию поддерживать контакты с приёмными родителями в будущем, сомнениям в хороших отношениях с ними, низкому авторитету воспитателей в глазах детей; недостаток теплого эмоционального отношения со стороны приёмных родителей); наличие большого числа требований, ограничений и запретов в жизни детей внутри приёмной семьи (нельзя приглашать друзей в гости, свободно пользоваться средствами коммуникации и бытовой техникой) при этом у немалого числа детей практически отсутствуют обязанности в семье; существуют трудности в установлении эмоциональных связей со сверстниками.

Таким образом, несмотря на общий положительный характер отношений в приёмных семьях, существует немало проблем, требующих глубокой проработки и поиска эффективных решений. В качестве возможных вариантов решения обозначенных выше проблем можно предложить следующие рекомендации, адресованные, прежде всего, специалистам служб сопровождения замещающих семей и представителям органов опеки. На всех этапах функционирования приёмной семьи (начиная с подготовки кандидатов в приёмные родители) важно уделять большое внимание вопросам качества детско-родительских отношений, средствам, позволяющим установить эмоциональную привязанность между воспитателями и их воспитанниками, в частности, расширению репертуара способов выражения положительного отношения к детям, проявления эмоционального тепла. Кроме того, необходимо донести до родителей серьезность проблемы психологической подготовки своего ближайшего окружения к приему детей-сирот. Далее, важно прорабатывать с приёмными родителями необходимость сохранения кровных связей их воспитанников, установления умеренных ограничений и запретов для приёмных детей, определения воспитанникам посильного круга обязанностей, коррекции системы воспитательных мер, исключив из нее унизительные и оскорбительные методы воздействия, пропагандировать воспитание без насилия, формировать ценностное, уважительное и бережное отношение к чужому ребенку. В целом, внедрение обозначенных аспектов в систему сопровождения приёмных семей будет способствовать укреплению детско-родительских отношений, углублению доверия между воспитателями и их воспитанниками, а также формированию эмоциональной связи между ними.

Библиографический список

1. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/35418

2. Устройство детей-сирот в приёмные семьи - в приоритете. Новости прокуратуры РФ. Available at: http://procrf.ru/news/222584-ustroystvo-detey-sirot-v-priemnyie.html

3. В Адыгее увеличилось число семей, желающих взять на воспитание детей-сирот. Портал Южного региона. Available at: http://www. yuga.ru/news/363385/

References

1. O nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gg. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.06.2012 g. № 761. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/35418

2. Ustrojstvo detej-sirot v priemnye sem'i v prioritete. Novostiprokuratury RF. Available at: http://procrf.ru/news/222584-ustroystvo-detey-sirot-v-priemnyie.html

3. V Adygee uvelichilos' chislo semej, zhelayuschih vzyat' na vospitanie detej-sirot. Portal Yuzhnogo regiona. Available at: http://www.yuga.ru/ news/363385/

Статья поступила в редакцию 15.01.16

УДК 159.9

Vyginnaya E.A., postgraduate, Psychology Department, Volgograd branch of the Russian Presidental Academy of National Economy and Public Administration (Volgograd, Russia), Е-mail: e.vyginnaya@gmail.com

TIME PERSPECTIVE OF DRUG ADDICTS IN THE INDICATORS OF FORMALIZED AND PROJECTIVE TECHNIQUES. The

article discusses a problem of study time perspective and life orientations of drug addicts, using non-clinical methods. We analyze the interrelation between concepts "time perspective" (K. Lewin, J. Nuttin, P. Zimbardo, N. Tolstyh) and "chronotope" (A. Ukhtomskij, V. Zinchenko, А. Medvedev). The significance of the study is determined by monitoring and providing feedback to indicate the psychological states. 30 people aged 16 to 32 with drug or alcohol addiction took part in the empirical research. The features of the organization of temporal perspective of drug addicts are orientation on the past, negative mark of life experience, external locus control. The research describes a high range of deviation of the results of the formalized methods from ultra-high to very low in the absence of normal distribution parameters. The article gives possible reasons to this phenomenon.

Key words: time perspective, psychological time, chronotope, life orientations, drug addict, personality.

E.A. Выгинная, аспирант каф. психологии, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград, Е-mail: e.vyginnaya@gmail.com

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА НАРКОЗАВИСИМЫХ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ФОРМАЛИЗОВАННЫХ И ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

В статье обсуждается проблема исследования временной перспективы и смысложизненных ориентаций наркозависимых с помощью неклинических методов. Анализируется соотношение понятий «временная перспектива» (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, Н.Н. Толстых) и «хронотоп» (А.А. Ухтомский, В.П. Зинченко, А.М. Медведев). Значимость исследования определяется возможностью мониторинга и предоставления обратной связи для индикации психологических состояний. В эмпирическом исследовании участвовали 30 человек, в возрасте от 16 до 32 лет, с наркотической или алкогольной зависимостью. Выделены особенности организации временной перспективы наркозависимых. Обсуждается проблема разброса результатов по шкалам методик от сверхвысоких до сверхнизких при отсутствии нормального распределения показателей.

Ключевые слова: временная перспектива, психологическое время, хронотоп, смысложизненные ориентации, наркозависимые, личность

Научная проблема. Актуальность исследования психологии лиц с наркотической зависимостью не требует специального обоснования. Также не требует обоснования необходимость построения программ реабилитации и возвращения наркозависимых к нормальной жизни в обществе и делегирования им ответственности за свою жизнь. Научные основания работы с этим контингентом пациентов и клиентов разработаны в медицинской психологии, патопсихологии, клинической психологии, психологии девиантного поведения, а также в психологии личности и различных направлениях психотерапии. Однако, как и во многих других областях научной и прикладной психологии, концепции и практики напоминают скорее разлетающиеся галактики, всё более теряющие связи друг с другом, чем консолидированный корпус теорий и практик, соответствующий принципу дополнительности. Не претендуя на разработку общей концепции, мы все-таки предприняли попытку объединения уже имеющихся в дискурсе культурно-исторической психологии.

Проблема наркотической и алкогольной зависимости представляется нам «белым пятном» в поле зрения академической психологии, большинство работ, освещающих эту тематику, имеют прикладной характер (программы реабилитации, методички по работе с наркозависимостью). В данной работе нас интересует не различение нормы и патологии как таковой (что можно выявить с помощью клинических методик), а возможность перехода «норма - зависимость - предполагаемая норма» в рамках психологической реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Для отслеживания процессов деградации, стагнации и прогресса

нам нужны такие средства мониторинга, которые могли бы применяться как в «норме», так и в «девиации».

В нашей работе рассматривается такой аспект психологической реальности, как временная перспектива, которая соединяет в одном концепте прошлое, настоящее и будущего в их субъективном оформлении и переживании. Она же - временная перспектива - содержит в себе отражение сосредоточение проблем людей, страдающих зависимостями, и может служить индикатором их психологических состояний.

Краткий обзор работ. Понятие «временная перспектива» (далее также: ВП) имеет давнюю и основательную традицию исследований в психологии личности. Как отмечает К.В. Мартиросян, «понятие временной перспективы было введено Л. Франком при описании субъективного времени человека, включающего прошлое, настоящее и будущее. Затем исследования ВП были продолжены в теории К. Левина. <...> Исследователи ВП (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо и др.) указывают, что содержание и разработанность ВП, её детализация выступают существенной характеристикой сознания человека, связанной с мотиваций его поведения и общим эмоциональным тоном» [1, с. 1572].

В отечественной психологии наиболее развернутые исследования временной перспективе были проведены Н.Н. Толстых. Временная перспектива понимается ею как «заданная культурой форма интенциональности субъекта в единстве ее темпоральных и пространственных характеристик» [2; с. 5]. «Временная перспектива, - пишет Н.Н. Толстых, - является репрезентацией мотивационной сферы, каждый элемент которой (мотив) пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.