Социально-психологический климат и эмоциональное
выгорание
Смирнова И.Е., аспирантка кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ
УДК 37
Социально-психологический климат играет первостепенную роль в формировании психологического и функционального комфорта в профессиональной деятельности человека. Социально-психологический климат можно охарактеризовать с различных точек зрения, в частности, необходимо определить и выявить наличие и частоту стрессогенных ситуаций, авральных способов реализации управленческих решений, возможность возникновения экстремальных условий труда, конфликтогенную обстановку и т.д. [1], [7] Эти факторы характеризуют отрицательные условия социально-психологического климата в организации в целом, что отражается на состоянии персонала, который переживает в связи с этими ситуациями стрессовые состояния, психологические перегрузки, которые вызывают истощение нервной системы и эмоциональное выгорание.
Определяют структуру социально-психологического климата, которую условно подразделяют на две составляющие, а именно:
1. Отношение субъектов взаимодействия друг к другу,
2. Отношение их к труду
Отношения субъектов взаимодействия дифференцируются на отношения по горизонтали (отношение друг к другу) и по вертикали (иерархия соподчинения).
Горизонталь и вертикаль отношений прослеживает не только отношения, регламентированные должностными инструкциями и функциональными обязанностями, но и эмоциональный компонент, который формируется благодаря психическим особенностям каждого отдельного субъекта взаимодействия, как-то способности к эмпатии, аттракции, перцептивным компонентам общения и другими. [6]
В профессиональной деятельности в контексте эмоционального выгорания большую роль играет перцептивный компонент в предмете деятельности человека, то, как он воспринимает свою деятельность. И немаловажное значение имеет положительное или отрицательное эмоциональное отношение к процессу и результату своей профессиональной деятельности. Социальнопсихологический климат влияет на профессиональное выгорание, так как именно в процессе реализации человека в профессии формируется отношение человека к труду, отношение человека к своим сослуживцам и в итоге складывается отношение к себе. Социально-психологический климат, складывающийся из отношений людей друг к другу и к себе, отражается и в отношении людей к обществу в целом, в иерархии ценностных ориентаций.[8]
Именно поэтому важным становится измерение параметров социально -психологического климата.
Для диагностики состояния социально-психологического климата в организации необходимо проводить комплексное обследование персонала и руководства, как-то опрос, тестирование, анкетирование, включённое наблюдение и интерпретацию полученных данных.
Наиболее информативными являются выявленные результаты по улучшению или ухудшению взаимоотношений между сотрудниками, уважение дуг к другу, взаимопомощь, взаимопонимание и т.д.
Для косвенного выявления характеристик социально-психологического климата необходимо выяснять, что может мешать или помогать трудиться с большей отдачей и повышать эффективность труда, которая предполагает множество вариантов ответов, в том числе и собственное мнение опрашиваемого персонала.
Социально-психологический климат наиболее репрезентативно могут демонстрировать данные, отражающие влияние на трудовое поведение, как-то мотивация сотрудников в профессиональной деятельности. Оценка частоты возникающих конфликтов и анализ их причин позволяет изменить параметры социально-психологического климата и в сторону улучшения психологического статуса каждого из сотрудников и корректировать процесс эмоционального выгорания.
Для диагностики социально-психологического климата также необходимо измерить степень удовлетворённости собственной профессиональной деятельностью и деятельностью всей организации.
Результаты замеров социально-психологического климата отражают условия стрессогенного характера и эмоционального выгорания. Это запрашивает исследование стресса как объективно возникающей ответной реакции целостного организма на данные условия.
Исследование стресса, возникающего по первому требованию организма при воздействии раздражителей выше пороговой силы, как в зеркале отражает сущность эмоционального выгорания. [3]
Социальный (при эмоциональном выгорании) раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, вначале воспринимается сенсорными рецепторами нервной системы. Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу.
Термин "стресс" был введен Гансом Селье в 1929 г.[7] Первоначально Селье использовал термин "стресс" для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Стресс-реакцию организма человека как ответ на социальное воздействие рассматривают отечественные ученые Ю. А. Александровский, Л.А. Китаев-Смык, Б.С. Положий, Л.В.Смолова.
В настоящее время термин "стресс" используется для обозначения целого ряда явлений:
1) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
3) сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
5).неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.[5]
Стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических
и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма. Итак, стресс -это неспецифическая универсальная приспособительная адаптационная реакция целостного организма в ответ на сильное раздражение как внешней, так и внутренней среды.[4]
Стрессовую реакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном воздействии, нередко можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (нападения или бегства). В условиях социальной регламентации поведения нет места ни тому, ни другому.
Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так, некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека.
Стресс нередко возникает в результате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает, в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения, профессиональной деятельности.
Сущность стресса как общего адаптационного синдрома ясно излагает сам Селье: "Ни один организм, — подчеркивает он, — не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта вторая стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным возможностям. Но поскольку адаптационная энергия не беспредельна, то, если стрессор продолжает действовать, наступает третья стадия — истощение".[5]
В жизни современного человека стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, что прежде всего проявляет себя в профессиональной деятельности.
Длительные отрицательные воздействия на человеческий организм вызывают помимо психосоматической патологии развитие синдрома эмоционального выгорания. Это результат стрессов от деловых коммуникаций в
профессиональной деятельности. Термин «burnout» («эмоциональное
выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». Синдром эмоционального выгорания
проявляется в: а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б)дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства
профессионального мастерства. [2]
Эмоциональное выгорание как результат истощения адаптационных ресурсов и хронического пребывания в дистрессовой ситуации проявляется и в физическом ухудшении самочувствия, и в изменении психического состояния.
Список литературы
[1]Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2009.
[2]Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999.
[3]Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/ Н.Е.Водопьянова
//Стоматолог. - М.: Медицина, 2002. - № 7.
[4]Горобец Т.Н., Жданов О.И., Секач М.Ф., Храпик В.А. Медицинская акмеология. Уч. пособие.-М.:РАГС.-2005.
[5]Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
[6]Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения/ Под редакцией В.А. Ядова. - Спб., «Наука», 2006.
[7]Селье Г. Стресс без дистресса . - М.,1979.
[8]Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-
психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.