Научная статья на тему 'Социально-психологический аспект детерминации состояния «Выгорания» специалистов сферы социальной работы'

Социально-психологический аспект детерминации состояния «Выгорания» специалистов сферы социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никишина Вера Борисовна, Ушакова Татьяна Александровна

Рассматривается состояние «выгорания» как физическое, эмоциональное и психическое истощение у специалистов социальной работы и у социальных работников, детерминируемое социально-психологическими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никишина Вера Борисовна, Ушакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический аспект детерминации состояния «Выгорания» специалистов сферы социальной работы»

В.Б. НИКИШИНА, Т.А. УШАКОВА (Курск)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕТЕРМИНАЦИИ СОСТОЯНИЯ «ВЫГОРАНИЯ» СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рассматривается состояние «выгорания» как физическое, эмоциональное и психическое истощение у специалистов социальной работы и у социальных работников, детерминируемое

социально-психологическими факторами.

Состояние «выгорания» возникает у специалистов в контексте профессионально-деятельностных отношений в системе «человек - человек», которые характеризуются большим количеством эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных отношений, следствием которых являются снижение профессиональной мотивации, редукция профессиональных достижений и истощение. Понятие «выгорание» используют для обозначения переживания человеком физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в эмоционально напряженные и значимые ситуации (Ильин 2005). Существует множество синонимов понятия: «эмоциональное выгорание» (Ргеис1епзЬегдег 1974), «эмоциональное сгорание» (Бойко 1996), «профессиональный стресс» (Абабков, Пере 2004), «психическое выгорание» (Орел 2006), «синдром выгорания» (Водопьянова, Старченкова 2005).

Современные подходы к исследованию состояния «выгорания» можно дифференцировать на два основных: результативный и процессуальный. Представители результативного подхода рассматривают «выгорание» как состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов (составляющих). Так, согласно концепции К. Маслач (1984), «выгорание» включает в себя три составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. В рамках процессуального подхода «выгорание» рассматривается как процесс, протекающий в ходе профессионального развития человека и имеющий стадиальный характер. В.В. Бойко (1996) рассматривает процесс выгорания через последо-

вательность формирования синдрома эмоционального выгорания, выделяет фазы напряжения, резистенции и истощения, о степени выраженности которых свидетельствует уровень сформированности определенных симптомов.

Традиционно состояние «выгорания» рассматривается со стороны внешних и внутренних детерминант (факторов). Внутренние детерминанты представлены индивидуально-личностными особенностями, внешние - социально-психологическими, организационными аспектами и содержанием деятельности. Организационные детерминанты включают в себя условия работы, рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня, содержание деятельности; они усложняются, если велики число клиентов с наличием проблем, глубина контактов, когда требуется участие в принятии значимых решений. Социально-психологические детерминанты связаны с ролевой конфликтностью, стилем межличностных отношений, неблагоприятным психологическим климатом в коллективе. Психологический климат выступает как относительно устойчивый и типичный для коллектива эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда). В детерминационном анализе состояния «выгорания» выделяют в качестве факторов его возникновения ролевые конфликты, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность в профессиональной деятельности (SchaufeH, Ehzmann 1998). Под ролевым конфликтом понимается противоречие между функциями, которые выполняет работник. Ролевая неопределенность предполагает отсутствие значимой информации для эффективного выполнения деятельности. Ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация выполнения работы.

Осо бенность социально -психологиче -ских факторов в профессиональной деятельности специалистов социальной работы, имеющих высшее образование, и социальных работников, не имеющих высшего образования, проявляется в высоком уровне ответственности, в обязанности осуществлять ежедневное эмоционально

© Никишина В.Б., Ушакова Т.А., 2008

Рис. 1. Гистограмма средних значений показателей типов поведения в конфликтных ситуациях специалистов социальной работы и социальных работников

насыщенное длительное общение с различными людьми.

Целью настоящей работы являлось изучение социально-психологических детерминант (тип поведения в конфликтных ситуациях, стиль межличностных отношений , социально-психологический климат в коллективе) состояния «выгорания» у специалистов социальной работы и социальных работников. Для достижения поставленной цели были использованы следующие психодиагностические методики: опросник «Эмоциональное выгорание» (Бойко 1996); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) (Собчик 2003), «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» (Миха-люк; Шалыто 2004); «Тест описания поведения» (Томаса 1981). Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ <^ТАТ^Т1КА 6.0».

Для реализации цели и задач исследования на базе социальных служб г. Курска и Курской области было обследовано 78 специалистов социальной работы. Это женщины в возрасте 37,29±7,61 лет, стаж работы которых составил 8,7±2,4 лет, образование преимущественно высшее. Одновременно с этим изучались особенности 42 социальных работников, женщин в возрасте 39,54±7,96 лет, стаж работы которых был 9,71±3,09 лет, а образование -среднее профессиональное. Специфика деятельности у специалистов социальной работы - это работа с разновозрастным контингентом, неустойчивые контакты (с различными клиентскими группами). Деятельность социальных работников связа-

на с одновозрастным контингентом (с одной клиентской группой), с относительно устойчивыми контактами (с одними и теми же клиентами длительное время).

Согласно концептуальной модели социально-психологической детерминации состояния «выгорания», были выделены и исследованы ее составляющие: тип поведения в конфликтных ситуациях, стиль межличностных отношений, социальнопсихологический климат в коллективе.

По итогам изучения влияния типов поведения в конфликтных ситуациях специалистов социальной работы и социальных работников как детерминанты состояния «выгорания» получены результаты, представленные на рис. 1.

По данным анализа средних значений показателей, типы поведения в конфликтных ситуациях специалистов социальной работы и социальных работников проявляются в соотносимо высоком уровне выраженности стратегий компромисса

(Хср.=7,77; Хср.=7,78) и избегания

(Хср.=7,35; Хср.=7,45). Компромисс представляет собой расположенность работника к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижений, частичного удовлетворения своих интересов. Избегание характеризуется отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и прилагать активные усилия для осуществления собственных интересов. У специалистов социальной работы и социальных работников обнаружены самые низкие показатели средних значений соперничества как типа поведения в конфликтных ситуациях (Хср.=2,90; Хср. = 1,97). Соперничество связано со стремлением добиваться

X ср. (баллы)

1 2 3 4 5 6 7 8

Стиль межличностных отношений

Условные обозначения: 1 - властный-лидирующий; 2 - независимый-доминирующий; 3 - прямолинейный-агрессивный; 4 - недоверчивый-скептический; 5 - покорный-застенчивый; 6 - зависимый-послушный; 7 - сотрудничающий-конвенциальный; 8 -ответственный-великодушный

Рис. 2. Гистограмма средних значений показателей стилей межличностных отношений специалистов социальной работы и социальных работников

своих целей или ориентироваться на свои интересы, игнорируя интересы других.

Выявлены значимые различия типов поведения в конфликтных ситуациях у специалистов социальной работы и социальных работников по соперничеству и приспособлению (иэмп.=709,00; иэмп.=786,50 при икр.=839). Полученные результаты свидетельствуют о преимущественных тенденциях в поведении социальных работников сглаживать конфликтные ситуации, сохранять гармонию во взаимоотношениях. Специалисты социальной работы в большой степени ориентированы на активность и самостоятельность.

У социальных работников, ориентированных на соперничество и избегание, выявлены значимые различия по показателям состояния «выгорания» на фазах «напряжение» (Нэмп.=15,19; Нкр.=9,49) и «истощение» (Нэмп.=10,95; Нкр.=9,49). У специалистов социальной работы, ориентированных на приспособление и сотрудничество, значимые различия показателей состояния «выгорания» обнаружены на фазе «напряжение» (Нэмп.=10,04; Нкр.=9,49). Следовательно, стратегии соперничества и избегания у социальных работников, приспособления и сотрудничества у специалистов социальной

работы могут рассматриваться в качестве пускового механизма «выгорания».

Изучено влияние стиля межличностных отношений на возникновение состояния «выгорания» у специалистов социальной работы и социальных работников. Средние значения показателей стиля межличностных отношений специалистов социальной работы и социальных работников проявляются в соотносимо высоком уровне выраженности ответственно-великодушного (Хср.=6,82; Хср.=8,38) и сотрудничающе-кон-венциального стилей (Хср.=6,77; Хср.=7,48), что выражается в готовности помогать окружающим, развитом чувстве ответственности, стремлении к тесному сотрудничеству, дружелюбным отношениям с окружающими. У специалистов социальной работы и социальных работников обнаружены низкие средние значения показателя недоверчивоскептического стиля межличностных отношений (Хср.=2,43; Хср.=2,14), который характеризуется склонностью к критицизму, недовольством другими и подозрительностью (рис. 2).

У социальных работников и специалистов социальной работы выявлены значимые различия показателей по прямолинейно-агрессивному, покорно-застенчи-

вому и зависимо-послушному и ответственно-великодушному стилям межличностных отношений (иэмп.=774,00; Шмп.=693,50; иэмп.=609,50; Шмп.=822,50 при икр.=839).

По полученным результатам прослеживается тенденция, специфичная для специалистов социальной работы, которая проявляется в том, что недоверчиво-скептический и покорно-застенчивый стили межличностных отношений усиливают эмоциональное «выгорание» на фазе напряжения (Нэмп.=15,22; Нкр. = 14,07). У социальных работников в трех фазах эмоционального «выгорания» значимых различий по всем исследуемым стилям межличностных отношений не выявлено.

Выявлено влияние социально-психологического климата в коллективе на возникновение состояния «выгорания». Во-первых, обнаружено преобладание благоприятного социально-психологического климата в коллективе как у специалистов социальной работы, так и у социальных работников. Во-вторых, отмечено отсутствие значимых различий по показателям состояния «выгорания» во всех трех фазах по когнитивному, поведенческому и эмоциональному компонентам социально-психологического климата в коллективе.

На основании результатов исследования влияния социально-психологических факторов на состояние «выгорания» у специалистов социальной работы и социальных работников можно сделать следующие выводы:

1. У социальных работников преобладающими типами поведения в конфликтных ситуациях являются соперничество и избегание, которые провоцируют состояние «выгорания» в фазах напряжения и истощения. У специалистов социальной работы преобладающие типы поведения в конфликте - приспособление и сотрудничество - способствуют возникновению состояния «выгорания» в фазе напряжения.

2. В общении специалистов социальной работы значимо проявляются недоверчиво-скептический и покорно-застенчивый стили межличностных отношений, которые во многом определяют возникновение состояния «выгорания» в фазе напряжения. У социальных работников в трех фазах эмоционального выгорания значимых различий по всем исследуемым стилям межличностных отношений не выявлено.

3. Специалисты социальной работы и социальные работники оценивают соци-

ально-психологический климат по всем трем компонентам (когнитивный, поведенческий, эмоциональный) как благоприятный, не влияющий на возникновение состояния «выгорания».

Полученные результаты могут быть использованы для построения стратегии профилактики состояния «выгорания» у специалистов социальной работы и социальных работников.

Литература

Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. СПб.: Речь, 2004. 166 с.

Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.

Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. 472 с.

Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. СПб.: 2005. 412с.

Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... д-ра психол. наук / В.Е. Орел Ярославль, 2005. 449с.

Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. ... канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. Ярославль, 2001. 158 с.

Beehr, T.A. Human stress and cognition in organizations / T.A. Beehr. N .Y.: John Wiley and Sons, 1985.

Cherniss, C. Stuff burnout: Job stress in the human services / C. Cherniss. Beverli Hills, CA: Sage,1994.

Freudenberger, HJ. Staff burnout / HJ. Freudenberger // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159 - 165.

Maslach, C. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers /

C. Maslach, S.E. Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189 - 212.

Pines, A.M. Burnout: from tedium to personal growth / A.M. Pines, E. Aronson. N.Y., 1981. 229 p.

Schaufeli, W.B. The burnout companion to study and practice: A critical analysis /

W.B. Schaufeli, D. Enzmann.Washington DC: Taylor & France, 1998. 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.