Научная статья на тему 'Социально-психологические закономерности формирования позитивных ожиданий студенчества по отношению к научно-исследовательской деятельности'

Социально-психологические закономерности формирования позитивных ожиданий студенчества по отношению к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОЖИДАНИЯ / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / АКТИВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов В.В., Тышковский А.В., Филиппов А.В.

статья посвящена исследованию социально-психологических закономерностей активизации научно-исследовательской деятельности студентов. В качестве фактора, создающего внутриличностные условия для успешной самореализации субъекта в сфере научной деятельности, рассмотрены ожидания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балашов В.В., Тышковский А.В., Филиппов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические закономерности формирования позитивных ожиданий студенчества по отношению к научно-исследовательской деятельности»

В. В. Балашов А. В. Тышковский А.В. Филиппов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНЧЕСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FORMING OF STUDENTS' POSITIVE EXPECTATIONS OF RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация: статья посвящена исследованию социально-психологических закономерностей активизации научно-исследовательской деятельности студентов. В качестве фактора, создающего внутриличностные условия для успешной самореализации субъекта в сфере научной деятельности, рассмотрены ожидания.

Ключевые слова: личность, субъект, поведение, мотивация, ожидания, научно-исследовательская деятельность, студенчество, социальная оценка, активность, ценности, установки.

Abstract: the article investigates the social-psychological patterns which enhance students' research activities. Expectations are being considered as a key factor in creating the conditions for successful intrapersonal self-realization of the subject in the field of scientific activity.

Keywords: personality, subject, behavior, motivation, expectations, research activities, students, social evaluation, activity, values, attitudes.

Актуальность проблемы формирования ожиданий студенчества в сфере научно-исследовательской деятельности очевидна. Ожидания являются фактором, регулирующим поведение индивида в разных ситуациях жизнедеятельности, в том числе, выполняют функцию социальной ориентации, что приобретает особое значение в условиях неопределенности.

Очевидно, что поведение личности в актуальной ситуации может быть многовариантным. Существуют направления поведения, которые напрашиваются сами собой, в силу имеющегося социального опыта. Есть направления, которые обретают возможность после напряженной мыслительной деятельности. Каждое из направлений поведения может быть охарактеризовано с различных точек зрения:

- усилий, необходимых для достижения цели;

- затрат времени, требуемых для достижения результата;

- необходимости привлечения посторонней помощи;

- социальной одобряемости совершаемых поступков и пр.

Личности присуще желание оценивать последствия возможных шагов в ситуации взаимодействия. Оценка осуществляется, как минимум, с точки зрения вероятности события (или результата) и желательности тех последствий, к которым оно приведет. Вероятность события и его желательность представляются ключевыми признаками, по которым личность производит оценку в первую очередь.

Действительно, если результат оценивается как желательный, то личность будет наращивать активность в своих усилиях по достижению этого результата. И наоборот, построит свое поведение так, чтобы избежать нежелательного поворота событий. Если событие или результат относятся личностью к разряду маловероятных, то для многих людей достижение этого результата может остаться красивой мечтой. Высокая вероятность получения интересующего результата укрепляет стремление личности достичь его. Важную роль здесь должны сыграть антиципативные способности.

Так как и сама ситуация поведения, и результаты, достигнутые в ней, имеют определенную значимость и ценность для личности, возникает необходимость в оценке трудностей на возможном направлении поведения, а также причин, побуждающих избегать тех или иных ситуаций и направлений их развития. Естественно желание личности предвидеть возможные сложности и проблемы на пути к поставленной цели.

Способность продумать и оценить препятствия - атрибутивный признак рационального поведения любой личности. Иногда эта оценка приводит к тому, что некоторые направления поведения личность оценивает, как неприемлемые и старается их избегать. Понятно, что не каждая цель оправдывает любые средства и затраты.

Существенным ситуационным фактором формирования ожиданий является опыт значимых других [4]. Обращение к опыту других людей, бывавших в подобных ситуациях, значительно расширяет возможности в анализе самой ситуации, в определении возможных направлений развития ситуации, а также в выборе приоритетных направлений поведения. Это особенно важно для личности, у которой в силу тех или иных обстоятельств, собственный опыт носит ограниченный характер. Например, у молодежи в ситуации выборе профессии.

И, наконец, представляется важным включить в число ситуационных факторов оценку внешних возможностей поведения. Этот фактор напрямую связан с социальной обусловленностью предложенной модели ожиданий. В своем взаимодействии с обществом личность постоянно получает сигналы о социальной одобряемости его намерений и поступков или же о девиантности оных. Социально одобряемые формы поведения получают поддержку общества в той или иной форме, соответствующей актуальной ситуации и возможностям общества. Девиантная активность подвергается санкциям в том или ином виде.

Вторую большую группу детерминант ожиданий образуют личностные факторы субъекта. В их число входят потребностно-мотивационные факторы, ценности, аттитюды, факторы самооценки, фактор поисковой активности и опыт взаимодействия

[4].

Исходным фактором, направляющим поведение, являются потребности личности. Потребности определяют актуальную мотивацию. Как известно, формой проявления познавательной потребности является интерес. Заинтересованность обеспечивает направленность личности на осознание ее целей и тем самым способствует более полному и глубокому отражению ситуации. Это в свою очередь позволяет сформировать предпочтения в отношении путей и средств достижения желаемого результата. Предпочтения устанавливают критерии отбора лучшего из возможного.

Фактор ценностей, являясь продуктом жизнедеятельности социальных групп и общества в целом, формирует представление об атрибутах должного в различных сферах жизни. Личностные ценности служат связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием. Они отражаются в сознании личности в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции поведения субъекта.

Ценности и мотивы выступают в качестве основы для формирования намерений личности в ситуации поведения. Намерения, представляя собой замысел достижения предполагаемого результата, выступают как момент внутренней подготовки личности к осуществлению целенаправленных поступков или действий. Намерения предполагают выбор соответствующих средств, с помощью которых личность собирается достичь поставленной цели. Они сочетают в себе аффективные и интеллектуальные компоненты.

Еще один важным личностным фактором, детерминирующим формирование ожиданий, являются аттитюды. В социальной психологии аттитюды рассматриваются как субъективные ориентации субъектов на те или иные ценности, предписывающие им определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий). Аттитюды определяют отношения личности к тем или иным социальным объектам, устойчивость социального поведения, а также прогнозирование возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Таким образом, наряду с намерениями аттитюды задают возможные поведенческие рамки достижения желаемого результата.

На ожидания личности существенное влияние может оказать характер самооценки. Самооценка выступает существенным компонентом представлений о себе, своих возможностях, навыках, места среди других людей, готовности к определенному виду деятельности или поведения. Самооценка является важным регулятором поведения и оказывает сильное влияние на его результативность. Адекватность

ожиданий в большой степени зависит от осознаваемости навыков, которыми располагает личность применительно к актуальной ситуации, а также от степени готовности к осуществлению необходимых действий или поступков.

Характер ожиданий во многом зависит и от уровня поисковой активности, которую проявляет личность для удовлетворения своих потребностей [4]. Высокий уровень поисковой активности в значительной степени может расширить как представления о самой актуальной ситуации, так и о тех возможностях для удовлетворения потребностей, которые в ней скрыты. И наоборот, низкий уровень поисковой активности существенным образом сужает возможности личности и негативным образом влияет на характер ожиданий.

И, наконец, такой фактор, как опыт взаимодействия личности в аналогичных ситуациях. Активное практическое взаимодействие с окружающим миром приводит к отражению в сознании людей законов этого мира и общественной практики. В результате такого взаимодействия человек приобретает практически усвоенные знания, навыки и умения. Опыт имеет исключительно большую ценность для личности, поскольку является его собственным достижением вне зависимости от того положительный этот опыт или отрицательный. Опыт позволяет проще и эффективнее решать многие ситуации, давая возможность избегать лишних проблем и применять уже опробованные средства достижения желаемого результата. Справедливости ради, надо отметить, что иногда опыт провоцирует использовать уже известные ходы и ограничивает творческий поиск. В этом случае опыт не помогает достижению поставленной цели.

Таким образом, ожидания как социально-психологическая категория складываются под влиянием двух указанных групп детерминант. Их суммарное воздействие приводит к формированию адекватных или неадекватных ситуации ожиданий. Адекватность определяется исходя из соответствия ожиданий реальным возможностям, заложенным в ситуации. В итоге поведение личности приводит к результату, который можно оценить по шкале "успех - неудача". Само отнесение результата к той или иной категории во многом зависит от социального контекста, который в данном случае может быть представлен воздействием, как минимум, ценностей общества, референтной для индивида группы и групповых аттитюдов.

В свою очередь, результат того или иного качества оказывает влияние, как на ситуационные, так и на личностные факторы ожиданий. В ситуационных факторах результат наиболее сильное воздействие оказывает на оценку возможных последствий взаимодействия с точки зрения и вероятности, и желательности. Личность дает оценку того что в итоге она достигла, насколько это было возможно и стоило ли это тех усилий, которые она приложила, и тех затрат, которые ей пришлось понести. Таким образом, происходит корректировка индивидуальных шкал желательности и вероятности последствий.

Помимо этого, качество достигнутого результата непосредственным образом влияет на характер самооценки. Успех всегда способствует более оптимистичной оценке собственных навыков, способностей, возможностей и других атрибутов самооценки. Неудача всегда негативно сказывается на самооценке личности. Масштабы и длительность этих динамических изменений напрямую связаны и с индивидуально-психологическими особенностями человека и с уровнем его зависимости от социального окружения.

Качество достигнутого результата не может не сказаться и на характере потребностей человека. Успех, как правило, способствует развитию, дифференциации потребностной сферы. Неудача, в лучшем случае, не внесет существенных изменений в потребностях, а подтолкнет личность к поиску других возможностей их удовлетворения. В худшем случае, неудача может привести к отказу от части потребностей вообще или к тому, что их удовлетворение будет отложено на другое время. Через потребности влияние достигнутого результата прослеживается и на особенностях мотивационной сферы, и на намерениях личности.

Своей спецификой отличается и взаимосвязь качества полученного результата и поисковой активности. Неудача, если она не носит подавляющий и разрушающий

характер, будет способствовать усилению поисковой активности в сфере возможных способов удовлетворения потребностей. Успех будет стимулировать к развитию избранное направление поведения, т.к. личность получила позитивное подкрепление.

И, наконец, влияние результата на опыт личности. Здесь влияние самое очевидное, поскольку именно в опыте и представлены все прошлые успехи или неудачи в ситуациях, в которых находился человек. Опыт, как личный архив человека, позволяет ему делать обобщения выявленных закономерностей, устанавливать адекватность тех или иных форм поведения. Опыт в значительной мере упрощает процесс принятия решений в самых разных ситуациях [4].

Как это видно, предложенная концептуальная модель ожиданий является весьма динамичной системой. Факторы, влияющие на формирование ожиданий, сами по себе отличаются в большинстве своем довольно высокой изменчивостью. Их текущее состояние может заметным образом измениться даже в ближайшей перспективе. Кроме того, как и любая система, данная модель имеет каналы обратной связи, через которые осуществляется коррекция функционирования системы в зависимости от ее результативности.

Одновременно, представляется необходимым отметить, что существует текущая и пролонгированная динамика ожиданий. Текущая динамика в большей степени зависит от специфики условий поведения и актуальных характеристик личности как субъекта поведения. Но со временем количественные изменения могут перерасти в качественные, могут существенным образом измениться условия, в которых протекает жизнь личности, и тогда претерпят качественные изменения и сами ожидания.

Таковы основные социально-психологические закономерности формирования ожиданий личности, представленные на уровне концептуальной модели изучаемого понятия. Выделение ключевых факторов, влияющих на формирование ожиданий, установление взаимосвязей между этими факторами и ожиданиями личности, наличие обратной связи в предложенной системе, включенность в социальный контекст позволяет не только описывать процессы формирования ожиданий, но и объяснять их природу в различных ситуациях жизнедеятельности личности.

Как было установлено ранее, жизненные цели студентов в главном направлены на достижение быстрого материального успеха. Остальные цели носят второстепенный или подчиненной главной характер. Именно этот фактор оказывает существенное влияние на оценку предпочтительности тех или иных видов деятельности, доступных студенту в период обучения и доступных сразу после окончания обучения. Это объясняет отсутствие у большинства студентов желания продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре, т.к. это обучение, по их мнению, не ведет прямо к поставленной цели. Труд ученого или преподавателя не престижен, тяжел и малооплачиваем.

В представлениях студентов выбор науки как сферы профессиональной деятельности требует больших усилий, больших временных затрат для достижения желаемого результата [1; 6]. Здесь не обойтись без посторонней помощи, как в освоении этого вида профессиональной деятельности, так и в карьерном продвижении. Общество внешне одобряет и поощряет выбор такой профессии, но практические шаги государства заставляют сомневаться в действенности такой поддержки. Не зря множество молодых талантливых ученых ищут возможности для профессиональной самореализации в других странах.

В этих неблагоприятных условиях наука может привлечь внимание только той части студенчества, которой свойственна высокая мотивация к познавательной деятельности и достаточно развитые способности к творчеству. Ясно, что доля таких субъектов в студенческой массе весьма ограничена. Этим и определяется ценность таких студентов.

Установлено, что существенным ситуационным фактором формирования ожиданий является опыт значимых других. В условиях скудного представления студентов о науке, опыт других людей может сыграть решающую роль в профессиональном выборе молодого человека. Однако далеко не у каждого есть знакомые, занятые в сфере науки и, тем более, добившиеся в ней заметных успехов.

Здесь велика роль преподавателя, который не только успешно решает задачи обучения по той или иной дисциплине. Именно преподаватель может стать тем значимым другим, у которого есть позитивный опыт научной деятельности и который готов поделиться своим опытом.

Теперь обратимся к анализу влияния личностных факторов на формирование позитивных ожиданий студентов к научной деятельности. К числу таких факторов относятся потребности и мотивы, ценности, аттитюды, характер самооценки, поисковая активность и опыт взаимодействия.

Для современного вуза типична ситуация, когда мотивированный к учебе студент 1-го или 2-го курса начинает задавать вопросы об особенностях научной деятельности [5]. Эти вопросы свидетельствуют о том, что, с одной стороны, наука всё же имеет некую привлекательность для такой категории студенчества, а, с другой стороны, что они находятся в полном информационном вакууме о науке как такой. Случается, что аспиранты 1 года обучения задают вопросы: что такое тезисы и как их написать? Это спрашивают люди, организационно уже включенные в научную деятельность [1; 2].

Задача преподавателя в этом смысле заключается в том, чтобы в процессе обучения провоцировать проявление студентами познавательной потребности, поощрять заинтересованность в знакомстве с научной деятельностью. Делать это можно, не только сообщая на лекциях об интересных результатах фундаментальных и прикладных исследований. Студента можно вовлекать в научную работу, преподнося это не как способ заработать маленькие деньги, а как предоставление возможности войти в круг посвященных, обладающих исключительными способностями и талантами.

Фактор ценностей определяет выбор содержания профессиональной деятельности, а самое главное - выбор образа жизни, связанного с профессией. Первый выбор доступен для понимания многими. Кому-то нравится манипулировать физическими предметами, и тогда молодой человек становится такелажником, водителем, наконец, спортсменом. Другого привлекают манипуляции с символами, идеями, понятиями. И тогда молодой человек становится «белым воротничком». Только социально зрелые молодые люди выбирают образ жизни как концентрированное выражение своих ценностей. А профессия (например, наука) становится средством реализации этих ценностей [2; 3].

Избирательность отношения, устойчивость социального поведения личности определяют её аттитюды. Непосредственное педагогическое взаимодействие в процессе обучения создает реальные возможности для развития и коррекции аттитюдов молодых людей в отношении научной деятельности. Подкрепление соответствующих субъективных ориентаций на те или иные ценности задают возможные поведенческие рамки достижения желаемого результата - включения студента в научную работу.

Содержание ожиданий студента во многом зависит от характера его самооценки применительно к учебной и, возможно, научной деятельности [4; 6]. Большую роль в освоении науки как сферы деятельности играет грамотная постановка задач перед студентом (по степени их сложности) и достижение первого положительного результата. Если освоение новой сферы деятельности начинается с череды неудач, которая личность приписывает себе лично, очень велика вероятность того, что произойдет отказ от освоения этой работы в принципе [4]. Одну из ведущих ролей в этой ситуации играет доступность информации о сложности предстоящей работы и адекватность представлений человека о своих знаниях, умениях и навыках. Сочетание этих двух компонентов приводит к готовности осуществлять необходимые действия или поступки. Осуществленные действия и поступки составляют индивидуальный опыт взаимодействия личности в аналогичных ситуациях. Этот опыт может подсказать эффективные способы решения ситуации

Заметную роль в формировании ожиданий играет уровень поисковой активности студента в удовлетворении его познавательных потребностей. Эту активность можно некоторым образом подкреплять, но по своей психологической природе уровень поисковой активности определяется мотивацией человека.

Литература

1. Балябина Т. А. Проблемы российских выпускников высшей школы на рынке труда. // Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России. - М., 1995.

2. Высшая школа в зеркале социологии. Информационный бюллетень Социоцентра Госкомвуза. 1994. № 2.

3. Садовничий В.А. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. - М., 1995.

1. Тышковский А.В. Ожидания индивида и профессиональный выбор. - М.,

1998.

2. Ученье-тьма. // Промышленник России. - М., 2011, №9 (130).

3. Формирование личности, ориентированной на научно-исследовательскую

деятельность: методологические основы: учебное пособие / Балашов В.В., Ускова Д.Н., Быкова А.В. и др. - М., ГУУ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.