Научная статья на тему 'Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности'

Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5726
807
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сычёва Т. Ю.

В статье рассматриваются методические предпосылки социально-психологических установок в рамках исследований грузинской школы авторов под руководством Д.Н.Узнадзе. автор рассматривает взаимосвязь социально-психологических установок, и, в частности, коммуникативной установки в общении и морального сознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сычёва Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL AIMS AS THE FACTOR DETERMINING MORAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY

The article deals with methodical prerequisites for social and psychological aims in the context of the research made by Georgian school of authors under the direction of D.N. Uznadze. The author shows interrelationship between social and psychological aims, in particular communicative aim in relations, and moral consciousness of the personality.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности»

УДК 159,9

Т.Ю. Сычёва

СГГ А, Новосибирск

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются методические предпосылки социально-психологических установок в рамках исследований грузинской школы авторов под руководством Д.Н.Узнадзе. автор рассматривает взаимосвязь социально-психологических установок, и, в частности, коммуникативной установки в общении и морального сознания личности.

T.Yu. Sytcheva SSGA, Novosibirsk

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL AIMS AS THE FACTOR DETERMINING MORAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY

The article deals with methodical prerequisites for social and psychological aims in the context of the research made by Georgian school of authors under the direction of D.N. Uznadze. The author shows interrelationship between social and psychological aims, in particular communicative aim in relations, and moral consciousness of the personality.

Проблема морального развития личности составляет одну из главных задач современного общества. Исследование морали, как системы ценностей и требований, регулирующих социальное взаимодействие людей, является одной из значимых и актуальных проблем психологии. Для современной психологии характерна ориентация на человека в единстве всех линий развития - его жизненного пути, цели существования, средств достижения этих целей. Во главу угла ставится неповторимость, уникальность и своеобразие отдельной личности. Уникальность и своеобразие отдельной личности, её индивидуальность в значительной степени определяется нравственным развитием.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование морально зрелой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий, как со стороны самой личности, так и со стороны ближайшего окружения и общества вцелом. Эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для культурно-нравственного совершенствования человека. В процессе нравственного становления реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества.

К сожалению, современное общество не предлагает единых нравственных ориентиров. Моральное развитие - процесс нелинейный, он разворачивается на фоне многочисленных противоречий. Современная

мораль, регулирующая деятельность общества, довольно размыта. Разные слои общества ориентированы на разные ценности, которые порой носят противоречивый характер. В этих условиях существенно осложнён процесс формирования нравственной позиции личности. Именно в динамике процесса развития, в изменениях структуры морального сознания можно выделить факторы, которые определяют ход нравственного развития, оказывают на него непосредственное влияние.

Перед осуществлением любой деятельности человек психологически готовится к её осуществлению, причём этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Д.Н. Узнадзе назвал установкой [Д.Н. Узнадзе, 1966]. Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Впервые феномен установки был отнесён к сфере бессознательных психических явлений З. Фрейдом [А.Г. Асмолов, 1977], который придал данному понятию фундаментальное значение в психологии. Энергетическую базу психической жизни, по мнению Фрейда, создаёт именно это бессознательное психическое, постижение содержания которого, перенос в сознание, требует специфической работы, специального анализа психики.

Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства её удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка - готовность к совершению определённого действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека. [Д.Н. Узнадзе, 1966].

Перед каждым актом поведения субъекта возникает своеобразное динамическое состояние - установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестаёт существовать, уступая место иной установке.

Узнадзе также охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, её сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

1) Динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

2) Статичный, к нему можно отнести тех людей, чьё поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

3) Вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

В соответствии с основными структурными единицами деятельности (деятельность, действие, операция) выделяются уровни смысловых, целевых и операционных установок, а также уровень психофизиологических механизмов установки. Общая функция установок любого уровня в регуляции деятельности характеризуется тремя следующими моментами:

- Установка определяет устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности и выступает как механизм стабилизации деятельности личности, позволяющий сохранить её направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

- Установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

- Установка может выступать в качестве фактора, обусловливающего инерционность, косность динамики деятельности и затрудняющего приспособление к новым ситуациям [Д.Н. Узнадзе, 1966].

Одно из важных положений теории установки заключается в том, что существуют разные формы психической активности. Главные из них -установка и объективация. Объективация понимается как задержка или прекращение реализации имеющейся установки, приостановка соответствующей деятельности. Акт объективации включает в себя идентификацию того, что переживается сейчас, с тем, что переживалось только что перед этим, осознание их тождества, закрепляемого актом номинации в речи. В этом акте заключено познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: морально-душевный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведения, мешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способности объективации заключён механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от личностной, психологической установки к социально-психологической установке. Этот переход успешно осуществлен Ш.А. Надираишвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня. На первом уровне физическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи - практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается

система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения - теоретическая деятельность. Уже на этом уровне обозначается связь морального сознания и установок личности.

На третьем уровне ситуацию характеризует социальная действительность в широком смысле слова. В сферу потребностей включаются - социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, нравственное поведение, автопортрет. Процесс принятия решения на основе этих психологических образований приводит к формированию установки социального поведения. Заключительным звеном реализации психической активности на этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляется во всех элементах реализации активности на третьем уровне. Синтетическим выражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являются потребности «Я» или личностные потребности человека как социального существа. В их состав включаются мотивационно -ориентированные психические образования - ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценность социального поведения [Ш.А. Надираишвили, 1974].

Центральное место в данной социально-психологической концепции занимает анализ социальной установки. Установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в её формировании наряду с другими факторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создаётся на третьем уровне, а осуществляемое на её основе поведение даёт личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений [Ш.А. Надираишвили, 1974].

Таким образом, социально-психологические установки - это нечто иное, чем состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие установка следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию -готовность к определённому поведению в конкретной ситуации.

Осуществляемое личностью нравственное поведение характеризуется более сложной структурой по сравнению с теоретическим и практическим поведением. Оно осуществляется только в социальных условиях, соответствует интересам других людей, общественным требованиям, главным из которых является соблюдение моральных принципов, и представляет собой результат активности человека как социального существа.

Разработанные в школе Д.Н. Узнадзе идеи послужили отправными моментами в создании диспозиционной концепции регуляции поведения личности В.А. Ядова. В качестве системообразующего признака или отношения в системе внутренней регуляции социального поведения человека

Ядов выделил диспозиционно-установочные явления. Характеристика иерархической системы диспозиций занимает центральное место в его концепции. В.А. Ядов выделил четыре уровня этой иерархии. Эти уровни отличаются друг от друга разным составом условий деятельности, потребностей и установок, и различным соотношением в них этих элементов. Так, на первом, нижнем уровне условия деятельности - простейшие. Потребности - элементарные, жизненно-необходимые или витальные. В этих условиях формируется система фиксированных установок (по Узнадзе), на этом уровне нет ещё ни ситуации, ни потребностей. Поведенческая готовность к действию закреплена предшествующим опытом.

На втором уровне диспозиционной системы возникают социальные установки. Они содержат в себе три компонента: эмоциональный, или оценочный, когнитивный, или рассудочный и поведенческий. Потребности этого уровня - социальные. Это, прежде всего, потребность во включении человека в контактные группы. Ситуации поведения - это социальные ситуации. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов и отдельных социальных ситуаций.

Третий диспозиционный уровень - общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности. По мнению автора концепции, возникают базовые социальные установки. Социальные потребности становятся более сложными. Например, возникает потребность в приобщении человека к определённой сфере деятельности и превращении её в основную, доминирующую (сферы профессиональной деятельности, досуга, семейных отношений). Социальные установки содержат в себе, также как на втором уровне, три компонента - эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Но все эти компоненты более сложные, чем на предшествующем уровне.

Высший, четвертый уровень диспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Для этого уровня характерны высшие социальные потребности. [В.А. Ядов, 1975].

Социальная сфера жизни общества регулируется в основном моралью. Морали, как средству регуляции деятельности, принадлежит особое место, поскольку именно моральные оценки определяют нравственный смысл и назначение человеческой активности. Суть регулятивных возможностей морали сводится к единству индивидуальной и общественной оценок этических требований. При этом возникновение противоречий в оценках (свойственных критическим, переходным периодам) способно стать условием нормотворчества и усиления компенсаторно-регулирующей роли иных форм общественного сознания, например политики или права. Степень разности оценок обратно пропорциональна уровню внутренней убеждённости индивида в принятии и практической реализации требований. Общество может принудить человека поступать определённым образом, но вынужденный поступок не отражает моральный облик этого человека.

Моральным поступок будет лишь в том случае, когда человек убеждён сам в необходимости поступить именно так [М.В. Грязнов, 1973].

Моральный способ регуляции, в отличие от других (правовых, административных и пр.) обладает существенной спецификой. Во-первых, он не нуждается ни в каких ограничениях, карательных мерах и органах. Во -вторых, моральное регулирование предполагает усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется внутренним убеждением отдельного человека.

Моральное сознание одновременно является и наиболее надёжным и в тоже время сложно формируемым. Всякая мораль социально и исторически обусловлена. Мораль является способом ориентации человека в обществе, она включает вопросы смысла жизни, отношения к окружающим, ответственности за своё поведение, что определяет её регулятивную основу в различных сферах (в первую очередь социальной) жизни общества. Так или иначе, следует признать мораль регулятором, который не только упорядочивает социальную сферу жизни общества, но и оказывает большое влияние на функционирование других форм общественного сознания. Такая роль морали объясняется тем, что у общества сформировался механизм овладения знаниями о её требованиях, который делает их непременным достоянием каждого психически полноценного человека, включенного в процесс нравственного воспитания и социализации.

В педагогике существует модель поэтапного морального развития в зависимости от смены способов регулирования нравственного поведения (от внешних к внутренним). В начале складывается уровень элементарной моральности, включающий доброжелательность, сочувствие, сострадание, взаимопомощь. Усвоение азов нравственности происходит путём подражания, копирования ребёнком поведения взрослых и сверстников, а также путём прямого внушения. На следующем уровне личность в своём моральном поведении ещё ориентируется вовне, но развиваются и приобретают большее значение внутренние побуждения: чувство стыда, честность и т.д. Итогом развития выступает уровень моральной саморегуляции, когда человек совершает нравственные поступки не потому, что его похвалят или осудят, а потому, что нравственное поведение стало для него нормой жизни. Такое поведение предполагает бескорыстие, ответственность и совесть. [Р.Г. Апресян, 1995].

Представляет интерес модель морального развития предложенная Л. Кольбергом. Процесс усвоения норм морального сознания проходит по Л. Кольбергу семь соответствующих стадий. Правила на первой стадии выполняются для того, чтобы избежать наказания со стороны тех, кто олицетворяет власть. Личности едва ли проводят разграничения между собственным восприятием и тем, как воспринимают явления властвующие лица. Сущность активности в этом случае сводится к послушанию. Личности, находящиеся во второй стадии, отличают свои собственные интересы от интересов других людей. В сознании индивида формируется

система представлений о том, что каждый имеет право преследовать собственные интересы, а правила существуют, чтобы регулировать конкретные конфликты. На третьей стадии возникает желание действовать и быть при этом замеченным. К правилам и людям, олицетворяющим власть, такие личности обращаются за руководством. На четвёртой стадии складываются системные представления о правилах. Для личности сплочённость самого общества объясняется приверженностью правилам. Совесть требует, чтобы человек исполнял свои обязательства, а не просто удовлетворял свою потребность получить одобрение властей. Пятая стадия характеризуется общей сформированностью способности личности к нравственному рассуждению. В сознании такого человека существует не просто понимание необходимости подчинения механистическим правилам, скрепляющим общество, но более глубокая приверженность общественному договору, основанному на ценностях равенства, справедливости и свободы. Они становятся более приоритетными, чем дружеские отношения или семейные привязанности. Примечательно, что на этой стадии происходит осознание значительного несоответствия между юридическими и моральными представлениями. Отличительной чертой шестой стадии является предпочтение, оказываемое универсальным этическим принципам, которые рассматриваются в качестве основы для создания справедливых законов. Причём личность способна на гражданское неповиновение, если законы вступают в противоречие с требованиями морали (т.н. «моральные дилеммы»). Учёный также постулировал существование седьмого, более высокого состояния, основанного на космической, трансцендентальной ориентации, что характерно для религиозного восприятия морального сознания. Л. Кольберг признает, что моральное сознание будет играть наибольшую регулятивную роль на самых высоких стадиях усвоения индивидом этических норм. Однако, по его мнению, не все люди, находящиеся на более высоких уровнях, соответственно всегда будут вести себя этично. Своей последовательной схемой он отслеживает эволюцию способности рассуждать нравственно, отмечая, что такая способность может выступить относительным индикатором поведения человека в различных обстоятельствах. При этом нравственное рассуждение должно включать правильное понимание и веру в моральные требования. Сбои функционирования системы морального регулирования могут выражаться в собственно аморальных и репродуктивно-безнравственных поступках. Первые являются антиподом собственно нравственных действий, включая поступки злонамеренные, осознанно совершенные вопреки хорошо известным требованиям. Репродуктивно-безнравственные действия составляют необдуманные проступки, совершаемые под влиянием условий среды.

В нравственном сознании можно выделить следующие компоненты: основополагающие понятия (добро, зло, благо, справедливость, совесть, достоинство, честь, смысл жизни и счастье и др.), моральные требования, представления о моральных качествах, мотивы и чувства. Причём требования

являются наиболее важным компонентом с точки зрения обеспечения регулятивного эффекта. Как уже отмечалось, структурными элементами регуляции выступают обычаи, ценности, цели и т.д., как средний уровень содержания общественного сознания. В свою очередь эти элементы включают более узкие требования, к числу которых относятся идеалы и принципы. Идеалы представляют собой совокупность знаний о морально совершённом в жизни общества и деятельности людей. Они выступают значимым наполнением устойчивого базиса морали. Особую силу нравственные идеалы обретают тогда, когда люди осознают несовершенство общественной жизни и хотят изменить её. В этом и заключается упорядочивающая роль морали, способствующая сохранению единства социальной системы. Принципы в большей степени подвержены влиянию идеологии классов, поскольку представляют собой каркас господствующих в обществе представлений о назначении и смысле жизни, о долге, счастье и т.д. Иными словами, в моральных принципах не только в наиболее общей форме выражается направленность нравственной человеческой деятельности, но и отображается цель существования самой морали, её социальный смысл.

Таким образом, социально-психологические установки играют важнейшую роль в формировании морального сознания личности, определяя диспозиционную готовность личности к взаимодействию в конкретной ситуации, осуществлению морального выбора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно - этические программы. М.: Наука, 1995. 353 с.

2. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. С. 143-163.

3. Грязнов М.В. Роль общественного сознания в формировании общественного сознания. // Некоторые вопросы исследования форм общественного сознания: сборник научных трудов. // Под общей ред. доц. Ф.И. Гаркавенко. М.: МГПИ, 1973. С 54-71.

4. Надираишвили Ш.А. Классификация форм активности в свете теории установки. М., 1987. С. 23-27.

5. Надираишвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: ТГУ, 1974. 265 с.

6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.

7. Чарквиани Д.А. Мотивационные и структурные характеристики социальных установок. Тбилиси: ТГУ, 1989. 49 с.

8. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1975. 97 с.

© Т.Ю. Сычева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.