Научная статья на тему 'Социально-психологические условия повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах'

Социально-психологические условия повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
младшие командиры / психологическая совместимость / социально-психологические условия / коэффициент совместимости / показатели и факторы психологической совместимости / junior commanders / psychological compatibility / socially-psychological conditions / compatibility factor / indicators and factors of psychological compatibility

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красовская Анастасия Евгеньевна

В статье на примере младших командиров курсантских групп раскрыты отдельные аспекты изучения их психологической совместимости. Описаны результаты эксперимента по повышению психологической совместимости младших командиров в курсантских группах, посредством воздействия на межличностное восприятие, межличностную привлекательность и эмоциональный комфорт личности. Выделены показатели и факторы психологической совместимости младших командиров, социально-психологические условия ее повышения. Приведено соотношение уровней и значений коэффициента психологической совместимости младших командиров в курсантских группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The separate aspects of studying of psychological compatibility study of junior commanders in cadet groups are presented in the article. The results of the experiment on increase of junior commanders" psychological compatibility in cadet groups, by means of influence on interpersonal perception, interpersonal appeal and the person"s emotional comfort are described in this article. The indicators and factors of junior commanders" psychological compatibility and socially-psychological conditions of its increase are allocated. The ratio of levels and values of factor of junior commanders" psychological compatibility in cadet groups is shown.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические условия повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах»

Красовская А.Е.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ

В КУРСАНТСКИХ ГРУППАХ

Функционирование курсантских групп предполагает эффективную деятельность младших командиров по ее управлению, на результативность которой оказывает влияние характер межличностных отношений. В связи со спецификой деятельности и межличностного общения младших командиров в курсантских группах даже незначительные разногласия в их мнениях и оценках могут перерастать в межличностные конфликты.

Особенностью деятельности младших командиров является то, что младший командир в учебной группе является одновременно и курсантом, и командиром. Как курсант, он наравне со всеми осваивает программу обучения и готовится к будущей деятельности в качестве офицера. Как командир он должен руководить подчиненными, требовать от курсантов строгого соблюдения уставного порядка и дисциплины [1, с. 23]. При этом, следует учитывать, что подбор всех кандидатов на должность младших командиров курсантских групп из числа лиц, ранее проходивших военную службу или обучающихся в кадетском корпусе, суворовском училище (то есть, уже ознакомившихся с особенностями военной службы или управленческой деятельностью) не всегда является возможным. Тогда младшими командирами назначаются лица из числа гражданской молодежи. В подобных случаях, когда в одной учебной группе одни младшие командиры из числа военнослужащих, а другие из числа гражданской молодежи, увеличивается вероятность возникновения межличностных конфликтов в отношениях между ними.

Причинами подобных конфликтов являются: различие в установках и ценностных ориентациях личности; уровень притязания более опытных младших командиров; игнорирование мнения других младших командиров; пренебрежительное отношение к товарищам, а также противоречия, затрагивающие сферу межличностных отношений обучаемых.

Такими противоречиями могут быть:

- противоречия психологического плана (например, между стремлением личности к признанию своей социальной значимости и ограниченными

возможностями существующих форм самореализации и самовыражения в службе; между жесткой формализацией взаимоотношений и объективной потребностью младших командиров к неформальным связям и отношениям);

- противоречия в сфере управления подразделением (между обезличенностью результатов служебного труда и потребностью в персонализации своей позиции каждым младшим командиром);

- противоречия в области службы (например, между уровнем развития группы и степенью зависимости межличностных отношений от содержания служебной деятельности) [2, с. 368].

Обострение указанных противоречий и ряда других проблем деформирует систему межличностных отношений младших командиров в курсантских группах. По причине подобной деформации развивается личностная неудовлетворенность младших командиров взаимоотношениями, искажающая нравственное поведение. Следовательно, с целью разрешения вышеуказанных противоречий и предупреждения возможных конфликтных ситуаций, которые могут оказать влияние на эффективность деятельности младших командиров, особое внимание следует уделять повышению психологической совместимости младших командиров в курсантских группах и построению благоприятных межличностных отношений.

Под психологической совместимостью младших командиров в курсантских группах понимается комплексное социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия участников межличностных отношений, имеющих различные индивидуально-психологические

характеристики, и выражающееся в субъективной удовлетворенности межличностными отношениями. Психологическая совместимость является одним из основополагающих условий стабильности любого коллектива.

В качестве критерия психологической совместимости младших командиров в курсантских группах выделена эмоциональная удовлетворенность межличностными отношениями. Это объясняется тем, что эмоциональная составляющая определяет положение личности в группе, от которого зависят психическое состояние и адекватность поведения человека, что является важным в деятельности младших командиров. Эмоциональная удовлетворенность взаимоотношениями оказывает влияние на проявление эмоций и чувств, способствующих взаимодействию младших командиров (симпатия, уважение, положительные эмоции). Эмоциональная неудовлетворенность, в свою очередь,

вызывает антипатию, презрение и иные негативные эмоции, препятствующие сотрудничеству.

Рассматривая проблему психологической совместимости младших командиров в курсантских группах, нами выделены социально-психологические условия ее повышения. К социально-психологическим условиям повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах относятся: оказание помощи младшим командирам в построении их

взаимоотношений; помощь отдельным младшим командирам в устранении затруднений во взаимоотношениях в коллективе; повышение внутренней готовности младших командиров к выполнению функциональных обязанностей; обеспечение эмоционального комфорта младших командиров в процессе их межличностного взаимодействия.

Указанные социально-психологические условия повышения

психологической совместимости реализуются посредством воздействия на показатели психологической совместимости младших командиров в курсантских группах, в качестве которых выделены:

1) «межличностное восприятие» - эмоциональное восприятие

взаимодействующих субъектов, порождающее эмоциональные установки одной личности по отношению к другой;

2) «межличностная привлекательность» - данный показатель

рассматривается как регулятор устойчивости и глубины межличностных отношений, включающий удовлетворённость субъектов общения друг с другом;

3) «эмоциональный комфорт личности» - показатель, связанный с положением личности в коллективе сверстников и удовлетворенности этим положением, оказывающий существенное влияние на ее развитие и состояние.

Для анализа проблемы психологической совместимости, на основе

проведенного пилотажного исследования, была разработана методика исследования психологической совместимости младших командиров в курсантских группах. Методика исследования включала: наблюдение, опросы младших командиров и курсантов (беседы, анкетирование);

психодиагностические методики. Основные результаты исследования получены с помощью методик: «Методика личностного дифференциала» (вариант,

адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева), «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттелла (16ФЛО-3), «Оценка формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ) В. Русалова, методика диагностики

мотивационного профиля личности «Якоря карьеры» Э. Шейна, методика «Диагностика социально-психологической адаптированности личности» К. Роджерса и Р. Даймонда, методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Анализ структуры и качества рабочих отношений в организации» [3,4].

Обработка результатов тестов осуществлялась с помощью пакета анализа данных Microsoft Excel, SPSS 13.0 и Statistica 6.0.

Для анализа повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах был разработан коэффициент психологической совместимости, который вычислялся на основе выявленных показателей самооценок и взаимооценок младших командиров [5, с. 65]. Анализ результатов, полученных в ходе изучения коэффициентов психологической совместимости, позволил классифицировать респондентов по уровню их совместимости: младшие командиры с низким, средним и высоким уровнем совместимости (см. табл. 1).

№ Границы значений коэффициента психологической совместимости Уровень психологической совместимости

1 выше 15,6 баллов высокий

2 11,5 - 15,6 баллов средний

3 до 11,5 баллов низкий

Табл. 1. Соотношение уровней и коэффициентов психологической совместимости младших командиров в курсантских группах.

Для определения наиболее полного содержания психологической совместимости младших командиров был проведен факторный анализ, в результате которого выявлено шесть факторов психологической совместимости («социально-психологический» (I), «мотивационный» (II), «личностный» (III),

«поведенческий» (IV), «эмоциональный» (V), «оценочный» (VI)). Данные

факторы характеризуют: эмоциональное состояние личности; восприятие

личности и осознание ее потребностей другими членами группы; субъективную удовлетворенность партнером в процессе взаимодействия; легкость переключения младших командиров с одних коммуникативных паттернов - на другие; стремление к лидерству и самостоятельности; значимость поддержки и одобрения окружающих. Такие индивидуальные характеристики младших командиров как «принятие себя», «принятие других», эмоциональный комфорт личности, представлены в «поведенческом» и «эмоциональном» факторах.

Данные, полученные в ходе пилотажного исследования, позволили обосновать пути и способы повышения психологической совместимости младших командиров.

Повышение психологической совместимости младших командиров в курсантских группах осуществлялось в рамках формирующего эксперимента. Общая продолжительность эксперимента составила семь месяцев. В эксперименте участвовали младшие командиры пограничного института гуманитарного профиля. Количественный состав экспериментальных и контрольных групп составлял 20 человек из числа младших командиров. Возраст участников эксперимента находился в пределах от 17 лет до 24 года.

Проведение формирующего эксперимента осуществлялось в три этапа:

- первый этап заключался в определении групп, в которых у младших командиров выявлены средний и низкий уровни психологической совместимости;

- на втором этапе экспериментальная группа подвергалась корректирующему воздействию. Для осуществления корректирующего воздействия была разработана программа повышения психологической совместимости младших командиров, включающая развитие способностей младших командиров к самопознанию и познанию других, к самопринятию и принятию других; коррекцию способов поведения младших командиров в процессе их межличностного взаимодействия. Основными методами на втором этапе эксперимента явились: наблюдение, беседа, социально-психологический тренинг, индивидуальное и групповое психологическое консультирование;

- на третьем этапе эксперимента было проведено итоговое изучение

респондентов в экспериментальной и контрольной группах. Основными методами на данном этапе являлись: метод наблюдения, «Методика

личностного дифференциала», методика «Диагностика социально-

психологической адаптированности личности», «Методика анализа структуры и качества рабочих отношений в организации».

Сравнительный анализ результатов, полученных до и после проведения формирующего эксперимента, свидетельствует о наличии положительного сдвига в экспериментальной группе по следующим показателям

психологической совместимости (см. табл. 2).

Период диагностики Показатели и их средние значения

межличностное восприятие (р<0,009) межличностная привлекательность (р<0,009) эмоциональный комфорт личности (р<0,009)

до эксперимента 8,057 10,12 4,37

после эксперимента 12,391 11,12 5,25

Табл. 2. Средние значения показателей психологической совместимости младших командиров в экспериментальной группе.

В контрольной группе подобных положительных изменений не зафиксировано: среднее значение показателя психологической совместимости «межличностное восприятие» изменилось от 11,05 до 10,87; показателя «межличностная привлекательность» от 10,37 до 10,12; показателя «эмоциональный комфорт личности» от 4,87 до 4,62.

Проверка достоверности различий осуществлялась с помощью непараметрического критерия - критерия знаковых рангов Уилкоксона, поскольку исследование проводилось на выборке малого объема (п<30).

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что возможно корректировать восприятие личности младшего командира другими испытуемыми; изменять степень принятия и познания личностью других членов группы; улучшать эмоциональное состояние испытуемых.

Анализ показателей коэффициента психологической совместимости младших командиров в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента позволил установить следующие достоверно значимые различия при уровне значимости р<0,01 (см.рис. 1).

эг кг

Рис. 1. Динамика коэффициента психологической совместимости младших командиров в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах.

Результаты, представленные на рис. 1, свидетельствуют о наличии положительного сдвига в показателях коэффициента психологической совместимости младших командиров в экспериментальной группе: среднее значение возросло от 8,05 (низкий уровень совместимости) до 12,39 (средний уровень совместимости). В контрольной группе среднее значение коэффициента психологической совместимости снизилось от 11,05 до 10,87 (низкий уровень совместимости) [5, с. 65].

Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах на основе реализации социально-психологических условий, направленных на оказание помощи младшим командирам в установлении их взаимоотношений и устранении затруднений в данной сфере посредством обеспечения положительных взаимных оценок испытуемых, позитивного межличностного восприятия, обеспечения эмоционального комфорта личности.

Таким образом, результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что психокоррекционное воздействие позволяет повысить психологическую совместимость младших командиров в курсантских группах. Разработанная психокоррекционная программа дает возможность изменять способность личности к самопринятию и принятию других, к самопознанию и познанию других людей.

Реализация вышеуказанных социально-психологических условий и предлагаемая программа повышения психологической совместимости позволяет систематизировать и алгоритмизировать деятельность курсовых офицеров и офицеров воспитательных структур по изучению и психологическому сопровождению учебной и служебной деятельности младших командиров в курсантских группах в области психологической совместимости.

* * *

1. Красовская А.Е. Особенности психологической совместимости и межличностных отношений младших командиров в курсантских учебных группах // Сборник научных статей Голицинского пограничного института ФСБ России. 2009. № 3. С. 23-27.

2. Учебный процесс в военном институте ФПС России. /Учебное пособие. М.: Граница, 2000. 520 с.

3. Основы социально-психологических исследований. // Под общей ред. А. А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007. 334 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2003. 672 с.

5. Красовская А.Е. Особенности психологической совместимости младших командиров курсантских учебных групп образовательных учреждений гуманитарного профиля // Вестник Государственного университета управления. 2009. № 6. С. 64-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.