Научная статья на тему 'Социально-психологические стереотипы в средствах массовой информации'

Социально-психологические стереотипы в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1648
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ионина М.А., Сизых И.С.

Проанализировано понятие стереотипа, его значение, природа и характер воздействия на человека. Сегодня в науке не выработался до конца единый взгляд на природу и сущность стереотипа. Каждая из рассмотренных нами концепций раскрывает ту или иную сторону феноменальности стереотипа. Мы обратились к проблеме наличия стереотипов в продукции СМИ и их влияние на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические стереотипы в средствах массовой информации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 159.99

М. А. Ионина Научный руководитель - И. С. Сизых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Проанализировано понятие стереотипа, его значение, природа и характер воздействия на человека. Сегодня в науке не выработался до конца единый взгляд на природу и сущность стереотипа. Каждая из рассмотренных нами концепций раскрывает ту или иную сторону феноменальности стереотипа. Мы обратились к проблеме наличия стереотипов в продукции СМИ и их влияние на аудиторию.

Непрерывно возрастают потоки сообщений, которые передаются по всем каналам массовой коммуникации и журналистики. Человек становится все более зависим от информационно-коммуникационной продукции, основным средством познания становятся СМИ. Практика массмедиа опирается на многолетний опыт социально-психологических исследований отечественных и зарубежных ученых. Однако до сих пор полно не изучено действие этих механизмов и влияния их на сознание массовой аудитории. Это, в первую очередь, относится к разновидности внушающего воздействия на читателя с использованием стереотипизации. В качестве объекта нашего исследования мы выбрали стереотипы в средствах массовой информации и восприятие их аудиторией.

Понятие «стереотип» происходит от двух греческих слов: stereos (твердый) + typos (отпечаток). Общеизвестно, что «стереотип» как научный термин был введен в оборот известным американским публицистом и социологом Уолтером Липманом в 1922 году в книге «Общественное мнение», ставшей уже классической монографией. Липман дает критический отзыв американскому журнализму, говорит о негативном воздействии печати, которая формирует общественное мнение, полное штампованных представлений и стереотипов. Сам по себе стереотип, по мнению Липмана, нейтрален, но содержащаяся в нем установка эмоционально окрашена и социально детерминирована, так как выражает систему ценностей тех или иных социальных групп. Следовательно, стереотипы могут являться выражением общественного сознания и функционировать на основе какого-то определенного социального заказа [2, с. 19].

Стереотипы принимают участие в оценке человеком явлений и процессов действительности, но играют двойственную, как позитивную, так и негативную роль. С одной стороны, стереотипы «экономичны» для сознания, они содействуют известному «сокращению» процесса познания, не способствуя при этом его точности и аналитичности. С другой стороны, стереотипы ведут к построению достаточно примитивного и плоскостного осознания действительности. С точки зрения внутреннего строения, стереотип представляет собой сложное, интегрированное образование, включающее единство двух основных элементов: знаний (когнитивно-информационный компонент) и отношений (эмоционально-

чувственный и оценочный компоненты). Как правило, доминирующими в структуре стереотипа являются эмоционально-чувственные и оценочные составляющее, диктующие определенное отношение к социальным явлениям. Когнитивные составляющие стереотипа обычно отличаются тем, что информация соотносится не с объектом, а с другими знаниями, наличие которых предполагается у человека. Например, информационные составляющие стереотипа «типичного представителя» той или иной национально-этнической или профессиональной группы требуют соотнесения не со знанием от знакомства с реальным представителем этой группы, а с абстрактным знанием «о них вообще», заложенное предыдущими стереотипами.

Важным источником формирования стереотипа является целенаправленная деятельность средств массовой информации. Законы массовой коммуникации требуют усредненно-обобщенного, стереоти-пизированного общения. Процесс тиражирования социальной информации, имеющий целью вызвать в сознании и поведении людей сколько-нибудь однородную, стереотипную реакцию, возможен только посредством использования информационных стереотипов, вызывающих, в свою очередь, соответствующие психологические и поведенческие стереотипы у реципиентов [1, с. 95-96].

Стереотипы представляют собой мощнейшее средство манипулирования сознанием отдельных индивидов, групп и масс. С этой точки зрения, содержательно стереотип можно определить как постоянно декларирующиеся и навязывающиеся людям стандартные способы осмысления и подходы к социальным явлениям, объектам. Один из основных аспектов той реальности, которую создают СМИ, включает в себя информацию о различных группах людей. Иногда все, что нам известно о каких-либо группах людей, мы черпаем из телевидения. Так, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [3, с. 98].

Мы решили проанализировать стереотипы, которые телезрители могут наблюдать на примере популярного молодежного сериала - Докор Хаус. Для этого мы провели анкетирование, целью которого

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

является: определить какие стереотипы фиксируются зрителями, осознается ли ими возможность воздействия демонстрируемых СМИ стереотипов на поведение зрителей или нет. Было проанализировано изображение в сериале некоторых стереотипов. В первую очередь мы обратимся к гендерным образам. Наиболее заметной гендерной диспропорцией является то, что мы видим меньше женщин, чем мужчин. В сериале 9 главных героев, из которых только 3 женщины. Образ женщин: они изображены молодыми красавицами, которые обязаны оставаться привлекательными. Идеалом женской красоты является тип модели: высокий рост, худое тело, большая грудь. Женщины моложе, мужчин (80 % против 20 % до 35 лет). Героини старше 40 лет в сериале не являются ключевыми, показаны как «старушки», на которых никто не захочет походить. Образ мужчин: внешность мужчин не столь идеализирована. Старение для них не страшно. В сериале нет полных мужчин. Мужчины легко идут на поводу у сексуальной женщины и не замечают ошибок, допущенных женщинами в работе. Они постоянно говорят о женском теле. Публичные пошлые шутки являются нормой.

Люди с физическими недостатками: главный герой сериала - Грегари Хаус является инвалидом. Хотя он обладает сверх возможностями и спасает людей, это образ человек подавленного из-за своей ущербности, несчастного, озлобленного на мир.

Семейные ценности: в сериале показана молодая семья (Чейз и Кемерон), они заботятся друг о друге, обсуждают проблемы, решают их вместе. Один из главных героев пожертвовал успешной карьерой ради брака. Часто показывается как больно детям,

родители которых уделяют им мало внимания. В 80 % случаях дети оказываются в больнице, если родители слишком заняты собой или работой. Но это второстепенные герои, только 4 из 9 главных героев пропагандируют семейные ценности. Секс до брака: герои сериала считают секс до брака приемлемым. Некоторые герои живут беспорядочной половой жизнью.

По итогам опроса мы пришли к следующим выводам: студентами остались не замеченными стереотипы, демонстрируемые в сериале. Большинство опрошенных нами студентов считают, что образы, демонстрируемые в сериале, могут оказывать моделирующие воздействие, но на их поведение образы, показанные в сериале, не влияют. Следовательно, группа опрошенных студентов отрицает возможность воздействия демонстрируемых СМИ стереотипов на их поведение. Что говорит об отсутствии рефлексии по поводу восприятия стереотипов поведения демонстрируемых телевизионными персонажами.

Библиографические ссылки

1. Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1.

2. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. № 9.

3. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе // П. Н. Шихирев. М. : Наука, 1985.

© Ионина М. А., Сизых И. С., 2010

УДК 009

Е. А. Кайсина Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ КОСМИЧЕСКОГО РЯ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассматривается роль и необходимость так называемого космического РЯ в развитии отношений между странами мира.

Успешное продвижение национальных интересов в международных отношениях предопределяет необходимость разработки специальных моделей формирования имиджа страны, другими словами, специальных коммуникационных или РЯ-программ, в основе которых лежит четкая идеологическая база [1].

Со времен подвига Юрия Гагарина космические полеты стали таким же (а, может, и более важным) элементом государственного РЯ, как парады на Красной площади в СССР или День независимости в США. Полет на Луну - наиболее характерный пример. В космический РЯ вкладывались сумасшедшие -по любым меркам - деньги, но он того стоил [2].

А стоит ли пиарить космос? Стоит ли тратить деньги на его освоение? Стоит. Ведь это наука в

чистом виде, а в ней очень сложно заранее предсказать, где найдешь, где потеряешь. Вдруг на Плутоне мы обнаружим что-нибудь такое, что полностью перевернет нашу жизнь - неиссякаемый источник энергии, например. А отсюда будет и решение множества проблем, возможно во всех сферах общества, в том числе и в сотрудничестве стран.

Важными направлениями многостороннего научного сотрудничества на неправительственном уровне стали в первую очередь, космическая связь и метеорология, космическая медицина, биология и др. В последние годы все большее значение приобретает изучение последствий космической деятельности для окружающей среды Земли, в том числе и решения глобальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.