УДК 37.048.45 Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета dom-hors@mail.ru
Макаренко Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета dom-hors@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Panina Svetlana Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science Subdepartment, Teachers’ Training Institute, North Eastern Federal University dom-hors@mail.ru
Makarenko Tatyana Aleksandrovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science Subdepartment, Teachers’ Training Institute, North Eastern Federal University dom-hors@mail.ru
SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF YOUNG PEOPLE’S EMPLOYMENT IN THE REGIONAL CONDITIONS
Аннотация:
В статье рассматриваются социально-психологические проблемы трудоустройства молодежи; факторы, влияющие на молодежную безработицу; особенности регионального рынка труда.
Ключевые слова:
трудоустройство молодежи, безработица, социально-психологическое сопровождение поиска работы молодых людей.
Summary:
The article deals with socio-psychological problems of young people’s employment. The authors consider factors influencing youth unemployment and special features of the regional labour market.
Keywords:
youth employment, unemployment, social and psychological support for young people during their job search.
Анализ ситуации безработицы в России на современном этапе социально-экономического развития показал, что сильных социальных потрясений в сфере занятости пока не наблюдается. Официальная безработица растет умеренными темпами. Вместе с тем происходит увеличение скрытой безработицы; возрастает количество лиц, обращающихся в центры занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы, все больше среди безработных оказываются выпускники учебных заведений.
В настоящее время трудовая деятельность человека осуществляется в сложных условиях функционирования рынка труда Республики Саха (Якутия), для которого характерно влияние не только факторов формирующейся рыночной экономики, внешней федеральной экономической и денежно-кредитной политики, но и особенностей экономики самого региона. К ним следует отнести: социально-экономические (индустриально-аграрный характер экономики, многоотраслевая основа, сырьевая направленность производства, приоритетность алмазодобывающей и золотодобывающей промышленности, модернизация горнодобывающей промышленности, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, многообразие форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве, развитие технологий по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья и др.); демографические и миграционные (внутрирегиональная миграция (переселение сельских жителей в город, закрытие промышленных населенных пунктов); региональные (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, очаговый характер хозяйственной деятельности и расселения, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, затратность содержания отраслей производственной и социальной инфраструктуры, зависимость от состояния рынков сырьевых ресурсов, накопленный многовековой опыт северян по традиционным видам труда, полиэтническая среда, малочисленность коренных народностей Севера) [1].
Проведенное нами пилотное исследование имело описательный характер, выборочная совокупность составила 157 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, из них 73 % девушек и 27 % молодых мужчин, которые обратились в Центр занятости г. Якутска. Большая часть респондентов имеют высшее профессиональное образование, различается гендерное отношение к работе, так, девушки усматривают в работе «возможность сделать карьеру» (38 %), молодые люди отмечают «средство зарабатывания денег», тем самым указывают в работе главным образом материальную составляющую, что связано с необходимостью финансовой поддержки семьи. Подтверждается тенденция, что для девушек важнее потенциал общения и наполнения смыслом жизни, предоставляемая трудовым коллективом. В идеале хорошая работа для девушек в большей степени - высокий заработок, возможность сделать карьеру и средство достижения определенного социального статуса, что говорит о кардинальном изменении в ценностном плане.
- 16B -
Для уточнения социально-трудовой мотивации отмечено, что для девушек первое место в определении идеальной работы занимает «удобный режим» (31 %), в свою очередь для молодых людей «высокий заработок» (57 %), далее у молодых людей «продвижение по службе, карьерный рост». Удобный режим не играет для юношей важной роли, этот критерий выделили лишь 3 % опрошенных. Стабильность и перспективность предприятия важны лишь для 1/3 респондентов, что говорит о повышении мобильности современных работников. Также не представляет особой важности соответствие трудовой деятельности полученной специальности, данную позицию отметили лишь 14 %, что коррелирует с установкой на материальную составляющую в работе и возможности саморазвития, что возможно и вне рамок уже имеющейся профессии.
Какие же аспекты трудовой деятельности вызывают неудовольствие у молодежи? Естественно, что наибольшее неудовлетворение у опрошенных вызывает уровень оплаты, более 70 % недовольны вознаграждением за свой труд. Около 1/3 респондентов выражают недовольство «отсутствием возможностей для карьерного роста» и условиями труда. Существенно меньше неудовольствия испытывают молодежь в связи с отношениями в коллективе и режимом работы. Не вызывает неудовольствия у большинства и содержание труда, лишь 15 % испытывают дискомфорт на работе. Нужно отметить, что чем моложе работник, тем меньше его устраивают материальные и организационно-трудовые условия на работе.
Причины, которые заставляют опрошенных поменять профессию, достаточно многообразны: почти 1/3 молодых людей отмечает, что профессия не позволяет обеспечить себя и семью материально (38 %). Учитывая, что большинство девушек в основном трудились в бюджетной сфере, где существуют многочисленные варианты «тупиковых карьер», достаточно большое число участников опроса утверждают, что профессия не позволяет повышаться по службе. Так 27 % девушек отметили, что профессия не позволяет достигнуть высокого общественного положения, 18 % парней указали на невозможность повыситься по карьерной лестнице и профессиональному росту. Неудовлетворенность работой может быть лишь проявлением личностных особенностей, «плохого» социального самочувствия либо проблем в личной жизни. В связи с этим для уточнения реальных планов женщин был поставлен вопрос: «Хотели бы Вы переобучиться, повысить уровень квалификации?». Анализ профессиональных предпочтений показывает, что в основном девушки являются наиболее мобильной социальной группой: готовы поменять профессию или повысить квалификацию с целью повышения шансов в трудоустройстве. Не желают ничего менять в профессиональном и образовательном уровнях лишь 8 % девушек. Наибольшее количество участников опроса планируют повышение уровня квалификации или получить другую специальность (профессию), многие хотят, но не предпринимают никаких действий. В частности молодые люди отрицательно относятся к повышению квалификации или переподготовки (34 %).
Данные опроса показывают, что в основном молодежь меняют место работы один раз в два года, при этом молодые люди меняют намного чаще. В то же время представляет интерес отношение к собственной профессии среди молодежи лишь 8,4 % девушек и 17 % молодых людей хотели бы, чтобы их дети получили ту же профессию, что и они сами.
Социальное самочувствие молодежи измерено с помощью вопросов: «Какие проблемы на сегодняшний день беспокоят Вас больше всего?», и «Какие проблемы города наиболее остро затрагивают Вас лично?» На сегодня на первом месте в личном плане наибольшую тревогу у молодежи вызывают проблемы, связанные с трудоустройством, что и понятно по факту обращения в Центр занятости, их волнуют и проблемы связанные с собственным здоровьем, проблемы с жильем. Учитывая, что жилищная проблема - одна из наиболее острых для города и республики в целом, это также не вызывает удивления. Молодых участников опроса волнуют проблемы криминальной ситуации, коррупция, взяточничество, «землячество», «кумовство», они неравнодушны к проблемам экологии и социальной защиты.
На вопрос: «Кто виноват, что Вы ищите работу?» - большинство оправдываются, «что так сложились обстоятельства», не раскрывая или боясь выдать истинные причины. Хотя при этом 1/3 участников отметили, что сами виноваты (личностные качества, индивидуальные особенности и др.), многие обвинили работодателя, однако имеются ответы, связанные с неправильным профессиональным выбором. Для многих молодых респондентов, положение безработного воспринимается как время для повышения своей квалификации или переобучения, для 24 % девушек и 11 % парней - это временный отдых, момент переоценки своей профессии.
Таким образом, анализ результатов исследования выявил следующие факторы, влияющие на трудоустройство: профессиональная подготовка; регулятивные процессы; коммуникативные процессы (ведущую роль в поиске работы и достижения карьерного плана играет система коммуникативных процессов и связанные с ними явления и свойства личности); профессионально важные качества; мотивация трудовой деятельности; саморазвитие; адаптация к изменениям реальности.
Нами проведена диагностика опрошенных посредством методик мотивации личности к успеху и к избеганию неудач (Т. Элерса); социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд); изучения коммуникативной установки (В.В. Бойко) [2, 3]. Все респонденты были нацелены в разной степени на мотивацию успеха, и в то же время большинство из них избегает неудач, то есть очень осторожны, не стремятся рисковать и активно предпринимать действия для дальнейшего своего трудоустройства. Из них 15,4 % респондентов имеют одновременно очень высокий уровень мотивации на успех и близкий к очень высокому уровень мотивации к избеганию неудач. В итоге обнаруживается парадоксальность, заключающаяся в противоречии между желанием и действительностью. 8 % респондентов, показавших низкую мотивацию к избеганию неудач, то есть имеющих тенденцию к высокому риску, показали средний уровень мотивации к успеху. Люди, предпочитающие чрезмерно большой риск, при неудачном стечении обстоятельств, считают, что неудача не угрожает их престижу. Таким образом, имея выраженную внешнюю мотивацию, они также не в состоянии регулировать процесс поиска работы самостоятельно.
Результаты психологического исследования констатируют, что молодые люди имеют высокий уровень притязаний, так 37 % участников опроса хотят выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Причиной этому может быть боязнь выглядеть хуже, либо не оправдать ожидания окружающих. Большинство респондентов обнаруживает противоречие между желанием и действительностью, в связи с этим наблюдается низкая активность и потребительское настроение; наблюдается внешняя мотивированность. Таким образом, перед нами социальный портрет среднестатистического безработного от 18 до 30 лет: имеет высокий уровень притязаний, неактивный, при возникновении трудностей не решает проблемы, в коммуникациях довольно агрессивен, имеет потребительское поведение, надеется на кого-то, зависим от ситуации, ведом, не умеет ставить цели, и не стремится к результату. В качестве рекомендаций, предлагаем службам занятости региона разработать более разнообразные обучающие программы по поиску работы, профессиональному росту, карьерных стратегиях для молодых людей. («Трамплин к успеху», «Из безработных в бизнесмены», «На кого-то надейся, а сам активизируйся» и др.); провести исследование по проблемам поиска работы молодежи от уровня и области профессионального образования, места жительства (город и село), психологические особенности выбора профессионального образования, трудоустраиваемости, а не трудоустройства, мобильности и др.
Объективная особенность молодежной безработицы состоит и в специфичности путей ее преодоления. На наш взгляд, основной акцент следует ставить не на социальной поддержке безработных в виде пособий и выплат, а на активной политике занятости, предполагающей: стимулирование создания и сохранения рабочих мест; развитие надомного труда, позволяющего сочетать семейные обязанности или учебу с работой; поддержку и развитие предпринимательских инициатив.
Ссылки:
1. Мордовская А.В., Панина С.В. Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе (статья) // Преподаватель XXI век. 2012. № 1. С. 57-64.
2. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. СПб., 2007.
3. Панченко А.В. Анализ поведенческой активности безработных. URL: http://flogiston.ru/articles/social/panchenko
References (transliterated):
1. Mordovskaya A.V., Panina S.V. Kontseptual'nie podkhody k organizatsii proforientatsionnoy raboty v federal'nom vuze (stat'ya) // Prepodavatel' XXI vek. 2012. № 1. P. 57-64.
2. Mogilevkin E.A. Kar'erniy rost: diagnostika, tekhnologii, trening: monograph. SPb., 2007.
3. Panchenko A.V. Analiz povedencheskoy aktivnosti bezrabotnykh. URL: http://flogiston.ru/articles/social/panchenko