СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Егорова Кристина Алексеевна,
студент третьего курса факультета педагогики и психологии филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани, РФ,
г. Славянск-на-Кубани Солодова Кристина Сергеевна студент третьего курса факультета педагогики и психологии филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани, РФ,
г. Славянск-на-Кубани E-mail: solodova-kris-1102@ya. ru Юрченко Любовь Григорьевна канд. психол. наук, доцент кафедры психологии филиала Кубанского государственного университета г. Славянск-на-Кубани, РФ, г. Славянск-на-
Кубани
Е-mail: yurchenko_lubov@mail. ru
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF READINESS FOR MARRIAGE OF UNDERGRADUATE STUDENTS
Solodova Kristina
3rd year undergraduate student, Faculty of Pedagogics and Psychology Kuban State University branch in Slavyansk-na-Kubani, Russia, Slavyansk-na-Kubani
Egorova Kristina
3rd year undergraduate student, Faculty of Pedagogics and Psychology Kuban State University branch in Slavyansk-na-Kubani, Russia, Slavyansk-na-Kubani
Liubov Yurchenko
associate Professor, Department of Psychology, Kuban State University branch in
Slavyansk-na-Kubani, Russia, Slavyansk-na-Kubani
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются проблемы молодых семей. Готовность к браку студенческой семьи. Представления молодежи о семье. Особенности функционирования молодой семьи на начальном этапе брака. Выводы и предложения.
ABSTRACT
This article discusses problems of families formed by young adults, and readiness for marriage of undergraduate students. Preceptions of young adults about family. Characteristics of young family functioning at early stages of their marriage.
Conclusions and proposed work.
Ключевые слова: семья; брак; молодежь.
Keywords: family; marriage; young adults.
Проблема готовности молодежи к семейной жизни всегда была актуальна и многие ее аспекты отражены в трудах отечественных ученых Исаева Д.Н., Каган В.Е. Целуйко В.М. Говако Б.И. и др. Насущность этой проблемы заключается в том, что в самый сложный период своего становления молодая семья принимает на себя самые жестокие удары современной российской действительности. Сложность решения бытовых проблем, общая неустроенность, неоднозначная экономическая зависимость студенческой семьи, психосоциальная неподготовленность молодых людей к семейной жизни, психологические перегрузки и другие негативные факторы зачастую являются причинами конфликтов в молодых семьях, способствуют разрушению семейных устоев и приводят к неизбежному распаду семей.
Этот процесс обусловлен усиливающимися негативными факторами внешнего воздействия на представления молодежи о семейных ценностях: обесцениванием традиционного семейного образа жизни, навязчивой пропагандой альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, нежеланием иметь и воспитывать детей, тенденцией к разводам и отсутствием стремления сохранить семью, нарастающей волной внутрисемейного насилия. Для развития современного общества большое значение имеют тенденции и перспективы развития молодежи и, в частности, проблема сохранения увеличения молодого поколения, прежде всего потому, что оно определяют его будущее. И, конечно, важное место в системе общественных отношений занимают подготовленность молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.
Наиболее благоприятным временем не только для учебной деятельности, но и для создания семьи является период учебы в вузе. В этот период перед молодежью раскрыты широкие возможности выбора не только своих профессиональных предпочтений, но и зачастую брачного партнёра. Общие
интересы, жизненные и профессиональные цели, сходные ценностные ориентации — все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых семей.
Вместе с тем, надо отметить важность подготовки молодежи к семейной жизни и в этом должны принимать участие родители, учителя школ, молодежные общественные организации, представители культуры и средств массовой информации, в результате воздействия которых молодые люди смогли бы осознать ценность брачно-семейных взаимоотношений, развить в себе соответствующие чувства, убеждения, качества и привычки, определяющие готовность к браку и семейной жизни.
Вместе с тем необходимо отметить, что брачно-семейные отношения могут быть достаточно устойчивы, если молодые люди психологически готовы к семейной жизни, т. е. у них сформирована система социально-психологических установок и представлений, которая определяет их эмоционально положительное отношение к семье и семейным ценностям.
По мнению отечественных психологов, социально- психологическая подготовленность личности к браку означает осознание и принятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К таким стандартам может относиться желание и готовность к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству, понимание своих прав и обязанностей по отношению к партнеру, детям и другим членам семейной системы, готовность взять на себя ответственность за воспитание и поведение детей, признание прав каждого члена семьи на равноправие и самореализацию.
Такая готовность не может быть достигнута сразу и зависит от многих факторов. Прежде всего, наиболее значимой выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению социальных ролей, в частности, мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные требования и ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю.
Социально-педагогические исследования показывают, что основой представлений о личной жизни у многих молодых людей является ориентация на создание в перспективе своей семьи. С детства формируется жизненный сценарий, в котором сохраняются представления о семье, опыт который они получили в своей семье. Для ребенка она выступает образцом и естественной основой его существования, в ней он получает представления о культуре взаимодействия, о правилах и традициях, отношении к другим. В семье формируются основные нравственные нормы и представления о другом и, усвоенные в семье на бессознательном уровне, они сохраняются на всю жизнь.
Ребенок получает в семье первый опыт взаимодействия с будущим супругом, который он может реализовывать в своей личной семейной жизни. Не всегда этот опыт бывает позитивным и негативные образцы межличностного взаимодействия в родительской семье могут повлиять на его психологическую готовность к браку.
Предметом нашего исследования: социально-психологические особенности представлений о готовности к браку у студентов факультета педагогики и психологии.
Цель нашего исследования: определить готовность студентов к созданию семьи, выявить их отношение к браку и основным семейным ценностям.
Мы предположили, что устойчивость брачно-семейных отношений зависит от психологической готовности молодых людей к созданию семьи, а также от их непосредственного отношения к браку и добрачным отношениям. Уровень готовности к семейной жизни связан с возрастом респондентов и он выше у студентов более старших по курсу.
Задачи исследования:
1. определить мотивы вступления в брак молодых людей и степень их готовности вступления в законный брак;
2. выявить основные трудности, связанные с функционированием студенческой семьи и их отношение к специальной подготовке молодёжи к браку.
Выборка составила 85 человек студентов 1—4 курсов, факультета педагогики и психологии, из них 60 девушек и 25 юношей.
Респондентам была предложена тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда). Им предлагалось выбрать в каждой из десяти предложенных ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения. Были получены следующие результаты: «достаточная подготовленность» к созданию собственной семьи возрастает у студентов старших курсов, те же изменения прослеживаются и по шкале «удовлетворительная подготовленность».
Таблица 1.
Уровни готовности к ^ семейной жизни студентов (%чел.)_
Курс Достаточная подготовленность Удовлетворительная подготовленность Недостаточная подготовленность
2 27 54 19
3 31 59 10
4 35 62 3
Анализ результатов исследования показал, что уровень готовности к семейной жизни связан с возрастом респондентов и он выше у студентов старших по курсу.
Далее было выявлено, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35 %, нецелесообразно — 39 %, и 26 % респондентов затруднились ответить.
Следующей задачей исследования было определение готовности вступления в брак молодых людей. И на вопрос готовы ли вы к созданию семьи, положительно ответили всего 41 % респондентов, а 59 % считают себя не готовыми к созданию семейных отношений.
Таким образом, можно сказать, что чуть больше половины студентов считают себя ещё не готовыми к семейной жизни, объясняя это тем, что они не имеют достаточной материальной базы — 59 %, 21 % объясняют неуверенностью в своём партнёре, и 20 % отказываются от брака из-за мнения родителей (данные представлены на рисунке 1).
Рисунок 1. Определение готовности к семейной жизни студентов
Следующей задачей исследования было определение основных мотивов вступления в брак молодых людей. Ответы распределились следующим образом: любовь, влечение, общность интересов выбрали 56 %, на вариант ответа вероятность скорого рождения ребёнка — 42 % опрошенных, а материальная обеспеченность супруга всего 2 %.
На вопрос к респондентам, что, по их мнению, является самым главным семейным в жизни: 71 % выбрали взаимоуважение, взаимопонимание, 13 % — доверие, и 16 % — духовная и сексуальная гармония.
И, наконец, наше исследование на вопрос о необходимости подготовки к семейной жизни показало, что 87 % всех опрошенных считают, что она необходима, и только остальные 13 % указали, что никакая подготовка для брака не нужна (данные представлены на рисунке 2).
Рисунок 2. Мотивы вступления в брак студентов
Студенческая семья сталкивается с определенными трудностями экономического и социально-психологического характера, решение которых возможно с помощью организации комплексной поддержки молодых семей, создание благоприятных условий для их функционирования.
Важным является восстановление ценностных представлений о семье, ее нормах и традициях, обеспечивающих прочность семейной системы. Сейчас молодые семьи предоставлены сами себе, оставлены без какой-либо существенной помощи и поддержки. В этих условиях они вынуждены самостоятельно решать проблемы, возникающие у них не только в учебе, но и во взаимоотношениях, в социально-психологической сфере.
Таким образом, проведенное исследование выявило, что значительная часть студентов не готова к созданию семьи и нуждается в разного вида помощи по подготовке к браку. Студенты считают целесообразным введение в учебных заведениях спецкурса по проблемам брачно-семейных отношений, создание центра комплексной поддержки студенческим семьям при учебном заведении. По мнению студентов, это изменит отношение молодых людей к созданию семьи и регистрации брака в студенческие годы, а так же уменьшит проблемы, возникающие в студенческих семьях и будет способствовать укреплению студенческих семей.
Чтобы создать крепкую студенческую семью, необходим комплекс мер по
социальной, экономической, правовой защите молодых и студенческих семей,
по оказанию психологической помощи, чтобы эти семьи получили равные с
остальными семьями возможности развития.
Список литературы:
1. Бреева Е.Б. Основы демографии : Учеб. пособие для студентов сред. проф. учебных заведений. М. Издательский центр «Академия», 2004. — 357 с.
2. Говако Б.И. Студенческая семья/Редкол.: Э.К. Васильева(пред.) и др. М.: Мысль, 1998. — 158 с.
3. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости.// Социс. — 2003. — № 11. — 15—19 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
5. Дементьева И.Ф. Проблемы становления молодой семьи: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учебных заведений. М. Наука.1991. — 190 с.
6. Емельянова Н. Время рожать.// Студенческий меридиан. — 2002. — №2 3. — 66—67 с.