СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ
РИСКА»
Панова Татьяна Вячеславовна, Ручкова Наталья Александровна, Пензенский государственный университет, г. Пенза
E-mail:psy_sl @mail. ru
Аннотация. Данная статья посвящена изучению социально-
психологических особенностей подростков «группы риска» и разработке ^ рекомендаций по психокоррекции поведения подростков «группы риска». о Рассмотрена проблема поиска возможных профилактических мер предупреждения девиантного поведения у подростков «группы риска» на основе изучения их социально-психологических особенностей.
Ключевые слова: подростковый возраст, дети «группы риска», социальнопсихологические особенности, девиантное поведение.
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляет собой период становления личности. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. На развитие в этот период существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками, отношения с взрослыми в школе и в семье, основывающиеся на принятии его, что является важной предпосылкой его психического здоровья в настоящем и будущем.
Среди специалистов сегодня существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «группа риска», в зависимости от критериев отнесения к этой группе.
В «группы риска» входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: генотипические особенности и врожденные дефекты; социальные условия; особенности развития личности - подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.
364
Также одним из признаков «группы риска» является девиантное поведение подростков - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. При этом девиантные действия выступают в разном качестве: как средство достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключении деятельности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
В данной работе мы изучали социально-психологические особенности подростков «группы риска» с целью разработки профилактических и коррекционных программ.
Для достижения поставленной цели мы:
- произвели теоретический анализ проблемы исследования;
- определили социально-психологические особенности подростков «группы риска»;
- провели сравнительный анализ социально-психологических
особенностей подростков «группы риска» и подростков, не относящихся к данной категории;
- сформулировали выводы и результаты эмпирического исследования;
- разработали рекомендации по профилактическим и коррекционным программам в работе с подростками «группы риска».
В нашем исследовании мы опирались на работы: Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Е.В. Заика, Л.М. Зюбина, И.С. Кона, А. Е. Личко, Г.И.
Макартычевой, А.М. Прихожан, А. Реан, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконина.
Наше исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе мы провели теоретический анализ проблемы исследования и сформулировали гипотезу о том, что подросткам «группы риска» характерны такие социально-психологические особенности, как: неадекватная самооценка, высокий уровень враждебности и агрессивности, наличие социальной некомпетентности, такие акцентуации характера как гипертимная, демонстративная, застревающая.
Осуществив теоретический анализ, мы определили нижеследующее.
Подростковый возраст - это время завершения детства и начало длительного перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются школьником, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. На развитие в этот период существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками. В свою очередь, благополучные отношения со взрослыми в школе и в семье, основывающиеся на
365
принятии его, являются важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.
Сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия дети и подростки становятся девиантными личностями. Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему восприятию своего отклоняющегося поведения, что в первую очередь зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего [1].
Агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих их
возникновение [2].
Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко проявляются следующие особенности: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; _ кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень | стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям [3].
Подросткам «группы риска» характерны следующие особенности: повышенная тревожность и агрессивность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни, неадекватная самооценка, импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, конфликтность, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании. Трудности во взаимоотношениях со взрослыми связаны с их поведением: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, все самое интересное происходит вне школы. Акцентуации характера, наиболее часто проявляющиеся у подростков «группы риска», - гипертимная, застревающая, эмотивная, демонстративная, возбудимая.
На втором этапе мы сформировали эмпирическую выборку исследования, подобрали методы исследования и провели психодиагностику испытуемых по заранее выбранным психодиагностическим методикам:
- диагностика типов акцентуации черт характера по К.Леонгарду (тестопросник Шмишека);
- методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);
- диагностика состояния агрессии у подростков (опросник Басса-Дарки);
- анкета для оценки отношений подростка с классом.
На третьем этапе мы проверяли гипотезу с помощью методов
366
математической статистики (]*-критерий - угловое преобразование Фишера для изучения значимости проявленного признака) и подбирали, разрабатывали рекомендации по психологической коррекции социально-психологических особенностей подростков «группы риска».
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №63 и МБОУ СОШ №49 г. Пензы.
В исследовании приняло участие 40 испытуемых, в возрасте 12 - 15 лет, из них в первую группу эмпирической выборки вошло 20 подростков, относящихся к «группе риска», во вторую группу вошло 20 человек - условно благополучных подростков, несклонных к девиантному поведению.
Результаты диагностики говорят нам о том, что у 80% подростков «группы риска» выявлена неадекватная самооценка (j*4, 97 при p < 0,01) и у 90% -неадекватно высокий уровень притязаний (j*= 4,234 при p < 0,01).
Для 90% благополучных подростков характерна адекватная самооценка и для 70% - оптимальный уровень притязаний.
У 90% подростков «группы риска» выявлен высокий уровень враждебности (j*= 4,968 при p < 0,01).и у 70% - высокий уровень
агрессивности. (j*4,841 при p < 0,01)
Для 80% благополучных подростков характерен оптимальный уровень враждебности и 95% - оптимальный уровень агрессивности.
У 55% подростков «группы риска» выявлен индивидуалистический тип восприятия группы, (j*4,845 при p < 0,01) у 40% - прагматический тип и у 5% -коллективистический.
У 70% благополучных подростков определен коллективистический тип восприятия группы, 20% - индивидуалистический тип, 10% - прагматический.
Для подростков «группы риска» характерными являются гипертимный тип личности (80%)(j*2,35 при p < 0,01), демонстративный тип (75%)(j*3,31 при p < 0,01), застревающий тип (60%)(j*4,18 при p < 0,01).
Наша гипотеза о том, что подросткам «группы риска» характерны такие социально-психологические особенности, как: неадекватная самооценка, высокий уровень враждебности и агрессивности, наличие социальной некомпетентности, такие акцентуации характера как гипертимная,
демонстративная, застревающая подтвердилась.
В качестве возможных профилактических мер предупреждения девиантного поведения у подростков «группы риска» на основе изучения их социально-психологических особенностей, для испытуемых была разработана психокоррекционная программа [4], направленная на коррекцию девиантного поведения подростков «группы риска» посредством формирования у них позитивного образа «Я», адекватного уровня самооценки и позитивных
изменений в межличностной сфере.
367
Литература:
1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.
3. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. — СПб.: Речь, 2007.
4. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008.
о
о
368
а