Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин (окончание)'

Социально-психологические особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин (окончание) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1279
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К КУРЕНИЮ / МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КУРЯЩИЕ / НЕКУРЯЩИЕ / ГЕНДЕР / ATTITUDE TOWARD SMOKING / INTERGROUP RELATIONS / SMOKERS / NONSMOKERS / GENDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позняков Владимир Петрович, Хромова Валерия Леонидовна

В работе, отражающей результаты эмпирического исследования авторов, рассматриваются особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих людей с позиции вклада в его формирование различных социально-психологических механизмов. Отмечено выраженное влияние на отношение к курению со стороны гендерного фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Позняков Владимир Петрович, Хромова Валерия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Psychological Features of Attitudes toward Tobacco Smoking Among Smoking and Nonsmoking Men and Women (the ending)

In the article the main results of the authors empirical research are presented. The features of attitude toward tobacco smoking among smokers and nonsmokers from the position of different social and psychological mechanisms contribution to its formation are considered. The obvious impact on attitude toward smoking on the part of gender factor is noted.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин (окончание)»

196 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ___________2009 - №1

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Социально-психологические особенности отношения к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин*

В. П. Позняков (Московский гуманитарный университет)

В. Л. Хромова

(Московский авиационный институт —Государственный технический университет)**

Social and Psychological Features of Attitudes towards Tobacco Smoking Among Smokers and Nonsmokers (Men and Women)

V. P. Pozniakov

(Moscow University for the Humanities)

V. L. Khromova

(Moscow Aviation Institute — State University of Aerospace Technologies)

Следующим этапом нашего анализа было рассмотрение курящих и некурящих как представителей больших социальных групп, между которыми имеет место взаимодействие. При этом предполагалось учесть влияние на межгрупповые отношения курящих и некурящих людей их принадлежности к социальным группам мужчин или женщин, т. е. со стороны гендерного фактора. Применительно к межгрупповому уровню анализа были получены следующие результаты.

* Окончание. Начало в № 4 за 2008 г.

** Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Тел. (495) 374-56-11. Эл. адрес: pozn_v@mail.ru

Хромова Валерия Леонидовна — аспирант Московского авиационного института. Тел.: (495) 158-49-92.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 08-06-00464а).

Обнаружилось, что тенденция негативного эмоционального отношения к курению, по-видимому, имеет своим продолжением более негативное отношение к курящим людям, о чем уже говорилось выше; на этом фоне заметно еще более отчетливое негативное отношение к курящим женщинам.

На изучаемых подгруппах проявляются феномены, характерные для межгрупповых отношений: межгрупповая дифференциация и ингрупповой фаворитизм — аутгрупповая

дискриминация (Агеев, 1990: 213-214). Представители группы курящих проявляли большую, чем некурящие, активность в защите позитивного «Мы-образа» группы по критерию курения, т. е. тенденцию к ингрупповому фаворитизму. Это проявлялось в приписывании своей подгруппе более благоприятных личностных качеств и более правильных, социально желательных способов поведения в ситуациях, связанных с «пассивным» курением.

В категории некурящих именно некурящие мужчины в большей степени проявляли активность в аутгрупповой дискриминации «Они-группы» по критерию курения, что проявлялось в более частом приписывании курящим негативных личностных качеств и социально некорректных форм поведения в ситуациях, связанных с «пассивным» курением.

Напротив, тенденция относительно более позитивного отношения женщин к курящим выражалась в усмотрении ими у курящих большего числа положительных качеств: общительности, подчеркивании их способностей иметь гармоничные отношения с людьми (в семье, на работе), доброты, мягкости, высоких моральных качеств и счастливости (см. диаграмму).

У некурящих мужчин по сравнению с курящими были значительно более ярко выражены негативное эмоциональное отношение к курению (средняя оценка 4,38 против 3,49, значимо, р < 0,01) и высокие оценки его вреда для здоровья за счет недоказанного аспекта вреда (средняя оценка 4,21 против 3,70, р < 0,01). Можно сказать, что некурящие мужчины проявляли и большую «преемственность» в переносе своего отрицательного отношения с курения как явления на отношение к курящим людям. Хотя в когнитивном плане мужчины в большей степени признавали вред курения для здоровья, однако это не касалось вреда от «пассивного» курения, который ими занижался.

Общее эмоциональное отношение к курению респондентов-мужчин оказалось более отрицательным, чем у женщин, которые бо-

лее часто высказывали безразличное отношение (средние значения оценок 4,00 против 3,71 по 5-балльной шкале, р < 0,05). Женщины, соответственно, ниже оценивали и его вред для здоровья, однако выше, чем мужчины, — вред от «пассивного» курения. Также им было свойственно и менее негативно оценивать курящих людей. В структуре отношения к курению женщинам было свойственно рационально оправдывать (Майерс, 1998: 193) курение его связью с общением (что имеет определенный смысл в контексте именно межличностного общения) и, соответственно, среди личностных качеств курящих акцентировать их большую общительность, коммуникабельность по сравнению с некурящими.

Между курящими и некурящими женщинами различия в эмоциональном отношении к курению были выражены слабее, чем между аналогичными подгруппами мужчин, а различий в оценках вреда от него не было совсем. Некурящие женщины считали, что курящие женщины при выборе ситуации, подходящей для курения, руководствуются в первую очередь желанием составить компанию другому курящему. Можно предположить, что источниками этого убеждения наряду со склонностью к рациональному объяснению курения некурящими женщинами была мысленная постановка себя в ту ситуацию, в которой находится другой человек, т. е. ими использовался прием идентификации.

Таким образом, некурящие мужчины были склонны к дискриминации курящих как обладателей «вредной» привычки, а некурящие женщины — к пониманию значения курения преимущественно в контексте межличностного общения со своеобразной компенсацией «вреда» за счет общительности курящих людей.

Среди курящих группы, образованные по критерию пола, демонстрировали разные стратегии межгруппового взаимодействия. Так, курящие мужчины предпринимали защиту «Мы-образа» с помощью процессов межгрупповой дифференциации и стереоти-

5,5

<и 5,0

Л

о

я:

02

О

е

з

4,5

4,0

3,5

о

о;

я 3,0

и

«с

о>

СЬ

и

2,5

2,0

111111

9 10 11 12 13 14 15 16 17 1

1-I-Г

19 20 21 22

+ + +

<

<

о

с

о

[-Н

л

<

РЗ

к

о

л

+

я

н

О

+

+

+

+

РЗ

<

о

к

са

л

(2ц

Позитивные и негативные личностные качества

Средние значения оценок выраженности позитивных и негативных личностных качеств применительно к курящим людям у мужчин и женщин

пизации. Этому служило относительно большее соотнесение ими образа курящего мужчины со стереотипом мужественности.

Курящие женщины в условиях угрозы их позитивной идентичности избирали неэффективную защитную стратегию, перенося негативную оценку привлекательности представителей своей группы с «Мы-образа» на «Я-образ», т. е. оценивая себя лично как менее привлекательных. Здесь, по нашему мнению, проявляется действие механизма самопознания в процессах общения, т. е. рефлексии.

Примененный нами для эмпирического исследования отношения к табакокурению структурно-уровневый подход позволил вы-

явить особенности отношения к курению на личностном, межличностном и межгруппо-вом уровнях анализа, а также во взаимодействии между ними и сделать следующие выводы.

1. В процессе совместной жизнедеятельности людей, различающихся своей принадлежностью к группам курящих и некурящих, происходит четкая межгрупповая дифференциация, связанная с формированием в сознании людей своей групповой принадлежности (идентичности) к курящим или некурящим, устойчивых групповых образов (стереотипов) курящих и некурящих людей и различий в эмоциональном отношении к явлению курения в целом и к курящим и не-

курящим людям в частности. В этом проявляется социально-интегративная функция психологических отношений, связанная с формированием групповых субъектов этих отношений.

2. В отношении к курению прослеживается ряд общих закономерностей независимо от того, курит ли человек сам или нет. В их число входят негативная эмоциональная оценка явления табакокурения, которая переносится на оценку личности курящего человека. Наряду с признанием вреда курения опрошенные отмечают также и ряд выгод от его использования, в том числе в ситуациях общения. Решающим фактором такого сходства в отношении к курению, наблюдаемого у представителей как курящих, так и некурящих респондентов, является, по нашему мнению, их принадлежность к единому социокультурному и информационному пространству. В целом, психологические отношения выступают как субъективное, но достаточно адекватное психическое отражение внешних условий совместной жизнедеятельности.

3. На фоне общих тенденций нами были обнаружены и существенные различия в отношении к курению в зависимости от личного опыта респондентов, т. е. являлись ли они курящими либо некурящими. Некурящие имели более отчетливое отрицательное эмоциональное отношение к курению, выражаемое преимущественно эмоцией отвращения (особенно у некурящих мужчин), а курящими их отношение относительно чаще характеризовалось как безразличное. Курящие в целом выше, чем некурящие, оценивают согласие с мнением о наличии психологических «выгод» от курения. Хотя более высокая оценка вреда курения давалась некурящими, однако точность оценок вреда была выше у курящих. С позиции теории когнитивного диссонанса это можно объяснить за счет формирования недоверия курящих к источнику информации и тщательной перепроверки и сопоставления информации из разных источников.

4. Выявлены различия в отношении к курению у респондентов, различающихся пре-

дыдущим опытом и их планами на будущее, связанными с табакокурением. Эти эмпирические факты отчетливо демонстрируют выделенную нами ранее в теоретическом плане динамическую характеристику (временной аспект) психологических отношений как феноменов индивидуального и группового сознания субъектов. Особенности актуального отношения человека к курению существенно зависят от того, какими он представляет себе и как он оценивает прошлый опыт и перспективы такого аспекта своей жизнедеятельности, как курение.

5. При рассмотрении гендерных стереотипов, связанных с курением, была обнаружена склонность и мужчин и женщин выражать большее согласие с суждениями о позитивном вкладе курения в имидж человека, относящимися именно к своей половой группе. Из гендерных стереотипов наиболее тесная связь для курения подтвердилась с образом эмансипированной женщины. При том что курение традиционно приживалось в обществе как мужское занятие, свыше 70% респондентов не согласились, что курящий мужчина выглядит более мужественным. Еще большая часть — их 85% — не согласилась, что курящая женщина выглядит более женственной, что соотносится с данными о снижении привлекательности курящей женщины.

6. Гендерные различия в отношении к курению среди некурящих людей выражались в более негативном отношении к курению у некурящих мужчин, которые наиболее активно переносили негативную оценку на личность курящих людей, демонстрируя механизм аутгрупповой дискриминации. Некурящие женщины, имея менее негативное отношение к курению, чаще демонстрировали межличностный механизм идентификации и рационально оправдывали курение его значением для межличностного общения.

7. Отношение к курению среди курящих наименее негативным оказалось у курящих женщин. Защиту «Мы-образа» группы по критерию курения курящие предпринимали с задействованием механизма преимущественно ингруппового фаворитизма. В этом

феномене проявилась защитная функция психологических отношений. Причем у курящих мужчин эта психологическая защита оказывалась более эффективной, сочетаясь со стереотипизацией (соотнесением у них образа курящего мужчины со стереотипом мужественности). У курящих женщин психологическая защита оказывалась менее эффективной вследствие участия рефлексии, переноса негативной оценки с «Мы-образа» (негативного стереотипа курящей женщины) на «Я-образ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом результаты проведенного эмпирического исследования, выполненного в рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов в условиях совместной жизнедеятельности, показывают перспективность использо-

вания данной концепции для исследования конкретных видов психологических отношений человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева, Г. М. (2000) Психология социального познания. М. : Аспект Пресс.

Агеев, В. С. (1990) Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. : МГУ.

Бажин, Е. Ф., Эткинд, А. М. (1985) Цветовой тест отношений. Л. : Ленингр. науч.-исслед. психоневролог. ин-т.

Майерс, Д. (1998) Социальная психология. СПб. : Питер Ком.

Позняков, В. П. (2002) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. ... д-ра психол. наук. М.

Новые книги

Алексеев С. В. Всеобщая история. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. Криворученко В. К., Пеньковский Д. Д. Комсомолу девяносто: в поисках истины истории. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008.

Желтов О. Б. Трудовое право. М. : Флинта, 2008.

Линде Н. Д. Психологическое консультирование : Теория и практика. М. : Аспект-Пресс, 2008.

Смирнов Э. А., Селезнев В. Н. Управленческие решения : учебник для вузов. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008.

Соколова Л. А., Трофимова Е. П., Калевич Н. А. Грамматические трудности перевода с английского на русский язык. М. : Высшая школа, 2008.

Суркова Е. Г. Проективные методы диагностики. М. : Аспект-Пресс, 2008. Царегородцев Ю. Н., Афонин А. М. Промышленная логистика. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.