Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества'

Социально-психологические особенности межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1042
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛИЗМ / НАРОДЫ / ЭТНОС / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / РЕАКТИВНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / INTERNATIONAL PERCEPTIONS / NATIONAL IDENTITY / NATIONALITY / NATIONALISM / PEOPLE / ETHNIC GROUP / EDUCATION / CULTURE / REACTIVITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафронова Жанна Сергеевна, Степанова Татьяна Владимировна

В статье представлены результаты исследования социально-психологи-ческих особенностей межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества. Сделаны выводы о реактивности молодого поколения в области межнационального восприятия, неэффективности существующей системы патриотического образования и необходимости разработки специализированного профессионального образования в сфере межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сафронова Жанна Сергеевна, Степанова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INTERETHNIC PERCEPTION OF YOUTH IN MODERN MULTINATIONAL SOCIETY

This article presents the results of research on the socio-psychological characteristics of international perceptions of young people in today's multicultural society. The conclusions about the reactivity of the young generation in the field of international perceptions of inefficiency of the existing system of patriotic education and the need for specialized professional education in the field of interethnic and inter-religious relations.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества»

УДК: 199.9 ББК: 88.4

Сафронова Ж.С., Степанова Т.Е.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Safronova J.S., Stepanova T. V.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OFINTERETHNIC PERCEPTION OF YOUTH IN MODERN MULTINATIONAL SOCIETY

Ключевые слова: межнациональное восприятие, национальная идентичность, национальность, национализм, народы, этнос, образование, культура, реактивность, патриотизм.

Keywords: international perceptions, national identity, nationality, nationalism, people, ethnic group, education, culture, reactivity, patriotism.

Аннотация: в статье представлены результаты исследования социально-психологических особенностей межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества. Сделаны выводы о реактивности молодого поколения в области межнационального восприятия, неэффективности существующей системы патриотического образования и необходимости разработки специализированного профессионального образования в сфере межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений.

Abstract: This article presents the results of research on the socio-psychological characteristics of international perceptions of young people in today's multicultural society. The conclusions about the reactivity of the young generation in the field of international perceptions of inefficiency of the existing system ofpatriotic education and the need for specialized professional education in the field of interethnic and inter-religious relations.

Одной из самых сложных для изучения в социальных науках проблем является проблема межнационального восприятия людьми друг друга. Сложность заключается не только в привлечении политических, экономических, исторических, культурных, религиозных и идеологических феноменов, но и в деликатности интерпретации получаемых данных. Как показывает практика, межнациональное восприятие людей зависит от многих переменных, от ситуации в том числе. Пожалуй, специфика конкретной ситуации, сложившаяся в определенный момент времени в регионе, области, городе, зависящая от пропаганды в средствах массовой информации и общественного резонанса имеет решающее значение в характеристике

межнационального восприятия. Личность воспринимающего человека будет в той или иной мере зависима от сложившейся в

социуме межнациональной ситуации. Опираясь на труды А.А.Бодалева, мы сформулировали понятие межнационального восприятия, как обобщенного субъективного знания о национальных особенностях людей, сложившегося в результате общественной практики и усвоенного воспринимающим субъектом. Таким образом, важнейшими особенностями межнационального

восприятия являются:

1) активность и управляемость процесса межнационального восприятия (управлять этим процессом может сам человек, исходя из собственной активности, а также другие люди, непосредственно и/или опосредованно);

2) влияние на межнациональное восприятие социальной установки;

3) межнациональное восприятие зависит от личности человека, его самооценки, активности, социального опыта;

4) национальная идентичность личности имеет решающее значение в формировании межнационального восприятия и наоборот, национальное восприятие формирует национальную идентичность;

5) влияние межнационального восприятия на деятельность человека;

6) национальное восприятие имеет зависимость от качества образования личности и может формироваться целенаправленно.

С возрастом национальное восприятие становится более стереотипным и позволяет человеку ориентироваться в

межнациональных отношениях с разной долей успешности. Известно, что первые межнациональные стереотипы человек познает в семье. Семейное воспитание не всегда является окончательным и в процессе жизнедеятельности люди могут

корректировать или даже изменять свои национальные стереотипы. Так

периодически возникают широко

обсуждаемые в обществе темы «еврейских заговоров», «кавказского беспредела» и т.п., со временем теряя свою популярность, меняется отношение к межнациональным проблемам, но отдельные люди принимают удобные для своего восприятия стереотипы и руководствуются ими в дальнейшем, передавая свой опыт социальным группам, молодежи в том числе.

В истории известно немало случаев, когда харизматичные личности успешно передавали свою отрицательную модель межнационального восприятия молодежи, которая в силу нехватки социального опыта и личностных характеристик перенимала эту модель без критического осмысления последствий. Достаточно вспомнить Германию накануне Второй мировой войны и ее лидера, который успешно внушал идеи «расовой чистоты» и превосходства арийской «высшей расы», и главной мишенью подобной пропаганды была молодежь. К сожалению, мы хорошо помним и то, что это привело к массовому истреблению представителей отдельных наций. Задача современного

многонационального общества в лице

соответствующих социальных институтов (образовательных, воспитательных,

просветительских) предотвратить

формирование негативного национального восприятия у молодого поколения. В недавно принятом Федеральном законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации» прописаны обязанности и ответственность

педагогических работников, в том числе и в сфере межнационального общения: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации»1.

Государство распоряжением

Правительства России провозгласило, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим

манипуляциям и экстремистским призывам, выступать проводниками идеологии толерантности и укрепления

межнациональных отношений. Однако очевидным фактом является то, что в данный момент времени молодое поколение не способно брать на себя такую ответственность. На основании анализа соответствующих исследований в психологии, педагогике, социологии и политологии, анализа наших исследований

1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html - Ст.48.

мы можем констатировать, что молодежь в настоящий период времени элементарно не готова к подобным действиям (Н.С.Авдулов, Г.О.Даракчян, Д.В.Ефимова,

А.Г.Здравомыслов, И.М.Козырева, Н.Г. Мазурина и другие). Причины этого явления следует искать в психологии современного молодого поколения, а именно: недостаток социального опыта, неразвитая способность эмоционального саморегулирования и реагирования, инфантилизация,

нигилистическое мировоззрение и прочие объективные и субъективные факторы. Также следует иметь в виду, что миграционная политика государства и регионов, а также специфика привлекательности отдельных регионов для представителей различных национальностей оказывает большое влияние на характер межнационального восприятия молодежи. Например, проблема межнационального восприятия стоит гораздо острее в центральных районах страны, нежели, например, в Сибирском федеральном округе. Отношение к межнациональным проблемам и степень интенсивности их проявлений различна не только в географическом плане, но и в разных слоях общества. Если рассматривать такую категорию населения, как молодежь, то вероятность межнациональных проблем выше в среде учащейся молодежи и студенчества, в силу недостаточности развития именно самостоятельного межнационального

восприятия, не опосредованного внешними факторами. Социальный опыт всегда передавался старшим поколением, но в последние десятилетия в связи со сменой идеологии, переменами в геополитике и в пересмотре истории целых народов и государств, а также обращении к психологии и философии отдельных народов, мы сталкиваемся с проблемой нехватки квалифицированных специалистов в области межнационального взаимодействия людей, этнической безопасности. Наблюдается дефицит научных исследований в области межнационального восприятия молодежи в условиях современного общества

(публицистика в данном случае опережает науку, что также является проблематичным).

Нами были проведены исследования в Кузбасском государственном техническом университете с целью выявить социально-психологические особенности

межнационального восприятия молодежи. Всего в исследовании приняли участие более 380 студентов первого и второго курсов различных специальностей, гуманитарных в том числе. Студенты младших курсов были выбраны потому, что наряду с коренными жителями города Кемерово (областной центр), обучение проходят представители различных населенных пунктов области, а также близлежащих областей, которые еще не успели адаптироваться не только в вузе, но и в городе в целом. Это обстоятельство, по нашему мнению, могло повлиять на остроту межнационального восприятия. Также исследуемая группа студентов характеризуется многонациональным

составом. Исследования проводились в течение двух лет методами опроса и контент-анализа (обязательным условием была анонимность письменных ответов и добровольное желание участвовать в исследовании). Всего около 9 выборок. Результаты исследований различных студенческих групп не имели существенных различий, что позволило нам представить всех студентов единой выборкой.

Обобщенный анализ социально-психологических особенностей

межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества показал следующее. Тема национальных взаимоотношений волнует в той или иной мере практически всех студентов. Несмотря на то, что около 40% опрошенных студентов, как правило, отвечают, что данная тема их не интересует, последующий анализ анкет показывает обратное. Так ответы студентов в целом выявили экспрессивное эмоциональное отношение к данной проблеме. На вопрос о национальной принадлежности более 84% студентов ответили, что являются русскими (моноэтническая идентичность), около 8% студентов продемонстрировали

биэтническую идентичность и 6% студентов - моноэтническую идентичность (алтайцы, казахи, армяне и другие). Полиэтническую идентичность продемонстрировали 2%

студентов. У четверти студентов, назвавшихся русскими, были выражены внешние признаки, характерные для других национальностей (наличие близких родственников, представителей других национальностей подтвердилось при дополнительном выборочном опросе). Осознание себя русскими данными студентами может свидетельствовать о принятии ценностей, традиций, норм русского народа и об успешной ассимиляции. Этническая идентичность понимается нами как осознание и когнитивное, эмоциональное, социальное восприятие себя как представителей определенного народа, нации. Существует мнение, что для многонационального государства наиболее благоприятна биэтническая идентичность, то есть когда люди обладают психологическими характеристиками двух национальных групп. В данном случае мы наблюдаем формирование моноидентичности, то есть слияние с более доминантной, в количественном и социальном плане, группой. А соответственно этому формирование тенденции

противопоставления себя другим (иным национальностям). При неблагоприятных общественно-политических условиях в области межнациональных

взаимоотношений есть вероятность развития гиперидентичности, то есть предубеждений, нетерпимости в межнациональном взаимодействии. Одним из отрицательных факторов этого процесса является осознанное или неосознанное негативное восприятие собственной национальности.

Мы задали вопрос, гордятся ли студенты своей национальностью, на что получили следующие ответы. Утвердительно ответили 78% студентов, 12% студентов затруднились с ответом (были представители разных национальностей, подавляющее большинство - студенты, назвавшие себя русскими) и 10% ответили отрицательно (к сожалению, ответили только студенты, назвавшие себя русскими).

Обескураживающие ответы мы получили на вопрос, почему студенты гордятся своей национальностью. Так, ни один студент не дал развернутого ответа, как правило, ответы

были следующими: «мы великая нация»; «мы выиграли войну»; «мы самые сильные»; «у нас своя история» и тому подобное. На наш взгляд, большинство ответов практически идентичны

националистическим лозунгам. Из дальнейших обсуждений результатов тестирования со студентами мы выяснили, что это был самый сложный вопрос. Когда студенты узнали, что и остальные их согруппники дали подобные ответы, это вызвало неудовлетворение, а главное -желание подумать над этим фактом.

На вопросы о том, какие национальности вызывают симпатию у вас лично и почему, были даны самые разнообразные ответы, что является не плохим итогом, так как предпочтений выявлено не было, а значит отношения студентов к представителям иных национальностей продиктовано

субъективными причинами. Заметим, что очень часто среди привлекательных национальностей называют некоторые европейские национальности (итальянцы, французы, англичане) и японцев, то есть те, с которыми нет непосредственных контактов. Отношение к ним, на наш взгляд, продиктовано исключительно стереотипами. Итальянцы, французы, англичане вызывают симпатию у студентов, так как они имеют «высокий уровень культуры»,

«воспитанные», «дружелюбные». Японцы -«высокоразвитая нация», «генерируют высокие технологии», «привлекательная и необычная культура». В целом студенты при описании европейских национальностей и японской национальности дали ответы развернутые и эмоционально

положительные. Также мы задали вопросы об антипатиях по отношению к национальностям, чем они продиктованы. Анализ ответов позволил сделать вывод, что само определение национальностей, вызывающих антипатию, представляет большую сложность для студентов. Так назывались целые группы народов «кавказцы», «азиаты». Как правило, студенты указывали на различия в поведении этих народов по сравнению с русскими (!). Чаще всего представителей Кавказа обвиняли в «наглости», «резкости»,

вызывающем поведении. Почему для некоторых студентов народы Азии вызывают антипатию, нам определить не удалось, кроме того, что они «гастарбайтеры». Мы сделали вывод, что у опрошенных студентов не было значимых или значительных контактов с представителями Средней Азии и отношение к ним еще не оформилось. Проводить дополнительные опросы для выяснения этого обстоятельства мы не стали в силу деликатности темы и эмоционального реагирования на дополнительные вопросы. Таким образом, мы можем заключить, что негативное восприятие каких либо национальностей студентами крайне субъективно и также продиктовано стереотипами. Заметим, что не были выказаны антипатии к представителям коренных народов Сибири, к малым народностям, проживающим на территории России, также обучающимся в вузе.

Мы обратили внимание, что при ответах на вопросы ни разу не была затронута тема межконфессионального восприятия или отношений. Ни один ответ студента не зафиксировал отношения к религиям или религиозности других национальностей. Мы полагаем, что эти вопросы в среде студентов не являются актуальными, хотя среди студентов были представители мусульманства и

христианства. В то же время, это не исключает возможности дополнительного изучения данного аспекта

межнационального восприятия в

дальнейшем.

Исследование показало, что практически все студенты, так или иначе осуществляли длительную совместную деятельность (общение, спорт, совместное обучение и другие) с представителями различных национальностей. Более 91% студентов имели непосредственные взаимоотношения с народами Кавказа (к сожалению, 1/2 студентов не назвали конкретную национальность, они писали: «кажется, армяне (дагестанцы, грузины)»). Назывались славянские народы - 53% студентов; татары, народы Средней Азии -33% студентов. По нашим данным, цифры названы субъективно и не отражают

действительное положение дел, даже анализ национальной принадлежности

опрашиваемых студентов по отдельным группам показал, что студенты не знают о национальностях друг друга. Качественный анализ ответов студентов и дополнительные анонимные опросы показали, что студенты слабо ориентируются в определении национальностей, им свойственны обобщения или ошибки в их определении. По нашему мнению, и более старшее поколение так же склонно к неточностям и обобщениям в этом вопросе, иначе откуда бы взялось пресловутое «лицо кавказской национальности». Однако старшее поколение 50-60-х годов рождения XX века имело возможность непосредственно знакомиться с культурным наследием отдельных народов, знакомиться с их географией и историей. Основным ориентиром в определении национальности часто является фамилия человека, хотя, по нашим наблюдениям, современная молодежь слабо ориентируется в особенностях фамилии. Можно констатировать, что с распадом Советского Союза интерес к другим национальностям носит стихийный характер, нет соответствующего воспитания и образования в данной области, несмотря на массовый прием иммигрантов Россией из стран ближнего зарубежья.

Интересным фактом явилось то, что совместная деятельность в спортивных командах, в студенческих советах (достаточно сплоченных малых групп, по сравнению с массой студенческих учебных групп) не повлияла на более позитивное или негативное восприятие других

национальностей. Хотя из анализа литературных источников видно, что именно совместная деятельность является основным источником позитивного национального восприятия (В.Ф. Богуславская, Т.В. Боргоякова, Т. Стефаненко и другие). Данный тезис нуждается в доработке и дополнении.

Практически все студенты испытывают ситуативную агрессию к представителям иных национальностей, но она редко носит постоянный характер (всего 10% выказали явную национальную нетерпимость). Более половины студентов признаются, что

принимали участие в конфликтах с представителями иных национальностей. В качестве причин традиционно указывается: личный вопрос, недопонимание, мелочи, неуважительное отношение и прочее. Ни одной существенной причины названо не было, что впоследствии, при ознакомлении с результатами исследования, удивило студентов. Выражение агрессии происходит чаще всего вербально, реже физическое воздействие (особенно, когда речь идет о группах - компаниях). Мы не можем утверждать, что причиной конфликтов стали национальные особенности молодых людей, но поскольку внешние признаки национальностей были обнаружены конфликтующими сторонами, то эти конфликты автоматически были отнесены к межнациональным. Характер агрессивных проявлений, скорее, зависит от количества молодых людей, их пола и ситуации. Чем больше людей вокруг разделяет настроения группы агрессивно настроенных лиц, тем агрессивнее проявления неприязни, вплоть до физического воздействия. Катализатором физической агрессии часто является алкогольное опьянение. В студенческих неформальных группах межгрупповые конфликты с представителями других национальностей и проявлением физической агрессии чаще возникают в смешанных по половому признаку группах, намного реже в межнациональных однополых

неформальных группах. При изучении вопроса об источниках агрессии студентов по отношению к представителям иных национальностей мы обнаружили следующее. Основным источником информации в этих вопросах для большинства студентов является Интернет и телевидение (указывают этот источник от 71% до 89% студентов). Ссылаются на друзей только 15% студентов. Причем студенты друзьям доверяют в 100% случаев, а информации размещенной в Интернете и на телевидении студенты доверяют в 60% -80% случаев. Степень доверия достаточно высокая у всех источников информации.

При опросе студентов на предмет, чувствовали ли они дискомфорт от задаваемых вопросов, 69% ответили отрицательно, 31% ответили положительно.

Если первые отвечали, что им «скрывать нечего», «отвечали честно», «анонимно», то вторые выказали недовольство по поводу того, что они просто не знали, что ответить, как ответить правильно, затруднялись в определении национальностей и другое. Мы полагаем, что испытали дискомфорт именно те студенты, которым сложнее ориентироваться в условиях дефицита информации и, вероятно, обладающие высокой степенью тревожности (других причин выявить не удалось), а значит, с большой долей вероятности, это студенты, поддающиеся влиянию из вне.

Практически все опрашиваемые студенты были ознакомлены с результатами исследования. Реакцией студентов было недоумение и интерес к рассматриваемым вопросам. Для них было неожиданным, что проблема национального восприятия не стоит столь остро, как они предполагали. Многие ожидали, что неприятие национальностей Кавказа будет более массовым, так же как и пренебрежение к представителям Средней Азии.

Неожиданным открытием для участников исследования было и то, какое влияние оказывают средства массовой информации на межнациональное восприятие. С особым нетерпением юношами ожидались результаты опроса о характере агрессии, но и здесь открытием для студентов явилось то, что в основе конфликтов не лежит национальное неприятие, а скорее демонстрация личных амбиций и притязаний. Лишь некоторые студенты, участвующие в исследовании усомнились в качестве анализа полученных данных, остальные оказались вполне довольны результатом и собой. Поставили для себя ряд важных для них самих вопросов о характере межнационального восприятия друг друга.

В итоге мы можем заключить, что социально-психологические особенности межнационального восприятия современной молодежи невозможно рассматривать вне связи с текущими условиями общественно-политической жизни страны и отдельных регионов Российской Федерации. Результаты исследований показали, что молодежь, скорее,реактивна (под реактивностью мы понимаем действие, которое не побуждается

внутренней мотивацией, а возникает в ответ на воздействие), чем активна. Тема национальных взаимоотношений волнует подавляющее большинство молодых людей, она на слуху и актуальна. Определенное количество молодежи, имеющее в роду представителей русской и других национальностей, а также обладающее внешними признаками отличными от русской национальности, стремится к идентичности с русским народом. В обществе усиливается процесс

формирование моноидентичности, слияния с русскими. В качестве отрицательных моментов мы можем выделить, что в последнее время усиливается тенденция и отрицательной национальной идентичности у российской молодежи, особенно это касается русских по национальности. Причем вводимые в школах и других образовательных учреждениях занятия по патриотическому воспитанию имеют, скорее, двойственный в социально-психологическом смысле эффект. С одной стороны, мы наблюдаем интерес к русскому народу и формирование моноидентичности у отдельных категорий студентов, а с другой стороны, аргументация по поводу гордости к национальности носит, скорее,

националистический характер и

формируется гиперидентичность. Мы не обнаружили осознанного отношения к себе самим как представителям своего народа (не зависимо от национальности). Обычно армянам и другим народам Кавказа, а также татарам, алтайцам приписывается обостренное чувство национальной гордости, приверженность национальным традициям, но высказано в ответах этого не было. Мы не беремся утверждать что это национальная хитрость или социальный камуфляж, возможно, это может быть результат размывания национальных приоритетов, причин может быть много. Факт остается фактом, что опрашиваемая категория студентов не обозначила предметы национальной гордости и не показала особенностей своей

национальности, ни поведенческих, ни эмоциональных, ни когнитивных. Возможно, это характерно для областей, где нет жесткой конкуренции за социально-

экономические ресурсы, по сравнению, например, с Московской областью, а в связи с этим нет обострения национального самосознания. Но стереотипные

националистические высказывания

характерны для всей молодежи в целом. Данный факт не может не тревожить, поскольку национализм и категорические суждения в пользу своего народа порождают, в конечном счете, формирование этноцентрических

стереотипов и предубеждений, приводят к нетерпимости в межэтническом

взаимодействии, к обособлению от других национальностей, нежеланию вести с представителями других народов совместную деятельность. Таким образом, при определенных условиях можно достаточно легко спровоцировать межнациональные конфликты именно в среде молодежи.

В межнациональном восприятии молодежи не сформированы явные антипатии к другим национальностям. Хотя существует готовность поддержать стереотипы своих друзей. Также не сформированы явные симпатии к национальностям, с которыми были взаимоотношения. Однако воспринимаются как симпатичные национальности, с которыми не было непосредственных взаимоотношений - европейские

национальности и японцы. Европейские крупные национальности воспринимаются как эталоны достижения высокого уровня культуры, воспитания, уровня жизни. Японская национальность воспринимается как эталон достижения высоких технологий и необычной эксклюзивной культуры. Данное обстоятельство может

свидетельствовать о том, что студенты не имеют надлежащей информации о культурах и объективных особенностях народов, населяющих Россию, нет осмысленного интереса к ним. Восприятие этих национальностей носит субъективный характер. Также мы можем выдвинуть предположение, что в качестве национальных ценностей и приоритетов для российской молодежи являются высокий уровень культуры, особенности культуры, высокие уровни воспитания и жизни людей,

достижения в области высоких технологий и при патриотическом воспитании и образовании необходимо опираться на эти ценности. В России достаточно достижений в различных областях науки и техники, а также культуры, которые могут дать платформу для национальной гордости и национального самоуважения.

В современных условиях

жизнедеятельности общества совместная деятельность не является определяющим фактором в формировании позитивного межнационального восприятия молодежи. Полагаем, что данное условие возможно при деятельности в хорошо сплоченном коллективе (учебном, трудовом, спортивном) с четкими целями и задачами, распределением ролей и обязанностей. В данный момент мы можем констатировать, что коллективная деятельность не является приоритетной в образовательной среде, возрастают индивидуалистические

тенденции, и этот процесс носит объективный характер. С улучшением социально-экономического статуса личности в обществе, потребность в коллективах, в тесных дружеских связях и прочее уменьшается. Усугубляется подобное положение и социальным расслоением современного российского общества. В целом в межнациональном восприятии современной молодежи наблюдается дезориентация и ситуативность интереса к национальностям как таковым. Решающую роль в межнациональном восприятии играет мнение лидеров, авторитетных членов группы и сложившийся в стране и регионе информационный фон, который

оформляется средствами массовой информации.

Итак, на характер межнационального восприятия в большинстве случаев оказывают решающую роль средства массовой информации, а не авторитеты преподавателей, учителей, представителей старшего поколения или родителей (к сожалению). Учитывая, что подавляющее количество молодых людей подвержено такому влиянию, следует тщательно контролировать не только качество информации, но и частоту воспроизведения ее, а также учитывать степень

распространения негативной информации. Иначе не избежать опасных последствий, подобных конфликту на Манежной площади и других. Безусловно, это задача государственной важности. Контролировать или регламентировать межнациональные вопросы должно государство в первую очередь. Нельзя допускать стихийных проявлений национализма в социальных сетях (пользующихся большой

популярностью среди молодежи) и не допускать однобокого освещения национальных конфликтов или

муссирование темы поведения тех или иных национальных групп, дублирование этих тем. Учитывая интерес молодежи к проблеме межнациональных взаимоотношений и ее реактивность без критического осмысления особенностей своего межнационального восприятия и подобного восприятия других людей, особое внимание важно уделить соответствующему образованию.

В сложившихся современных общественно-исторических условиях

образовательная среда должна обратить внимание на повышение самооценки молодых людей, прежде всего на психологическое самочувствие личности в многонациональном обществе, на умение контролировать свои эмоции, на культуру эмоционального восприятия и проявления своих чувств. Необходимо гуманитарное просвещение, так как именно гуманитарная подготовка позволяет вырабатывать у людей самостоятельность суждений. Важным условием гуманитарной подготовки должно стать изучение истории Российского государства в межнациональном контексте, вплоть до изучения национальных характеров (этнопсихология). Понимание поведения тех или иных народов, их мотивации и национальных характеристик всех россиян способствует формированию адекватного межнационального восприятия. Уважительное отношение к представителям других национальностей нельзя

сформировать без знаний культурных различий, которые неизбежны. С этой неизбежностью необходимо считаться, а не бороться. Недопустимо заявление о том, что иммигранты - это гости, которым необходимо вести себя соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гость - это временный статус, но в нашей действительности распространяется

практически на всех представителей народов Кавказа и Средней Азии, независимо от Российского гражданства и количества прожитых лет. Нельзя прививать патриотизм суггестивными методами, что зачастую применяется на практике. На наш взгляд, введение в вузах специализированных курсов по межэтническому и межконфессиональному общению может помочь преодолеть реактивность молодежи и развить адекватное межэтническое восприятие, сформировать ряд необходимых компетенций, позволяющих впоследствии уже на профессиональном уровне реализовать совместную деятельность с представителями других национальностей и избежать межнациональной розни. Можно и нужно использовать возможности уже читаемых дисциплин гуманитарного и социального цикла, включая те или иные вопросы межнационального взаимодействия

и восприятия в содержание таких курсов, как «История», «Психология», «Социология» и другие. Для студентов тех специальностей и профилей обучения, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с общением, для этих же целей можно использовать дисциплины

профессионального блока: «Деловые коммуникации», «Профессиональная этика и этикет» и т.п.

Одно из важнейших условий в формировании объективного

межнационального восприятия в условиях современного многонационального общества - открытость межнациональных вопросов. Помимо открытости позиций всех сторон, значимым является также осознание того, что межнациональное восприятие зависит от стереотипов, распространенных в обществе, от личной позиции сторон, от частоты воспроизведения проблемы и личности самого молодого человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Гаджиев, К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии 10.11.2011 г. [Электронный ресурс].Режим доступа: http ://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=400 (Дата обращения: 18.02.2013)

2. Гнатенко, П.И. Национальная психология: монография / П.И. Гнатенко. -Дншропетровськ: 2000.

3. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1994.

4. Карнышев, А.Д. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность / А. Д. Карнышев, М.А. Винокуров, Е.Л. Трофимова. - Иркутск, 2009.

5. Кон, И. Психология предрассудка [Электронный ресурс].Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/16_p/psi/holognn_1.htm (Дата обращения: 18.02.2013)

6. Кортунов, С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С.В. Кортунов. -М., 2009.

7. Мазурина, Н.Г. Межнациональные отношения в условиях полиэтнического мегаполиса, на материалах города Москвы: автореф. дис. ...канд. соц. наук: 22.00.04. - М., 2008. - 29 с.

8. Метелёв, С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты: монография. - М., 2006.

9. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб., 2005.

10. Психология национальной нетерпимости: хрестоматия / под ред. Ю.Л. Чернявской. - Мн., 1998.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р «О стратегии государственной молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс].Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/530/561602/727054/727055/727081 (Дата обращения: 18.02.2013)

12. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики /под ред. К.А.Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.,1997.

13. Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации. - Дубна, 2002.

14. Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области. Статистика [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ufmsko.ru/statistic.php (Дата обращения: 18.02.2013)

15. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (Дата обращения: 18.02.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.