Научная статья на тему 'Социально-психологические механизмы социальной зрелости современных старшеклассников, воспитанников учреждений интернатного типа'

Социально-психологические механизмы социальной зрелости современных старшеклассников, воспитанников учреждений интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
479
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL MATURITY OF PERSONALITY / SENIOR SCHOOL AGE / CRITERIA OF SOCIAL MATURITY OF A PERSON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина В.И, Борисенкова М.В, Володина Ю.А.

В статье представлены основные направления в изучении социальной зрелости личности в трудах отечественных и зарубежных психологов, обозначены актуальные проблемы социальной зрелости в старшем школьном возрасте. Разработаны основополагающие критерии социальной зрелости старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological mechanisms of social maturity modern seniors pupils of residential institutions

The article presents the main trends in the study of social maturity of a person in the works of domestic and foreign psychologists, marked actual problems of social maturity in the senior school age. Developed the fundamental criteria of social. maturity of the senior class

Текст научной работы на тему «Социально-психологические механизмы социальной зрелости современных старшеклассников, воспитанников учреждений интернатного типа»

УДК 373

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В.И. Гостенина, М.В. Борисенкова, Володина Ю.А.

Работа выполнена при поддержке гранта Президента №99.2014.6

В статье представлены основные направления в изучении социальной зрелости личности в трудах отечественных и зарубежных психологов, обозначены актуальные проблемы социальной зрелости в старшем школьном возрасте. Разработаны основополагающие критерии социальной зрелости старшеклассников.

Ключевые слова: социальная зрелость личности, старший школьный возраст, критерии социальной зрелости личности.

Социальная зрелость как личностный конструкт в научных исследованиях начала XX века была представлена такими характеристиками как стабильное положение в обществе, возможность человека самостоятельно решать разнообразные задачи, и преодолевать проблемы[4]. С точки зрения внешних проявлений, социальная зрелость ассоциировалась с окончанием школы, службой в армии, получением образования и т.д. Однако, череда социально-экономических изменений, произошедших в современном обществе, размыла внешние границы и внутреннее содержание данного важнейшего качества личности. В связи с этим, встает необходимость определения новых границ социальной зрелости человека и тех параметров, которые составляют ее основу.

В психологической литературе зрелостью называют наиболее продолжительный период жизни человека, характеризующийся достижением наивысшего развития его интеллектуальных, духовных, физических способностей, включенностью в жизнедеятельность общества [3]. И с этой точки зрения, зрелость человека, как некое новообразование, неразрывно связано с интеграцией человека, носителя определенных качеств, свойств, в общественную систему со сложными отношениями, с подчинением правилам и соответствием общепринятым нормам.

В научных исследованиях изложены различные подходы к пониманию социальной зрелости личности. Д.И.Фельдштейн предлагает существующие подходы к рассмотрению становления социальной зрелости разделить на три группы. В первую группу отнесены подходы, которые делают акцент на процесс вхождения (интеграции) индивида в социальную систему. Это в большей мере социологический, социально-психологический подходы, в рамках которых социализация представлена как накопление индивидом репертуара социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, путем подражания. Во вторую группу вошли подходы, акцентированные на изучении индивидуально-личностных особенностей, протяженного во времени и пространстве процесса социализации. В этом отношении наиболее значимыми, по мнению Д.И.Фельдштейна, выступают работы Э.Эриксона, Л.Кольберга. В рамках этого подхода проводят исследования становления субъектности, самосознания Г.М.Андреева, В.В.Давыдов, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский, В.А.Петровский, Т.Д.Марцинковская. Третья группа представлена концепциями, авторы которых делают акцент на анализе взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации в ходе становления социальной зрелости: В.С.Мухина, А.В.Петровский, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн [9].

В работах А. Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса воплощен аксиологический аспект, в соответствии с которым социально зрелой считается личность, аккумулировавшая в себе опыт предшествующих поколений, передающая его последующим поколениям в рамках совместной деятельности. Содержанием социального опыты выступают нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды, культура труда, производственной и других видов деятельности. Анализируя процесс социализации, И.С. Кон выделяет три этапа: на первичной стадии (социализация младенца) главным агентом социализации выступает семья; вторичная стадия охватывает период получения формального образования, главными агентами социализации являются образовательные учреждения; и третья стадия - это социализация взрослого человека, социализация в профессиональной деятельности, в данном случае, в качестве главных агентов социализации, следует обозначить трудовой коллектив и саму личность[12].

Согласно концепции Э.Эриксона, психологическая и социальная зрелость формируются лишь при условии прохождения личностью всех стадий развития и конфликтов, сопровождающих каждую новую стадию. Именно конфликты, внутренние противоречия, согласно автору, являются

почвой для развития личности, формирования ее зрелости[11].

С точки зрения У.Г. Олпорта, зрелая личность способна полностью управлять своим поведением, основа которого - мотивы, направленные в будущее, «...жизнь не должна быть привязана к непосредственным потребностям и обязанностям. Человек должен участвовать в широком круге разнообразных деятельностей и радоваться им. Чтобы стать зрелым.. индивид дожжен обладать фундаментальной эмоциональной безопасностью и самопринятием. Он должен реалистически относиться как к себе (самообъективизация), так и к внешней реальности» [8].

Г.М. Андреева рассматривает процесс социального развития личности в рамках социализации, которая протекает в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание [2].

Труды А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна позволили определить детерминанты взросления человека, в частности, социального. В работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Д.И. Фельдштейна представлены положения о социальной зрелости как социально-психологическом феномене в старшем школьном возрасте[3]. На отдельные составляющие социальной зрелости указывает Б.Г. Ананьев, подчеркивая, что, утверждаясь в обществе, старший школьник должен обладать трудовой и гражданской зрелостью, именно трудовая и гражданская зрелость являются результатом взросления личности [1]. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах М.В. Гамезо, B.C. Герасимовой, Г.Г. Гореловой, В.Н. Максимовой, Л.М. Орловой.

Таким образом, на основе анализа изученной литературы можно сделать вывод о том, что социально зрелая личность может сформироваться лишь из зрелой, гармонично развитой личности. По мнению зарубежных исследователей Г. Хибина и М. Форверга, гармоничную зрелую личность формируют три основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство (наставление, инструктирование) [4]. Данные механизмы личностного развития, как мы можем видеть, тесно связаны с основной функцией общества - социализацией, именно окружение формирует, направляет, определяет развитие в индивиде его личностных качеств. В связи с этим возникает потребность в изучении проблемы развития социальной зрелости среди детей, воспитанников интернатных учебных заведений, ввиду наличия особенностей в социальной ситуации их развития, а так же окружения.

Изучением психологических проблем детей, воспитанников интернатных учебных заведений занимались многие отечественные психологи (М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых В.С.Мухиной и т.д.). В результате длительного изучения последних были выявлены следующие их особенности: 1) отставание в физическом и психическом развитии (относительно общепринятых норм развития в психологии); 2) нарушения (различной степени) когнитивного развития, низкая познавательная активность; 3) различные поведенческие нарушения; 4) слабое выражение эмоций, низкий уровень развития сопереживания, сочувствия; 5) отсутствие умения налаживать контакт с окружающими; 6) смутное представление о жизни вне интерната и о своем месте в обществе; 7) низкий уровень профессиональной ориентации и т.д. Таким образом, все описанные проблемы детей, воспитанников интернатов, явились основой изучения вопроса сформированности социальной зрелости данной категории детей.

Однако, до настоящего времени в теории и практике не достаточно полно раскрыто понятие социальной зрелости старших школьников, воспитанников интернатных учебных заведений. Требуют определения сущность и структура социальной зрелости различных социальных групп современных юношей и девушек, не до конца определенны критерии, показатели и уровни сформированности, не достаточно глубоко изучены механизмы ее становления у современных старшеклассников. Сложившаяся ситуация привела к возникновению противоречия между потребностью современного, быстро меняющегося общества в социально зрелых, активных и самостоятельных выпускниках общеобразовательной школы, и не достаточной разработанностью механизмов взаимодействия субъектов образовательного процесса (учителей, родителей, психологов) по обеспечению успешной адаптации старшеклассников к действительности, оказанию помощи в выстраивании собственной жизненной траектории. Особенно актуально стоит проблема формирования социально зрелого поколения детей, воспитанников интернатых учебных заведений, ввиду особенностей их развития и той социальной среды, в которой они находятся.

Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов, позволил сформулировать основные критерии социальной зрелости старшеклассников: 1) сформированность профессиональной направленности (предполагает уровень развития мотивации профессионального образования, знание о выбранной профессии, наличие представлений о собственном месте в ней, наличие альтернативных вариантов выбора профессии из числа возможных, основные мотивы поступления в учебные заведения); 2) социальная активность (наличие основных мотивов построения межличностных отношений, включенность в жизнь общественных и иных социальных групп); 3) личностная

саморегуляция (уровень сформированности волевых качеств, самостоятельность, наличие готовности к преодолению трудностей, стремление к преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей); 4) система ценностных ориентаций (уровень сформированности системы ценностей и личностных смыслов); 5) система социальных ролей (осознание себя носителем новых социальных ролей, типа гражданин, профессионал, семьянин); 6) ответственность за свои поступки, взятые обязательства. Данные критерии были положены в основу разработки программы пилотажного исследования старшеклассников, воспитанников интернатных учебных заведений, с целью выявления личностных особенностей, свойственных социальной зрелости.

Исследование проводилось среди выпускников школ-интернатов г.Брянска и Брянской области в количестве 132 человек, из них 75 юношей, 57 девушек в возрасте от 16 до 17 лет.

Нами был разработана и предложена старшеклассникам методика, направленная на выявление основных критериальных показателей социальной зрелости. Респондентам было предложено закончить предложения:

1. От других людей социально зрелого человека отличает...

2. В общении социально зрелый человек.

3. Всех социально зрелых людей объединяет.

4. Социально зрелым человеком я называю.

5. Как гражданин своей страны, социально зрелый человек.

6.Социально зрелый человек никогда.

7. Социально зрелый человек всегда.

8. Как работник, социально зрелый человек.

9. Работая в коллективе, социально зрелый человек.

10. Испытывая трудности, социально зрелый человек.

Результаты исследования показали: по мнению 62% опрошенных, социально зрелый человек должен обладать определенной системой жизненных ценностей; 80% опрошенных убеждены, что социально зрелая личность должна быть включена в жизнь учебного коллектива и 20% из них так же утверждают, что социально зрелый человек должен быть включен в какой-либо иной коллектив, кроме школьного; социально зрелый человек обладает знаниями о законах общества, правилах нормах поведения в нем, знает обычаи и традиции своего народа, а так же уважительно относится к представителям других национальностей - 32 % опрошенных; по мнению 32% респондентов социально зрелый человек имеет представление о своем месте в профессии и должен самосовершенствоваться в ней; 48% отметили, что социально зрелый человек должен самостоятельно ставить перед собой задачи и их решать, а так же самостоятельно преодолевать трудности. Полученные данные были интерпретированы с помощью контент-анализа, метода, позволяющего выявить и оценить характеристики информации, содержащейся в тексте. Категориями анализа выступают выдвинутые нами критерии социальной зрелости. Единицы анализа - лингвистические единицы речи, элементы содержания высказываний. Полученные результаты представлены в виде таблицы (см. Таблица 1).

Таблица 1

Критерии социальной зрелости Лексические единицы (слова, словосочетания) Показатель частоты встречаемости выбранного слова (словосочетания),х (в %)

профессиональная направленность Профессиональное самоопределение, профессия, профессиональное образование, профессиональные достижения 42%

социальная активность Система ценностей 82%

система социальных ролей Я-гражданин, патриотизм, гражданственность, преданность, отзывчивость, создание семьи, помощь родителям 26%

личностная саморегуляция Ответственность, самостоятельность, достижение цели, преодоление трудностей 63%

На основе проведенного пилотажного исследования и контент-анализа, направленных на выявление особенностей социальной зрелости старшеклассников, выпускников интернатных учебных заведений, в рамках выборки мы можем сделать следующие выводы: среди критериев социальной зрелости наиболее актуальным и представленными в ответах старшеклассников явился критерий системы социальных ценностей. Таким образом, подавляющее число респондентов определяют социальную зрелость через систему ценностей. Такие критерии, как профессиональная

направленность, социальная активность, саморегуляция и ответственность в ответах опрошенных не нашли должного освещения, что свидетельствует о достаточно низком уровне понимания сущности социально зрелой личности и не соответствует принятым возрастным показателям личностного и социального развития старших школьников.

В результате исследования сделаны выводы, показывающие, что среди критериев социальной зрелости наиболее репрезентированы в сознании старшеклассников, воспитанников домов-интернатов, такие показатели, как социальные ценности и социальная активность. В то время, как профессиональная направленность, саморегуляция и ответственность в ответах респондентов не получили должного отражения, что требует выдвижения и верификации соответствующих гипотез. Исходя из полученных результатов, возникает необходимость обоснования механизмов формирования социальной зрелости старшеклассников, разработки программы психолого-педагогического сопровождения процесса становления социальной зрелости учеников старших классов группы риска

The article presents the main trends in the study of social maturity of a person in the works of domestic and foreign psychologists, marked actual problems of social maturity in the senior school age. Developed the fundamental criteria of social. maturity of the senior class.

The key words: social maturity ofpersonality, senior school age, criteria of social maturity of a person.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. М. Воронеж, 1996. 384с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект пресс, 2007. 363с.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М., 2001. 512с.

4.Гобозов И.А. Социальный детерминизм и проблемы общественного развития. М., 1998 - 321

с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

7. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. М., 1976. 175 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. Под ред.А. А. Реана. СПб., 2002. 656с.

9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Стуктурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М. Московский психолого-социальный институт развития Флинта. 1999. 670с.

10. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. 562с. (Серия «Мир психологии»).

11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. 592с.

12. Кон И.С. Социология личности [http://www.twirpx.com]

Об авторе

Гостенина В.И.- доктор социологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Борисенкова М.В.- аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Володина Ю.А. - Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.