Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты влияния самоидентичности на склонность вступления в закрытые религиозные группы'

Социально-психологические аспекты влияния самоидентичности на склонность вступления в закрытые религиозные группы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
498
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / МАЛЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ (СЕКТЫ) / МАЛЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ ГРУППЫ / РЕЛЕВАНТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / YOUTH'S SELF-IDENTITY / SMALL RELIGIOUS GROUPS (SECTS) / SMALL PROTEST GROUPS / RELEVANT SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лушпай Сергей Александрович

Исследование, выполненное в рамках социальной психологии, направлено на выявление особенностей формирования самоидентичности молодежи и связанными с ними рисками попадания под влияние представителей протестных социальных групп, в том числе, религиозных сект. В ходе анализа литературных данных обнаружено, что религиозные организации закрытого типа (секты) являются привлекательными с точки зрения молодежи малыми социальными группами. Риск вступления в них достаточно высок. Сделано предположение о том, что для предотвращения процесса десоциализации, который характерен для данных групп, следует направлять комплексные усилия как на создание «негативного» образа религиозных организаций закрытого типа, так и на формирование положительного образа групп, способствующих социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SELF-IDENTITY INFLUENCE ON THE PROPENSITY OF JOINING THE CLOSED RELIGIOUS GROUPS

The study is carried out in the framework of social psychology, and aims at revealing of the youth’s selfidentity development and related risks of coming under the influence of the protest social groups, including the religious sects. The analysis of the literary data has shown that the young people found the religious organizations of closed type (sects) attractive for their small social groups, and the risk of joining them is quite high. The author makes an assumption that in order to prevent the process of desocialization, which is typical for these groups, there should be directed comprehensive efforts at the creating a negative image of the closed religious organizations and the formation of a positive image of the groups promoting socialization.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты влияния самоидентичности на склонность вступления в закрытые религиозные группы»

УДК 316.6;316.61 Лушпай Сергей Александрович

ассистент кафедры истории и философии Ярославского филиала

Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ САМОИДЕНТИЧНОСТИ НА СКЛОННОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКРЫТЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ

Lushpay Sergey Aleksandrovich

Assistant at the History and Philosophy Department, Leningrad State University

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SELF-IDENTITY INFLUENCE ON THE PROPENSITY OF JOINING THE CLOSED RELIGIOUS GROUPS

Аннотация:

Исследование, выполненное в рамках социальной психологии, направлено на выявление особенностей формирования самоидентичности молодежи и связанными с ними рисками попадания под влияние представителей протестных социальных групп, в том числе, религиозных сект. В ходе анализа литературных данных обнаружено, что религиозные организации закрытого типа (секты) являются привлекательными с точки зрения молодежи малыми социальными группами. Риск вступления в них достаточно высок. Сделано предположение о том, что для предотвращения процесса десоциализации, который характерен для данных групп, следует направлять комплексные усилия как на создание «негативного» образа религиозных организаций закрытого типа, так и на формирование положительного образа групп, способствующих социализации.

Ключевые слова:

самоидентичность молодежи, малые религиозные группы (секты), малые протестные группы, релевантное социальное окружение.

Summary:

The study is carried out in the framework of social psychology, and aims at revealing of the youth’s selfidentity development and related risks of coming under the influence of the protest social groups, including the religious sects. The analysis of the literary data has shown that the young people found the religious organizations of closed type (sects) attractive for their small social groups, and the risk of joining them is quite high. The author makes an assumption that in order to prevent the process of desocialization, which is typical for these groups, there should be directed comprehensive efforts at the creating a negative image of the closed religious organizations and the formation of a positive image of the groups promoting socialization.

Keywords:

youth’s self-identity, small religious groups (sects), small protest groups, relevant social environment.

Проблема определения самоидентичности у молодых людей является достаточно актуальной вследствие особенностей возрастного развития психики. Одним из наиболее эффективных инструментов, с точки зрения социальной психологии, способных формировать образ «Я», являются релевантные группы, в которых состоит подросток. Они, с одной стороны, помогают выработать одобряемые модели поведения (проявление себя в поступках), с другой - дают готовый набор ценностей (проявление себя во взглядах, мировоззрении). При этом проблемы с идентичностью толкают молодежь на вступление в различного рода социальные группы, часто - группы протестного характера [1].

Под самоидентичностью (идентичностью образа «Я») мы будем понимать способность определять свою индивидуальность, жить сообразуясь с ней, способность принимать себя таковым, каков есть, а не таким, каким должен быть, способность рационально относиться к своим недостаткам [2].

Положительная самоидентичность выступает в качестве базы для построения компетентной позитивной социальной активности населения, в частности, молодежи. Именно компетентное поведение в социуме позволяет релевантно реагировать на все изменения, при этом, не прерывая процесс социализации. Позитивная активность проявляется, прежде всего, в созидательной деятельности в различных общественных сферах, таких, как экономика, политика, искусство и так далее. Однако для проявления такого рода активности необходимы, прежде всего, социальные институты, позволяющие реализовать творческий, продуктивный потенциал молодежи. Стремление к самореализации является естественным для данного возраста, поскольку именно на него приходится становление личности и полное осознание своей роли в окружающем мире.

В противоположность позитивной компетентной самореализации можно назвать «параллельную социализацию», получившую широкое распространение среди молодежи в связи с по-

- 15G -

явлением свободного доступа в различного рода «виртуальные пространства». С их появлением стало возможным развивать своего виртуального персонажа и достигать определенных успехов, получая позитивные отзывы о своей деятельности от других виртуальных лиц. Такое виртуальное подкрепление также позволяет повысить самооценку, облегчить процесс самоидентификации.

Стремление к виртуализации процесса самоидентификации приводит к тому, что в реальной жизни молодой человек начинает искать социальные группы с максимально упрощенной системой взаимодействия, позитивным настроем, строгой иерархией и строгими правилами, напоминающими игровые в виртуальных пространствах. В некоторых случаях [3], таких как желание познать истину, выразить протест по отношению к обществу, проявить свою оригинальность и неординарность, найти круг общения и т.д., именно религиозные объединения закрытого типа (секты) позволяют удовлетворить потребность в проявлении социальной, одобряемой членами микрогруппы активности, и, как следствие, построении позитивных компонентов образа «Я».

В каких случаях религиозные организации могут оказаться привлекательными для молодежи в качестве референтных групп?

Во-первых, сравнение идет с похожими, близкими, релевантными группами. Поскольку, по Э. Эриксону [4], молодые люди при несформированной идентичности стремятся уйти в субкультуры, замкнутые группы, в которых четко прописаны роли и правила поведения, то и сравнение происходит между «протестными» группами, которых существует великое множество. Среди малых протестных групп присутствуют и новые религиозные организации, имеющие четкие, регламентированные нормы поведения, групповые ценности, правила поведения. Поэтому при анализе своего «положения» при кризисной идентичности молодые люди вполне могут рассматривать религиозные секты в качестве релевантной социальной группы. Тем более, согласно Э. Эриксону, молодежь решает также задачу самоидентификации, определения своего места в мире. Ответы на эти вопросы, в том числе, обещает дать любая религиозная концепция. Новые религиозные организации как более «пластичные», по сравнению с традиционными культами, ориентируются на молодежь, поэтому транслируют экзистенциальные ценности в доступной для молодого человека форме, к тому же эти ценности часто «протестны», что повышает их привлекательность для подростков.

Стоит отметить, что в данном процессе сравнения задействованы не все параметры групп, а лишь ценностно значимые качества и характеристики (в нашем случае сравниваются религиозные догматы на предмет правильности их толкования или истинности в целом). В итоге позитивная социальная идентичность оказывается основанной на положительных, благоприятных отличиях своей группы от другой, имеющих социальную значимость для субъекта сравнения. За счет социальной значимости достигается более глубокая интеграция получаемых данных в «Я-образ», а значит, закрепление в сознании молодежи образа «Я», который неразрывно связан с транслируемой группой ценностями, и «подпитывающийся» информацией, получаемой от значимых членов религиозной организации. Таким образом, молодой человек не может сформировать свою идентичность без социального компонента образа «Я».

В том же случае, когда индивид оказывается включенным в группу с низким социальным статусом, это приводит к запуску различных стратегий, направленных на сохранение или достижение позитивной идентичности, например [5]:

1) индивидуальная мобильность, которая включает все виды попыток члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной;

2) стратегия социальной креативности, которая заключается в переоценке самих критериев, по которым проводится сравнение;

3) социальная конкуренция - это прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения [6]. Как правило, новые религиозные организации из-за закрытости и проповедования ценностей, противоречащих нормам общества или неодобряемых остальными социальными группами, имеют низкий социальный статус. Однако их члены придерживаются двух последних стратегий, чтобы сохранить свою положительную социальную идентичность. В качестве критериев оценки выступает соблюдение религиозных догматов, своей группе приписываются только «положительные» качества, остальные люди, не входящие в ее состав, называются «заблудшими», «греховными».

Положительное представление о группе строится, в том числе, и на основе сведений, полученных от партнеров по взаимодействию. Согласно исследованию Сванна [7], люди склонны выбирать тех партнеров по взаимодействию, которые подтверждают их собственные взгляды на себя. Как правило, в новых религиозных организациях можно наблюдать именно такую картину. Люди стараются вести себя в соответствии с установленными в группе правилами и нормами. Внутригрупповое поведение, жестко регламентированное, влияет на формирование социального «Я-образа», тем самым человек ведет себя в группе в соответствии с представлениями о себе,

которые, в свою очередь, базируются на групповых нормах. Тем самым каждый член группы знает, как в той или иной ситуации поведет себя другой член группы, за счет чего сохраняется ощущение контроля над ситуацией и предсказуемости будущего. Как правило, чувство контроля и защищенности, уверенности в будущем помогает сохранить членам религиозной группы душевный покой. Ради ощущения социальной стабильности, стремления избежать ситуаций с высокой неопределенностью они продолжают оставаться в рядах религиозной группы.

Таким образом, видимо, правильнее было бы говорить не о стремлении индивида к изменению социального окружения или своего места в нем с целью усиления или подтверждения позитивной идентичности, но о стремлении к поддержанию стабильной личной идентичности.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать следующие предположения:

Образ «Я» базируется не только на представлениях о себе, но и на представлениях о социальной группе, в которой находится индивид. Таким образом, одним из способов улучшения собственной самооценки, создания позитивного образа «Я» является смена социальной группы, вступление в ряды какого-либо сообщества. Если представление о сообществе позитивное и в глазах его члена оно имеет высокий социальный статус, то индивид будет стремиться вступить в него, чтобы снять проблемность идентичности. Таким образом, если молодой человек имеет негативную идентичность, то он стремится, согласно Э. Эриксону, вступить в протестную группу с жестко регламентированными правилами, к коим, в частности, относится и религиозная организация нового типа.

Мотивом вступления в группу могут быть позитивные представления о ней и о социальном статусе ее членов. Таким образом, если молодой человек имеет позитивные представления о членах новых религиозных организаций, у него сформирован их положительный социальный образ, то возможным вариантом повышения собственного социального статуса, а также создания положительного образа «Я» будет вступление в новую религиозную организацию.

Необходимость постоянного поддержания положительного образа «Я» приводит к тому, что человек становится зависим от позитивной информации, транслируемой членами «своей» группы, поскольку члены «чужих» групп воспринимают его негативно, указывают на низкий социальный статус адепта религиозной организации. Из-за этого человек попадает в зависимость от мнения членов «своей» группы и не стремится покинуть ее, так как боится разрушения положительного самовосприятия.

В целом стоит отметить, что проблемы с самоидентификацией у молодых людей являются одним из важнейших факторов, определяющих их вступление в новые религиозные организации (секты). Поскольку проблемность идентичности является неотъемлемым атрибутом данного этапа возрастного развития, фактор риска вступления молодежи в секты, прививающие шаблоны асоциального поведения, остается всегда. Следовательно, усилия по профилактике данного негативного социального явления необходимо направлять не только на создание негативного образа сект (что может иметь и обратный характер, когда религиозные организации будут восприниматься как «протестные группы», находящиеся вне «системы» и из-за этого привлекательные), сколько на развитие способов самоактуализации и построении позитивного образа» «Я» в рамках конструктивных социальных групп.

Ссылки:

1. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. 464 с.

2. Словарь психолога. URL: http://azps.ru/cha/s/samoidentity.html (дата обращения: 22.12.2013).

3. Лушпай С.А. Идеальный и реальный «Образ-Я» представителей новых религиозных организаций // Психолог. азпро-вожд. нац. проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности: материалы международного конгресса. Кострома, 26-27 октября 2007 г. С. 261-263.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. // Серия «Библиотека зарубежной психологии». М., 2006. 342 с.

5. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 624-638.

6. Там же.

7. Орел Н.А. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск; М., 2002. С. 413-442.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.