Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты управления в уголовно-исполнительной системе России'

Социально-психологические аспекты управления в уголовно-исполнительной системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорушкина Юлия Сергеевна, Подъяблонский Павел Александрович

Актуальность данной работы определяется тем, что социально-психологическая компетентность руководителя, правильная организация информационно-аналитической работы в подразделениях УИС на всех уровнях ее организационной структуры являются неотъемлемой частью управленческой деятельности. В статье рассматриваются основные социально-психологические аспекты управления, критерии социально-психологической компетентности руководителя, излагается авторский взгляд на содержательное наполнение и организацию информационно-аналитической работы в УИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егорушкина Юлия Сергеевна, Подъяблонский Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological aspects of control in correctional system of Russia

The relevance of this article is that the social and psychological competence of the head, the organization of information and analytical work in the penal system are an integral part of management activities. The paper analyzes the main social and psychological aspects of management, the criteria of social and psychological competence of the head, set out the author's view on the informative content and the organization of information and analytical work in the penal system.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты управления в уголовно-исполнительной системе России»

Социально-политические науки

32014

6. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

6.1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Егорушкина Юлия Сергеевна, заместитель начальника кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России, кандидат психологических наук

Место работы: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

Julia-psy@yandex.ru

Подъяблонский Павел Александрович, старший преподаватель кафедры управления учреждениями и органами УИС Академии ФСИН России, канд. юрид. наук

Место работы: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

pavel_ryazhsk@mail.ru

Аннотация: актуальность данной работы определяется тем, что социально-психологическая компетентность руководителя, правильная организация информационно-аналитической работы в подразделениях УИС на всех уровнях ее организационной структуры являются неотъемлемой частью управленческой деятельности. В статье рассматриваются основные социально-психологические аспекты управления, критерии социальнопсихологической компетентности руководителя, излагается авторский взгляд на содержательное наполнение и организацию информационно-аналитической работы в УИС

Ключевые слова: управленческие решения, информация, анализ, контроль, социально-психологическая компетентность, уголовно-исполнительная система

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONTROL IN CORRECTIONAL SYSTEM OF RUSSIA

Egorushkina Yulia Sergeevna, PhD in Psychology, deputy chief of the Department of Social Psychology and Social Work Academy of Law and Department of the Federal Penitentiary Service

Place of employment: Academy of Law and Department of the Federal Penitentiary Service

Julia-psy@yandex.ru

Podyablonskij Pavel Aleksandrovich, senior lecturer in management and organization of the penal system of the Academy of Russian Federal Penitentiary Service Candidate of Law

Place of employment: Academy of Law and Department of the Federal Penitentiary Service

pavel_ryazhsk@mail.ru

Abstract: The relevance of this article is that the social and psychological competence of the head, the organization of information and analytical work in the penal system are an integral part of management activities. The paper analyzes the main social and psychological aspects of management, the criteria of social and psychological competence of the head, set out the author's view on the informative content and the organization of information and analytical work in the penal system.

Keywords: management decisions, information, analysis, control, social and psychological competence, penal system

Проблема изучения управленческой деятельности руководителя в науке и практике управления в настоящий момент является чрезвычайно актуальной, поскольку политические, экономические и социальнопсихологические особенности современного общества предъявляют к руководителям новые требования по выбору ими профессиональных стилей руководства во всей социальной сфере, в том числе и уголовно-

исполнительной системе (УИС).

Необходимость качественного улучшения теории и практики управления, управленческого образования сотрудников УИС, потребность серьезного изучения проблем управления определяется тем, что оно составляет важную, объективно необходимую часть уголовноисполнительной практики. Управление, при его эффективной организации, вносит упорядоченность, организованность в работу исправительных учреждений, обеспечивает выполнение стоящих целей и задач, устраняет стихийность и дезорганизацию, которую нередко созна-

тельно создают отдельные категории осужденных, содержащиеся в этих учреждениях.

В условиях постоянно усложняющейся деятельности сотрудников УИС качество управления в конечном итоге определяет эффективность или неэффективность функционирования данной социальной организации.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и профессионального образования все большее значение приобретают вопросы подготовки руководящих кадров, не только обладающих профессиональными знаниями (юридическими, экономическими, психологическими и др.), но и компетентных в вопросах управления.

Роли руководителя многими отечественными учеными (Огородников В. И., Панеш А. И.) классифицируются по трем основным критериям:

1. межличностная - главный руководитель, лидер соответствующей организации и структурного подразделения;

2. информационная - получатель и распределитель

66

Егорушкина Ю. С., Подъяблонский П. А.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

экономической и иной информации;

3. управленческая - руководитель, распорядитель ресурсов, стратегический лидер.

Данные роли руководителя, безусловно, тесно взаимосвязаны, определяют объем и содержание работы по управлению персоналом независимо от особенностей деятельности организации. В данной статье мы хотели бы более подробно остановиться на межличностной и информационной ролях, а именно рассмотреть социально-психологический и информационно-аналитический аспекты управленческой деятельности в уголовноисполнительной системе.

Организация информационно-аналитической работы в подразделениях УИС на всех уровнях ее организационной структуры является неотъемлемой частью управленческой деятельности, уровень реализации которой определяет качество функционирования системы управления, эффективность деятельности субъекта управления и, как следствие, всей уголовноисполнительной системы.

С другой стороны, для успешной деятельности современной организации ее руководителю необходимо не только решать производственные вопросы, но и обладать социально-психологической компетентностью. Это связано не только и не столько с тем, что управление как специфический вид деятельности развертывается в социальных системах, сколько с тем, что осуществляется оно посредством воздействия на людей, через людей.

Служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет высокие требования к нравственным качествам сотрудников, их численности, эмоциональной выдержке, терпимости, самообладанию, наличию социального иммунитета к влиянию криминальной субкультуры и других неблагоприятных факторов. Напряженный характер труда, отдаленность большинства исправительных учреждений от крупных экономических и культурных центров, относительно невысокий уровень заработной платы неблагоприятно сказываются на кадровой ситуации. В силу этого деятельность руководителей различных уровней в органах и учреждениях УИС многофункциональна и многогранна, и их основная задача - обеспечить нормальное функционирование соответствующего органа или учреждения.

В современном менеджменте принято различать два основных вида управленческого воздействия на работников: руководство и лидерство. Руководство представляет собой регламентированный организационный процесс управления трудовой деятельностью, имеющий обязательный, нормативный характер взаимоотношений работодателя с работниками. Лидерство основывается на инициативных действиях, предпринимаемых самими работниками, и является процессом внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями работников за счет личной инициативы. Во многих организациях, в том числе в учреждениях и подразделениях уголовно-исполнительной системы, руководство и лидерство представляют собой две стороны единой системы управления персоналом.

Профессиональная деятельность руководителей в области управления персоналом связана с набором и отбором кадров, профессиональной подготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией и адаптацией, оценкой трудовой деятельности персонала, управлением продвижением сотрудников по службе. Руководитель должен обладать такими качествами, как адаптивность, гибкость, социальная ориенти-

рованность, инновационность и прогностичность. Кроме вышеперечисленных качеств, ряд ученых выделяет такие группы, как:

1. Природные качества:

- практичность ума, его глубина;

- ясность, проницательность;

- достоинство;

- доброжелательность;

- обходительность;

- смелость;

- обязательность;

- активность;

- настойчивость;

- честность.

2. Черты характера:

- открытость;

- искренность;

- подвижность;

- совестливость;

- решительность;

- осторожность;

- скромность;

- самообладание.

3. Профессиональные качества:

- компетентность;

- умение рисковать;

- восприимчивость к новому;

- организаторское чутье; требовательность.

4. Приобретенные свойства:

- высокая работоспособность;

- чувствительность к изменениям;

- умение идти на компромиссы;

- взаимовыручка;

- доверие;

- сдержанность;

- порядочность;

- ответственность;

- саморазвитие.

Перечисленные качества служат необходимой социально-профессиональной основой для эффективной работы руководителя по управлению персоналом и производством на любой должности в любой организации.

Необходимо отметить, что если социальнопсихологические технологии управления только начинают активно внедряться в деятельность предприятий и учреждений в современной России, то организация информационно-аналитической работы в управленческой деятельности давно признана объективно необходимой, во многом определяющей качество функционирования системы управления, деятельности руководителей. Объективная необходимость данной функции проявляется, в частности, в том, что ее реализация всегда имеет обязательный характер - в системе управления изначально предусматриваются элементы (отдельные сотрудники, структурные подразделения), первоначальной и основной обязанностью которых является выполнение информационно-аналитической функции. При этом данная функция справедливо рассматривается в качестве как повседневного, так и стратегического направления деятельности, ее актуальность имеет постоянный характер; через ее содержание процессы управления тесно связаны фактически со всеми отраслями науки и практики.

Возрастание роли информационно-аналитической деятельности стало особенно заметным в период развития информационных технологий, расширения объемов информации, ее радикального усложнения, отражающего соответствующее усложнение общественной и государственной практики, создания информационного общества.

Актуальность рассмотрения информационно-

67

Социально-политические науки

32014

аналитического аспекта управления обусловлена стремительным ростом объема и сложности, роли и значения информации, всесторонней информатизацией всех сторон жизнедеятельности человека, общества и государства, в том числе управленческой работы в УИС.

Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов позволяют сделать вывод о том, что многие руководители неоправданно преувеличивают значение информации, которая сама по себе в управленческом отношении бессильна. Она лишь содержит некоторые сведения, которые могут быть использованы в управленческой деятельности только при определенных условиях, среди которых можно выделить наличие мотивации к выполнению определенных действий (заинтересованность, удовлетворение потребности, наступление нежелательных последствий и т. д.). Для этого необходимо, как минимум, наличие определенных организационных, управленческих механизмов, осуществление ряда непременных действий, в первую очередь переработку информацию в вид и форму, которые будут адекватно восприниматься сотрудником. Такая переработка осуществляется в процессе информационноаналитической работы.

Эффективная организация аналитической работы в УИС предполагает реализацию следующих последовательно согласующихся и логически взаимообусловленных этапов:

- изучение фактического состояния дел в подразделениях по конкретным направлениям работы за анализируемый период;

- выявление причин и условий негативных явлений, принятие мер по их устранению;

- определение подразделений (участков, направлений) с наиболее сложной оперативной обстановкой, обстоятельств ее осложнения;

- оценка эффективности принимаемых мер по расстановке и использованию сил и средств органов и подразделений;

- совершенствование и перестройка организационной, оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- разработка конкретных мероприятий по решению наиболее актуальных проблем исполнения уголовных наказаний и противодействию противоправным проявлениям;

- обеспечение полноты, достоверности и своевременности представления в вышестоящие органы данных о состоянии деятельности;

- разработка предложений о подготовке, сроках представления, объеме и форме информационно-аналитических документов;

- принятие мер по совершенствованию аналитической деятельности и подготовка рекомендаций по улучшению организационной, оперативно-служебной, производственнохозяйственной и финансовой деятельности подразделений (участков);

- оказание методической и практической помощи подразделениям (по направлениям деятельности);

- проведение комплексного анализа результатов деятельности подразделения (участка, направления).

Реализация всех этих этапов, безусловно, потребует наличия у руководителя не только профессиональной компетентности в области информационно-

аналитической работы, но и продуктивной социальнопсихологической готовности к созданию оптимальных условий их осуществления.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аксенов А.А. Актуализация проблем совершенствования управления в УИС в современных условиях развития// Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 1. - С. 117-119.

2. Егорушкина Ю.С., Матвеенко В.Е. Профессиональное становление сотрудников УИС: духовно-нравственный аспект: монография. Рязань, 2014.

3. Жуков И.М. Оценка социальной эффективности управления персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса города Москвы // Пробелы в российском законодательстве. -2011. - № 5. - С. 286 - 291.

4. Исмагилова Ю.С. Структурно-содержательные компоненты, уровни и механизмы формирования духовнонравственных качеств курсантов вузов ФСИН России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.

- 2010. - Т. 86. № 6. - С. 72-75.

5. Качкина Л.С. Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенности ее формирования // Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 6. - С.7-12.

6. Копейкин В.В. Оптимизация и совершенствование контроля и информационно-аналитического обеспечения координации оперативных подразделений УИС // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 3. - С. 201 - 203.

7. Курбанова А.С. Правовое обеспечение управления в информационной сфере // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 18 - 22.

8. Манжинов Н.П. Социальные аспекты преодоления проблем внедрения инноваций в управленческой деятельности руководителя // Пробелы в российском законодательстве. -2011. - № 3. - С. 253 - 255.

9. Мусатов Д.А. Классификация управленческих решений в системе органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 2. - С. 339 - 340.

10. Огородников В.И., Панеш А.И. Место руководителей различного уровня в системе управления органами и подразделениями УИС// Уголовно-исполнительное право. -2006. - № 1. - С. 83-85.

11. Подъяблонский П.А. Актуализация информационноаналитической работы в УИС России// Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 2. - С. 305-307.

Reference list:

1. Aksenov A.A. Mainstreaming management the penal system in modern conditions // Man: crime and punishment. - 2012.

- № 1. - S. 117-119.

2. Egorushkina Y.S., Matveenko V.E. Professional development of prison staff: the spiritual and moral aspect. Ryazan, 2014.

3. Ismagilova Y.S. Structural-substantial components, levels and mechanisms of the formation of spiritual and moral qualities of cadets // Herald Tambov University. Series: Humanities. -2010 - T. 86. № 6. - S. 72-75.

4. Kachkina L.S. Socio-psychological competence of staff and especially the formation of // Medicine and Education in Siberia. - 2008. - № 6. - S.7-12.

5. Kopeikin V.V. Optimization and improvement of control and information-analytical support coordination of operational units MIS // The gaps in Russian legislation. - 2011. - № 3. - S. 201 -203.

6. Kurbanova A.S. Legal maintenance of management in the information sphere // The gaps in Russian legislation. - 2013. -№ 6. - S. 18 - 22.

7. Manginov N.P. Social aspects of overcoming the problems of innovation in management head // The gaps in Russian legislation. - 2011. - № 3. - S. 253 - 255.

8. Musatov D.A. Classification of managerial decisions in the internal affairs bodies // The gaps in Russian legislation. - 2014.

- № 2. - S. 339 - 340.

9. Ogorodnikov V.I., Panesh A.I. Place managers at various levels in the management units of the correctional system // Penitentiary Law. - 2006. - № 1. - S. 83-85.

10. Podyablonskij P.A. Actualization of information and analytical work in prisons in Russia // The gaps in Russian legislation. -2010. - № 2. - S. 305-307.

11. Zhukov I.M. Assessment of the social efficiency staff management at the enterprises of the hotel business in Moscow // The gaps in Russian legislation. - 2011. - № 5. - S. 286 - 291

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.