Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты изучения структуры этнической идентичности студентов кабардинской, балкарской и русской этнических групп'

Социально-психологические аспекты изучения структуры этнической идентичности студентов кабардинской, балкарской и русской этнических групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты изучения структуры этнической идентичности студентов кабардинской, балкарской и русской этнических групп»

многие исследователи выделяют творчество как один из критериев психологического здоровья личности.

Анализ смысложизненных ориентаций подростков позволил выявить противоречие между высокой ценностью смысла жизни и тем, что они недостаточно прилагают усилий для его осознания. Достаточно часто задумываются о смысле своей жизни только 50% учащихся, иногда - 29%, редко - 18%, никогда не думали об этом - 3%. Смысл своей жизни способны определить 85% опрошенных, причем осознаётся он чаще как цель.

Часть подростков только начинают размышлять над этой проблемой, выделяя при этом несколько смыслов жизни. Это подтверждает тот факт, что система ценностей у них ещё недостаточно иерархизирована. В данном случае показателем психологического здоровья подростков, их готовности к самоопределению является способность к разрешению ценностно-смысловых противоречий.

Таким образом, важное место в процессе профессионального и личностного самоопределение занимает психологическое здоровье личности. Психологически здоровый подросток способен осознать своё место в настоящем и будущем, определить свои жизненные цели, построить жизненную перспективу.

В результате основы психологической готовности к самоопределению должны быть заложены в старшем подростковом возрасте. Именно в этот период должны сложиться система ценностей и интересов, ответственное отношение к собственным поступкам и действиям, что станет личностным ресурсом профессионального самоопределения. За выбор пути человек несет персональную ответственность, так как в процессе самоопределения он сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать.

Д.В. Склярова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАБАРДИНСКОЙ, БАЛКАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

На рубеже XX и XXI веков общество открыло для себя новый феномен - этническое возрождение. Сущность этого явления заключается в возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям, образу жизни. Возрастание интереса к концепциям идентичности наблюдается во всем мире. Для российского общества, в котором происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, проблема актуализации различий стала особенно болезненной.

При исключительном интересе, как с точки зрения науки, так и с точки зрения практики, в исследовании проблемы этнической идентичности остается еще много спорных и нерешенных вопросов.

Во-первых, анализ этнической идентичности осложнен неоднозначностью понятия «этнос» (В.С. Агеев, Л.А. Алиева, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, М.М. Громыко, Л.Д. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, А.Г. Кузьмин, Г.А. Кураев, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, А.А. Сусоколов, З.В. Пибоди и др.).

Во-вторых, на сегодняшний день, как отмечают авторы, особенно слабо разработанной остается проблема структуры этнической идентичности (Г.М. Андреева, И.Ю. Киселев, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядов, L. Chante, W. Doise и др.). В структуру этнической идентичности включаются элементы субъективной схемы, отражающей принадлежность к социальным общностям (D. Abrams, K.J. Georgen,

H.R. Markus, D. Oyserman). Но также компонентами этого явления могут выступать убеждения и ценности, в которых проявляется единство активизирующего, оценочного и смыслового значения идентичности (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, C. Wilpert и др.).

Большинство исследователей придерживаются взгляда на 2-х компонентную структуру этнической идентичности, включающую когнитивный и аффективный компоненты. Авторы исходят их того, что этническая идентичность включает в себя, как представления об особенностях собственной группы, осознание себя ее членом, так и оценку собственной группы и личное отношение значимости этого членства. Некоторые авторы, расширяют структуру этнической идентичности, выделяя в ней мотивационно-потребностный компонент как промежуточное место между образами и реальностью, содержанием которого являются потребности и мотивы, связанные с потребностями в этнической принадлежности, в позитивной этнической идентичности, в этнической безопасности [1]; поведенческий компонент как механизм осознания и проявления себя членом определенной группы, "построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях" [2, С. 296].

Проведенный анализ показывает, что в психологии пока не найдено удовлетворительного ответа на вопрос, каковы должны быть принципы построения структуры этнической идентичности, которые позволяют создать модель, показывающую как взаимосвязь существующих компонентов, так и особенности их содержания и функционирования.

В-третьих, обретает самостоятельную значимость и требует целенаправленного исследования на материале историко-культурных регионов анализ этнической идентичности студенчества, как особой возрастной и социально-психологической общности, которая является носителем новых противоречий и объективных изменений, происходящих в обществе, а также выразителем определенных свойств, которые передаются от поколения к поколению. Особый исследовательский интерес студенчество представляет при рассмотрении этнических представлений функционирующих в группе, этнических чувств и механизмов проявления себя членом определенной этнической группы, так как в данном возрасте, наиболее связанном с осознанием собственной самобытности и уникальности, вопрос этнической идентичности приобретает особу актуальность.

Актуальность исследования проблемы этнической идентичности определяется ее недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных.

Анализ научных публикаций, посвященных изучению проблемы этнической идентичности (Т.Г. Стефаненко, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Дж. Берри, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец и др.) указывает на необходимость рассмотрения вопроса о правомерности изучения этнических стереотипных представлений как структурных компонентов этнической идентичности.

Понятием «этническая группа» мы определяем любую общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой, отличающейся от другой группы совокупностью характерных, культурных черт.

Этническая идентичность понимается нами 1) как результат единого процесса дифференциации/интеграции в межэтническом взаимодействии, 2) как составная часть социальной идентичности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, 3) как динамическое прижизненно конструирующееся в ходе взаимодействия, социального

сравнения и активного построения социальной реальности целостное когнитивно-мотивационное образование, выступающее как система ключевых этнопсихологических особенностей субъекта. Под конструированием мы понимаем, вслед за Г.М. Андреевой и Т.Г. Стефаненко, приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, помогающие постичь ее смысл и адаптировать для этнической идентичности.

Этническая идентичность в большинстве объяснительных концепций рассматривается в системе со связанными с ней этническими стереотипными представлениями и установками.

К настоящему времени, в отечественной науке под этническим стереотипом принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп [3, С.141]. Исходя из данного определения как основы, в нашем исследовании употребляется понятие этнических представлений как групповых эталонов, сложившийся на основе общественного мнения этнической группы о наиболее ярких характеристиках своей 9автостереотипы) и чужой группы (гетеростереотипы).

Актуальность проблемы обозначила необходимость исследования, результаты которого отражены в данной работе. Исследование направлено на изучение стереотипных представлений студентов различных этнических групп.

Предмет исследования: стереотипные представления как структурные компоненты этнической идентичности студентов кабардинского, балкарского и русского этноса.

В качестве объекта исследования выступили студенты кабардинской, балкарской и русской этногрупп, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.

Эмпирическое исследование проводилось в течение 2002 -2006 годов, среди

студентов 1-5 курсов высших учебных заведений г. Нальчика. Всего в исследовании приняло участие 273 человека, в возрасте от 18 до 22 лет.

Выделены характеристики, отражающие такие представления об этносе как личностные черты, качества, характерные для этноса в целом; те качества, которые наиболее нравятся те, которые не нравятся, у представителей оцениваемого этноса, а также мнения относительно того, представители каких народов, проживающих на территории КБР, в наибольшей степени сходятся и различаются друг с другом.

Анализ результатов, полученных при использовании разработанного нами опросника «Исследование представлений субъектов разных этнических групп» показал:

■ этнические стереотипы восприятия как обобщения о представителях различных этнических групп, характеризующиеся повышенной эмоциональностью и устойчивостью, но не всегда адекватно отражают реальные черты стереотипизи-руемой группы. Опорой поддерживающей жизнестойкость этнических стереотипов, является традиционная этническая культура;

■ этническая принадлежность влияет на особенности этнических представлений; словари личностных черт кабардинской, балкарской и русской этногрупп включают как общее, так и специфичное содержание представлений (К примеру, среди специфических качеств можно указать для кабардинцев такие черты как -предприимчивость, гостеприимство, взаимовыручка, для балкарцев - сплоченность, упрямство, вспыльчивость, почитание старших, высокий уровень традиционализма, простота, для русских - широта души, доброжелательность, ум, трудолюбие, любовь к спиртному, доброту);

■ общие представления о каком-либо этносе для всех этногрупп, являются согласованными, специфичные - согласованны только в рамках каждой конкретной этногруппы.

■ отмечены тенденции: 1) увеличивать различия между своим и чужим этносом; 2) уменьшать (сглаживать) различия между двумя чужими этносами; Эта неточность представлений указывает на их стереотипность.

Таким образом, каждый этнос имеет свою систему представлений: в стереотипы организуется индивидуальная система значений, отражающая с одной стороны индивидуальный опыт каждого представителя этноса, с другой - характеристики его носителя как представителя определенной этнической группы. Проявляется субъективно-культурная вариативность, выражающаяся в существовании различных этнических оценок о разных этносах. Но при рассмотрении полученных оценок, необходимо учитывать, что психологическое содержание портрета о представителе какой-либо этнической группы постоянно динамично.

Следует указать, что в условиях межэтнического взаимодействия для всех обследуемых этнических групп работают процессы социальной категоризации, социальной идентификации, социальной дифференциации. То есть действует общепсихологический принцип, согласно которому дифференциация (оценочное сравнение) категоризируемых групп неразрывно связано с идентификацией. Единый процесс дифференциации/идентификации приводит к формированию этнической идентичности, которая в самом общем смысле может быть представлена как результат процесса сравнения «Своей» группы с «Чужими» этногруппами. При этом, основным индикатором проявления этнической идентичности могут служить стереотипные представления.

Правомерность изучения этнических стереотипных представлений как основного структурного компонента этнической идентичности объясняется нами исходя из следующих положений:

1) С одной стороны, возникновение этнических стереотипных представлений связано с осознанием собственной принадлежности к определенной этнической группе [4, С.167], с другой - стереотипные представления формируют чувство идентичности, возникающей в результате функционирования оппозиции собственной группы («мы») группе чужой («они») [5, С.25].

2) Этническая идентичность включает в себя как представления об особенностях собственной группы так и осознание себя ее членом. При этом к элементам этнической идентичности, на наш взгляд, относятся не только автостереотипы, но и гетеростереотипы, как составные части одной структуры, несущие в себе смысловую нагрузку этнической идентификации и этнической дифференциации, которые являются системообразующими этнической идентичности.

3) Содержание этнического стереотипа как основного структурного компонента этнической идентичности служит индикатором ее проявления. Содержание этностереотипа позволяет увидеть значимость этноса, степень отождествления с ним, «характер программы действий».

Таким образом, в структуре этнической идентичности можно выделить компоненты, каждый из которых представлен системой авто- и гетеростереотипов: 1) когнитивный компонент - представлен знаниями, представлениями об особенностях собственной группы, осознанием себя ее членом на основе этнодифференци-рующих признаков; 2) аффективный компонент - представлен чувством принадлежности к группе, оценкой ее качеств, отношением к членству в ней; 3) компонент включенности - понимается нами с одной стороны, как механизм готовности проявления себя членом определенной группы, с другой - как установка на построение

системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях, вовлеченность, включенность в социальную жизнь и культурную практику этнических групп.

В рамках данного исследования сделана попытка преодоления трудностей в изучении сущности и особенностей структурных компонентов этнической идентичности. Изучение этнических стереотипных представлений на примере студентов кабардинской, балкарской и русской этнических групп позволило определить социально-психологические аспекты изучения структуры этнической идентичности рассматриваемых этносов: переложена модель структуры этнической идентичности, обозначены основные индикаторы ее проявления, а именно система авто- и гетеростереотипов.

Необходимы дальнейшие исследования направленные на изучение содержания указанных компонентов предложенной в настоящей работе структуры этнической идентичности. Возможно, предложенная нами модель позволит изучить как взаимосвязь существующих компонентов, так и особенности их содержания и функционирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности М.: "Смысл", 1998. - 389 с.

2. Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х гг. М., 1996. - 273 с.

3. ПлатоновЮ.П. Этническая психология. - СПб.: «Речь», 2001. - 320 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

5. Степанова O.K. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии: Дис. ...канд. психологич. наук. М., 1999. - 186 с.

М. Д. Полтавская

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Современное общество ведет активный поиск эффективной системы формирования высокопрофессиональных специалистов, способных к быстрой адаптации на рынке труда, смене специализации в рамках определенного в вузе направления, готовых к непрерывной самообразовательной деятельности и профессиональному творчеству. Для этого необходимы существенные изменения в содержании, методах, средствах, организационных формах образовательной среды, отвечающие индивидуальным особенностям обучаемого и отражающие специфику профессиональной деятельности. Исследованиям в области профессионального образования посвящены работы В.П. Беспалько, Ю.П. Ветрова, Б.С. Гершунского, В. А. Ермоленко, В.М. Монахова, А.М. Новикова и др.

Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного консультирования, технологии, экономики, социологии, искусства - и проявляется в специальной, социальной, личностной и индивидуальной компетенциях будущего дизайнера. Теория и история дизайн-образования представлены в работах М.А. Коськова, С.М. Михайлова, Е.А. Розенблюма и др.

Профессиональное дизайн-образование решает задачу подготовки дизайнеров, имеющих широкую фундаментальную подготовку в области теоретической и практической методологии проектирования; причем важнейшей составной частью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.