Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты изучения совместной деятельности подразделений вневедомственной охраны'

Социально-психологические аспекты изучения совместной деятельности подразделений вневедомственной охраны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Капралова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты изучения совместной деятельности подразделений вневедомственной охраны»

лении сотрудника органов внутренних дел, доведение их до уровня двигательного умения высшего порядка. Подавляющее большинство курсантов начинают приобретать умения и навыки приемов борьбы лишь после зачисления на первый курс, а это значит, что все этапы формирования двигательного умения и навыка должны пройти под руководством преподавателя во избежание приобретения и закрепления ошибок в технике двигательных действий, устранять которые сложно. Весьма часто аудиторное время затрачивается на материал, которым курсант может овладеть самостоятельно, конечно, если это подкреплено методически, имеются в виду занятия, направленные на формирование и совершенствование физических качеств, а также отработку несложных в техническом отношении двигательных действий. Центр Тяжести в таких занятиях рекомендуется перенести на самостоятельную работу, причем основу организации этих занятий должны составить некоторые общепедагогические и специфические принципы физического воспитания, тесно взаимосвязанные друге другом.

Принцип индивидуализации обусловлен различиями в уровне обученности, индивидуально-типологическими особенностями курсантов, возрастными и половыми различиями, а также в уровне физической подготовленности и тесно взаимосвязан с принципом дифференциации, согласно которому нагрузка не может для всех быть одинаковой. На практике эти два принципа возможно реализовать, рассчитывая индивидуальную нагрузку для каждого, учитывая реальные и потенциальные возможности в данный момент времени при помощи методик спортивной медицины, которые просты в использовании и в то же время весьма точны. Необходимо применять в учебном процессе дневники самоконтроля курсантов, которые позволят зафиксировать, во-первых, задания преподавателя, во-вторых, фактически выполненный объем, в-тре-тьих, самочувствие, в-четвертых, динамику в нагрузке и контрольных результатах. Проиллюстрировать реализацию данных принципов представляется возможным на примере совершенствования такого физического качества, как выносливость, развивающегося в ходе выполнения циклического упражнения (бега) в течение 4-6 минут при пульсе 160 ударов в минуту (1), понятно, что темп выполнения упражнения будет индивидуальным для всех.

Принцип систематичности в физическом воспитании, с одной стороны, основан на том, что в процессе обучения необходимо учитывать продолжительность фазы суперкомпенсации, которая колеблется от 1 до 3 дней и которая также индивидуальна, с другой — принцип систематичности предполагает изучение и усвоение материала в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения и нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждое занятие - это логическое продолжение предыдущего.

Предлагаемая система самостоятельной работы состоит из трех тесно взаимосвязанных частей: подготовительной части, собственно самостоятельной работы и контрольно-регулировочной.

В ходе подготовительной части необходимо на лекциях, практических и других коллективных занятиях, во-первых, создать определенные мотивационные установки и ориентацию на конечную цель физической подготовки, где огромную роль играет самостоятельная работа, во-вторых, обучить курсантов методам и средствам самоконтроля, а также видам и вариантам самостоятельной работы, в-третьих, методически обеспечить самостоятельную работу. После выполнения этих рекомендаций можно переходить непосредственно к самостоятельной работе, а если возникают какие-либо затруднения, то курсант должен получить консультацию у преподавателя. Третий этап, контрольно-регулировочный, направлен на установление обратной связи и на определение эффективности самостоятельной работы курсантов во время текущего контроля. В этом помогут и дневник самоконтроля, и контрольные испытания по разделам программы. Одновременно нужно вносить коррективы в технологию самостоятельной работы, а также давать индивидуальные методические рекомендации исходя из результатов контроля, после чего запускается новый цикл: обучение, объяснение, постановка задач - выполнение заданий курсантами - контроль и т.д.

Использование данных рекомендаций при организации занятий по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России значительно улучшают эффективность этих занятий, что, безусловно, повысит уровень физической подготовленности курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калачев Г.А. Физиология произвольной мышечной деятельности. — Барнаул: БГПУ, 1994. — 141с.

2. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел (НФП-96)// Приказ МВД России. — 2001. — № 510.

3. Об утверждении Наставления по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел // Приказ МВД России. — 1996. — №412.

4. Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России//Приказ МВД России. — 1995. — № 185.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

А.А. Капралова

Академия управления МВД России

Психологическое обеспечение работы с личным составом в органах внутренних дел в последнее время является объектом пристального внимания. На сегодняшний день деятельность подразделений органов внутренних дел характеризуется увеличением тенденции текучести кадров и дефицита квалифицированных сотрудников. В связи с этим повышение эффективности

организации и управления людьми, регулирования развертывающихся между ними отношений являются одними из актуальных проблем практической психологии в деятельности органов внутренних дел.

Каждый сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий те или иные профессиональные задачи, включен в систему различных социальных связей. Так, любое подразделение сотрудников органов внутренних дел — экипаж, смена, взвод и т.д. — являются тем социальным и психологическим "полем", в рамках которого необходимо изучение особенностей их групповой деятельности в детерминации социально-психологических характеристик. Учитывая особенности самой профессиональной деятельности сотрудника ОВД, следует выделить показатели, влияющие на успешность совместной профессиональной деятельности, а также определить закономерности оптимального функционирования групп и подразделений органов внутренних дел.

В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и по форме организации объективно становится все более совместной. Еще Б.Ф.Ломов указывал на то, что "... индивидуальная деятельность не существует сама по себе, а "вплетена" в деятельность общества и что любая индивидуальная деятельность является составной частью деятельности совместной" (8,18).

При анализе такого специфического вида опера-тивно-служебной деятельности, как вневедомственная охрана, следует рассматривать данный процесс в качестве предметной деятельности, определенным образом организованной и направленной на решение конкретных задач, т. е. мы говорим об изучении организованной совместной деятельности.

Под организацией совместной деятельности понимаются формализованная связь и взаиморасположение необходимых действий исполнителей в их обязательном единстве для достижения предписанных целей, а также определенные рычаги управления, регламентирующие способы взаимодействия участников совместной деятельности и характер их сотрудничества в рамках определенных профессиональных отношений.

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности (1; 8; 10; 12; 15) можно выделить следующие ее структурные компоненты в работе подразделений вневедомственной охраны:

— наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных видов деятельности;

— наличие общей цели — предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в нее индивидов;

— наличие органов и руководства организации, которые воплощены в лице одного участника, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

— разделение единого процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средствами и условиями ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей.

Итак, деятельность сотрудников вневедомственной охраны можно считать совместной. Так, в организации деятельности автопатруля необходимо отметить следующие характеристики совместно-взаимосвязанного типа деятельности. Наряду с делением деятельности на функционально связанные составляющие и разделением их между участниками деятельности (милиционер-водитель, милиционер группы задержания) отметим согласование их выполнения. Одним из существенных признаков совместной деятельности выделяется наличие органа руководства (в данном случае — старший группы), а на примере штатного распределения подтверждается пространственное и временное соприсутствие участников совместной деятельности. Результаты работы автопатруля характеризуют наличие для участников совместной деятельности единого конечного результата, что также служит обязательной характеристикой совместной деятельности.

Характерными чертами деятельности автопатруля являются значительный уровень неопределенности при получении сигнала "тревога", решение служебных задач в условиях дефицита времени при следовании к объекту, его осмотре и задержании подозреваемых, постоянная нацеленность на задержание преступ ника по "тревоге" (11; 14; 13).

Деятельность постовой охраны характеризуется тем, что совместные действия возникают в результате строго согласованных индивидуальных действий, которые заранее четко распределены между сотрудниками и соотнесены друг с другом во времени и пространстве (распределение постов на объекте).

Главными особенностями постовой службы являются монотонность деятельности, характеризующаяся однообразием рабочих действий, необходимость длительное время проводить на ногах, большое количество поверхностных контактов с людьми в течение дня и полная изоляция в течение ночи, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект (11; 14; 13).

Проанализировав особенности организации совместной деятельности сотрудников вневедомственной охраны, мы считаем, что следует выделять два основных вида организации: по совместно-взаимосвязанно-му типу, главным признаком которого выступает одновременность действий сотрудников (автопатрулирование), и по совместно-индивидуальному, где каждый сотрудник действует независимо, но подводится общий итоговый результат (постовая охрана). Таким образом, мы говорим о различных уровнях взаимосвязанности между участниками совместной деятельности.

При определении сущности совместной деятельности следует исходить из тезиса, что она развертывается на фоне различных социально-психологических процессов, совокупность и определенная последовательность которых позволяют выделять ее отличительные особенности.

Как указывает в своей работе А.Л.Журавлев, социально-психологические процессы, по существу, представляют различные виды взаимодействия участников совместной деятельности, заданного общими целями, мотивами, способами организации деятель-

ности, общими результатами. Взаимодействие, детерминированное деятельностью, реализуется в групповых процессах, принимая конкретные формы (15).

Нам представляется, что изучать социально-психологическую детерминацию эффективности совместной деятельности подразделений вневедомственной охраны следует именно на основе выделенного разделения специфики организации совместной деятельности. Здесь мы говорим о том, что конкретные виды совместной трудовой деятельности характеризуются разными уровнями проявления социально-психологических свойств, которые могут оцениваться эмпирически.

В отечественной социальной психологии методологической основой при решении проблем эффективности групповой деятельности служит теория деятель-ностного опосредования межличностных отношений в коллективе (12). В связи с этим принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности совместной деятельности. Как указывает Г.М. Андреева, она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы (1).

Авторами научной социально-психологической литературы (1; 9; 10; 12) выделяются следующие социально-психологические условия, оказывающие влияние на эффективность совместной деятельности: уровень развития в группе (межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структура взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений членов группы); стиль руководства; каналы коммуникаций в группе в процессе совместной деятельности; индивидуально-психологический состав группы.

Следует предполагать, что определяющим социально-психологическим условием оптимальной организации совместно-взаимосвязанного типа деятельности сотрудников подразделений вневедомственной охраны будут служить особенности проявления групповых процессов (совместимость, срабатываемость, эмоционально-межличностные отношения в группе).

Главной социально-психологической детерминантой организации совместно-индивидуального типа деятельности будет являться оптимальное комплектование групп на основе индивидуально-психологических свойств личности сотрудника вневедомственной охраны.

Подобный анализ социально-психологических характеристик группового субъекта деятельности важен для целенаправленного решения как теоретических, так и практических задач, связанных с подбором и комплектованием групп, их профессиональной подготовкой к выполнению совместной трудовой деятельности, аттестацией профессиональной пригодности групп и др.

Так, целесообразно при комплектовании групп, нацеленных на выполнение служебных задач, подбирать сотрудников с совместимыми личностными особенностями и осуществлять адекватную расстановку сотрудников по видам деятельности в соответствии с их инди-

видуальными возможностями. Особенно ответственна в данном аспекте совместная работа кадрового воспитательного аппарата и психологов подразделения.

Своевременное и полное изучение социально-психологического климата имеет существенное профилактическое значение. При этом следует уделять внимание целенаправленной профессионально-психологической подготовке и обучению сотрудников подразделений навыкам взаимодействия и взаимопонимания именно в тех видах деятельности, где это имеет первостепенное значение (автопатрулирование).

Следует отметить, что данный подход в исследовании социально-психологических факторов организации совместной деятельности сотрудников подразделений вневедомственной охраны позволяет значительно расширить пути оптимизации функционирования подразделений вневедомственной охраны и выработать практические рекомендации с учетом специфики оперативно-служебной деятельности. Так, широкое применение именно социально-психологических методов в исследованиях групп и коллективов сотрудников органов внутренних дел даст более детальные рекомендации командному составу в выработке решений вопросов управления и организации их совместной деятельности, а также позволит детально организовать психологическое обеспечение их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2000.

2. Багрецов С.Л., Львов В.М., Наумов ВВ., Оганян K.M. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. — СПб., 1999.

3. Бакеев В.А. Психологические проблемы повышения эффективности управленческих решений руководителей органов внутренних дел. — М., 1983.

4. Баранова В.А., Донцов А.И. Индивидуальное "Я" и групповое "Мы" в формировании реального пространства социального познания // Мир психологии. — 1999. — № 1, —С. 24-30.

5.Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984.

6. Донцов A.M., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. —• 1998. —- № 2. — С. 61-70.

7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1981.

8. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. — 1981. — № 5. — С. 3-22.

9. Немое P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М., 1984.

10. Обозов H.H. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. — Л., 1979. — С.125-139.

11. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б.Г. Бовина. Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. — М„ 1997.

12. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.— М„ 1982.

13. Прикладная юридическая психология / Под ред. A.M. Столяренко. — М., 2001.

14. Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны / Под ред. A.M. Столяренко. — М., 1999.

15. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Под ред. А.Л. Журавлева и др. — М., 1988.

16. Социальная психология / Под ред. A.M. Столяренко.—М„ 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.