Научная статья на тему 'Социально-психологическая ценность общественного мнения'

Социально-психологическая ценность общественного мнения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
500
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОЦЕССЫ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лагиева Тамара Магомедовна

Статья посвящена исследованию механизмов влияния общественного мнения на социальные процессы, связанные с возрастанием значимости общественного мнения как субъекта социального управления в условиях глобализации информационного пространства и развития каналов неформальной коммуникации. При этом социально-психологическое воздействие общественного мнения может вести к подкреплению и усилению индивидуальной системы установок и моделей поведения посредством введения в него новых категорий. Общественное мнение представлено как коллективная реакция в форме суждения на социальную ситуацию, которую нужно выражать или обнаруживать публично, понимаемая как единство социально-психологической оценки и социальной воли. Будучи выраженным, объективированным, общественное мнение выступает как социальная сила, играющая роль инструмента самоорганизации общества, обеспечивающего его стабильность и динамическое развитие. Подробно анализируя многочисленные подходы к данной проблеме, автор показывает, что сила и власть общественного мнения как важнейшего инструмента гражданского общества проистекают из его социально-психологических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL VALUE OF PUBLIC OPINION

The article investigates the mechanisms of influence of public opinion on social processes associated with an increase in the importance of public opinion as a subject of social management in the context of globalization of information space and the development of channels of informal communication. At the same time the social and psychological impact of public opinion can lead to support and strengthen individual system attitudes and behavior through the introduction of a new category. Public opinion is presented as a collective response in the form of judgments on the social situation, you want to express or discover publicly understood as the unity of the social and psychological assessment and social will. As expressed, objectified, public opinion acts as a social force, which plays the role of an instrument of self-organization of society, ensuring its stability and dynamic development. Detailed analysis of the numerous approaches to this problem, the author shows that the strength and power of public opinion as an important tool for civil society stem from its social and psychological characteristics.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая ценность общественного мнения»

УДК 159.9

ТМ. Лагиева СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию механизмов влияния общественного мнения на социальные процессы, связанные с возрастанием значимости общественного мнения как субъекта социального управления в условиях глобализации информационного пространства и развития каналов неформальной коммуникации. При этом социально-психологическое воздействие общественного мнения может вести к подкреплению и усилению индивидуальной системы установок и моделей поведения посредством введения в него новых категорий. Общественное мнение представлено как коллективная реакция в форме суждения на социальную ситуацию, которую нужно выражать или обнаруживать публично, понимаемая как единство социально-психологической оценки и социальной воли. Будучи выраженным, объективированным, общественное мнение выступает как социальная сила, играющая роль инструмента самоорганизации общества, обеспечивающего его стабильность и динамическое развитие. Подробно анализируя многочисленные подходы к данной проблеме, автор показывает, что сила и власть общественного мнения как важнейшего инструмента гражданского общества проистекают из его социально-психологических характеристик.

Ключевые слова: власть, общественное мнение, механизмы, массовое сознание, процессы, ценности.

Tamara Lagteva SOCIO-PSYCHOLOGICAL VALUE OF PUBLIC OPINION

Annotation. The article investigates the mechanisms of influence of public opinion on social processes associated with an increase in the importance ofpublic opinion as a subject of social management in the context of globalization of information space and the development of channels of informal communication. At the same time the social and psychological impact of public opinion can lead to support and strengthen individual system attitudes and behavior through the introduction of a new category. Public opinion is presented as a collective response in the form of judgments on the social situation, you want to express or discover publicly understood as the unity of the social and psychological assessment and social will. As expressed, objectified, public opinion acts as a social force, which plays the role of an instrument of self-organization of society, ensuring its stability and dynamic development. Detailed analysis of the numerous approaches to this problem, the author shows that the strength and power of public opinion as an important tool for civil society stem from its social and psychological characteristics. Keywords: power, public opinion, mechanisms, mass consciousness, processes, values.

Общественное мнение, являясь одним из способов социально-психологического самовыражения народа, способно как непосредственно, так и опосредованно влиять на формирование гражданского общества, становление, устройство и осуществление государственной власти. Влияние общественного мнения на власть осуществляется через систему социально-психологических механизмов, среди которых важнейшим является механизм легитимизации власти, который реализуется через соответствие политической власти ценностям, на которые опирается общественное мнение. Исследователи отмечают, что в качестве объекта социального управления общественное мнение испытывает опосредованные внешние воздействия со стороны управляющей подсистемы, внедряющей в носитель общественного мнения выгодные для себя искусственно сформированные системы ценностей и стереотипов, видоизменяющие базовые культурные образцы, стихийно возникающие в объекте управления [6]. Таким образом, общественное мнение обретает ценность в системе субъектно-объектных отношений, когда осознанно или неосознанно используется как регулятор политических отношений и политического поведения, как инструмент познания, преобразования социальной действительности институтами власти.

Сила и власть общественного мнения проистекают из его социально-психологического харак-

© Лагиева Т.М., 2015

Вестник Университета № 7, 2015

тера. Так, еще Плиний отмечал, что «большинство боится молвы, совести - меньшинство» [2]. Развивая данную мысль, Дж. Локк в работе «О человеческом разумении» указывал, что «никто не может жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается», что общественность принуждает человека к конформности, используя страх перед изоляцией [1].

Внутренний механизм и силу воздействия общественного мнения раскрывает и Дж. Мэдисон. Он отмечает, что сила убеждений, мнений индивида и степень влияния мнений на его практическое поведение, его поступки в значительной степени зависят от его представлений о том, сколько других людей думают так же как он. По мнению Дж. Мэдисона, «человек вообще боязлив и осторожен, когда остается один, но он становится сильнее и увереннее в той мере, в какой полагает, что многие думают также как он» [5].

Еще один рычаг общественного мнения выделяет В.М. Хвостов, связывающий процесс воздействия общественного мнения с интересами классов и социальных групп, с активной ролью политических партий и представительных учреждений в жизни общества. По его мнению, если в данные институты «правильно построены и свободно функционируют, то дают возможность общественному мнению оказывать прямое влияние на политику страны» [9].

В целом, согласно концепции Д.П. Гавра, механизмы общественного мнения - это воздействие, трансляция норм и ценностей, воспроизводство традиций и стереотипов [3]. Средний обыватель неспособен критически воспринимать и оценивать информацию, склонен мыслить стереотипами. Дж. Локк подчеркивал, что «то, что мы называем своим мнением, не принадлежит нам, произведено не нами, есть простое отражение мнения других» [1].

Согласно точке зрения ряда исследователей, мнения восполняют недостаток достоверных знаний и выражают практические потребности людей, вынужденных действовать при их отсутствии. В данном случае, сущность общественного мнения предстает как недостаточное знание, частичное незнание. Соответственно, благодаря своей природе общественное мнение располагается между истиной, верой и суеверием. В то же время в общественное мнение входят субстанциальные принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и общего состояния дел. Общественное мнение определяет, что истинно, что ложно, что справедливо, что несправедливо, в то же время оно содержит случайное, невежественное, извращенное лжезнание и лжесуждение.

Отличительной характеристикой общественного мнения является его связь с чувственным восприятием. Многие исследователи считают, что мнение относится к чувственно воспринимаемому. Элеаты утверждали, что мнение знакомит лишь с субъективной видимостью вещей и не дает знания их сущности. Мнения - лишь видимость знания. Мнения - это то, во что верят, но не знают. Мнение основано на чувственном восприятии.

Итальянский мыслитель Н. Макиавелли в трактате «Государь», выделяя социально-психологические особенности отражения в общественном мнении фигуры государя, отмечает: «...люди большей частью судят до виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками - немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство» [7].

Общественное мнение через определенным образом сформированные массовые настроения, оценочные суждения воздействует на массовые установки, поступки, действия [4]. Для общественного мнения свойственна нормотворческая функция, направленная на выработку системы социальных нормативов, позволяющих элементам социальной системы (от личности до больших социальных групп) адаптироваться к изменяющейся среде их существования. Внутреннее содержание, наполненность общественного мнения обусловлено психологическим и социальным опытом поколений, исто-

рико-культурная средой, системой норм и ценностей, передаваемых посредством глубинных архетипов.

В качестве инструмента самоорганизации социальной системы общественное мнение содержит рациональный компонент, проявляющийся в виде внутреннего фактора обоснования причин конкретного поведенческого акта или высказанной точки зрения. Эмоциональный компонент общественного мнения устанавливает положительный контакт между субъектом, совершающим действие, и референтной группой, расширяет круг носителей данного мнения и подкрепляет принятое решение. В общественном мнении находят свое концентрированное выражение политически значимые интересы и потребности, чувства и переживания, настроения и поведенческие установки достаточно большого числа людей, оно выступает одним из побудительных источников коллективного поведения масс [8].

Ценность общественного мнения заключается в его способности удовлетворять социально-психологические потребности в преемственности поколений, стабильности, прочности и устойчивости социально-политической системы, гармонизации интересов различных частей социума, обеспечения принципа легитимности власти.

Библиографический список

1. Высказывание Дж. Локка // Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х т. - М.: Соцэкгиз, 1960. - Т.1.

2. Высказывание Плиния младшего // Письма Плиния младшего. - М.-Л., 1950.

3. Гавра, Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д. П. Гавра. -Спб.: ИСЭПРАН, 1995. - 235 с.

4. Герасимов, А. В. Общественное мнение и военная политика (политологический анализ) / А. В. Герасимов. - М., 1994.

5. Горшков, М. К. Общественное мнение. История и современность / М. К. Горшков. - М., 1988. - 383 с.

6. Грушин, Б. А. Мнения о мире и мир мнений / Б. А. Грушин. - М., 1967. - 400 с.

7. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. - М., 1969. - 345 с.

8. Тихонова, Е. В. Общественное мнение как инструмент социального управления: концептуальный подход: дис. ... д-р социол. наук: 22.00.08 / Тихонова Елена Викторовна. - Москва, 2002. - 318 с.

9. Хвостов, В. М. Общественное мнение и политические партии / В. М. Хвостов. - М., 1906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.