Научная статья на тему 'Социально-психологическая характеристика подростков, имеющих девиантное поведение: способы его профилактики и пути преодоления'

Социально-психологическая характеристика подростков, имеющих девиантное поведение: способы его профилактики и пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1555
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙ / МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ШКАЛА ПОТРЕБНОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурьев М. Е.

Кризисные явления происходящие в обществе, наличие нигилизма в духовно-нравственной и правовой сферах создают дополнительный стимул для поиска новых способов изучения и профилактики девиантного поведения у несовершеннолетних подростков. Актуальность данной темы статьи объясняется тем, что девиантное поведение несовершеннолетних изменяется как правило интенсивнее, чем это происходит у взрослых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гурьев М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая характеристика подростков, имеющих девиантное поведение: способы его профилактики и пути преодоления»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

© Гурьев М.Е.1

ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Санкт-Петербург

Кризисные явления происходящие в обществе, наличие нигилизма в духовно-нравственной и правовой сферах создают дополнительный стимул для поиска новых способов изучения и профилактики девиант-ного поведения у несовершеннолетних подростков. Актуальность данной темы статьи объясняется тем, что девиантное поведение несовершеннолетних изменяется как правило интенсивнее, чем это происходит у взрослых людей.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение; шкала ценностей; мо-тивационные механизмы; подростковая девиация; духовный кризис; общественные идеалы; воспитательная работа; шкала потребностей; социальные правила; психологическая защита; общественный контроль; молодежная политика; социальная помощь.

Психологи, педагоги и социологи с большим вниманием и интересом относятся к проблеме отклоняющегося поведения подрастающего поколения, которое готовится вступить в самостоятельную социальную жизнь. Это обусловлено рядом причин:

Во-первых, стабильность, направленность и темпы роста общества во многом зависят от того, кто придет на смену сегодняшней активной ее части, какими социальными ценностями и нормами они будут владеть.

Во-вторых, из анализа мирового опыта, исследуемой проблемы, можно заключить, что активность девиаций поведения более ярко выражена у подростков, чем у взрослых. Этому способствуют те противоречия, которые объективно возникают между молодым и более зрелым поколением, среди которых наиболее яркими являются противоречия интересов и особенностей разнообразных социальных, политических и демографических групп молодежи с устоявшимися нормами, взглядами и традициями, сложившимися в обществе.

Среди противоречий этого уровня следует выделить такие, как: - конкуренция, возникающая на рынке социальных услуг и труда;

1 Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

- желанием сохранения стабильности социума со стороны взрослой части общества и желанием инновационных изменений со стороны молодого поколения, как противоречие между стабильным и мобильным состоянием социума;

- склонность опекать и потребность в независимости и другие [9].

Эти и другие противоречия могут протекать в более или менее острой

форме также могут быть деструктивными или конструктивными.

Необходимо также учитывать факторы, связанные с возрастными психологическими особенностями подростков, которые заключаются в следующем: неумение сдерживаться, возбудимость, стремление к самостоятельности и активной деятельности, которые сочетаются с социальной незрелостью, а также с противоречиями механизмов социализации личности ребенка. К этому также следует отнести подростков, которые имеют психические и умственные отклонения.

Важным элементом взросления и становления личности подростка является механизм изменения и становления шкалы ценностей и мотивацион-ных механизмов. Так если до 12 лет подавляющее большинство детей негативно относятся к пьянству и вообще к алкоголю, то после 12-13 лет, это отношение многими переоценивается на положительное, в алкоголе они начинают видеть выход из сложившихся проблем и противоречий, которых к этому возрасту у них возникает достаточно. Этот возраст, как правило, характеризуется началом отрыва подростка от своей семьи и его приобщения к молодежным группам ровесников, в которых складываются свои манеры и правила взаимоотношений где алкоголь начинает выполнять роль ритуального напитка [14].

Достаточно важно проанализировать категорию «несовершеннолетней преступности» которая, чаще всего связана с возрастом 14-18 лет, хотя в эту группу часто попадают подростки и младшего возраста. По оценке Л.М. Про-зуметнова ежегодно в Российской Федерации до 90 тыс. детей совершают различные преступления, это лица, не достигшие возраста, при котором наступает уголовная ответственность. Это формирует уровень преступности значительно выше, чем тот, который официально зарегистрирован.

Во-первых, несовершеннолетняя преступность обладает высокой ла-тентностью, которая прямо сочетается с некоторыми факторами, среди которых следующие:

- некоторые потерпевшие от несовершеннолетних преступников не обращаются в органы полиции;

- большое количество правонарушений и откровенных преступлений, включая случаи изнасилований и грабежей, происходит внутри этих подростковых групп, где информация о них скрывается от родителей, учителей и работников полиции, поскольку эти группы имеют свой, жестко сформированный, тип взаимоотношений;

- часто на несовершеннолетнюю преступность смотрят, как на проявление озорства, возрастную незрелость. Поэтому о ней не сообщается в полицию, а это приводит к росту латентности. Ее рост связан с неформальным «соседским» улаживанием конфликтов, особенно в сельских районах;

- в настоящее время, в силу недостаточности сил и средств у правоохранительных органов, основное внимание и усилия направлены на борьбу с тяжкими правонарушениями, в то время как на борьбу с менее тяжкими мер не принимается и они, как правило не регистрируются, хотя подавляющее большинство несовершеннолетней преступности выпадает на кражи и хулиганство.

Во-вторых, подростков следует отнести к наиболее активной криминальной возрастной группе. Среди них преступность в 15 раз выше, чем у взрослых людей. Наибольшая активность проявляется 16-17 летней группы подростков.

В-третьих, несовершеннолетнюю преступность в большей мере характеризует групповая форма совершения правонарушения - 3 из 5 совершенных преступлений [2].

В ходе проведенных исследований были выделены специфические особенности, которые характеризуют несовершеннолетнюю преступность:

- для подростковых преступных групп срабатывает принцип: «Если попался, отвечай сам», это означает, что ни за что не выдай «своих»;

- срабатывает жесткое правило: ни при каких условиях не сотрудничать со следствием, включая тех подростков, которые пострадали;

- негативное отношение к любым свидетелям, недоверие к следственным органам;

- угрозы расправы потерпевшим и свидетелям со стороны несовершеннолетних преступных групп.

В-четвертых, подростковая преступность значительно «чувствительнее» реагирует на способы борьбы с ней, чем взрослая, а также то, как на нее распространяется контролирующее влияние со стороны семьи, общественных организаций, воспитательных и социальных служб. Это особенно важно, так как до 80 % всех преступлений, совершенных несовершеннолетними, связаны с местом жительства, учебы, времяпрепровождения подростков. В подавляющем большинстве случаев подростковые преступления происходят из-за недостаточного контроля, за своими детьми, со стороны родителей [13].

Каковы основные причины, заставляющие подростков создавать группы:

- недостаток тепла и доверительного общения дома в классе и т.д.

- желание самореализоваться, проявить свой потенциал желаний, возможностей, влечений и способностей (в группе подростков завоевать авторитет и самоутвердится намного легче и проще);

- в группе проще найти физическую и психологическую защиту от чрезмерных притязаний со стороны той социальной среды, в которой находится подросток;

- значительным ростом популярности, среди подростков, различных форм «тусовок», в которых происходит приобщение к криминализации, преступной деятельности, употреблению наркотиков, алкоголя, токсических средств;

- чувство безнаказанности, взаимоподдержки и взаимопрощения за содеянное;

- желание растворится в преступной романтике, найти соучастников преступной деятельности, где сочетается эмоциональная атрибутика (клички, сленг, внутригрупповой статус, клятвы на верность) и подмена шкалы ценностей;

- рост личной материальной заинтересованности из-за преступной деятельности;

- склонность находится под влиянием лиц, имеющих значительный криминальный опыт, обладающих «талантом» к привлечению подростков к криминальному риску;

- внутренняя тяга к лицам со сходной субкультурой [3].

Пробелы в школьном и семейном воспитании усугубляются недостаточной работой с молодежью в средне-специальных образовательных организациях и на производстве, невозможностью установления эффективного контроля за поведением каждого несовершеннолетнего вне учебы или работы, наличием, в особенности у молодых рабочих, большого количества не-задействованного времени, отсутствием, в ряде случаев, должной организации их досуга и т.п. Перечислив общие причины, способствующие росту подростковой девиации поведения, следует уделить должное внимание причинам совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленными социальной ситуации в современной России:

- общественный кризис дал толчок духовной маргинальности молодежи, который привел к эклектике мировоззрения и его дезориентации. Вместе с этим, при упразднении молодежных общественных организаций, образовался мировоззренческий вакуум, который активно заполняется примитивными образцами массовой культуры или ценностями уголовной субкультуры. Духовный кризис в молодежной среде усугубляет скупость проводимых форм досуга и его коммерциализация, при низких финансовых возможностях подавляющей части молодых людей.

- снижение уровня нравственности в обществе. Материальные потребности стали для многих людей превалирующими и единственными. Так, подавляющее большинство преступлений с участием несовершеннолетних связано с квартирными кражами или кражами личной собственности.

- кризис общественных идеалов негативно сказывается на воспитательных возможностях образовательных организаций. Это проявляется в неумении многих педагогов противостоять демагогии и открытому экстремизму и в неспособности формировать у обучающихся значимых ценностных ориентиров, чувства патриота и гражданина.

- снижение значения воспитания в семье в связи с тем, что большая часть родителей тратят много времени на изыскание дополнительных заработков. Экономия семейного бюджета значительно сказывается на расходы, связанные с приобретением книг журналов, газет. К этому же относятся и те негативные явления, которые происходят в семье. Большая часть преступлений, совершенных несовершеннолетними, непосредственно взаимосвязаны с теми отрицательными явлениями, которые происходят в семьях этих подростков (негативный аморальный пример родителей, семейная жестокость, хроническое пьянство, грубость и сквернословие). Для родителей, дети которых имеют криминальный опыт, характерна примитивная культура и потребительское мировоззрение.

- наличие предшествующей многолетней практики «поощряемой беззаконности», «нравственных проповедей» и значительного ослабления требовательности исполнения законов, привели к пренебрежительному отношению к его соблюдению в обществе. Уже в процессе следствия каждый второй несовершеннолетний преступник освобождается от уголовной ответственности. К этому списку следует отнести и условно осужденных преступников, которые также освобождаются от реальных сроков отбытия наказания. В результате получается, что реальному наказанию за совершение преступления подвергается только один из трех несовершеннолетний правонарушитель. Это формирует у подростков некий образ безнаказанности за преступление, что сработает «несовершеннолетний образ» и ему как ребенку все простят, как малолетние шалости [7].

Для того, чтобы воспитательная работа с несовершеннолетними правонарушителями достигла эффекта, необходимо понять и мотивы, управляющие действиями подростка. Мотивация поведения несовершеннолетнего правонарушителя характеризуется:

- наличием большого количества ситуационных и импульсивных мотивов;

- превышающим значением фактора самоутверждения;

- особым значением интегративной поведенческой мотивации, которая не терпит любые ограничения, за исключением внутригрупповых. Идеалом является автономия группы, а не автономия индивида;

- внушение и подражание признаются как наиболее значимыми мотивами;

- разнообразие форм побуждений, которые составляют основу мотивации разновидности форм преступного поведения [6].

Характеризуя шкалу потребностей правонарушителей подростков следует отметить, что для них характерна слабая выраженность социально значимых потребностей, искаженное и деформированное представление некоторых значимых потребностей, значимая для них потребность в самоутверждении понимается извращенно и примитивно (это наблюдается в соединенных «спортивных» и корыстных мотивах совершаемых преступлений, в получаемых удовольствиях от беспокойства других людей, в отвержении различных запретов), ориентировка на немедленную реализацию потребностей, или «недальновидный гедонизм», то есть неразвитый интерес к перспективным целям, обучению, расчету времени [8].

Оценивая личность малолетнего преступника, исходя из сложившейся в юридической психологии оценочной характеристики, следует выделить четыре наиболее ярких типологических вида правонарушителей, которые стали ими в результате:

1) случайности, неблагоприятным обстоятельствам, слабой подготовленности к внезапно возникающим ситуациям, несмотря на положительные характеристики личностной направленности (это могут быть лица, связанные между собой ситуативно и совершившие различные, по степени тяжести, преступления). Таких несовершеннолетних правонарушителей 25-30 %;

2) оказался в ситуации располагающей к правонарушению, неустойчивая личностная направленность («качающийся» характер). Их доля 25-30 %;

3) определяющей личностной отрицательной направленности, однако не стремящейся к преступному поведению. Данный контингент представлен 30-40 %;

4) преобладающей антисоциальной направленности личности, которая определяет все антиобщественное поведение несовершеннолетнего ребенка. На долю таких подростков приходится 10-15 % [10].

Подобная классификация делает возможным проводить профилактическую работу и определять меру наказания исходя из особенностей подростков, принадлежащих к той или иной типологической группе. Соотнося различные типы можно также сделать вывод о том, что к устойчивому криминогенному типу относится значительное меньшинство подростков правонарушителей, которые также не порывают с доминирующей системой норм и ценностей. Ответ на вопрос, почему подросток склонен к нарушению правового запрета, может дать концепция нейтрализации. В соответствии с данной концепцией, несовершеннолетний правонарушитель пытается совместить несовместимое, то есть следуя общепринятым ценностям и нормам, он добавляет к ним некоторые оговорки, которые позволяют ему судить о совершенных им правонарушениях как о правильных действиях.

Нормативные социальные правила, ориентированные на должное поведение, в своей основе не имеют четко выраженного категориального императива. Система норм не является жестким сводом правил, которые при различных обстоятельствах следует обязательно выполнять. Такая гибкая система характеризует и уголовное законодательство. Это относится к нормам, устанавливающим уголовное наказание по таким основаниям, как: невменяемость, не достижение возраста, физическое принуждение, необходимая оборона, крайняя необходимость [15].

Поведение несовершеннолетних преступников базируется на бессознательном увеличении диапазона действия данных смягчающих обстоятельств. Правонарушитель, таким образом, оправдывает свой поступок, рационализирует его, снимая с себя вину и ответственность. Такой способ оправдания авторы концепции и квалифицируют как метод нейтрализации. Он содержит пять главных мотивов:

- не признание ответственности;

- не признание причиненного вреда;

- не признание жертвы;

- негативное отношение к осуждающим;

- ориентировка на более важные обстоятельства [4].

По сути дела метод нейтрализации следует отнести к своеобразной форме психологической защиты, при которой несовершеннолетний правонарушитель ищет разумные доводы для оправдания своего поведения, его полезности и даже необходимости.

Применение самых разнообразных способов самооправдания свидетельствует о неспособности к взвешенной самооценке своего характера и поведения. Это приводит к негативному отношению осужденных несовершеннолетних правонарушителей к наказанию. Так до 60 % не признают справедливость наказания, а 62 % уверены, что исправительные меры для них не нужны. Подобные установки не способствуют перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей и стимулируют усвоение ими норм и ценностей уголовной субкультуры [11].

На государственном уровне необходимы такие меры общественного контроля, которые бы предполагали комплекс самых разнообразных крупномасштабных направлений деятельности, позволяющих: улучшить потенциал возможностей воспитания несовершеннолетних в семье, школе, в процессе трудовой деятельности; выделить, нейтрализовать и смягчить те недостатки в воспитании и в жизненных условиях несовершеннолетних, которые способствуют и провоцируют преступления с их стороны.

Для этого необходимо разработать и реализовать целенаправленную молодежную политику, которая бы предполагала комплексный подход в решении проблем подрастающего поколения, включающего вопросы: обра-

зования, жилья, трудоустройства, социальных услуг, досуга, создания молодежных организаций и движений. Необходимо активно привлекать общественность к борьбе с любыми проявлениями социальной патологии.

Необходимо создавать службы социальной помощи для несовершеннолетних и молодых людей по месту жительства и в образовательных организациях, где на постоянной основе проводились бы информирования и консультации по волнующим, подрастающее поколение, жизненным вопросам. Помимо этого, следует помогать подросткам и молодежи в трудоустройстве, оказывать им психологическую помощь, проводить ресоциализацию из «групп риска», устанавливать анонимные телефоны доверия, оказывать помощь в переподготовке кадров для работы с подростками и молодежью [12].

Совершенствование административно-правовых мер должно предусматривать пересмотр уголовно-правовых и административных способов борьбы с несовершеннолетней преступностью. При этом очень важно исключить рудименты тоталитарного сознания, которые еще сохранились у значительного количество граждан, проявляющиеся в сохранении веры в репрессивные методы: в обязательной изоляции и применении смертной казни, даже в отношении несовершеннолетних преступников.

К числу профилактических мер важное место должна занять борьба с безнадзорностью. Многие исследования в этой области свидетельствуют о том, что 80 % преступлений несовершеннолетние правонарушители совершили в вечернее или ночное время суток. Отсутствие должного контроля со стороны семьи за своими детьми приводит к тому, что значительное время они проводят вне дома и посвящают его развлечениям и «праздному шатанию». До 60 % обследованных молодых людей засвидетельствовали, что свободное время они посвящают «пустому времяпровождению».

Необходимо более жестко и конкретно привлекать к административной и уголовной ответственности лиц, отрицательно и разлагающе влияющих на несовершеннолетних подростков и вовлекающих их в противоправную деятельность, включая их родителе.

Разработка специальных мер предполагает непосредственную социальную работу с несовершеннолетними: как с теми кто уже стал на путь правонарушения, так и с теми, кто еще стоит на пути его совершения. Важно безусловно отказаться от стигматизации тех, кто: один раз столкнулся с наркотиками, стал соучастником правонарушения, просто слабоуспевающий или ребенок из «сложной» семьи, которых сразу пытаются причислить к преступникам, аутсайдерам, наркоманам и тем самым провоцируют их на дальнейшие противоправные действия [1].

Важным в направлении работы с группами подростков - правильно оценить противостояние двух тенденций институализации и криминализации для того, чтобы подобрать соответствующие методы влияния на каждую соответствующую группу. Ни в коем случае не следует соединять разные группы в единое целое, именуемое понятием «подростковые группы».

Экстраполяция на них тех методов, которые используются при работе с преступными группами дают отрицательные результаты, однако ни в коем случае не следует оставлять без внимания подростков, поскольку в подобном случае они могут попасть под непосредственное влияние организованной преступности. Интересен опыт непосредственной работы с несовершеннолетними правонарушителями:

- заместительная форма уголовной ответственности. Приступившие закон несовершеннолетние правонарушители, вместо отбывания срока в тюрьме, направляются на 3 -6 месяцев в центры социальной помощи, где с ними работают социальные педагоги. Данные центры созданы для оказания помощи преступившим закон подросткам в выводе их на новые жизненные планы. При этом происходит решение многих параллельных задач по: работе с родителями, поиску жилья, места учебы и работы и т.д.

- работа среди подростков на улице. Она строится на установлении контактов с такими молодыми людьми, которые не обратились в социальные центры за помощью. Это, как правило, агрессивная молодежь (футбольные фанаты, наркоманы, бездомные, рокеры, скинхеды, малолетние проститутки). Эта связь организуется для того, чтобы помочь этим подросткам в трудных жизненных ситуациях «найти себя»;

- применение принципа «педагогики переживаний». Сущность ее заключается в том, чтобы молодые люди смогли приобрести новый социальный опыт: путешествуя; совершая экскурсии; отдыхая в молодежных лагерях, по подобию пионерских [5].

Все выше сказанное приводит к бесспорному выводу о том, что только систематическое изучение характера совершаемых несовершеннолетними правонарушений и обстоятельств, способствующих этому, позволит органам народного образования построить свою предупредительную работу действительно целенаправленно, конкретно, результативно. Это же можно утверждать и применительно к любому другому неспециализированному органу, осуществляющему предупреждение правонарушений несовершеннолетних в связи со своей основной деятельностью.

Список литературы:

1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростков - молодежных групп. - М.: Информпечать, 2000. - 334 с.

2. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Филинта, 2012. - 370 с.

3. Гурьев М.Е. Анализ психологических особенностей подростков склонных к девиантным формам поведения в отечественной и зарубежной психологической литературе // В сборнике: В мире научных открытий. Материа-

лы XVII международной научно-практической конференции. - М.: ЦНМ, 2015. - С. 109-118.

4. Девиантность, преступность, социальный контроль: избранные статьи / Я.И. Гилинский. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2009. - 518 с.

5. Дементьев О.М. Проблемы возраста уголовной ответственности. Лекции по курсу / О.М. Дементьев, О.П.Копылова. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ 2010. - 80 с.

6. Душкин А.С., Юренкова В.А., Иванова А.М. Психология: учебное пособие. - СПб.: СПб. ун-т МВД России, 2014. - 136 с.

7. Замановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.

8. Иванова А.М. Социальная психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2014. - 128 с.

9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 290 с.

10. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - М.: Владос, 2014. - 288 с.

11. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. - М.: Прометей, 2016. - 140 с.

12. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие. - М.: ДРОФА, 2014. - 192 с.

13. Прозуметнов Л.М. Преступность несовершеннолетних: криминологические проблемы соучастия. - 2-е изд., стер. - Иркутск, 2002. - С. 230.

14. Шнайдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктив-ности: учебно-методическое пособие. - М.: МПСУ 2016. - 300 с.

15. Яковлев Н.М. Психологическая защита девиантных подростков от стресса. - М.: Нестор-История, 2011. - 208 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

© Жолобова А.А.1

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

В статье раскрывается сущность взаимосвязи личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в

1 Студент кафедры Общей психологии и истории психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.