Научная статья на тему 'Социально-профессиональная востребованность личности: к обоснованию психологической концепции'

Социально-профессиональная востребованность личности: к обоснованию психологической концепции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1142
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (СПВЛ) / СОЦИУМ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ТИПЫ СПВЛ / A SOCIALLY-PROFESSIONAL DEMAND OF THE PERSON / SOCIETY / A TRADE / TYPES OF THE SOCIALLY-PROFESSIONAL DEMAND OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Евгения Владимировна

В статье представлено теоретическое обоснование концепции социально-профессиональной востребованности личности, определены основные подходы к ее изучению, а также показаны основные результаты, полученные при ее апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харитонова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PROFESSIONAL DEMAND OF THE PERSON: ON THE SUBSTANTIATION OF THE PSYCHOLOGICAL CONCEPT

The paper provides the theoretical substantiation of the concept of a socially-professional demand of the person. The author defines the basic approaches to its studying, as well as shows the basic results obtained at its approbation.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная востребованность личности: к обоснованию психологической концепции»

УДК 159.9

ББК 88.411.9

Х 20 Е.В. Харитонова

Кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: veha_2000@mail ru

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: К ОБОСНОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование концепции социальнопрофессиональной востребованности личности, определены основные подходы к ее изучению, а также показаны основные результаты, полученные при ее апробации.

Ключевые слова: социально-профессиональная востребованность личности (СПВЛ), социум, личность, профессия, типы СПВЛ.

E.V. Kharitonova

Candidate of Biology, Associate Professor of Pdagogy and Psychology Departement of the Kuban State University; E-mail: veha_2000@mail.ru

SOCIALLY-PROFESSIONAL DEMAND OF THE PERSON: ON THE SUBSTANTIATION OF THE PSYCHOLOGICAL CONCEPT

Abstract. The paper provides the theoretical substantiation of the concept of a socially-professional demand of the person. The author defines the basic approaches to its studying, as well as shows the basic results obtained at its approbation.

Keywords: a socially-professional demand of the person, society, the person, a trade, types of the socially-professional demand of the person.

Анализ состояния теоретических исследований позволяет сделать вывод о том, что сегодня отечественной наукой создана реальная база для выделения нового социальнопсихологического феномена - социально-профессиональной востребованности личности. В пользу последнего выступает увеличивающееся количество исследований, выполненных на стыке психологии труда, социальной психологии, психологии личности и экономической психологии. Это позволило ряду авторитетных исследователей в области социальной психологии и психологии труда [1, 2, 3] говорить о необходимости выделения новой отрасли психологического знания - социальной психологии труда, в которой, как мы полагаем, социально-профессиональная востребованность личности может выступить одним из центральных феноменов. Несмотря на то, что востребованность в основном выступает в качестве предмета социологических, экономических и педагогических исследований [4, 5, 6 и др.], как значимость для другого данный феномен косвенно рассматривается во многих психологических исследованиях [7, 8 и др.]. Ряд авторов, рассматривая кризисность современного российского рынка труда, обосновывают важность изучения индивидуального кризиса занятости [9], механизмов профессионально-личностной адаптации в условиях умноженного кризиса личности [10], важной составляющей которых является переживание личностью своей невостребованности. Проблемный аспект исследования социальнопрофессиональной востребованности личности состоит в том, что, несмотря на повышенный интерес к данному феномену среди психологов, вопрос психологической природы данного феномена требует глубокой теоретико-методологической проработки. В связи с этим возникает противоречие между растущей практико-ориентированной, социальной

необходимостью научно обоснованных концепций востребованности личности, с одной стороны, и отсутствием системного подхода к психологической интерпретации данного феномена - с другой. Сказанное определяет актуальность исследования проблемы социально-профессиональной востребованности и имеет две основные предпосылки: необходимость познания сущности и структуры данного феномена, а также методов его диагностики. Решение обозначенной проблемы возможно сегодня только при интеграции достижений в различных областях знания о человеке (в психологии, педагогике, социологии, экономике и др.).

Целью исследования выступила разработка концепции социально-профессиональной востребованности личности, ее теоретико-методологическое обоснование и эмпирическое подтверждение. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что для раскрытия понятия «социально-профессиональная востребованность личности» требуется учет динамического взаимодействия трех глобальных составляющих: социума, личности и профессии, что является отражением одновременно процесса и результата вхождения субъекта в социокультурную и профессиональную реальность.

В целом, полученные результаты можно представить в виде следующих положений.

В современной науке оформилось две группы подходов, анализирующих содержание востребованности: с внепсихологических (организационные подходы) и психологических позиций. Организационные подходы значительно превалируют над психологическими и представлены в социологических, экономических, педагогических и прикладных исследованиях в области социальной сферы и имеют более высокий уровень научной аргументации.

Выделены четыре основных кардинально различных подхода к изучению отдельных сторон феномена СПВЛ, фактически представляющих четыре уровня её оценки: макроанализ востребованности трудовых ресурсов как показателя эффективности их использования; экзоанализ факторов формирования востребованности специалистов в контексте функционирования рынка труда; мезоанализ различных моделей формирования благоприятных условий по рациональному использованию профессиональных способностей (знаний, опыта) и актуализации скрытых возможностей персонала в организации; микроанализ механизмов и факторов активизации личностных ресурсов востребованности.

Социально-профессиональную востребованность личности можно определить как динамическую метасистему отношений трех глобальных составляющих: социума, личности и профессии, являющуюся одновременно и процессом и результатом вхождения человека в социокультурную и профессиональную реальность. Функционирование данного динамического метасистемного образования обусловлено осознанием личностью своей востребованности в социуме (социальной значимости, т.е. значимости для другого) и зависит от конкретных условий протекания социализации и профессионализации человека.

На разных этапах жизненного и профессионального пути социум, личность и профессия вступают в разные взаимоотношения, обеспечивая разный вклад со стороны каждой составляющей в становление метасистемы СПВЛ. Доминирующие отношения между составляющими метасистемы на разных этапах жизненного и профессионального пути обусловливают формирование разных типов СПВЛ:

- допрофессиональный этап СПВЛ: социальная стадия СПВЛ - «социальный тип востребованности»: коммуникативно-ситуативный (младенческий возраст) и ситуативнодеятельностный подтипы (период раннего детства); социально-личностная стадия СПВЛ -социально-личностный тип: внеситуативно-личностный (дошкольный возраст) и социально-компетентностный подтипы (младший школьный возраст); социально-допрофессиональная стадия СПВЛ - личностно-социально-допрофессиональный (подростковый возраст) и социально-допрофессиональный типы востребованности (юношеский возраст);

- профессиональный этап СПВЛ: профессионально-социальная стадия СПВЛ -профессионально-социальный тип востребованности (средний возраст);

- постпрофессиональный этап СПВЛ: социально-профессиональная стадия СПВЛ -«социально-профессиональный тип востребованности» (пожилой возраст).

По мере последовательного включения трех составляющих в метасистему СПВЛ круг значимых отношений личности растет от системы «ребенок - мама» (ребенок для мамы) до системы «профессионал - общество» (профессионал для общества). В рамках каждого из доминирующих типов и подтипов отношений человек вынужден разрешать возникающие противоречия в системах отношений «социум - личность», «профессия -личность», «социум - профессия».

Социально-профессиональная востребованность личности содержательно обобщена в семи блоках конструктов: удовлетворенности степенью реализации профессионального потенциала, принадлежности к профессиональному сообществу, переживания профессиональной востребованности, отношения к себе как к компетентному и авторитетному профессионалу, оценки результатов профессиональной деятельности, отношения других и самоотношения как к значимому для других профессионалу. Психодиагностическим инструментом оценки выделенных конструктов является опросник СПВЛ.

Развитость параметров отношения к себе как к значимому для других профессионалу, реализующих различные компоненты индивидуальной системы СПВЛ, описывается индивидуальными профилями. При относительно равной развитости всех компонентов СПВЛ можно диагностировать гармоничный профиль, при наличии выраженных различий в уровне сформированности компонентов - акцентуированный профиль. Структура профилей и соответственно типов СПВЛ отражает не только характерные для определенного возраста особенности отношения к себе как к значимому для других, но и уровень личностного и профессионального развития человека. Гармоничные профили СПВЛ, сформированные на высоком и средневысоком уровне, являются отражением высокой профессиональной и личностной успешности человека. Низкий уровень сформированности основных компонентов социально-профессиональной востребованности свидетельствует о переживании человеком чувства ненужности, бесполезности и является отражением не только его профессиональной неуспешности, но и кризисного характера взаимодействия его с миром и с самим собой.

Имеется возрастная динамика социально-профессиональной востребованности личности, а также отмечается усиление с возрастом дифференциации параметров СПВЛ за счет проявления различных факторов (пола, этапов профессионального развития, семейного, профессионального и образовательного статусов).

Социально-профессиональная востребованность личности включает следующие психологические компоненты: имплицитный (сформированность имплицитных

представлений о мире и себе, убеждение о своей жизнестойкости); ценностно-смысловой, нравственный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенчески-результативный.

На личностном уровне индикаторами кризиса СПВЛ выступают: деформация системы базовых убеждений, в том числе сомнение в справедливости окружающего мира; деформированная система убеждений в своей жизнестойкости; низкая осмысленность жизни в прошлом, настоящем и будущем; экстернальность локусов контроля; пассивная жизненная позиция, умеренный уровень притязаний, потребительская ориентация в семье; склонность к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического и пассивного типа; неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность и склонность к проявлению разного рода защитных механизмов; ситуативность разрешения стрессовых ситуаций; неустойчивая система саморегуляции; затруднение адаптации в изменяющихся условиях в связи с отсутствием стремления к проявлению инициативы и плохим самоконтролем в трудных жизненных обстоятельствах; снижение регуляторных личностных свойств гибкости и самостоятельности; низкий уровень поведенческой регуляции, склонность к нервно-психическим срывам, неадекватность самооценки и восприятия действительности; высокий уровень выраженности дезадаптационных расстройств.

Имеется специфика личностных индикаторов при выраженности конфликтных проявлений в социально-профессиональном и профессионально-социальном типах востребованности. Выраженные конфликтные взаимоотношения между составляющими при социально-профессиональном типе востребованности проявляются в профилях СПВЛ «невостребованный специалист, не нашедший адекватного применения своим знаниям и умениям», и «невостребованная личность на стадии адепта, не идентифицирующая себя с профессиональным сообществом»; при значимости доброты и достижений ориентации на доброту и универсализм. Выраженные конфликтные взаимоотношения между составляющими при профессионально-социальном типе востребованности проявляются в профилях СПВЛ «невостребованная личность зрелого возраста, положительно оценивающая результаты своей деятельности»; сомнении в своей способности контролировать события жизни; низком уровне вовлеченности в события жизни и убеждении о контроле; значимости и ориентации на гедонизм; низкой удовлетворенности мотива поддержания жизнеобеспечения в рабочей сфере; избегании разрешения проблем.

Социально-профессиональная востребованность, встраиваясь в метасистему инициативно-притязательных и результативных характеристик личности, достигает максимальной согласованности с ними во втором периоде среднего возраста, выступая значимой детерминантой имплицитных представлений о мире и о себе, ценностносмысловой и мотивационно-потребностной сфер, параметров саморегуляции поведения и преодоления стрессовых ситуаций и в целом адаптационных способностей личности, обеспечивая в значительной степени их сохранность в пожилом возрасте.

В целом полученные в ходе исследования теоретико-методологические выводы и прикладные результаты подтверждают выдвинутое предположение и открывают возможности для проведения дальнейших теоретических и эмпирических исследований фундаментального и прикладного характера в области социальной психологии труда, возрастной психологии, социологии, экономики, педагогики и других наук.

Примечания:

1. Дикая Л.Г. Социальное и природное в детерминации психического состояния в профессиональной деятельности субъекта // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М., 2011. Вып. 2 .

2. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Некоторые тенденции развития современной социальной психологии труда // Социальная психология труда: теория и практика / отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. М., 2010. Т. 2.

3. Стрелков Ю.К. Современное состояние исследований «человеческого фактора» в МГУ им М.В. Ломоносова // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М., 2011. Вып. 2.

4. Бурлюкина Е.В. Маркетинговое управление востребованностью специалистов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2006.

5. Радаева Е.А. Востребованность кадрового потенциала государственной гражданской службы (социологический аспект): дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.

6. Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государсвтенного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2011. № 1. С. 211-218.

7. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: учеб. пособие / науч. ред.

Э.Ф. Зеер. М.; Воронеж, 2003.

8. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций. Ростов н/Д, 2005.

9. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса. Краснодар, 2004.

10. Горелова Г.Г. Профессионально-личностная реадаптация в условиях кризиса: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006.

References:

1. Dikaya L.G. Social and natural in the determination of a mental condition in the subject’s professional work // Actual problems of labour psychology, engineering psychology and ergonomics / ed. by V.A. Bodrov, A.L. Zhuravlyov. M., 2011. Issue 2.

2. Zhuravlyov A.L., Kuprejchenko A.B. Some development tendencies of modern social labour psychology // Social labour psychology: theory and practice / ed. by A.L. Zhuravlyov, L.G. Dikaya. M., 2010. V. 2.

3. Strelkov Yu.K. The current state of researches on «the human factor» in the MSU of M.V. Lomonosov // Actual problems of labour psychology, engineering psychology and ergonomics / ed. by VA. Bodrov, A.L. Zhuravlyov. M., 2011. Issue 2.

4. Burlyukina E.V. Marketing management of the demand of spesialists in the system of higher vocational education: Dissertation abstract for the Candidate of Economic Sciences degree. Penza, 2006.

5. Radaeva E.A. The demand of the personnel potential of the state civil service (sociological aspect): Dissertation for the Candidate of Sociology degree. M., 2004.

6. Khazova S.A. Technological foundations of training the competitive spesialists in physical training and sports // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2011. № 1. P. 211-218.

7. Ismagilova F.S. The foundations of the professional consultation: a manual / scient. ed. E.F. Zeer. M.; Voronezh, 2003.

8. Yasko B.A The psychology of doctor’s personality and work: a course of lectures. Rostov-on-Don, 2005.

9. Dyomin A.N. A personality in an employment crisis: strategies and mechanisms of overcoming the crisis. Krasnodar, 2004.

10. Gorelov G.G. Professional and personality readaptation in the conditions of crisis: Dissertation abstract for the Doctor of Psychology degree. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.