Научная статья на тему 'Социально-правовые аспекты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения'

Социально-правовые аспекты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1662
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ГАРАНТИИ ПРАВ НА ОБРАЗОВАНИЕ / CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES / DISABLED CHILDREN / SPECIAL LEARNING ENVIRONMENT / RIGHT TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Анастасия Владимировна

В настоящей статье поднимаются вопросы социально-правового сопровождения детей-инвалидов. Автор анализирует существующую терминологию, которая используется в законодательстве РФ, уточняются дефиниции, обозначающие данную категорию лиц. Подчеркивается, что Закон РФ «Об образовании» не отражает необходимость создания специальных условий обучения для граждан, обладающих особым правовым статусом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN CONDITIONS OF INCLUSIVE SCHOOL EDUCATION

This article raises the issues of social and legal support for children with disabilities. The author analyzes the existing terminology that is used in the legislation of the Russian Federation; it clarifies the definitions, indicating the given category of people. It is emphasized that the Russian Federation Law "On Education" does not reflect the need for a special learning environment for citizens possessing specific legal status.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые аспекты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения»

УДК 376

Захарова Анастасия Владимировна

кандидат психологических наук, руководитель подразделения Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Благо» editor@hist-edy.ru

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящей статье поднимаются вопросы социальноправового сопровождения детей-инвалидов. Автор анализирует существующую терминологию, которая используется в законодательстве РФ, уточняются дефиниции, обозначающие данную категорию лиц. Подчеркивается, что Закон РФ «Об образовании» не отражает необходимость создания специальных условий обучения для граждан, обладающих особым правовым статусом.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, дети-инвалиды, специальные условия обучения, гарантии прав на образование.

Zakharova Anastasia Vladimirovna

PhD in Psychology, Head of the Department of «Blago» Centre for Psychoeducational Rehabilitation and Correction editor@hist-edy.ru

SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN CONDITIONS OF INCLUSIVE SCHOOL EDUCATION

This article raises the issues of social and legal support for children with disabilities. The author analyzes the existing terminology that is used in the legislation of the Russian Federation; it clarifies the definitions, indicating the given category of people. It is emphasized that the Russian Federation Law "On Education" does not reflect the need for a special learning environment for citizens possessing specific legal status.

Key words: children with limited health abilities, disabled children, special learning environment, right to education.

«Право на образование является одним из важнейших прав личности. Будучи неотъемлемым элементом системы прав человека и жизни общества в целом, оно создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу» [1, с. 4].

Среди широкого круга субъектов права есть особая категория лиц - дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ) и дети-инвалиды, чей особый социальноправовой статус обусловливает необходимость закрепления гарантий на получение образования, в том числе, в условиях интегрированного обучения.

Для реализации этих приоритетов необходимо учитывать международный опыт, отраженный в ряде нормативных документов, в частности конвенций: «О правах ребенка», «О правах инвалидов», «О правах человека», «О правах умственно отсталых лиц», накладывающих запрет на дискриминацию в отношении детей, гарантирующих доступ инвалидов к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья с целью наиболее полного вовлечения ребенка в социальную жизнь, развития его культурного и духовного потенциала.

«Международные акты устанавливают, что у всех детей есть право получить образование вне зависимости от расовой, этнической, религиозной принадлежности, экономического положения, статуса беженца, языкового, полового признака, состояния здоровья, а государство должно предпринимать соответствующие действия для обеспечения реализации этих прав в любой образовательной среде» [2, с. 43-44].

Существующая государственная политика в сфере образования не предоставляет реальных возможностей для полноценной реализации своего интеллектуально-личностного потенциала детям с ОВЗ и характеризуется рядом противоречий. С одной стороны, в принятой Правительством Российской Федерации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывалось, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства [3].

«С другой - процессы интеграции детей с ОВЗ замедляются в виду неразработанности нормативов организации учебного и реабилитационного процессов, материально-технического, кадрового, специального методического сопровождения, механизмов лицензирования и сертификации образовательно-реабилитационной деятельности, отсутствия адаптивно-развивающей безба-

рьерной среды в образовательных учреждениях, как общего, так и профессионального образования. В частности, до настоящего времени Государственной Думой РФ не ратифицирован федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», что в значительной степени сдерживает дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в области образования, здравоохранения, социального обеспечения» [4, с. 20].

Закон «Об образовании в РФ» [5] указывает на то, что дети с ОВЗ имеют подтвержденные соответствующими документами недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, при этом ключевое понятие «специальные условия» содержательно не раскрывается.

В действующей редакции Закона РФ «Об образовании» до недавнего времени присутствовало понятие «дети с отклонениями в развитии», впоследствии Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» [6] были внесены изменения, согласно которым термин «с отклонениями в развитии» заменили понятием «с ограниченными возможностями здоровья».

Еще одной нерешенной правовой проблемой является отсутствие в Российском законодательстве единой терминологии, обозначающей лиц указанной категории («дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «лица, имеющие ограниченные возможности здоровья и особенности развития», «несовершеннолетние с недостатками физического и психического развития», «дети-инвалиды»), применяемой в ряде федеральных законов [7; 8; 9].

При существующем разнообразии терминологии общими, однако, для всех понятий, характеризующих рассматриваемую группу лиц, является следующее:

• наличие у лица физических и (или), психических нарушений (особенностей) развития;

• имеющиеся нарушения (особенности) развития в той или иной степени затрудняют выполнение обычных для человека жизненных функций;

• имеющиеся нарушения (особенности) носят стойкий характер, что влечет необходимость оказания помощи человеку, создания особых условий для его жизнедеятельности.

Вместе с тем, отмечаемые особенности относятся, прежде всего, к психосоматическому, а не образовательному статусу этой категории лиц, следовательно, необходимо юридически закрепить взаимосвязь между имеющимися у них нарушениями и особыми образовательными потребностями.

Таким образом, ребенок с ОВЗ - это особый субъект права на образование, для которого характерно:

• наличие каких-либо психических и (или) физических нарушений развития, зафиксированных экспертной комиссией;

• потребность (в связи с указанными нарушениями) в особых условиях образования, касающихся содержания образовательных программ и планов, специального оборудования, и технологий обучения.

Действующее законодательство не дает однозначного толкования определений «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и лицо, имеющее статус «инвалида» в федеральных законах, подзаконных актах, постановлениях правительства, что вызывает множество вопросов.

Анализ законодательной базы показывает, что понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» по сути тождественны, так как определяют степень выраженности того или иного нарушения в развитии и его воздействие на ограничение жизнедеятельности индивида и его способность к самообслуживанию. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Ребенок-инвалид - это лицо, признанное инвалидом, в установленном законом порядке, не достигшее возраста 18 лет.

Согласно ст. 1 федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» [10] инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» - более широкое и общее, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан со слабовыраженными нарушениями в развитии, оценка образовательных возможностей которых осуществляется специалистами психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), создаваемых органами управления образова-

нием регионального и муниципального уровней.

Вместе с тем процедура признания лица инвалидом на основании заключения клиникоэкспертной комиссией местного органа здравоохранения зафиксирована в ряде нормативных документов, в то время как порядок установления у лица ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности на законодательном уровне не определен.

Неясным остается вопрос о разграничении полномочий между органами здравоохранения и образования в вопросах определения типа и вида образовательного учреждения для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Специальные условия обучения и воспитания ребенку-инвалиду определяются учреждениями медико-социальной экспертизы [11], в то время как в отношении детей с отклонениями в развитии, не имеющих инвалидность, заключение о выборе учреждения выдается ПМПК, структурным подразделением, относящимся к системе образования [12]. При этом в перечень мероприятий медицинской реабилитации, указанный в индивидуальной программе развития детей-инвалидов (Приложение 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 г. № 397н), включается дефектологическая и логопедическая помощь, которая по сути своей является педагогической и осуществляется на базе образовательных учреждений.

Выявленные несоответствия, на наш взгляд, вызваны несовершенством существующей законодательной базы, отсутствием согласованных действий между отдельными министерствами и ведомствами.

Качество функционирования государственной системы оказания помощи инвалидам может служить своеобразным индикатором его развития. В частности, в странах Европейского сообщества человек, имеющий ограниченные ресурсы здоровья, рассматривается с точки зрения его полезности для общества, поэтому основная задача государства заключается в создании необходимых условий для максимальной реализации его возможностей и поиска путей для его социализации и интеграции в общество. В этом контексте инвалидность рассматривается, как результат наличия физических, информационных, иных барьеров, создаваемых окружающей средой и обществом.

В России государственные службы акцентируют внимание на медицинских аспектах сопровождения лица с ОВЗ, поэтому в этом ракурсе он предстает как нуждающийся в помощи, неспособный самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности. Такое одностороннее понимание проблемы ведет лишь к еще большей изоляции и сегрегации этих людей. При этом даже те услуги, которые нацелены на интеграцию инвалидов, начинаются с идентификации и номинации их диагноза, тем самым сегрегируя инвалидов от общества [13].

Представленный к анализу отчет, подготовленный Европейской комиссией по трудовым и социальным отношениям, показал, что в тех странах, где социальные институты разрозненны, скорее превалирует «медицинский подход», и центральная роль в экспертизе инвалидности отводится врачам [14].

Признание лица инвалидом в установленном законодательством порядке влечет определенные правовые последствия. Детям-инвалидам гарантировано бесплатное общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, они обеспечиваются специальными учебными пособиями и литературой, а также получают возможность использовать услуги сурдопереводчика за счет средств субъектов РФ.

Вместе с тем, существует огромная категория детей, у которых имеющиеся нарушения развития не влекут за собой установление факта инвалидности, но, в то же время, трудности в обучении в связи с отклонениями в состоянии здоровья и развитии у такого ребенка могут иметь место. Следовательно, основанием для установления дополнительных гарантий в области образования должна быть не инвалидность, а потребность в специальных условиях обучения.

Терминология, относящаяся к рассматриваемой группе лиц, должна определяться именно в законодательстве об образовании, поскольку позволяет уточнить потребности ребенка в специальном обучении, прежде всего исходя из особенностей его развития. Такие термины, как «ребенок с особыми образовательными потребностями» или «ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации» вполне приемлемы и скорее способны вызвать общественное понимание, чем употребляемые - «ребенок-инвалид», «ребенок с отклонениями в развитии».

Обучение ребенка с ОВЗ в специальных образовательных условиях должно осуществляться на основе индивидуального плана, составляемого и периодически пересматриваемого педагогами школы совместно с родителями ребенка и администрацией.

По нашему мнению, в контексте получения образования детьми с ОВЗ следует выделить два уровня организации правовой материи. Первый уровень - законодательные нормы, закрепля-

ющие право каждого на получение образования, а в случае возникновения особых образовательных потребностей или трудностей в обучении, право на получение образования в специальных условиях. Второй уровень - нормы отраслевых подзаконных актов, устанавливающие порядок реализации права на специальное образование, дифференциацию круга субъектов в целях наилучшего обеспечения для них образовательных условий.

Необходимо разграничить нормы правового регулирования в социальной и образовательной сферах. Реализация права на получение образования в специальных условиях должна определяться критериями психолого-педагогического характера на основании комплексного обследования ребенка, прогностической оценке его обучаемости, использования коррекционно-развивающих методов, создания индивидуальных планов и программ обучения.

Для защиты интересов детей с ОВЗ необходима единая терминология, содержание которой должно определяться, прежде всего, законодательством РФ в сфере образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Шинкарева ЕЮ. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и за рубежом: монография. Архангельск, 2009.

2. Перфильева М. Инклюзивное образование: успешный мировой опыт // Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных. Информационный центр ООН в Москве. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». М., 2008.

3. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. II). Ст. 119.

4. Захарова А.В. Концепция психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2011. Вып. 1.

б. Об образовании в РФ: закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53

(ч. 1), ст. 7598.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья: федеральный закон от 30.06.2007 № 120-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3215.

7. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

В. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства

РФ от 29.12.2001 № 1756-р // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. II). Ст. 119.

9. Об основах социального обслуживания населения в РФ: федеральный закон от 12.1995 № 195-ФЗ. Ст. 14 // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

10. О социальной защите инвалидов в РФ: федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.

4ббЗ.

11. О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95. // Российская газета. 2006. 28 февр.

12. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии: приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 г. №95 // Российская газета. 2009. 9 июля.

13. Definitions of Disability in Europe. A Comparative Analysis. A study prepared by Brunel University. European Commission. Directorate General for Employment and Social Affairs. 2002. Unit E.4.

14. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.