Научная статья на тему 'Социально-правовое регулирование инновационных процессов в развитии агропромышленного комплекса арктических районов: состояние и перспективы'

Социально-правовое регулирование инновационных процессов в развитии агропромышленного комплекса арктических районов: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / AGROBUSINESS / ARCTIC REGION / INNOVATIVE PROCESSES / INDIGENOUS PEOPLES / FORMS OF STATE SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITY SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вакорин Дмитрий Валерьевич, Черноморченко Светлана Ивановна

В статье авторы раскрывают сущность социально-правового регулирования инновационных процессов развития агропромышленного комплекса Арктического региона Ямало-Ненецкого АО. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на результаты функционирования предприятий агропромышленного комплекса округа; представлена динамика основных показателей отрасли в 2010-2015 гг. Авторы анализируют основные законы правительства округа, направленные на повышение эффективности инновационных процессов в агропромышленном комплексе, выявляют проблемы и перспективы реализации инновационных программ в агропромышленном комплексе Ямало-Ненецкого АО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this article is revealing the essence of the social and legal regulation of innovative processes in Yamalo-Nenets Autonomous District. The paper discusses the main factors affecting the results of functioning of the enterprises of agro-industrial complex of the district. It shows the dynamics of the main indicators of the industry in 2010-2015. The article analyzes the basic laws of the county government, aimed at enhancing the effectiveness of innovation processes in the agricultural sector, and identifies problems and prospects for the implementation of innovative programs in the agricultural sector of the Yamalo-Nenets Autonomous District.

Текст научной работы на тему «Социально-правовое регулирование инновационных процессов в развитии агропромышленного комплекса арктических районов: состояние и перспективы»

of tension. In order to identify the causes of the maintenance and reproduction of tension, extremism and terrorism, the authors made a factorial analysis of the regional situation. On a basis of the analysis, they show causes of escalation of tension in the North Caucasus.

Those factors significantly affect the quality of human capital, which is the most important resource in the densely populated North Caucasus region. The research materials ascertain the gradual depreciation of the productive characteristics of the human capital, and its professional deterioration. The result is the formation of additional socio-psychological, emotional and subjective conditions, on the one hand, for the stagnation of the regional economy, on the other, for the maintenance of radical, extremist and terrorist sentiments in the region.

Keywords: North Caucasus, conflict-generating factors, human capital, dynamics of ethno-political tension

ВАКОРИН Дмитрий Валерьевич — кандидат экономических наук, доцент Тюменского государственного университета (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Семакова, 10)

ЧЕРНОМОРЧЕНКО Светлана Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного университета (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Семакова, 10)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье авторы раскрывают сущность социально-правового регулирования инновационных процессов развития агропромышленного комплекса Арктического региона - Ямало-Ненецкого АО. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на результаты функционирования предприятий агропромышленного комплекса округа; представлена динамика основных показателей отрасли в 2010-2015 гг. Авторы анализируют основные законы правительства округа, направленные на повышение эффективности инновационных процессов в агропромышленном комплексе, выявляют проблемы и перспективы реализации инновационных программ в агропромышленном комплексе Ямало-Ненецкого АО. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Арктический регион, инновационные процессы, коренные малочисленные народы, формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности

Продолжающееся реформирование экономики России диктует необходимость изучения новых подходов к организации ключевых сфер экономики, а также разработки новых принципов и форм осуществления инновационной деятельности. Реорганизация экономики происходит в сложных условиях: под воздействием ряда факторов (как внутренних, так и внешних) произошло ухудшение социально-политической обстановки в стране, снижение научно-технического потенциала, что приводит к уменьшению инновационной (инвестиционной) активности [Черноморченко, Любимова 2014].

Проблемы определения эффективности инновационно-инвестиционного развития являются актуальными для многих регионов России, в т.ч. и арктических, к которым относится и Ямало-Ненецкий автономный округ (далее -ЯНАО). Оценка результативности функционирования инновационной системы региона, а также степени реализации целей инновационного развития требует формирования соответствующей системы показателей. Инновационная сфера, являясь важной частью экономики региона, направлена на улучшение всех сто-

рон экономической жизни. В процессе инновационной деятельности совершенствуются отношения собственности, меняются формы хозяйствования. Для обеспечения инновационного развития региона требуется активизация деятельности предпринимательских структур, которые при наличии соответствующего предпринимательского климата смогут ориентироваться на использование инноваций и на формирование социального базиса устойчивого экономического роста региона.

Государственное регулирование и поддержка развития агропромышленного комплекса (АПК) - сложная комплексная задача. Решение данной задачи требует координации и развития межотраслевых и внутриотраслевых связей, которые должны быть ориентированы на создание конкурентоспособного производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего), сохранение сельского населения и традиционного уклада жизни [Черноморченко, Любимова 2014]. В АПК ЯНАО задействовано свыше 13 тыс. чел., из них основная часть (около 90%) - коренные малочисленные народы Севера, уровень доходов и качество жизни которых определяются финансово-экономическим состоянием предприятий отрасли. Ежегодно на территории округа производится до 2 тыс. т продукции из мяса оленя и свыше 7 тыс. т рыбы1. Сложные природно-климатические условия не всегда позитивно влияют на результаты функционирования предприятий АПК. На организацию деятельности предприятий данной сферы воздействуют в определенной степени и необходимость обеспечения продовольственной безопасности, и вызванная современными тенденциями адаптация экономики АПК ЯНАО к стандартам Всемирной торговой организации. В связи с этим в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется комплекс мер, направленных на инновационное развитие АПК [Вакорин, Вакорина 2016; Черноморченко, Любимова 2014]. Для осуществления этих целей в ЯНАО разработана и реализуется Государственная программа ЯНАО «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» (пришла на смену долгосрочным целевым программам «Развитие сельского хозяйства ЯНАО на 2011-2013 годы» и «Развитие рыболовства ЯНАО на 2011-2013 годы»). Данной программой предусмотрено финансирование важнейших мероприятий по развитию АПК округа (см. рис. 1):

- строительство объектов производственного назначения;

- закуп племенных животных;

- приобретение оборудования по утилизации отходов (крематоров), автомобильной, тракторной, вездеходной техники и снегоходов, холодильного оборудования и перерабатывающих комплексов, рыбопромысловых судов и лодочных моторов;

- переоборудование и модернизация рыбопромысловых судов;

- обустройство факторий - рыбоучастков Арктической зоны;

- повышение квалификации специалистов;

- оплата консультационных, информационных услуг;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- внедрение инновационных технологий в АПК.

В условиях реализации мер государственной поддержки развития АПК результаты функционирования отрасли выглядят неоднозначными (см. рис. 2, табл. 1).

1 Бюллетени о состоянии сельского хозяйства. 2016. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Доступ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ puЫicatюns/catalog/doc_1265196018516 (проверено 10.08.2016).

1800000

1562210

1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

2011 2012 2013 2014 2015

Сельское хозяйство Рыбное хозяйство

Источник: [Вакорин, Вакорина 2016].

Рисунок 1. Общий объем финансирования программ развития отраслей АПК ЯНАО из окружного и федерального бюджета (тыс. руб.)1

120

IMH

и 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ш Продукция сельского хозяйства 102,7 112,6 102,1 92,8 92,3 96

■ Продукция растениеводства 85 95,9 103,6 101,2 95,3 104,9

■ Продукция животноводства 103,6 114 102 92,2 92 95,3

Рисунок 2. Индексы производства продукции сельского хозяйства в ЯНАО (в % к предыдущему году)2

По итогам 2015 г. по сельскому хозяйству в целом и животноводству в частности изменить негативную динамику не удалось. Если в 2010-2012 гг. индексы производства демонстрировали рост, то с 2013 г. наблюдается ежегодное снижение объемов производства продукции животноводства (в стоимостном выражении) [Вакорин, Вакорина 2016: 19].

1 Долгосрочные целевые программы. 2016. - Официальный сайт Департамента агропромышленного комплекса торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа. Доступ: http://yamalagro.ru/ activities/ (проверено 10.08.2016).

2 Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России: статистический сборник. M.: Росстат. 2015. 201 с.

В табл. 1 представлена динамика основных показателей развития отрасли животноводства в ЯНАО в 2010-2015 гг.

Таблица 1

Основные показатели развития отрасли животноводства в ЯНАО*

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов 1 1 1 1,1 1,1 1

Поголовье коров, тыс. голов 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Поголовье свиней, тыс. голов 2,2 2,3 2,7 1,5 1,3 1,1

Поголовье овец и коз, тыс. голов 0,1 0 0,1 0,1 0,1 0,1

Поголовье северных оленей, тыс. голов 665,2 683,3 704 739,9 671,5 733,5

Сохранность взрослого поголовья оленей, % 90 91 92 92,5 78,3 92,4

Деловой выход молодняка оленей, % 65 66,9 68,3 67,6 40,6 64,2

Производство молока, тыс. т 1,9 1,9 2,1 2 2,1 2,0

Производство скота (в т.ч. оленей) и птицы в живом весе, тыс. т 7,2 7,4 7,6 8,0 6,9 7,1

* Составлено авторами на основе: Бюллетень о состоянии сельского хозяйства. 2016. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Доступ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1265196018516 (проверено l0.08.2016); Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2015: статистический сборник. M.: Росстат. 201 с.; Долгосрочные целевые программы. 2016. - Официальный сайт Департамента агропромышленного комплекса торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа. Доступ: http:// yamalagro.ru/activities/ (проверено 10.08.2016).

На производственные показатели развития животноводства [Вакорин, Вакорина 2016: 19] негативно повлиял массовый падеж северных оленей в 2014 г. (в сравнении с 2013 г. поголовье уменьшилось на 68,4 тыс. голов, или 9,24%), причиной которого стали неблагоприятные природно-климатические условия (резкое похолодание, обильные снегопады и т.д.), что привело к образованию ледяного наста, и в связи с этим - труднодоступности кормовых угодий, потере веса северных оленей и их массовой гибели. Поэтому в отрасли наблюдалось увеличение числа убыточных предприятий: если в 2010 г. таких было 2 (16,7% общего числа предприятий), а в 2013 г. - 5 (25%), то в 2014 г. - 9 (69,2%).

При оценке динамики развития оленеводства за период 2010-2015 гг. наблюдается тенденция роста. Уменьшение показателей 2014 г. было в определенной степени компенсировано ростом в 2015 г., что позволило приблизиться к значениям 2013 г. по поголовью оленей и его сохранности. При этом объем производства скота (в т.ч. оленей) и птицы в живом весе (7,1 тыс. т в 2015 г.) пока не достиг и уровня 2010 г. (7,3 тыс. т).

Развитие других подотраслей животноводства в ЯНАО характеризуется относительной стабильностью за исключением свиноводства - поголовье свиней за 2013-2015 гг. сократилось в 2,5 раза (причина этому - высокие затраты на производство) [Вакорин, Вакорина 2016: 20].

Поддержка развития рыбной отрасли дала следующие результаты (см. рис. 3). В 2015 г. производительность труда в рыбодобывающих организациях ЯНАО составила 4,1 т/чел., что на 17,1% выше уровня 2010 г. И, несмотря на ежегодную смену тренда, в целом за 6-летний период наблюдается тенденция роста данного показателя. В объемах добычи рыбы и выпуска пищевой рыбной продукции в

Рисунок 3. Показатели развития рыбного хозяйства в ЯНАО1

2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдался рост, который сменился резким спадом в 2012 г. (на 19,2% и 9,9% соответственно). В последующие 2 года значения данных показателей демонстрировали рост, но уже в 2015 г. они вновь показали отрицательную динамику, вернувшись к уровню 2010 г. При этом изменилась структура вылова рыбы. В связи с уменьшением квот на вылов ценных видов рыб (запрещение вылова муксуна и нельмы) возросли объемы добычи частиковых и тресковых видов. Если в 2010 г. их объем составлял 46% общего улова, то в 2015 г. - 56% [Вакорин, Вакорина 2016: 20].

Увеличению объемов реализации продукции АПК способствуют: расширение экспорта сельхозпродукции; активное участие в выставочной деятельности; организация визитов представителей иностранных компаний для повышения эффективности деятельности предприятий; оценка действующих систем ветеринарного и фитосанитарного контроля инспекторами Комиссии ЕС (в частности, сертификация производства мяса северного оленя для экспорта в страны ЕС).

В числе приоритетных задач развития АПК, над которыми работают органы государственной власти и местного самоуправления Ямало-Ненецкого АО, -сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Севера. Для этого важна интеграция этих отраслей в отечественную и мировую экономику. Необходимо повышение инвестиционной привлекательности отраслей АПК; привлечение частного капитала; создание программ государственно-частного партнерства; развитие малого бизнеса и инновационного агропромышленного кластера.

Факторами, сдерживающими развитие АПК ЯНАО, являются: сокращение кормовой базы; низкий уровень экономической эффективности отрасли и высокая зависимость от государственной поддержки; неразвитость отраслевой науки; изношенность основных фондов предприятий АПК (до 70-75%); отсутствие современной транспортной и логистической инфраструктуры; резкое сокращение популяции ценных пород рыб в Обском бассейне [Вакорин, Вакорина 2013].

Решению данных проблем способствует совокупность мер, предусмотренных окружной долгосрочной целевой программой «Социально-экономическое раз-

1 Долгосрочные целевые программы. 2016. - Официальный сайт Департамента агропромышленного комплекса торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа. Доступ: http://yamalagro.ru/ activities/ (проверено 10.08.2016).

50

ВЛАСТЬ

2 017'01

витие сельских территорий и агропромышленного комплекса на 2013-2017 гг.» и Инвестиционной программой развития АПК ЯНАО.

Для повышения эффективности государственной поддержки традиционных отраслей хозяйствования, поддержки системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий малочисленных народов Севера на основании федерального законодательства в ЯНАО принят ряд региональных законов (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные законы, регулирующие развитие АПК ЯНАО

Наименование закона Пояснение

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 г. № 160-ЗАО «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа» Закон предусматривает реализацию господдержки АПК: • финансовой - установление льготного порядка налогообложения по региональным налогам в отношении субъектов; • имущественной - предоставление имущества, являющегося собственностью ЯНАО; • информационной - предоставление субъектам информационных и консультационных услуг

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 ноября 1998 г. № 46-ЗАО «Об оленеводстве» Закон устанавливает правовые, экономические, природоохранные и социальные основы оленеводства как одного из видов традиционной хозяйственной деятельности в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. Он направлен на формирование условий для осуществления успешной хозяйственной деятельности и на сохранение традиционного уклада жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2005 г. № 113-ЗАО «О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе» Закон определяет меры, направленные на государственную поддержку развития факторий

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2006 г. № 49-ЗАО «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» Закон регулирует установление основных направлений реализации государственной политики по защите среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера

Источник: составлено авторами.

На основе Стратегии социально-экономического развития ЯНАО до 2020 г. разработан ряд документов: Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, Концепция социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа; окружные целевые программы по развитию сельскохозяйственной и рыбной отрасли. АПК Ямало-Ненецкого округа оказывается поддержка из федерального бюджета на основании соглашений, заключенных с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. С целью обеспечения комплексного подхода к решению проблем устойчивого развития разработана окружная целевая программа «Социально-экономическое развитие сельских территорий и агропромышлен-

ного комплекса ЯНАО на 2013-2017 гг.». Таким образом, можно полагать, что в Ямало-Ненецком округе сформирована продуманная нормативно-правовая база, способствующая поддержке и развитию агропромышленного комплекса округа [Черноморченко, Любимова 2014].

Оценка эффективности мер по преодолению инфраструктурной отсталости сельских территорий определяется на основе системы индикаторов (количественных и качественных характеристик), предусмотренных в подпрограммах. В частности, к 2017 г. планируется рост обеспеченности сельского населения врачами - до 30 на 10 000 населения (в 2009 г. - 26,8); жилищная обеспеченность сельского населения составит 23 кв. м на 1 жителя (в 2009 г. - 17,2 кв. м).

Для реализации инновационных процессов в агропромышленном комплексе Ямало-Ненецкого автономного округа важную роль играет закон от 27 апреля 2011 г. № 34-ЗАО «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе». Данный закон раскрывает основные цели, принципы и показатели реализации инновационной политики в округе, определяет рамки полномочий исполнительных органов власти автономного округа и органов местного самоуправления.

В настоящее время можно выделить следующие основные направления инновационного развития АПК ЯНАО, получающие поддержку из окружного и федерального бюджета [Вакорин, Вакорина 2016]:

1) внедрение современных инновационных технологий производства и переработки продукции сельского хозяйства и рыболовства;

2) внедрение новых информационных технологий реализации зоотехнического и племенного учета (приобретение чипов, ридеров, имплантаторов), в т.ч. идентификация (чипирование) животных;

3) инфраструктурное развитие Ямальского и Гыданского полуостровов (обустройство факторий, строительство новых рефрижераторных судов - кораблей класса «река-море»);

4) совершенствование системы подготовки современных инновационно мыслящих специалистов и менеджеров для агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

5) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в целях совершенствования деятельности предприятий АПК.

С целью формирования инфраструктуры развития инновационной деятельности (в т.ч. и для агропромышленного комплекса) и обеспечения ее реализации предусмотрено создание фонда инновационного развития автономного округа1. Его цель состоит в повышении инновационного и инвестиционного потенциала отраслей экономики ЯНАО и социальной сферы округа. Предусмотрены такие формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, как финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; поддержка изобретательства и рационализаторства. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется за счет средств окружного бюджета, порядок и условия ее оказания определяются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Осуществление Инновационной программы развития агропромышленного комплекса ЯНАО потребует существенных инвестиций, которые предполагается привлечь в рамках реализации на территории автономного округа мегапроектов нефтегазового комплекса, таких как «Освоение месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий», «Урал промышленный - Урал

1 Фонд инновационного развития ЯНАО. 2016. Доступ: http://www.rusprofile.ru/id/5379158 (проверено 11.08.2016).

полярный», «Освоение месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края» и др. Крупные компании (Газпром, НОВАТЭК, Роснефть и др.), осуществляя свою деятельность на территории ЯНАО, реализуют комплекс компенсационных и природоохранных мероприятий на основе соглашений с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями АПК. Компенсационные мероприятия включают проекты по строительству и реконструкции жилищного фонда, объектов социально-бытового обслуживания, культуры, образования и здравоохранения, агропромышленного комплекса, а также систему мероприятий по гармоничному сочетанию индустриального и традиционного укладов жизни, природно-восстановительные мероприятия.

Основой модернизации традиционной экономики и социальной сферы Арктического региона может стать развивающееся государственно-частное партнерство, в рамках которого:

- происходит совершенствование практики заключения экономических соглашений между промышленными предприятиями и общинами коренных народов Ямала;

- осуществляются компенсационные мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие сельских территорий автономного округа;

- происходит усиление социального контроля за деятельностью крупных промышленных предприятий;

- проводится подготовка лидеров общин коренных народов Ямала по образовательным программам.

В регионе разработана Концепция социально-экономического развития сельских территорий Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г. Ее центром выступает сельский житель, главным индикатором предпринимаемых мер -повышение качества жизни в сельской местности Арктического региона. В постановлении Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 г. № 224-А1 регламентирован порядок социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам (в т.ч. молодым семьям и молодым специалистам), проживающим в сельской местности. В рамках реализации окружной ДЦП «Жилище» в 2011-2015 гг. на эти цели выделено 104,7 млн руб., из средств федерального бюджета профинансировано 22,2 млн руб.2

Таким образом, в основу развития АПК ЯНАО заложен как традиционный опыт коренных народов Севера, так и инновационные подходы к организации сельскохозяйственного производства. Ключевой задачей государственного регулирования инновационных процессов развития агропромышленного комплекса региона является повышение инвестиционной привлекательности отрасли и уровня жизни сельского населения. В настоящее время государственное регулирование развития агропромышленного комплекса в ЯНАО реализуется с учетом специфики традиционных отраслей хозяйствования коренных народов Севера.

Органами власти ЯНАО определены основные факторы и мероприятия, раскрывающие и реализующие возможности региона для выполнения требований ВТО, обеспечения продовольственной безопасности на основе реализации политики импортозамещения в каждой отрасли и подкомплексе АПК (в т.ч. на

1 Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2009 № 224-А «О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам». Доступ: http://yamalagro.ru (проверено 10.06.2016).

2 Отчет о реализации в 2012 г. Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г Утв. постановлением Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2013 № 1572. Доступ: http://de.gov.yanao.ru/doc/soc_eco/otchet/otchet_ stra_2012_pr1.pdf (проверено 11.08.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационной основе), что нашло отражение в ряде долгосрочных целевых программ. К сожалению, в настоящее время реализация программ по поддержке развития отраслей АПК на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пока не привела к прорывному улучшению количественных и качественных показателей их работы [Вакорин, Вакорина 2016: 19]. Следовательно, основным условием начала прогрессивных изменений является совершенствование государственного регулирования инновационного развития агропромышленного комплекса, решение кадровых и финансовых вопросов в АПК, разработка и практическая реализация инновационных программ и проектов.

^исок литературы

Вакорин Д.В., Вакорина Е.А. 2013. Природно-ресурсный потенциал региона, факторы его сохранения, развития, управления: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 148 с.

Вакорин Д.В., Вакорина Е.А. 2016. Влияние государственной финансовой поддержки на инновационное развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. - Казанская наука. № 5. С. 18-20.

Черноморченко С.И., Любимова Е.А. 2014. Правовое регулирование инновационных процессов в развитии агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. - Наука сегодня: теория, практика, инновации: коллективная монография. В 9 т. Ростов н/Д: МИЦ «Научное сотрудничество». Т. 6. С. 127156.

VAKORIN Dmitriy Valer'evich, Cand.Sci.(Econ.), Associate Professor of Tyumen State University (10 Semakova St, Tyumen, Russia, 625001)

CHERNOMORCHENKO Svetlana Ivanovna, Cand.Sci.(Ped.), Associate Professor of Tyumen State University (10 Semakova St, Tyumen, Russia, 625001)

SOCIAL AND LEGAL REGULATION OF INNOVATION PROCESSES IN THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF ARCTIC REGIONS: STATE AND PROSPECTS

Abstract. The aim of this article is revealing the essence of the social and legal regulation of innovative processes in Yamalo-Nenets Autonomous District. The paper discusses the main factors affecting the results of functioning of the enterprises of agro-industrial complex of the district. It shows the dynamics of the main indicators of the industry in 2010-2015. The article analyzes the basic laws of the county government, aimed at enhancing the effectiveness of innovation processes in the agricultural sector, and identifies problems and prospects for the implementation of innovative programs in the agricultural sector of the Yamalo-Nenets Autonomous District.

Keywords: agrobusiness, arctic region, innovative processes, indigenous peoples, forms of state support of innovation activity subjects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.