Научная статья на тему 'Социально-политические взгляды Блеза Паскаля'

Социально-политические взгляды Блеза Паскаля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
689
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуджен-Дунаева О. Ф.

Рассмотрены традиционный срез взглядов Паскаля, как адепта христианской философии, и оригинальность, как результат мировоззрения, синтезировавшего античную и современную ему политическую мысль; сущностная связь теологии истории и социально-политической концепции; Выделена актуальность взглядов Паскаля как политолога и социолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политические взгляды Блеза Паскаля»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 32:1

Гуджен-Дунаева О. Ф. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ

Рассмотрены традиционный срез взглядов Паскаля, как адепта христианской философии, и оригинальность, как результат мировозрения, синтезировавшего античную и современную ему политическую мысль; сущностная связь теологии истории и социально-политической концепции; _Выделена актуальность взглядов Паскаля как политолога и социолога._

Своеобразие социально-политических взглядов Б. Паскаля коренится в такой доминанте его мировоззрения, как христианский платонизм в его августиновской трактовке. Автору представляется правильным говорить как о едином феномене о философии истории Августина - Паскаля, точнее, об их теологии истории. В этом смысле Паскаль - очень современный мыслитель, принципиальная позиция которого противостоит доминирующему направлению современной мысли, представленной именами Гегеля и Маркса в философии и Тейяра де Шардена в теологии. В семнадцатом веке, веке рационализма, сциентизма и социального оптимизма выдающийся французский мыслитель рискует возродить и углублять учение, в соответствии с которым неизбежны деградация и гибель мира, прогресс наук останется поверхностным, ничего не меняющим в человеческой сущности, а христианское обещание Града Божьего реализуется только вне времени, вне Истории. Вообще выражение "философия истории" применительно к августиновско -паскалевскому видению является бессмысленным, так как речь идет об отказе от всякого земного смысла, от всякого прогресса или эволюции в человеческой истории, по меньшей мере, в главном - духовном - аспекте. Эта теология - отказ от того, что современные умы назвали Историей; Паскаль иронизировал над этой прописной буквой. Глубина этой концепции в том, что история - это не рука Бога, который действует, но который самоустраняется. В противоположность Гегелю, Марксу и другим у Паскаля Бог не самообнаруживается посредством истории, но являет собой ее трансцендентную, вневременную сущность. Или по-другому: антиномия скрытого от человеческого разума присутствия Бога в каждом мировом событии и отсутствия развития человечества (а, наоборот, даже деградации) разрешается в концепции двух градов - земного и небесного.

Эта чисто платоническое радикальное противопоставление вечного, божественного и временного, грешного в теологическом аспекте разработано Августином. Но если Августин сомневается, совпадает ли видимая Церковь с общностью избранных, Градом Божьим, то Паскаль уверен в своем пессимизме: избранных всегда очень мало и предопределяются они Провидением по причинам, непостижимым для человеческого разума. И если ничего нельзя сказать о смысле отдельных исторических событий и всей человеческой истории, то христианину ясно, что божественное провидение работает на благо избранных, на создание небесного Иерусалима. По Паскалю, Бог даёт существовать миру, чтобы испытать избранных и наказать грешников. Избранные и грешники - вот две группы людей, на которых делится человечество во все эпохи, независимо от стран и партий.

Поверхностный взгляд увидит в философии истории Паскаля фатализм и цинизм. Ведь Бог избирает людей независимо от их воли и деятельности; а всё человечество -лишь сырье для горнила, в котором выплавляется мистическое тело Христа, общность святых. Вне их вся человеческая история не имеет самостоятельного значения. Кроме того, единственное завершение времени и человечества внутри истории— царство Антихриста. Всё это так, но Паскаль глубже, диалектичнее: смысл истории, конечно, не в ней, но и не вне её. Эту последнюю часть утверждения Паскаль вводит христианским понятием Искупления, философский смысл которого

может быть понят как пространство, наполненное работой человеческого духа, способной вырвать его из абсурда и бессмысленности существования. Только человеку, осознающему свою виновность и слабость перед Богом, лишенному опоры в чем-либо земном, доступны истинная, вера, духовность, нравственность. Только такая мужественная позиция, риск быть христианином, не имея никаких гарантий быть избранным или искупить грехи, кроме риска веры, и даёт надежду, устраняет фатализм.

О политике Паскаль косвенно говорит в "Мыслях" и в "Провинциалах" и прямо - в единственном коротком политическом трактате "Три рассуждения о положении знати". Величие и ничтожество человека проецируется на реальное, земное государство, Град Зла.

Основная антиномия Паскаля в социально-политической сфере -антиномия силы и справедливости. Сила - единственное орудие правления в государстве, где отсутствует благодать, и, следовательно, истинная справедливость; сила многолика, вплоть до масок плюрализма и концепции "естественного права". Паскаль афористически формулирует эту антиномию. Где не смогли сделать усилие, чтобы подчиниться справедливости, там справедливый подчиняется силе. "Будучи не в состоянии сделать справедливость сильной, люди стали считать силу справедливой" ("Мысли", фр.103)

Паскалю принадлежит один из наиболее глубоких анализов социального устройства общества и происхождения и сущности государства. Суть социальной иерархии, по Паскалю, составляет антагонизм двух несоизмеримых социальных групп - "сильных мира сего" и попираемого ими народа. Паскаль в подробностях показывает, какие многообразные социальные, моральные и психологические рычаги были задействованы после первоначальной исторической узурпации одними собственности, и прав других для обеспечения незыблемости своей власти. Восходящее движение эгоистического интереса происходит через противоположность, когда сила рядится в одежды справедливости. Паскаль исходит из фактического расслоения общества, неизбежности социального неравенства. Сила и эгоистические интересы сильных мира сего составляют сущность власти в обществе. Вскрывая глубинные основания общественных процессов, Паскаль вскрывает просветительские иллюзии: "не общественное мнение правит миром, а сила" ( "Мысли", фр. 554). Концепция "естественного права", объявляющая необходимость соответствия социального устройства идеалу человеческой природы и разума, не выдерживает никакой критики в силу изменчивости человеческой природы и укорённости разума в интересе. "Насколько хорошо заплатят адвокату авансом, настолько более справедливым найдет он дело, которое защищает... Разум обязан уступить" ("Мысли", фр.44)

На убеждённости Паскаля в связи возникновения верховной власти с неравенством, борьбой "партий", в результате которой власть узурпируется одной из них и ставится на службу именно её интересам, строится его критика теории "общественного договора".

Надо, вместе с тем, отметить, что сам Паскаль несвободен от некоторых просветительских иллюзий. Он мечтает некоторое время об объединении "империи власти" с "империей разума", отстаивая по существу идею "просвещенной монархии".

Обратимся к мало изученным аспектам социально-политических взглядов Паскаля, которые являются результатом своеобразного синтеза учений Платона, Аристотеля, скептиков и политических учений Нового времени. Отправные пункты здесь: противопоставление "порядка вожделения" и "порядка благодати", причем первый является образом второго, неосуществимость политического идеала в земных условиях. Все эти платонические положения преломляются у Паскаля в программу поиска относительного блага в абсолютно злом. Раздел "Мыслей" "Величие" проповедует политическим деятелям воздержание от использования вооруженной силы и управление людьми, потакая их вожделению, подражая этим поведению Бога по отношению к евреям. При умелом правлении грешники предоставлены их вожделениям и единственная мудрость тех, кто ими

руководит, состоит в том, чтобы направлять в одно русло эти "огненные реки" с тем, чтобы заставить их служить некоторому общему благу. "Величие человека - в самом его вожделении, в умении извлекать из него восхитительное упорядочение, изображающее благодать" ("Мысли",фр.118). Природа человека, направленная к злу со времен грехопадения, сдерживается законами. В этом смысле "порядок вожделения" необходим. Как теология истории возвращает некоторую ценность времени, так и за "порядком вожделения" Паскаль признает его ценность; используя страсти и интересы людей, можно обеспечить мир, который - высшее добро. Конечно, истинный мир существует только в Божьем Граде, но его образ на земле - хрупкий мир между сословиями - главная политическая ценность и метафизическое условие человеческого счастья, когда каждый человек не испытывает абсурдной, изнуряющей зависимости своей жизни от прихотей одного человека, монарха. Война - закономерная ипостась силы в Граде Зла и, как всякая сила, служит вожделениям политической верхушки.

Паскаль страстно выступает против войн, социального неравенства, узурпации собственности, бесправия народа; называя всё это несправедливостями. Об этом забывают те кто, как Э. Бодэн, обвиняет мыслителя в оправдании фактического состояния. Другие, как Жак Маритэн, видят, что Паскаль только констатирует факты, к которым относится негативно, но упрекают за то, что он не предлагает идеала. Г. Я. Стрельцова убеждена, что Паскаль смирился с действительностью. На это необходимо возразить, что скептический ум Паскаля, скорее, выигрывает на фоне результатов социального прожектерства в XX веке. В отличие от Макиавелли, откровенно защищающего интересы правителя, главное для Паскаля — сохранение мира и в этом - его истинно демократическая позиция. Как бы глупы и несправедливы не были бы человеческие установления, их нельзя менять под страхом нарушить хрупкое равновесие, которое составляет "строй вожделения". Достижение справедливости - только иллюзия. Здесь Паскаль менее всего христианин и больше всего - проницательный социолог и политолог. Он принимает учение язычников Сцеволы и Варрона о разделении людей на "знающих" и "народ" и развивает его. Паскаль согласен: для блага людей надо их обманывать. Это не цинизм сторонника власть предержащих, а опасение скептика, наученного Фрондой и столетием французской истории. Между «знающими» и «народом» Паскаль вводит "полу- знающих", которые видят глупость законов и хотят их свергнуть. Знающие и народ соблюдают законы; одни потому, что считают их справедливыми, другие - потому, что знают ужасы войны и то, что справедливость всегда от них ускользает. Полу -знающие не видят того, что ведут к катастрофе; в случае политического переворота новые знающие займут место первых и сфабрикуют новую ложь; народ, как всегда, останется жертвой.

Паскаль враждебен революции. У нас нет достаточной уверенности, предчувствия справедливости, чтобы всё разрушить и пролить кровь. Полу -знающих хорошо чувствуют несправедливость существующего состояния, но плохо понимают, что придёт на его место.

Автор утверждает, что Паскаль - сторонник реформизма в политике, хотя прямо нигде это не формулирует. Он допускает это через теологию, где разум ослаблен, но никогда не уничтожен вожделением. Всегда будут полу -знающие и народ будет открывать ничтожество некоторых законов. "Порядок вожделения", следовательно, должен быть динамичным. «Государства гибли, если не подчиняли часто законы необходимости» ("Мысли", фр. 280). Не зря Платон и Аристотель, знавшие безрассудство людей, написали политические трактаты, "чтобы умерить их безрассудство в меньшее зло, какое возможно". Они исполняли, таким образом, желание всякого христианина видеть государства, снабженные законами, наименее плохими из возможных. Но какими бы ни были законы, истинный христианин всегда будет лоялен существующему режиму, а обязан бороться только за Истину и помнить, что цель не оправдывает средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.