Научная статья на тему 'Социально-политические аспекты формирования патриотизма в современной России'

Социально-политические аспекты формирования патриотизма в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
536
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / PATRIOTISM / NATIONAL SECURITY / MODERNIZATION / THE NATIONAL IDEA / SOCIAL JUSTICE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петров Сергей Иванович

В современных условиях развития страны, решая сложные и масштабные задачи модернизации социально-экономической и военной сферы России, как никогда необходимо обеспечить сплоченность нации. Автор считает, что для этого стране нужна национальная идея, объединяющая различные социальные и национальные группы. Такой идеей вполне может быть державный патриотизм, который при определенных условиях откроет долговременные перспективы динамичного развития нации. В статье на основе ряда научных источников и государственных документов раскрывается сущность и содержание патриотизма, а так же исторически сложившиеся особенности патриотизма в России. Автором анализируются и предлагаются пути и некоторые меры активизации и повышения эффективности деятельности государственных структур и общества по формированию патриотических качеств в молодежной среде. Таким образом, в данной статье автор доказывает, что укрепление единства страны, перспективы тесно связаны с решением проблемы формирования патриотизма у граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social and political aspects of formation of patriotism in the modern Russia

In modern conditions of development of the country, solving complex and major problems of modernization of the social, economic and military spheres in Russia, it is very necessary to provide unity of the nation. Th e paper considers that for this purpose the country needs a national idea uniting various social and national groups. It argues that the state patriotism will open long-term prospects for dynamic development of the nation. Based on scientific sources and the government documents, the paper reveals the essence and content of patriotism, as well as historical features of patriotism in Russia. It examines and proposes ways and some steps to intensify and increase the efficiency of activities of government structures and society in formation of the Patriotic qualities among young people. Thus, this paper proves that strengthening of unity of the country, its prospects are closely connected with solution of the problem of formation of patriotism among citizens of Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-политические аспекты формирования патриотизма в современной России»

УДК 323.22.28

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 1

С. И. Петров

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Для России характерно стремление влиятельной части ее элит к рывку, революции, кардинальному изменению ценностей.

Однако уроки истории свидетельствуют: несмотря на приоритет финансово-экономических механизмов в управлении современной Россией, недопустимо сбрасывать со счетов роль морального фактора и государственной идеологии как источников готовности народа к созидательному труду, защите Отечества и факторов развития страны.

Так, анализ уроков Великой Отечественной войны приводит к выводу, что исключительное значение имело то обстоятельство, что подавляющее большинство граждан, и особенно молодежь, верило в реальность социалистических идеалов, преимущество советского народовластия и было готово самоотверженно защищать эти идеалы несмотря ни на что. Нельзя забывать, что именно патриотизм, возведенный в советский период в ранг государственной идеологии, позволил сокрушить фашистскую Германию, построить десятки тысяч фабрик и заводов, освоить целину, отправить Ю. Гагарина в космос. Это необходимо учитывать сегодня, принимая меры по модернизации и обеспечению национальной безопасности России. Особое значение имеет патриотизм для обеспечения оборонной безопасности.

В утвержденной Президентом РФ 12 мая 2009 г. Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. зафиксировано, что основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность [1, с. 6].

В последние годы федеральный центр стал более адекватно реагировать на внешние угрозы, более внятно и настойчиво отражать национальные интересы. Вспомним, какой решительный отпор был дан военным силам Грузии в Южной Осетии, несмотря на то что власть ясно понимала, кто стоит за спиной агрессора.

В свою очередь, обеспечить национальные интересы можно только при условии продуманной и реальной модернизации армии, иначе она будет просто не в состоянии отвечать на вызовы и угрозы XXI в. Вот почему в России принята и реализуется беспрецедентная программа развития армии и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В общей сложности на эти цели выделяется 23 трл руб. [2, с. 85]. При этом важнейшим направлением является повышение качественного состава военнослужащих. Понятно, что без устойчивых позитивных перспектив решения этой проблемы модернизация невозможна, трансформация и ослабление — да. Что, собственно, и происходило уже 20 лет. Для России сегодня это особенно актуально, так как в подготовке

Петров Сергей Иванович — д-р ист. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: Petrov.sergeiivanovich@yandex.ru © С. И. Петров, 2013

79

молодежи к военной службе и комплектовании армии имеются серьезные проблемы. Уже давно стало очевидно, что тенденции, которые здесь наметились, негативно сказываются на боеспособности. Особенно заметно ухудшилось физическое и психологическое состояние призывников. Если в 80-е годы на военную службу по состоянию здоровья не призывались порядка 5-6% молодых людей, то в последнее десятилетие — 33-35%. Кроме того, надо иметь ввиду, что последний более-менее благополучный год в плане демографии — 1987 (тогда родилось 1,2 млн мальчиков, а в 1995, например, только 700 тыс.). То есть демографическая база армии сужается. В то же время растет число не желающих служить. Вот тревожный факт: число восьмилетних детей сейчас в два раза меньше восемнадцатилетних. Общая численность детей за последние 10 лет уменьшилась на 7,5 млн [3, с. 3].

Официально признано, что в России более 60 тыс. детей-алкоголиков. Спиртное употребляют более 80 % молодежи, 40% старших школьников. Среди 4 млн наркозависимых более 80% — дети и молодежь. Уровень учтенной наркомании среди подростков вырос за годы реформ в десятки раз. Как следствие ряда факторов растет нездоровое поколение. Так, среди учащихся 11-х классов только 10% выпускников школы относительно здоровы. Таким образом, наша смена вступает в активную фазу трудовой деятельности физически ослабленной. Идет неуклонный процесс подрыва генофонда нации [4, с. 4].

Но, пожалуй, самая опасная тенденция среди молодежи — ее духовное обеднение и моральное опустошение. Это не случайное явление. Мораль в обществе зависит от политики власти. А сложившаяся система ценностей в России отвергает само понятие честности. При таком режиме невозможно оставаться честным человеком [5, с. 3].

Следствием этого является бездумное отношение значительной части молодых людей к жизни, потеря ими высоких идеалов и жизненных ориентиров. Это свидетельствует о том, что наряду с сомнительного качества высшим образованием они впитали в себя убогую, ущербную идеологию [6, с. 4].

Поэтому беспокоит и умонастроение молодежи. По данным ВЦИОМ, доля электорально активной молодежи составляет только 26%. Доля молодых людей, желающих уехать из России на постоянное место жительства в другие страны, по опросам 2011 г., достигло 39%. Молодежь не виновата: ее позиция отражает оценку того, что происходит в современной России, а также тот взгляд на недавнее прошлое, который сознательно навязывался последние два десятилетия [7, с. 4].

Не последнюю роль в этом играют средства массовой информации. Можно в полной мере согласиться с точкой зрения ректора СПб ГУП А. Запесоцкого, высказанной в статье «Потерянное поколение», что СМИ стали главным врагом преподавателя, который традиционно пытается сеять разумное, доброе, вечное. Отмечая в этой связи роль СМИ в формировании морального облика молодежи, на Совете по культуре главный редактор газеты «Культура» Е. Ямпольская подчеркнула, что «главным проводником культуры, а равно и бескультурья в современном мире является СМИ» [8, с. 2].

Таким образом, современная российская молодежь вынуждена, по сути вопреки своей воле, действовать по обстоятельствам, приспосабливаться к реалиям жизни, в которой изменилась шкала ценностей и нравственных ориентиров. В итоге растет поколение рыночной идеологии и морали: деньги — вот главная цель в жизни, ради которой можно поступиться совестью, совершить преступление, обмануть, предать своих близких, друзей. Ведь «все в этом мире покупается и продается», и устоять против этого,

80

конечно, очень сложно. Разумеется, в такой духовной и социальной среде проблему нравственного здоровья молодежи и качественного состава армии не решить. Поэтому сложившаяся ситуация предполагает принятие государством неотложных мер, нацеленных на комплексное решение многих проблем формирования готовности молодежи к защите Отечества и повышения качественного состава Вооруженных сил.

В этой системе мер, как представляется, надо выделить основное звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепочку. Что же оно собой представляет? Думается, что одна из основных причин проблем России состоит в отсутствии какой бы то ни было общей высокой сплачивающей идеи, способной превратить население РФ в единый народ.

Многие политики и ученые не без основания полагают, что такой идеей, мобилизующей нацию на возрождение Отечества, должен быть «патриотизм». Его упомянул Д. Медведев в Послании Федеральному Собранию в ряду ценностей, от которых мы не откажемся никогда [9, с. 4]. Это качество необходимо не только воинам по призыву, но и контрактникам, число которых к 2017 г. составит 425 тыс. чел. в миллионной армии [10, с. 5]. Вот почему в своей предвыборной статье «Быть сильными: гарантия национальной безопасности России» В. Путин высказал необходимость на новом качественном уровне организовать военно-патриотическое воспитание школьников [2, с. 97].

Действительно, историческая практика показывает, что образование новых государств активизирует процессы формирования патриотизма.

Руководство России после многолетней политики уступок и капитуляции в отношениях с Западом изложило положения, связанные с политикой формирования патриотизма, в программах «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2001-2005, а также на 2006-2010 и 2011-2015 гг. Однако в условиях многонационального государства, идейного плюрализма отсутствует четкое понимание патриотизма и гражданственности. Их современное понимание характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Каждое политическое направление наполняет их своим содержанием и трактовкой.

Содержание и направленность патриотизма определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Не случайно, оценивая германский опыт государственности, некоторые немецкие политологи отмечают: «Федерация выступает как форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившиеся многообразие и своеобразие традиций, обычаев и культур различных групп и слоев населения или людей» [11, с. 70]. Это особенно важно в современных условиях, когда российское общество лишено четкого социального идеала, ориентировано на потребительский образ существования, приспособленчество, а в конечном итоге — на космополитизм и преклонение перед Западом. Причиной многих бед сегодняшней России является неолиберальная идеология. В ее основе — отсутствие какой-либо внятной государственной идеологической платформы, бездумное копирование западных буржуазных теорий, а также откровенный примитивный антисоветизм. Закономерный результат навязывания российскому обществу такой идейной солянки — постоянное несоответствие слов и дел, обещаний и того, что выходит из попыток эти обещания выполнить [13, с. 4].

Тем не менее, основываясь на обобщенном анализе многих мыслей, высказываний наших выдающихся и замечательных соотечественников о патриотизме, можно сформулировать главный смысл и значение этого понятия.

81

В целом патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активнодеятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. В историческом плане патриотизм является источником духовного и нравственного здоровья общества, жизнестойкости и силы народа, которая особенно мощно и неудержимо проявляется во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. Данное обстоятельство очень актуально, так как существует острая необходимость в духовных факторах укрепления социально-политического единства и федерализма в России.

Патриотизм зарождается и формируется в личности как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и конкретизируется, особенно в процессе осуществления общественно полезной деятельности, в реализации общенациональных целей.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающих свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, реализующих свои возможности и способности в интересах развития общества и укрепления государства.

Любовь к родной земле помогла россиянам преодолеть не одно испытание. Она же явилась источником деятельного патриотизма, которому Н. Карамзин посвятил следующие слова: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения и потому не все люди имеют его... Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут...» [12, с. 59-61].

Основы государственно-патриотической идеи закладывались в период создания единого централизованного Московского государства. Этому способствовала многовековая борьба русского народа с татаро-монгольским игом, утверждение самодержавия на Руси, объявление царя «помазанником Божьим», усиление его единоличной власти. История России — история проявления патриотизма. В чем он проявляется? Каковы его особенности? На наш взгляд, они проявляются в следующем.

Во-первых, российский патриотизм отличает народный характер, сознательное, бескорыстное стремление к защите национальных интересов, готовность к самопожертвованию во имя свободы и независимости России.

Во-вторых, интернациональность проявления патриотизма основана на многонациональном составе России. Все по праву называют себя россиянами, подчеркивая этим свою принадлежность к российскому государству и готовность защищать его интересы, в том числе с оружием в руках.

В-третьих, особенностью российского патриотизма является державность, основанная на чувстве национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в культуру, науку и прогрессивное развитие человечества, стране, простирающейся на огромном пространстве.

82

В-четвертых, российский патриотизм отличает динамизм, активность, практическое участие граждан в делах государства и его защите. Еще русский философ П. Я. Чаадаев считал, что время «слепой влюбленности» в Отечество прошло. И сегодня эту влюбленность надо доказывать конкретными делами, как это делали К. Минин и Д. Пожарский, миллионы наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

В-пятых, особенностью российского патриотизма выступает его высокая гуманистическая основа, вера в то, что богатейший духовно-нравственный потенциал российских народов способен оказать позитивное влияние на ход человеческой истории, обеспечить мир на планете.

Анализ сущности и особенностей российского патриотизма позволяет с уверенностью утверждать, что патриотизм — это и политика, и идеология, и высокое нравственно-психологическое чувство. На протяжении более чем тысячелетней истории нашего государства русские воины доказывали в бою, что превыше всего для них честь, независимость и достоинство Отечества.

На протяжении столетий россиянин чувствовал себя гражданином великой страны, и это чувство принадлежности к великой державе для граждан является неотъемлемым элементом традиционного образа жизни и морали. Не случайно все, что укрепляет национальное достоинство, подавленное распадом СССР и унижениями начала 1990-х годов, получает в обществе поддержку на современном этапе развития российского общества. Возрождение патриотизма и гражданственности во многом являются важнейшим условием возрождения России как великой державы.

Одним из характерных проявлений российского патриотизма и гражданственности, принципом их формирования является историческая преемственность, которая невозможна без общности исторической памяти и исторического воспитания, осознания исторической непрерывности, своей принадлежности к истории Отечества и его будущему. «История, — пишет итальянский историк Ф. Ч. Казула, — самый главный предмет для человека, для всего живущего, для народа... представляет собой визитную карточку прошлого человека и ставит его на определенную ступень общественного признания. Народ, не имеющий истории, не представляет большой ценности, и он не достоин лучшего будущего; и не случайно, когда хотят уничтожить какой-либо народ, у него прежде всего отнимают историю» [13, с. 11].

О реальной угрозе историческому сознанию народов России говорят многие ученые и политики. «Главным инструментом разрушения является манипуляция нашим историческим и национальным самосознанием, — утверждает Н. Нарочницкая. — Ибо нация, способная сохранить себя в истории, это не простая сумма индивидов, а преемственно живущий организм с целями и ценностями национального бытия, с общим духом и верой, представлениями о добре и зле, с общими историческими переживаниями. Именно это и делает из народонаселения нацию, способную к творческому историческому акту» [14, с. 71].

Историческая преемственность, возрождение лучших традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь и деградации. Историческая преемственность как бы организует связь поколений, на ней держится нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Пренебрежительное отношение к прошлому приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений народа.

83

Национальный нигилизм и неверие, неспособность граждан найти согласие по вопросам прошлого, настоящего и будущего во все времена российской истории были на руку недоброжелателям Отечества, не способствовали его укреплению. История не прощает самопредательства. «Нужно вернуть уважение к своей истории. Ненормально не быть патриотом, — считает член Экспертного совета СФ РФ, профессор М. М. Решетников. — Народ нужно поднимать не только повышением зарплат и детских пособий, но и самоуважением. Мы слишком долго втаптывали в грязь всю свою историю. Куда же дальше? » [15].

Патриотизм и гражданственность как глубоко социальные по своей природе явления представляют собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступают как атрибут жизнеспособности и безопасности. Это подтверждает конфликт с Грузией 2008 г., в котором современная Россия впервые действовала как суверенная демократия.

Важнейшим условием формирования и укрепления государства служит социальная ориентированность патриотизма. Обращая внимание на эту грань, Президент России В. В. Путин отметил следующее обстоятельство: «На нашей территории сосредоточено порядка 40% мировых природных богатств. А население — это лишь 2% от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в "пустое пространство", судьба которого будет решаться не нами» [2, с. 81].

Поэтому сбережение народа может стать центром и средством становления, программой гуманизации политической системы, социальных отношений, бытовой культуры, навыком бережного подхода к достоинству, здоровью, имуществу, мнению каждого человека. На это, собственно, и нацелены недавно принятые долгосрочные федеральные проекты, программы и стратегии.

На современном этапе развития РФ возрождение патриотизма является условием возрождения России как великой державы. Важнейшие предпосылки ее укрепления — историческая преемственность, державность, духовность и социальная ориентированность. Поэтому укрепление единства страны тесно связано с решением проблемы формирования патриотизма и гражданственности всего многонационального народа России.

В российском политическом дискурсе существует запрос на сильную державу, Российскую великодержавность поддерживает Русская православная церковь. Единодушие религиозной общественности и светской власти объясняет А. Кураев: «Патриотизм — это аксиома русского православного сознания. Выводная из него теорема — поддержка сильного национального государства, государственническое мышление» [16, с. 78].

Державный патриотизм действительно может объединить субъекты Федерации, различные социальные группы в единое целое, но при определенных условиях. И, как представляется, одним из таких неотъемлемых условий является обеспечение социальной справедливости. При этом речь не идет о всеобщей уравниловке. Как считал Пити-рим Сорокин, в обществе не существовало и не существует ни одной устойчивой социальной группы, которая имела бы «плоский» профиль экономической стратификации, в которой все члены были бы равны друг другу. «Нестратифицированное общество, все члены которого действительно равны, миф, так никогда и не ставший реальностью» [17,

84

с. 11]. Вместе с тем чрезмерное материальное благополучие, приобретенное немногими в ущерб большинству, как и общий моральный климат в нашем обществе, не может привести ни к чему хорошему.

Социальная справедливость для России — ключевая ценность, так как сегодня социальный строй, основанный на несправедливости, не способен сплотить и мобилизовать граждан ни на модернизацию, ни на защиту Отечества.

В этом отношении негативный пример показывает национальная элита. Новая политическая элита, возглавляемая Б. Н. Ельциным, несмотря на приход к власти в том числе на волне борьбы с привилегиями, не только не отказалась от них, но и увеличила их список. Значительная часть правящей современной элиты не обладает высокими управленческими и нравственными качествами, получив громадные привилегии в результате номенклатурной приватизации значительной части государственной собственности, она оказалась неспособной достойно управлять страной [18, с. 90].

Так, согласно статье 59 Конституции РФ, «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» [19, с. 12]. Однако российской элитой это игнорируется. А вот примеров личного и незаконного обогащения с выводом капиталов за рубеж более чем достаточно.

Известно, что формирование патриотизма, гражданственности — это процесс, состоящий из множества связанных звеньев. И важно, чтобы семья, школа, ВУЗ, СМИ, власть как в центре, так и в регионах действовали в едином ключе, а не как лебедь, рак и щука в известной басне Крылова. В связи с этим представляется необходимым в соответствии с насущными потребностями общества решить проблему негативного влияния СМИ, особенно телевидения, на молодежь. В принятой Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечено, что одна из главных угроз национальной безопасности в сфере культуры — засилье продукции массовой культуры, ориентированной на потребности маргинальных слоев [1, с. 9].

Формирование патриотического сознания у граждан РФ и роль СМИ в этом отношении особенно важны в условиях модернизации экономики и новой реорганизации всей оборонной системы страны. Как будет далее реализовываться модернизация России, выведет ли она страну в пятерку ведущих экономик мира, позволит ли она сделать армию более сильной и боеспособной —зависит не только от финансового ресурса и политической воли, но и от моральной и социально-политической атмосферы в обществе. Поэтому необходимое условие эффективных преобразований в обществе, государстве и в оборонной сфере заключается в создании социально-политических предпосылок, способствующих формированию патриотизма и консолидации различных социальных и национальных групп нашей страны.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. М., 2009.

2. Путин В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. М.: Олма Медиа Групп, 2012. 127 с.

3. Недетские проблемы // Комсомольская правда. 2012. 23 февраля.

4. Цимлов В. Год потерянного поколения? // Санкт-Петербургские ведомости. 2009. б февраля.

5. Гранин Д. Совесть не приносит дохода // Аргументы и факты. 2011. № 42.

6. Росенко М. В ловушке ложных теорий // Санкт-Петербургские ведомости. 2012. 28 сентября.

7. Калашников В. Долгая дорога к согласию // Санкт-Петербургские ведомости. 2012. 27 января.

8. Петров В. Культуру посеют СМИ // Российская газета. 2012. 26 сентября.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2008. б ноября.

85

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2011. 23 декабря.

11. Конституционный вестник. М.: 1992. № 1.

12. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Вестник Европы. 1802. № 4.

13. Казула Ф. Ч. Третий подход к истории. Пиза.: ЕТ8, 1997.

14. Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. М.: Минувшее, 2005.

15. Решетников Н. М. // Аргументы и факты. 2006. № 51.

16. Кураев А. Церковь в мире людей. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

17. Сорокин П. А. Социальная мобильность. М.: Академия, 2005.

18. Баранов Н. Современная российская политика. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2011. 297 с.

19. Конституция Российской Федерации. М., 2003. 32с.

Статья поступила в редакцию 11 сентября 2012 г.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.