Научная статья на тему 'Социально-политическая активность мусульман Великобритании'

Социально-политическая активность мусульман Великобритании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
570
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колпинская Екатерина Глебовна

На протяжении последних десятилетий иммигрантские мусульманские общины Европы приковывают внимание исследователей. Однако если в 1980-1990-х гг. изучались проблемы трудовой миграции и формирования иммигрантских общин, то сейчас акцент сместился к проблемам интеграции иммигрантов в принимающее общество и их влиянию на внутреннее положение в странах Европы. Великобритания государство с внушительным опытом приема иммигрантов, принадлежащих к разным этносам и конфессиям, вызывает особый интерес. Рассматривается эволюция роли мусульман в социально-политической жизни Великобритании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-political activity of British Moslems

During the last two decades researches are greatly interested in studying of migrant Moslems communities. But in the 198O-1990s they studied the problems of labor migration and the foundation of the migrant communities. Today the main attention is devoted to its influence on the recipient society and internal situation in the European countries. Great Britain attracts special interest as a state with global experience in immigration of people of different ethnicities and confessions. In this article we are trying to examine the evolution of the Moslems role in the social-political life of Great Britain.

Текст научной работы на тему «Социально-политическая активность мусульман Великобритании»

Е.Г. Колпинская

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МУСУЛЬМАН ВЕЛИКОБРИТАНИИ

На протяжении последних десятилетий иммигрантские мусульманские общины Европы приковывают внимание исследователей. Однако если в 1980-1990-х гг. изучались проблемы трудовой миграции и формирования иммигрантских общин, то сейчас акцент сместился к проблемам интеграции иммигрантов в принимающее общество и их влиянию на внутреннее положение в странах Европы. Великобритания - государство с внушительным опытом приема иммигрантов, принадлежащих к разным этносам и конфессиям, вызывает особый интерес. Рассматривается эволюция роли мусульман в социально-политической жизни Великобритании.

Рост социально-политической активности мусульманской общины Великобритании сопровождал ее развитие на протяжении второй половины XX в. В период формирования и развития общины до начала 1980-х гг. мусульманские объединения носили локальный характер и ориентировались на социальную поддержку единоверцев: помощь в адаптации, поиске работы и жилья, юридические консультации. Активно действовали, например, «Мусульманская помощь» в Лондоне и «Исламская поддержка» в Бирмингеме. В их ведении находились вопросы культуры, образования, социального обеспечения верующих, контроль над соблюдением обычаев и предписаний ислама в быту.

Принадлежность к исламу стала важным аспектом для участия в этих объединениях. Религия рассматривалась как средство сохранения идентичности и образа жизни. Но в этот период она не стала консолидирующим фактором в силу различий между отдельными течениями ислама и этническим группами.

До второй половины 1960-х гг. большую часть мусульманской общины составляли индо-пакистанцы -сунниты. Среди них лидировали движения Джамаат-и Таблиг, Джамаат-и Ислами. Под влиянием последнего в 1962 г. была создана Исламская миссия Соединённого Королевства. Она специализировалась на пропагандистской и издательской деятельности. С ростом арабской, персидской и турецкой иммиграций число мусульманских организаций увеличилось (Мусульманское студенческое общество (Muslim Student Society); Федерация студенческих исламских обществ (Federation of the Student Islamic Societies of the UK and Eire -FOSIS); Организация молодых мусульман Соединённого Королевства). Они создавались в основном по этно-конфессиональному принципу. Целями организаций была помощь в адаптации мусульманской молодежи в Британии при условии сохранения и развития ими исламских традиций. Сильное влияние, которое оказывали на эти объединения такие организации, как «Братья-мусульмане», а после 1979 г. шиитский Иран, с одной стороны, способствовало их развитию, а с другой -крепко связывало британскую мусульманскую общину с решением международных проблем и формировало мусульманское лобби в стране.

Первые попытки усилить позиции мусульманской общины за счет объединения отдельных организаций были предприняты еще в конце 1960 - начале 1970-х гг. В 1969 г. был создан Мусульманский образовательный фонд (Muslim Educational Trust), в деятельности которого приняли участие все влиятельные организации того времени. Он специализировался на издательской деятельности и поддержке исламского образования.

А в 1970-1971 гг. появились Союз мусульманских организаций (Union of Muslim Organizations - UMO) и Джамиат Улема Великобритании (Jamiat Ulema of Britain). Эти объединения стали первыми попытками систематизации и консолидации целей организаций вне зависимости от этнической принадлежности членов. Однако конфессиональной общности они пока не предусматривали. Союз мусульманских организаций объединял суннитов, а Джамиат Улема Великобритании (Jamiat Ulema of Britain) - шиитов.

Стимулами для полной консолидации общины и активизации на политической арене стали вопрос о мясе халаль 1983 г., «дело Ханифорда» 1985 г. и «дело Руш-ди» 1988 г.

Первое касалось права мусульман на содержание собственных скотобоен для поставки в лавки и магазины мяса животных, забитых ритуальным способом. Против выступили Совет по защите прав сельскохозяйственных животных (Farm Animal Welfare Council) и активисты борьбы за права животных. Но при поддержке Комиссии по расовому равенству (Commission for Racial Equality) и муниципалитетов Брадфорда, Бирмингема, Лондона и Глазго вопрос был решен в пользу мусульманской общины. Единство позиции всех мусульман по данному вопросу способствовало сближению их позиций и по остальным вопросам.

Второй крупной победой мусульманской общины можно считать отставку в 1985 г. Рэя Ханифорда, директора одной из школ Брадфорда, который выступил против ношения девочками покрывала (парды или хиджаба) в школе. Недовольство мусульман и политического истеблишмента в целом вызвала его жесткая риторика и использование таких терминов, как «менталитет парды» (purdah mentality) [1. C. 164].

Но «эффектом разорвавшейся бомбы» стала публикация книги британского писателя пакистанского происхождения Салмана Рушди «Сатанинские стихи» («The Satanic Verses»), содержавшей сатиру на пророка Мухаммада, Коран и аятоллу Хомейни. Мусульманские организации выступили за запрет книги на территории Соединенного Королевства [2. C. 9]. Британское общество разделилось. Часть общественности поддержала критику С. Рушди и его книги. Остальные выступили против ее запрета, ссылаясь на свободу слова и самовыражения [3. C. 303]. Но возмущение мусульманской общины было настолько сильно, что 14 января 1989 г. Совет мечетей Брадфорда принял решение о сожжении романа. В феврале 1989 г. аятолла Хомейни обнародовал фетву, приговаривавшую к казни Салмана Рушди и «всех тех, кто участвовал в ее издании, зная о ее содержании» [4. C. 180]. Эти шаги не нашли под-

держки в британском обществе. Сожжение книги явно напомнило о практике нацистской Германии. Инициатива аятоллы вызвала бурю возмущения, в том числе среди нешиитской части британских мусульман.

Конфликт вокруг книги Рушди стал толчком к объединению мусульман для активного участия в политической жизни Британии. Причем эта инициатива встретила поддержку правительства, т. к. в данный период в стране не было эффективного форума для дискуссии между ним и мусульманской общиной. В итоге в сентябре 1988 г. была создана Комиссия Соединенного Королевства по исламским делам (The UK Action Committee on Islamic Affaires).

Для того чтобы закрепить свои позиции, мусульмане создали в июле 1989 г. Исламскую партию Британии (Islamic Party of Britain). Ее целью стало получение депутатских мандатов на парламентских выборах. Партия была призвана «дать мусульманам право голоса в вопросах, связанных с будущим британского общества» [5. C. 105]. Она намеревалась добиться от властей наделения исламской религии теми же правами и привилегиями, которыми пользуется англиканская церковь. Программа партии также содержала качественную платформу по вопросам сельского хозяйства, образования, окружающей среды, здравоохранения, законотворчества, транспорта и коммуникаций.

Однако большого влияния партия не обрела, т.к. она слабо учитывала существующие между ними противоречия и ориентировалась на светскую модель. Кроме того, в этот период консерваторы и лейбористы испытывали потребность в расширении электората, в том числе за счет мусульманского меньшинства.

По сходным причинам потерпел поражение и Мусульманский парламент (Muslim Parliament), созданный в 1992 г. директором Мусульманского института в Лондоне доктором Калимом Сиддики. Он предусматривал статус «автономного сообщества» для мусульман Британии и «особые отношения с Исламской Республикой Иран» [6. C. 79]. Основной ошибкой Мусульманского парламента стало то, что он оказался за пределами британской политической системы. По словам Сиддики, создание самостоятельных органов власти позволит мусульманской общине выжить и преобразовать политическую систему Великобритании в соответствии с законами шариата [7]. Таким образом, не имея возможности вести политическую борьбу из-за радикальности своих идей и ориентируясь на малочисленную шиитскую общину, Мусульманский парламент не создал значительной социальной базы.

Кроме того, оба объединения не учли, что мусульмане, имеющие право голоса, зачастую уже интегрированы в британское общество и принимают во внимание не столько конфессиональную общность с политическими лидерами, сколько политическую и экономическую целесообразность.

Консерваторы, лейбористы и либеральные демократы начали активную борьбу за голоса мусульманских избирателей еще в 1980-х гг. При существующей в Британии мажоритарной избирательной системе голос меньшинства не всегда может быть услышан. Однако компактное расселение мусульман позволяло им в значительной степени влиять на результаты вы-

боров в отдельных избирательных округах, таких как Спарк-брук (Бирмингем), Смоллхит, Лейдивуд (Бирмингем), Брадфорд Норс (Брадфорд), Маннингем (Брадфорд), Брадфорд Вест (Брадфорд), Бетнал Грин (Тауэр Хэмлетс, Лондон) и Глазго Гован (Глазго). Повышение роли мусульманского электората четко прослеживалось на муниципальных и парламентских выборах 1983 и 1987 гг.

Политические пристрастия мусульманских избирателей в этот период оставались весьма традиционными. Из двух основных партий - лейбористской и консервативной - наибольшее количество голосов среди мусульман набирала первая [1. С. 150]. Это связано с лояльным отношением лейбористов к выходцам из стран третьего мира и, напротив, проведенным консервативным правительством М. Тэтчер ужесточением иммиграционной политики. Тори на выборах 1987 г. смогли привлечь только порядка 18-19% голосов мусульман [1. С. 150], т.к. они делали ставку на немусульманские меньшинства - индусов и сикхов. Важным изменением партийной системы Великобритании стало усиление Либеральной партии (с 1988 г. - Партия либеральных демократов) после выборов 1983 г.

Политика основных политических партий в отношении мусульман в 1990-х гг. носит многосторонний характер. С одной стороны, они пытались акцентировать внимание на проблемах, важных, в том числе, для мусульманской общины. Например, лидер лейбористов Энтони Блэр выделил три главные проблемы внутренней жизни страны - безработица, преступность и несовершенство системы среднего образования [4. С. 194].

С другой стороны, руководство партий опасалось усиления влияния мусульман на принятие партийных решений. Очевидным это стало после серии скандалов из-за отказа принять в члены лейбористской партии отдельных мусульман («дело Джеральда Кауфмана»). Опасения появились из-за того, что массовое вступление мусульман, зачастую целыми семьями, в ряды лейбористов позволяло им лоббировать выдвижение своих кандидатов и сильно походило на результат подкупа или заговора, а не свободного выбора.

В связи с этим в ряде важнейших округов с большим количеством мусульманского населения лейбористы не рискнули выдвинуть представителей наиболее влиятельных этноконфессиональных групп. Таким образом, мусульмане голосовали по этническому или гендерному, но не конфессиональному принципу.

Избирательная стратегия консерваторов в отношении мусульманского меньшинства была на порядок слабее. Не имея четко продуманной иммиграционной политики и вариантов реформирования концепции мультикультурализма, они сильно проигрывали лейбористам. Лидеры консерваторов ориентировались на эффектные РЯ-кампании (турне Дж. Мейджора по странам Южной Азии) и поддержку знаковых фигур среди мусульманской общины. По аналогичному принципу выстраивал избирательную кампанию Тедди Эшдаун - лидер либеральнодемократической партии.

В итоге в 1997 г. лейбористы нанесли им обоим сокрушительное поражение, набрав 45% голосов и заняв 419 из 659 мест в парламенте [1. С. 152].

Важным шагом на пути усиления роли мусульман стало объединение более 350 организаций, движений и фондов в Совет мусульман Британии (СМБ) (Muslim Council of Britain) в 1997 г. Целью данного объединения стала координация деятельности мусульманских организаций страны, поддержка единоверцев, пропаганда ислама и поддержка связей со странами происхождения. Совет также ведет масштабные научные разработки.

Одним из его важнейших проектов стал опрос мусульман для выявления проблем общины. В итоге выяснилось, что всех иммигрантов-мусульман объединяет необходимость решения следующих проблем: чрезмерная жесткость иммиграционной политики и вопрос о предоставлении двойного гражданства иммигрантам; социальноэкономические проблемы (безработица, преступность, несовершенство системы образования); укрепление связей между иммигрантскими общинами и странами их происхождения; участие Великобритании в решении международных проблем, связанных со странами происхождения иммигрантов (Кашмирская проблема, арабо-израильский конфликт, иракская проблема и т.д.).

Кроме того, при поддержке СМБ в опросники переписи населения 2001 г. был включен вопрос о конфессиональной принадлежности. До этого он ставился как вопрос о стране происхождения или racial identity. По определению, которое дает Лонгмен, race: 1. Одна из основных групп людей, которая может быть выделена на основании цвета кожи и других антропологических признаков. 2. Группа людей, схожих по какому-либо признаку (религия, культура и т.п.) [8. C. 1348].

Совет мусульман Британии также тесно сотрудничает с правительством страны и проводит постоянные консультации по проблемам мусульман с членами кабинета министров (Т. Блэр, Д. Стро, Т. Хейн) и представителями оппозиции (В. Хейг, Дж. Галловей). Для правительства Великобритании Совет важен как лояльный государству орган, выражающий интересы большинства мусульман страны. Он также играет огромную роль в противодействии росту исламофобии и экстремизма в обществе.

В 1990-х гг. в Британии, как и во всем мире, нарастают тенденции политизации и радикализации ислама. В Соединенном Королевстве этому способствовало появление ряда радикальных мусульманских организаций, тесно связанных со странами Ближнего и Среднего Востока как идеологически, так и финансово. Самыми влиятельными являются Хизб-ут-Тахрир (Партия освобождения), Аль-Мухаджирун (al-Muhajiroun) и Ассоциация братьев-мусульман Великобритании.

Эти организации были созданы в странах Ближнего Востока в первой половине ХХ в. Соответственно, основной целью их деятельности является установление халифата, прообразом которого является идеализируемое государство времен пророка Мухаммада и «праведных» халифов, основанное в Медине.

Организации различаются между собой по методам деятельности и социальной базе.

Так, Хизб-ут-Тахрир считает, что основным методом достижения провозглашаемых целей является непрерывная интеллектуальная и социальная деятельность, направленная на стимулирование дебатов на общественном и политическом уровне. Любые формы

насилия или вооруженного сопротивления рассматриваются партией как нарушение законов шариата, в силу чего строго запрещены [9].

Руководитель «Аль-Мухаджирун» Омар Бакри, ранее бывший членом Хизб, напротив, категорически отрицает идеи интеграции, политического диалога и оказывает поддержку исламским экстремистам в Великобритании и за ее пределами [10].

Ассоциация братьев-мусульман Великобритании также выступает за политические методы борьбы и активно задействует палестинцев, ливийцев, сомалийцев, иракцев, египтян и т.д. Постепенно британские «Братья-мусульмане» упрочили свои позиции в Совете мусульман Великобритании и действуют в альянсе с политическими левыми, например с лидером парламентской фракции «Respect» Дж. Галовеем. Они также сотрудничают с Департаментом теологии и религиозных связей Уэльса, что дало ей возможность получить некоторое влияние в системе образования.

Таким образом, мусульманские организации Великобритании, даже если и нацелены на коренное преобразование общества, пользуются легальными, политическими формами борьбы. Идеологическая платформа также сильно изменилась под влиянием британского общества. Таким образом, во второй половине 1990-х гг. мусульманские организации стали носить массовый и более умеренный характер, что повысило их способность лоббировать свои интересы и выгодно ведущим британским партиям.

Начало 2000-х гг. многое изменило в политической жизни Великобритании: антитеррористическая кампания, военные операции в Афганистане и Ираке, нерешенность основных иммиграционных и социальных проблем спровоцировали рост исламофобии со стороны коренных британцев и недовольство со стороны мусульман. Эти события поставили под сомнение лояльность мусульман и стали поводом для новой дискуссии о пересмотре политики мультикультурализма, ужесточении иммиграционного контроля. Однако усиление мусульманской общины в 1990-х гг. не могло позволить не считаться с ней [11].

Проблемы, с которыми столкнулась лейбористская партия в этот период, оказались фатальными для ее дальнейшего лидерства в борьбе за голоса мусульман, что принесло победу на муниципальных выборах 2003 г. консервативной партии. После выборов в руках у консерваторов оказалось 35% мест в местных органах власти в Англии, в то время как находящиеся у власти лейбористы смогли удержать лишь 30% [12]. Основными причинами падения авторитета лейбористов среди них являются ужесточение иммиграционной политики и принятие жестких антитеррористических законов. Во внешней политике мусульманская община активно протестует против продолжающейся оккупации Ирака. Последние скандалы с секретными тюрьмами ЦРУ и положением заключенных на базе Гуантанамо, дискуссии по проблеме Кашмира и положении мусульман в индийском штате Гуджарат также вызывают сильнейшее недовольство мусульман.

Кроме того, многие кандидаты-мусульмане и представители мусульманских организаций указывают на существующую дискриминацию во время предвыбор-

ной кампании, в частности на то, что большинство кан-дидатов-мусульман ведущие партии выдвигают в заведомо проигрышных округах. На всеобщих выборах 2005 г. из 20 кандидатов-мусульман от консерваторов победил 1, из 9 от лейбористов - 3, из 9 от коалиции «Respect» - 1 [13]. Более лояльными в этом отношении являются небольшие партии, поэтому мусульмане постепенно переходят в их ряды. Особенно заметным это стало с выходом из Лейбористской партии Джорджа Гэлловея, созданная им коалиция «Respect» пользуется широкой поддержкой среди мусульман Великобритании.

В итоге социально-политического развития мусульманской общины в последние десятилетия представительство мусульман в органах власти постоянно растет, и их сообщество крепнет политически. В палате лордов в настоящее время заседают четверо мусульман. Мусульмане занимают 13 мест в Палате общин Парламента. Среди 25 000 муниципальных советников Великобритании насчитывается 217 мусульман [14].

В заключении необходимо отметить, что мусульманская община Британии прошла довольно долгий, но очень успешный путь к политическому влиянию за последние 15 лет. Если изначально мотивами для политической активности мусульман стало стремление защитить собственный образ жизни, религию и культуру, то сегодня они уже интенсивно влияют на принятие важнейших политических решений во всех сферах жизни Соединенного Королевства. При этом хотелось бы отметить, что практика кооперации между различными этническими мусульманскими группами и организациями позволяет им скоординировать и усилить свои позиции на политической арене.

Основными же политическими проблемами британских мусульман можно считать все еще высокую степень зависимости внутренних тенденций развития общины от международной конъюнктуры и других государств, рост исламофобии в обществе и нерешенность иммиграционной и ряда социальных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котин И.Ю. Побеги баньяна: Миграция населения из Индии и формирование «узлов» южноазиатской диаспоры / И.Ю. Котин. - СПб.: Пе-

тербургское Востоковедение, 2003.

2. AnwarM. Muslims in Western Europe / M. Anwar // Muslims in Western Europe / Ed. by J. Nielsen. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 1992.

3. ParekhB. Rethinking multiculturalism: Cultural diversity and political theory / B. Parekh. - London: Macmillan, 2000.

4. BaxterK. From migrants to citizens: Muslims in Britain 1950s - 1990s / K. Baxter // Migrants and Minorities. - 2006. - Vol. 24, № 2.

5. PaulyR.J. Islam in Europe: Integration or marginalization? / R.J. Pauly. — Aldershot.: Ashgate, 2004.

6. Четверикова О.Н. Ислам в современной Европе: стратегия добровольного «гетто» против политики интеграции / О.Н. Четверикова // Россия

XXI. - 2005. - № 2.

7. Siddiqui K. The Rushdie Affair and the Muslim Manifesto / K. Siddiqui. — Режим доступа: http://www.islamicthought.org/ks-bio-p4.html

8. Longman. Dictionary of Contemporary English / Longman. - Harlow: Pearson Education Limited, 2003.

9. Navaz M. Evaluating Hizbut-Tahrir's Theo-political Stance / M. Navaz. - Режим доступа: http://maajidnawaz.blogspot. com/2007/08/evaluating-

hizbut-tahrirs-theo.html

10. Нечитайло Д.А. Ислам, политика, радикализм в Великобритании / Д. А. Нечитайло // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. -Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/17-07-05.htm

11. Reid J. Speech to the Muslim Group / J. Reid. - Режим доступа: http://press.homeoffice.gov.uk/Speeches/sp-muslim-group-20-09-06

12. Кокшаров А. Багдадаский синдром / А. Кокшаров. - Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/17/17ex-elect

13. Maher A. UK Muslim Vote Won’t Go So Cheaply: Activist / A. Maher. — Режим доступа: http://www.islamonline.net/English/News/2005-05/02/article01.shtml

14. Muslim Council of Britain. - Режим доступа: http://www.mcb.org.uk/library/statistics.php Статья представлена научной редакцией «История» 2 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.