Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи как форма комплексной работы школьного социального педагога'

Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи как форма комплексной работы школьного социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6922
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталья Ивановна

В статье поднимается проблема социально-педагогического сопровождения ребенка из неблагополучной семьи. Определяются принципы и этапы работы школьного социального педагога по созданию программы индивидуального социально-педагогического сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи как форма комплексной работы школьного социального педагога»

- семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми. Родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми;

- семьи с безнадзорными детьми, где на фоне относительного материального благополучия наблюдается полное отсутствие воспитательных мер; семья с жестоким обращением с детьми, вызванным материальными проблемами, безработицей, отклонениями в психике родителей, завышенными требованиями к детям [3, с. 110].

Но бывает очень трудная ситуация, когда в одной семье присутствуют черты нескольких типов неблагополучия. Например: многодетная семья с низким материальным достатком, жестоким обращением с детьми, низкой педагогической культурой родителей, пьянством отца и в которой произошел развод родителей. Детям в такой семье жить невыносимо, поэтому они убегают из дома, и им уже не до учебы.Неблагополучные семьи отрицательно влияют на нравственное, психическое и физическое развитие детей, что формирует у них низкую самооценку, толкает их на преступление, оборачивается душевной травмой, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.

По сведениям МВД в 2004 г. в России было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также 60-70 тысяч преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. За нарушение правопорядка в милицию было доставлено 1 миллион несовершеннолетних. А в 2005 г. подростками было совершено уже 185 тысяч преступлений и 38% несовершеннолетних правонарушителей - это подростки до 13 лет.

Среди совершаемых детьми и подростками преступлений, такие, как умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения, изнасилования, грабежи, распространение наркотиков и др. Регистрация подобных преступлений была введена в статистическую отчетность органов внутренних дел с 1993 г.

Выступая на расширенном заседании коллегии, посвященном вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, министр МВД России Нургалиев Р. связал рост подростковой преступности в стране с большим количеством неблагополучных семей, в которых эти дети воспитываются. Ежегодно почти 37 тысяч родителей в России лишаются родительских прав.

Изучение материалов уголовных дел показывает, что подавляющая часть всех подростков, совершивших преступления, воспитывались в трудной жизненной ситуации и чувствовали безразличие к своей судьбе.

В настоящее время в России 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона детей неграмотны, 4 миллиона детей наркоманов - от 11 лет и старше. Более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных

условиях. А сколько всего беспризорников в стране - точно не знает никто. Называется цифра от 700 тысяч до 5 миллионов человек.

Проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания до сегодняшнего времени стоит остро. Дети из неблагополучных семей чаще всего отличаются неадекватным поведением, они с трудом поддаются педагогическим воздействиям учителей. В большинстве случаев эти дети имеют проблемы в обучении и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Работа с такими детьми и их семьями требует особого внимания и заботы педагогов.

Социальный педагог является ведущим субъектом социально-педагогической работы в школе, уделяя большое внимание выявлению, диагностике, профилактической работе, социально-педагогической поддержке детей из неблагополучных семей, привлекая к этому процессу весь педагогический коллектив.

Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями - укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств, для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.

В условиях, когда родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить семью достойным прожиточным уровнем, роль школы возрастает, т.к. в школе дети проводят сейчас куда больше времени, чем раньше. Педагогам приходится выполнять как бы две обязанности: свою непосредственную и родительскую. И чем больше учителя будут знать о проблемах, с которыми могут столкнуться родители, чем больше они будут ориентироваться в семейных проблемах, тем большую помощь они могут оказать детям, тем больше будут застрахованы от ошибок, тем больше могут влиять на семьи, особенно неблагополучные.

Школа сталкивается с проблемами социализации детей из разных типов неблагополучных семей. Каждого ребенка необходимо не только обучать в соответствии со стандартами образования и подготовить к сдаче ЕГЭ, но и не допускать длительных пропусков занятий без уважительных причин, преодолевать отклонения в поведении. Понятно, что дать качественное и эффективное образование детям из неблагополучных семей, в которых тяжелый морально-психологический климат и часто не созданы условия для нормальной жизни, весьма проблематично.

Концепция модернизации российского образования до 2010 г. подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным социально-педагогическим сопровождением, которое хотя бы отчасти позволит компенсировать ущербность мира, доставшегося такому ребенку, и прервать порочную цепочку семейного неблагополучия.

Социально-педагогическое сопровождение — это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации ребенка, перспектив его личностного роста [6]. Основополагающими принципами социально-педагогического сопровождения являются:

• принцип конкретности, который реализуется на основе исследовательского подхода, требующего изучения и учета особенностей конкретного ребенка (его индивидуальных свойств, социального опыта и уровня развития), места и времени педагогического взаимодействия, индивидуальных свойств и профессионализма социального педагога; этот принцип особенно важно учитывать при создании индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения ребенка из неблагополучной семьи, потому что, приступая к созданию программы, социальный педагог должен опираться на точные характеристики и особенности развития конкретного ребенка, исходя из конкретных условий и ориентировки на заданный результат [1, с. 186];

• принцип социального воспитания в коллективе. Реализация этого принципа в социально-педагогической деятельности позволяет более правильно и реально выстроить стиль общения и взаимодействия детей и педагогов, детей между собой; нередко ребенок из неблагополучной семьи имеет много проблем в общении с одноклассниками, которые отвергают его, с учителями, т. к. нарушает дисциплину на уроках или не выполняет домашних заданий и т. п. [1, с.188-189]; учитывая этот принцип, социальный педагог, взаимодействуя с классным руководителем и педагогами, должен сделать все возможное, чтобы каждому ученику, а тем более ребенку из неблагополучной семьи, было комфортно в школе, в классном коллективе. Необходимо научить детей видеть в других неповторимую личность, уважать не только взрослых, но и друг друга; это достигается в совместной коллективной деятельности, к которой необходимо привлекать ребенка из неблагополучной семьи для развития у него чувства ответственности, усвоения правил общения и поведения и умения взаимодействовать с людьми

• принцип педагогического оптимизма, который связан с опорой на положительное в ребенке, в нахождении и развитии его сильных и позитивных сторон личности.

• принцип перспективы. В основу социально-педагогического сопровождения закладывается целостное видение ребенка в процессе его развития. Социальный педагог должен выявить для данного ребенка, прежде всего, зоны его ближайшего развития и выработать у него более адекватные жизненные ориентации, увидеть перспективу личностного развития ребенка и отношений в его семье.

• принцип сотрудничества с родителями ребенка. Сущность этого принципа заключается в том, чтобы перевести семью на новый уровень взаимо-

действия со школой - сделать родителей активными участниками процесса социально-педагогического сопровождения, понимающими свою меру ответственности за результат, а также осуществление информационной, посреднической помощи семье, повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

• принцип диалога, который подразумевает диалог между всеми участниками процесса социально-педагогического сопровождения ребенка из неблагополучной семьи: диалог между учителями-предметниками и ребенком, диалог между социальным педагогом и ребенком, диалог между педагогами и родителями. Принцип диалога являет собой один из вариантов реализации принципа сотрудничества.

Эти принципы работают системно: они взаимообусловлены, взаимосвязаны. Система принципов процесса социально-педагогического сопровождения составляет его теоретическую основу.

Одной из главных забот социального педагога в работе с детьми из неблагополучных семей является сохранение их в школе; если ребенок бросает школу, то одновременно он теряет и основного субъекта социализации, который выполняет комплекс функций социально-педагогического сопровождения, что резко ухудшает его жизненную ситуацию. Потеря для него школы - это переход в еще более негативную плоскость социального развития. Поэтому основным направлением в решении общей проблемы становится социально-педагогическое сопровождение учащихся из неблагополучных семей.

Даже у самых трудных и педагогически запущенных детей всегда сохраняется стремление к нравственному самосовершенствованию. Выявляя в ребенке положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие и сотрудничество, педагог как бы предвосхищает позитивность своей социально-педагогической деятельности по решению проблем социализации личности на основе ее развития и возвышения социального статуса [1, с.202].

Важно при этом, чтобы ребенка воспринимали таким, какой он есть, и изучали личность ребенка в процессе его социализации. Ребенок должен рассматриваться как личность с уже имеющимися психофизиологическими возможностями, данными ему от природы, с присущим ему мироощущением; со своими интересами, жизненными ценностями и устремлениями, личными потребностями, которые он хочет реализовать.

Все это необходимо выявить и направить в социально значимое русло, чтобы обеспечить динамику индивидуального развития с опорой на исходные данные ребенка. Эти данные не должны подгоняться к определенной мерке, не сравниваются с возможностями других детей, а рассматриваются как данность, с которой следует работать, определяя индивидуальную траекторию развития ребенка. Чтобы помочь ребенку, необходимо его уважать. Но уважение должно сочетаться с требовательностью к личности ребенка.

Педагог, предъявляющий разумные требования, воспринимается ребенком, как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в его возможностях.

Для реализации социально-педагогического сопровождения ребенка из неблагополучной семьи определенного типа в школе должны быть разработаны соответствующие документы и программа.

Социально-педагогическое сопровождение осуществляется на нескольких уровнях:

5. уровень класса (группы) - здесь ведущую роль играют классный руководитель и учителя, обеспечивающие необходимую поддержку ребенка в образовательном процессе;

6. уровень образовательного учреждения - здесь работу ведут заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам, социальный педагог, психолог, которые выявляют проблемы ребенка в учении и развитии и оказывают первую помощь в преодолении трудностей в обучении и взаимодействии с учителями, сверстниками и родителями;

7. уровень семьи, когда родители взаимодействуют с ребенком в тесном сотрудничестве со школой; [5]

8. уровень взаимодействия школы и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений: ОДН, отдел опеки и попечительства, КДН и т. д.

Существует различие в понятиях социально-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение. Поддержка означает «оказание помощи», поэтому помощь — это система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то.

В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, находящегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права. Как правило, дети из неблагополучных семей нуждаются в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов, Комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.

А в случае социально-педагогического сопровождения ребенка из неблагополучной семьи педагоги на протяжении нескольких лет ведут ребенка к успешному окончанию школы, используя комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации ребенка, перспектив его личностного роста. Ведь очень часто такие дети не пользуются авторитетом среди одноклассников, или являются «отверженными» и не популярными, пропускают много уроков без уважительных причин, имеют много проблем в обучении и межличностных отношениях [6].

Проблемы ребенка рассматриваются как препятствие в процессе его личностного роста и развития. Преодоление указанных препятствий, т. е. выход из кризисного состояния, связан с выявлением для данного ребенка зоны его ближайшего развития, таюке с организацией социально-педагогического сопровождения, позволяющего выработать более адекватные жизненные ориентации у ребенка. При этом важнейшим условием вовлечения ребенка в специально организованное социально-педагогическое сопровождение является изменение его самооценки и формирование мотивации развития.

Социально-педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы помочь ребенку понять самого себя, свое окружение и вселить надежду на изменение сложившейся трудной ситуации. Первые шаги в этом направлении педагог делает, отмечая не только проблемы и недостатки ребенка, но и, прежде всего, те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая их значение в качестве ресурсов решения проблемы.

Педагогу необходимо в доступной форме рассказать ребенку, что ему предстоит, что его ожидает, что ожидают от него. Очень важно выслушать точку зрения ребенка на проблему. Хотя ребенок может говорить о внешних обстоятельствах, затрудняющих его жизнь, но также может иметь соображения, касающиеся причин своего состояния [6].

Социально-педагогическая помощь, осуществляемая социальным педагогом, обретает индивидуальную направленность и выстраивается по индивидуальной программе. Польза такой программы в том, что она позволит предотвратить большое количество правонарушений.

Создание программы подразделяется на несколько предварительных этапов:

1-й этап - выявление детей «группы риска». Это функция классного руководителя, который уже в сентябре заполняет социально-педагогическую карту класса. На основе данных классных руководителей социальный педагог составляет социальный паспорт школы.

2-й этап - дифференциация детей по группам. К первой группе относятся дети под опекой, инвалиды, из малообеспеченных семей, с осложненной ситуацией в семье, с отклонениями в развитии. Такие дети нуждаются в большом внимании классного руководителя. Ко второй группе относятся дети, пропускающие занятия без уважительных причин, второгодники, употребляющие психоактивные вещества, склонные, к правонарушениям, бродяжничеству, нарушению дисциплины. Дети этой группы нуждаются в специальной помощи педагогов школы при сотрудничестве специалистов Центра медико-психолого-педагогического сопровождения, Отдела по делам несовершеннолетних УВД. К третьей группе относятся дети в со-циально-опасном положении. Помощь им может быть оказана только при объединении усилий специалистов разных ведомств.

3-й этап - координация и осуществление процессов коррекции и реабилитации детей и их семей. На этом этапе должна быть организована работа с детьми, находящимися на внутришкольном учете [5].

С данными социального паспорта школы социальный педагог знакомит Совет профилактики безнадзорности и правонарушений. Всю профилактическую работу организует социальный педагог в тесном взаимодействии с классными руководителями, психологом, учителями. Проводится углубленная диагностика проблем и потребностей ребенка из неблагополучной семьи определенного типа, утверждается состав школьного педагогического консилиума [5].

В МОУ Крюковской общеобразовательной средней школе (Чеховский район Московской области) с 2007 г. мы решили перестроить работу с детьми «группы риска» и их семьями, направив усилия на раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной помощи, а не на его последствия и проблемы, с которыми школа уже не в состоянии справиться.

Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, изучив исследования М. И. Буянова, И. Ф. Дементьевой, А. В. Мудрика и др. специалистов по вопросам социально-педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, разработанный Т. Гончаровой, мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу:

- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

- определение причины семейного неблагополучия;

- осуществление информационной помощи семье;

- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска» при координационно-организованной помощи со стороны социального педагога.

Для профилактики семейного неблагополучия и решения успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи мы разработали программу «Семья и школа - вместе» с учетом того, что в основе возникновения семейного неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья- ребенок».

Перед нами стояла очень важная и трудная задача: сделать родителей активными участниками процесса социально-педагогического сопровождения, чтобы они взяли на себя часть ответственности за результат.

Начали исследовательскую и профилактическую работу с семьей с 1 -го класса, что позволило, как можно раньше, выявить проблемные семьи, детей «группы риска» и наметить план работы с семьей и ребенком. Основные

идеи исследования: антропологический подход; морально-психологический климат семьи как основной фактор семейного воспитания; социальный педагог как ведущий субъект социально-педагогической работы в школе; социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи имеет своей конечной целью успешное окончание им школы.

В процессе социально-педагогического сопровождения решается комплекс задач - диагностических, профилактических, коррекционных, реабилитационных.

На первом родительском собрании нового 1 класса социальный педагог познакомил родителей с их правами и обязанностями, которые прописаны: в Законах РФ: «Об образовании», статья 52; в Семейном кодексе РФ, в Уставе школы, а также, рассказал о задачах школы, о функциях школьного социального педагога и о видах помощи, которую он может оказать детям и родителям.

С родителями учеников 1 класса мы решили начать работу с выявления условий воспитания детей в семье с целью составления социальной карты класса и получения представлений о каждом ребенке и его семье, предложив родителям заполнить анкету.

Анализ анкет показал, что в 1 классе из 27 детей только 53% живут в полных семьях; высшее образование имеют 20% мам и 10% пап; большинство родителей, особенно отцов, работают далеко от дома (в Москве, в районном центре), а это значит, что они возвращаются поздно; больше всего с детьми занимаются матери; все родители знают интересы, увлечения и друзей своих детей; получить советы от специалистов школы пожелали только 45% родителей.

Проведя дополнительные наблюдения за поведением и учебной деятельностью первоклассников, мы выявили детей «группы риска» и в процессе дифференциации у нас получилось, что этих детей можно отнести к первой группе: одна девочка под опекой, трое детей из семей с осложненной ситуацией, 30% детей из неполных малообеспеченных семей.

В сентябре, на следующем родительском собрании мы ответили на заданные родителями вопросы, которые были отмечены в анкете, и проанализировали указанные родителями дурные привычки их детей и предложили формы сотрудничества семьи и школы в нравственном воспитании первоклассников, а также в решении других проблем, связанных с обучением и воспитанием детей.

В течение октября-ноября классный руководитель посетила все семьи своих учеников и поделилась результатами с социальным педагогом. Было выявлено три неблагополучные семьи, в которые мы сделали повторные посещения, в результате чего были обозначены проблемы ребенка и семьи, определены типы семейного неблагополучия, а с родителями проведены

консультации по организации режима дня детей, места в квартире для их учебных занятий и отдыха.

Следующим этапом нашей работы (ноябрь - февраль) стало создание и реализация общей программы взаимодействия «Семья и школа - вместе», целью которой является психолого-педагогическое просвещение родителей, и разработка индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения каждого ребенка из неблагополучной семьи. Итоговым результатом программы должно стать снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем.

Представляем основные блоки данной программы.

Раздел 1. Работа с ребенком из неблагополучной семьи.

1.1. Создание банка данных об особенностях развития индивидуальности ребенка, условий его жизнедеятельности; разработка карты (и технологий!) изучения личности в процессе образования и социальной адаптации; выявление и фиксация динамики целостного развития личности ребенка. (Социальный педагог, классный руководитель, родители, врач)

1.2. Диагностика познавательной сферы, самооценки, интересов ребенка. Выявление зоны ближайшего развития ребенка. (Психолог, социальный педагог, классный руководитель.)

1.3. Школьный педагогический консилиум: обсуждение проблем развития ребенка, условий его воспитания и обучения, определение причин и условий, способствующих противоправному поведению, необходимых мер для коррекции поведения ребенка, работы с его родителями. (Администрация школы, специалисты, классный руководитель, учителя)

1.4. Профилактические беседы с ребенком о его жизненных ценностях, о правилах поведения, о культуре взаимоотношений с одноклассниками и взрослыми. Обучение навыкам выхода из конфликтных ситуаций, самоанализ причин и следствий своих поступков. (Классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители.)

1.5. Обучение навыкам учебной деятельности. Создание ситуации успеха. (Учителя-предметники, классный руководитель)

1.6. Вовлечение ребенка в полезную творческую деятельность, кружки, секции. ( Педагоги дополнительного образования, классный руководитель, родители.)

1.7. Контроль успеваемости и посещаемости уроков. ( Родители, классный руководитель, зам. директора школы по учебно-воспитательной работе)

1.8. Организация каникулярного отдыха или санаторного лечения. ( Родители, зам. директора школы по воспитательной работе и социальным вопросам, социальный педагог).

Раздел 2. Работа с неблагополучной семьей

2.1. Сведения о семье (состав, возраст и образование родителей, родственная принадлежность членов семьи, место жительства, краткая характеристика семейных отношений, сроки работы с семьей согласно плану, сроки проверки и коррекции работы).

2.2. Заключение школьным Советом профилактики соглашения с родителями ребенка по поводу оказания помощи с разделением ответственности. (Таким образом, семья становится активным участником процесса социально-педагогического сопровождения и берет на себя ту часть ответственности, с которой может справиться).

2.3. Беседы и консультации с родителями по проблемам воспитания и обучения ребенка, в зависимости от типа семейного неблагополучия. (Социальный педагог, классный руководитель, администрация и специалисты школы).

Раздел 3. Профилактическая работа со всеми родителями (программа «Семья и школа - вместе»

3.1. Создание родительского клуба («Клуб заинтересованных родителей». Темы занятий родительского клуба:

1. Как на самом деле любить ребенка?

2. Психофизиологические особенности возраста.

3. О родительском авторитете.

4. Воспитание мальчика и девочки.

5. Разрешение конфликтов.

6. Формирование у детей ответственности.

7. Мое здоровье в моих руках.

8. Отцы и дети: проблемы общения.

9. Воспитание «трудного» ребенка.

В школе проведено совещание методического объединения классных руководителей, на котором была представлена программа взаимодействия с родителями и детьми, определены новые подходы работы школы, направленные на раннюю профилактику проблем ребенка из неблагополучной семьи и вовлечение родителей в процесс социально-педагогического сопровождения ребенка с определением части ответственности за результат.

Был составлен тематический перечень лекций, который классные руководители представили родителям в своих классах, чтобы они отметили наиболее интересующие их темы, запланированы регулярные посещения семей.

Посещение семьи очень важная часть работы социального педагога, позволяющая увидеть реальные условия жизни ребенка и его отношений с родителями и другими членами семьи и своевременно выявить семейное неблагополучие, определить его тип. Это позволяет наметить адекватную помощь ребенку и его семье, разработать обоснованную индивидуальную

программу социально-педагогического сопровождения ребенка, которая должна носить дифференцированный характер.

Социальный педагог знакомит семью с программой индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка, а после обсуждения вносит необходимые коррективы и организует выполнение программы, привлекая родителей к активному участию в социально-педагогическом сопровождении ребенка, с возложением на них части ответственности за результат.

Критерием оценки положительного результата профилактической деятельности является расширение зоны ответственности семьи и улучшение социального и психологического самочувствия ребенка в семье и школе.

В результате начальных этапов нашего экспериментального исследования получены положительные результаты. Систематизировалась работа школы по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений детей, а также семейного неблагополучия. С целью повышения интереса родителей к работе школы и привлечению их к воспитательному процессу стали проводиться Дни открытых дверей, «Круглые столы», на которых обсуждаются проблемы воспитания и обучения школьников.

Произошла активизация работы классных руководителей, которые стали чаще использовать новые формы проведения родительских собраний, а работу с детьми и семьей проводят в тесном сотрудничестве с социальным педагогом, который часто вместе с классным руководителем посещает неблагополучные семьи, проводит консультации с родителями и детьми, разрешает возникающие иногда конфликтные ситуации между детьми. Изменилась позиция педагогов по отношению к ребенку и его семье: педагоги по-новому учатся сотрудничать с семьей и ребенком «группы риска»; родители вовлечены в процесс социально-педагогического сопровождения и стали понимать меру своей ответственности за результат.

Педагогическое наблюдение за детьми, проводимое в естественной обстановке их школьной жизнедеятельности свидетельствует о том, что существует еще много проблем во взаимоотношениях между детьми: часто они бывают агрессивны, не сдержанны, легко оскорбляют друг друга, не слушаются учителей, не умеют вести себя в конфликтных ситуациях.

Мы провели киносъемку поведения детей в разные моменты их школьной жизни (на уроках, на переменах, на зарядке, в столовой) и на родительском собрании, посвященном проблеме взаимодействия школы и семьи, показали родителям, что у нас получилось, предложив им проанализировать увиденное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффект от этого метода превзошел наши ожидания. Реакция родителей была очень эмоциональной, так как они увидели результаты своего воспитания по поведению детей в школьной жизни и поняли, как трудно учителю

ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ...

работать, если ученики нарушают дисциплину, не выполняют требований школы, не уважительно относятся к учителю и одноклассникам и т. д.

Это позволило задуматься о поиске методов исправления негативных черт в поведении детей, а самое главное, осознать, что дефекты воспитания негативно сказываются и на учебе ребенка, и на его взаимоотношениях в коллективе сверстников. Родители убедились, что взаимодействие школы и семьи в социализации детей необходимо, и выразили свою готовность к сотрудничеству.

Библиографический список

1. Беляев, В. И., Салтанов, Е. Н. Социальная педагогика: методология, теория, история [Текст] / В. И. Беляев, Е. Н. Салтанов - М.: Издательство РГСУ «Союз», 2004.

2. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра [Текст] / М. И. Буянов. - М.: /Просвещение, 1988. - С. 8-9.

3. Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели [Текст] / И. Ф. Дементьева. - М.: Генезис, 2004

4. Курганский, С. П. Программа «Мостик»[Текст] / С. П. Курганский // Классный руководитель. - 2006. - № 7. - С. 48.

5. Кожарская, В., Шурмина, И., Щипицына, Е. Отраслевая модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства[Текст] / В. Кожарская, И. Шурмина, Е. Щипицына. // Социальная педагогика. - 2007-№2.

6. Методическое письмо «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей» (письмо МО РФ от 31.01.01 №90/30-16)

УДК 372.212.3.

О. Е. Дрень

ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ДЕТСТВА

В условиях новых научно-технических достижений ХХ-ХХ1 вв., связанных с информатизацией и глобализацией человеческого общества, новое поколение меняется соматически, психически, ментально, а значит и духовно. В сфере образования и самообразования человек в условиях современных биотехнологий, социотехнологий широко вовлечен в новую форму своего бытия - виртуальную реальность. Колоссальное воздействие телевидения, рекламы, компьютерных технологий, сети Интернет меняет отношение ребенка к окружающему миру, к людям и к себе самому.

Мировая система образования в условиях разрыва между имеющимися средствами и способами развития подрастающего поколения и уровнем

научных достижений оказалась не подготовленной к требованиям современного информационного общества. Формирование у детей эстетического видения мира и антропологический подход в образовании могут стать тем механизмом, который способен учитывать природу ребенка и гармонизовать образовательные процессы.

Эстетико-антропологический подход в образовании детей основан, пре-эюде всего, на гармонизации всех процессов жизнедеятельности ребенка. Для этого ребенку необходимо иметь представления целостной, гармоничной картины мира, которая должна быть по сути эстетической. Эстетикоантропологическая модель образования позволяет, с одной стороны, построить образовательный процесс на основе единого ценностного начала, а с другой - воспитать целостную, гармоничную личность.

Данный принцип был достаточно четко раскрыт еще Г. В. Ф. Гегелем, который считал его одним из существенных моментов педагогики и подчеркивал, что конкретный человек в своем индивидуальном развитии проходит в сокращенном виде этапы эволюции человеческого рода [1]. Действительно, ребенок осваивает мир посредством чувственного восприятия, далее от ощущения переходит к созерцанию, а от игры к учению.

Все эти процессы требуют теоретического переосмысления и опытной проверки новых педагогических технологий развития, воспитания и образования детей с самого раннего возраста. При этом эстетический компонент способен выполнять функцию гармонизации личности во всех направлениях, а антропологическая составляющая образования учитывает феномен сущности человека, его природу и задатки. Таким образом эстетико-антропологическая парадигма в образовании и развитии личности ребенка становится тем необходимым основанием, которое позволит решить проблему нахождения оптимального объема, содержания, форм и методов в современной педагогике.

Исследование проблемы сущности человека, его природы в философско-антропологических учениях уходит своими корнями в античность. В средневековье (Аврелий Августин, Фома Аквинский) сущность красоты тела и души человека изучалась в соотношении с божественным началом. В эпоху Возрождения тема красоты человека соотносилась с природным началом (в учениях итальянского гражданского гуманизма, флорентийского неоплатонизма, немецкой «натуральной мистики» (Т. Парацельс) и теософии (Я. Бёме).

В Новое время сущность красоты человека рассматривалась как основа понимания проблем соотношения души и тела, человеческого рабства и свободы, пороков и добродетелей и возможности гармонизации личности различными способами (в учениях Р. Декарта, К. Гельвеция, Т. Гоббса, Ж.Ламетри, Г. Лейбница, Дж. Локка, Б. Спинозы, Д. Юма.)

ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ...

Эстетическая сущность человека отражена в классической немецкой философии: в трансцендентальном учении И. Канта, в учениях И. Фихте о назначении человека, Г. В. Ф. Гегеля о развитии человека через формы субъективного, объективного и абсолютного духа, антропологии Л. Фейербаха.

Эта проблема широко разрабатывалась во многих направлениях западной философии XX в. Ее исследовали 3. Фрейд в учении о бессознательном, Э. Фромм в гуманистическом психоанализе. В немецкой философской антропологии эстетический аспект рассматривался в русле идеи синтеза знания о человеке с чувственной природой человека. С этой позиции М.Шелер пытался найти «ключ» к определению положения человека в космосе. А. Гелен рассматривал в своем учении компенсаторную роль труда в жизнедеятельности конкретной личности и общества.

Проблема соотношения эстетической сущности и существования человека исследовалась немецким (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и французским (Г. Марсель, Ж.-П. Сартр) экзистенциализмом, выступившим как альтернатива неопозитивизму с его требованием научного понимания человека. В философии постмодернизма знаменитый антропологический вопрос «Что такое человек?», задаваемый еще Аристотелем и Августином, считается «антропологической иллюзией». Но, по М. Фуко, автора данного термина, без этого вопроса невозможно исследовать человека, а значит, невозможно разрабатывать технологии его образования, развития и воспитания, а также создания «технологии себя».

Проблема эстетической сущности человека представлена во многих учениях русской философии Х1Х-ХХ вв: идеи всеединства В. С. Соловьева, христианской антропологии Н. А. Бердяева, учении о непостижимом в человеке Л. С. Франка, концепции И. А. Ильина о пути духовного обновления.

Эстетическая сущность человека являлась предметом исследования в работах философов и педагогов советского периода: И. Ф. Смолья-нинова - о понимании красоты природы человека и человека в природе, Г. Л. Смирнова, К. Е. Тарасовой - о соотношении биологического и социального в человеке. Значительное число философов занималось эстетическим анализом понимания сущности человека в различных школах и направлениях русской философии (Е. В. Боголюбова, А. В. Гулыга, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили).

С 90-х годов XX в. отечественная философия, а вслед за ней и педагогика стали рассматривать сущность человека в аспекте духа и духовности человека (Р. Н. Васильев, Р. Л. Лившиц); целостности человека (Ю. Г. Волков, В. И. Филатов, И. Н. Степанова), выразительности человека как эстетического феномена и педагогический аспект эстетико-антропологической парадигмы (Л. П. Печко, А. Ф. Яфальян). Антропологический подход к со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.