Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях роста социальных рисков беспризорности в обществе'

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях роста социальных рисков беспризорности в обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
892
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / HOMELESSNESS / CHILD NEGLECT / SOCIALIZATION / VICTIMIZATION / CHILDREN OF THE RISK-GROUP / SOCIAL-PEDAGOGICAL PREVENTION / SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Т.В.

Автором рассматривается социальный феномен беcпризорности. Определены социальные факторы и последствия детской безнадзорности. В статье анализируется деятельность общества и меры педагогической профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Автор предлагает современный подход к социально-педагогическому сопровождению безнадзорных детей группы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO MINORS UNDER THE CONDITIONS OF INCREASING SOCIAL RISKS OF HOMELESSNESS IN SOCIETY

The author discusses a social phenomenon of homelessness. The article analyses activities of the society and pedagogical prevention of neglect of minors. The article defines the social determinants and consequences of child neglect. The author reveals modern approach of socio-pedagogical support of children at risk.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях роста социальных рисков беспризорности в обществе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-155-160

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ РОСТА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ БЕСПРИЗОРНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

Попова Т.В.

ORCID: 0000-0002-6509-455Х, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Российская Федерация

Авторомрассматривается социальный феномен беспризорности. Определены социальные факторы и последствия детской безнадзорности. В статье анализируется деятельность общества и меры педагогической профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Автор предлагает современный подход к социально-педагогическому сопровождению безнадзорных детей группы риска.

Ключевые слова: беспризорность; безнадзорность; социализация; виктимизация; дети группы риска; социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическое сопровождение.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT ТО MINORS

UNDER THE CONDITIONS OF INCREASING SOCIAL RISKS OF HOMELESSNESS IN SOCIETY

Popova T.V.

ORCID: 0000-0002-6509-455X, Borisoglebsk branch of Voronezh state University, Borisoglebsk, Russian Federation

The author discusses a social phenomenon of homelessness. The article analyses activities of the society and pedagogical prevention

of neglect of minors. The article defines the social determinants and consequences of child neglect. The author reveals modern approach of socio-pedagogical support of children at risk.

Keywords: homelessness; child neglect; socialization; victimization; children of the risk-group; social-pedagogical prevention; social-pedagogical support.

Реалии современного российского общества обусловливают необходимость поиска современной наукой и практикой эффективных способов предупреждения различных негативных явлений, характерных для социального становления подрастающего поколения. Несмотря на то, что в современном российском обществе по сведениям статистических источников [6, с. 184] наметилась тенденция к снижению числа беспризорных детей, проблема беспризорности и безнадзорности не теряет своего значения.

Анализ использования за последние десятилетие различных механизмов и технологий профилактики безнадзорности и беспризорности позволяет сделать вывод, что снижение числа беспризорных несовершеннолетних достигнуто благодаря национальной политике в сфере защиты детства. К числу наиболее значимых мер следует отнести реализацию приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Нормативную базу социальной и педагогической профилактики составляет ряд правовых актов, направленных на предотвращение наиболее серьезных рисков осуществления прав детей, профилактику беспризорности и преступности среди несовершеннолетних, законодательно закреплены меры социальной поддержки семей с детьми. В числе наиболее значимых нормативных актов Федеральный закон, нацеленный на ограничение пребывания детей на улицах в ночное время, запрет пребывания подростков в учреждениях, реализующих алкогольную продукцию. В последнее десятилетие созданы новые общественные и государственные институты: образован Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введены должности Уполномоченных по правам ребенка,

как при Президенте Российской Федерации, так и в ряде регионов России, введена практика единого телефона доверия. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних определено как одно из приоритетных направлений деятельности в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности.

Вместе с тем, о полном искоренении беспризорности как социальной проблемы говорить преждевременно. Не предложен механизм статистического учета данной категории детей [5], не ведется учет беспризорных из числа мигрантов, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, учет не производится в отношении несовершеннолетних, ушедших из дома при условии, что семья не объявляла его в розыск, что для неблагополучных семей и семей группы социального риска является частым явлением. Таким образом, несмотря на прямые и косвенные свидетельства уменьшения числа беспризорных в стране, истинных масштабов беспризорности в современной России не знает никто.

В сложившейся ситуации эффективность системы профилактики детской беспризорности зависит от изучения причин, обусловливающих попадание несовершеннолетнего в группу риска и специфики контингента данных детей. Как социальное явление беспризорность детерминирована сложными многоуровневыми проявлениями социально-экономического и духовно-нравственного кризиса российского общества. Среди основных причин беспризорности несовершеннолетних ученые называют: социально-культурные, социально-экономические, социально-психологические, психолого-педагогические др. [2, 3].

Обращаясь к анализу современных аспектов беспризорности, факторов её обусловливающих и следствий, следует уточнить различие в понятиях «беспризорность», «безнадзорность», «бродяжничество» и «дромомания». Законодательно закреплен термин «беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или)

места пребывания» [7]. Беспризорные несовершеннолетние составляют 8-9% от общего числа безнадзорных, - тех «за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц» [7].

В числе социально-педагогических проблем, связанных с уходом несовершеннолетнего из дома или воспитательного учреждения, особо выделяется бродяжничество. В современной трактовке бродяжничество понимают как самостоятельный добровольный уход (побег) несовершеннолетнего из дома или специализированого учреждения [3, с. 42]. Мотивы бродяжничества различны: уклонение от учебы и общественно-значимой деятельности, асоциальное и демонстративное поведение и др.

Дромомания многими современными учёными (Н.Ф. Дивицы-ной, В.Г. Казанской, Т.И. Шульгой и др.) трактуется как форма де-виантного поведения подростков, результат расстройства психики, социально-психологической дезадаптации, проявляющийся в непреодолимом стремлении к перемене мест, бродяжничеству, бесцельному блужданию.

Таким образом, основной контингент беспризорных составляют несовершеннолетние, которые самостоятельно добровольно уходят из дома в силу разных причин, среди которых основное занимают риски социализации в условиях кризиса в обществе, семье, школе. Справедливыми представляются наблюдения А.Г. Асмолова, одного из авторов Стратегии социокультурной модернизации образования, который, описывая негативные тенденции социализации подрастающего поколения, деструктивные формы поведения несовершеннолетних, видит их основную причину в отсутствие у детей и подростков «сформированных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций» [1, с. 66].

В реальной жизни все причины безнадзорности и беспризорности связаны между собой, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга, в результате чего в обществе продолжается процесс вик-тимизации подрастающего поколения. Беспризорные дети, являясь

реальными жертвами неблагоприятных условий социализации, утрачивают связи с семьей, приобретают негативный социальный опыт, большинство из них характеризуются девиантным, делинквентным и аддиктивным поведением. Коррекционные воздействия оказываются малоэффективными. В силу данных обстоятельств одним из важнейших направлений деятельности по борьбе с беспризорностью должно стать социально-педагогическое сопровождение детей группы риска.

Для обеспечения успешности социализации в педагогической сфере социально-педагогическое сопровождение представляется такой стратегией социально-педагогической деятельности, которая дает возможность ребенку самому при помощи и поддержке педагога включаться в процесс формирования адекватных жизненных стратегий, что поможет избежать превращения несовершеннолетнего в «жертву неблагоприятных условий социализации» и будет служить основой его дальнейшего жизненного самоопределения.

Справедливым представляется мнение Л.В. Мардахаева, который таким образом раскрывает содержание понятия «социально-педагогическое сопровождение»: «В широком смысле - это обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни» [4, с. 4]. В узком смысле педагогическое сопровождение -это меры поддержки ребенка в реальной социальной ситуации развития, которые осуществляются лицом, исполняющим функции педагога или психолога в этой ситуации. Понятие «сопровождение» значит идти рядом ребёнком в процессе его поступательного развития вперед, помогая ему самостоятельно преодолевать проблемы.

Реализация технологии социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы риска может служить, на наш взгляд, важным превентивным фактором, способным предотвратить беспризорность как деструктивное поведение личности. Благодаря социализирующей функции сопровождения оно обеспечивает реализацию механизма социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектом социокультурного опыта, нормативно-одобряемых моделей поведения.

Современная беспризорность как социальное явление бросает вызов существующей системе социальной и педагогической профилактики. Социально-педагогические риски беспризорности представляют угрозу социализации подрастающего поколения. В данных условиях эффективность мер борьбы с беспризорностью не может быть обеспечена без комплексного подхода, предполагающего несколько направлений деятельности: мониторинг беспризорности как социального явления, разработку механизмов учета беспризорных; национальную политику в сфере охраны и защиты института детства и семьи; профилактику девиаций среди несовершеннолетних; социально-педагогическое сопровождение детей группы риска.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества//Вопросы образования. М.: ГУ-ВШЭ. 2008. № 1. С. 65-86.

2. Горожанова М.В., Федорова Г.Г. Проблема беспризорности на современном этапе // Вестник ТОГИРРО. 2013. № 1. С. 209-211.

3. Костюнина Н.Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). С. 41^14.

4. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. № 6. 2010. С. 4-10.

5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 05.12.2001 № 389-СФ О парламентских слушаниях «Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г., N 51, ст. 4870.

6. Российский статистический ежегодник. М. Ст.сб. / Росстат. 2016.715 с.

7. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.